Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Троицкая школа arrow Воскресная школа arrow О школе arrow Пояснительные записки по предметам
Пояснительные записки по предметам

Священная история Ветхого Завета.

Пояснительная записка для программ 3-5 групп.

Священная история Ветхого Завета раскрывает дело человеческого спасения совершенное воплотившимся Сыном Божиим, как событие будущего в прообразованиях и пророчествах и обнимает собой период времени от начала сотворения мира и человека до пришествия в мир Христа Спасителя.

Задачей курса Священной истории Ветхого Завета является изучение явлений религиозной жизни человечества в ветхозаветный период.

Главная же цель занятий состоит в том, чтобы привить детям любовь к Священному Писанию, желание читать и изучать Библию не только во время занятий, но и в то время когда ребенок находится вне Воскресной школы, помочь найти в ней ответы на те вопросы, которые волнуют душу каждого человека.

Учитывая тот факт, что в третьей группе (возраст детей - 7-8 лет) только начинается изучение ветхозаветной истории, программа построена с расчетом на обзорное ознакомление учащихся с основными событиями библейской истории и судьбами наиболее значимых и ярких представителей данного исторического периода.

В четвертой группе (возраст детей - 9-10 лет) дети продолжают изучение ветхозаветной истории, имея уже общее представление об основных событиях и наиболее значимых личностях данного периода истории, учащиеся могут обратить особое внимание на причины, побудившие людей совершить тот или иной поступок, стать участниками определенных события. За многие столетия до пришествия в мир Спасителя целая чреда святых угодила Богу, каждый в свою меру, оставив пример покаяния, благочестия и подвига. Таким образом, программа для четвертой группы построена таким образом, чтобы наиболее ярко показать нравственные подвиги героев ветхозаветной истории.

В пятой группе (возраст детей - 11-13 лет) учащимся предлагается более подробно изучить хронологию событий и исторические факты о которых рассказывается в книгах Ветхого Завета, не оставляя без внимания и нравственные аспекты исследуемых события. Во время занятий делается попытка продемонстрировать учащимся неразрывное единство Ветхого и Нового Заветов, христоцентричность всего Божественного Писания, приводятся примеры святоотеческих толкований, объясняются мессианские (прообразовательные) моменты Священной истории Ветхого Завета и их взаимосвязь с Новым Заветом. Узнавая особенности государственного строя и быта в определенный период времени, легче понять, что руководило поступками людей и из-за чего они принимали то или иное решение.

Изучая Священную историю Ветхого Завета по периодам, мы имеем возможность обозревать состояние жизни человечества за данный отрезок времени и характеризовать его с точки зрения религиозно-нравственного состояния людей.

Выстраивая программу для трех возрастных групп, мы руководствовались следующим:

1. Учитывая тот факт, что в Воскресную школу могут прийти дети любого из выше приведенных возрастов, то необходимо, чтобы в каждой группе ребенок мог получить все необходимые сведения по данному предмету, поэтому в каждой группе мы обязательно говорим обо всех значимых событиях Ветхого Завета.

2. Не смотря на то, что во всех возрастных группах рассматриваются практически один и те же события, материал в каждой группе преподносится по-разному. Если в младшей группе учитель увлекает детей рассказом, ставя своей целью познакомить их с определенными событиями и героями, то в четвертой группе дети уже пытаются понять причины нравственного возрастания людей, их взаимоотношения с Богом и друг с другом.

3. Таким образом, с каждым годом углубляются знания детей по данной дисциплине.

При преподавании в качестве наглядных пособий используются: репродукции картин отечественных и зарубежных художников, географические карты и схемы. Показываются небольшие короткометражные фильмы (около 10 минут) для наглядного представления о тех или иных событиях Священной истории, что способствует лучшему запоминанию материала.

Занятия проводятся в форме лекций и бесед, на занятиях в младшей группе также используется продуктивная деятельность. Дети рисуют, раскрашивают или лепят.

Литература:

1. Библия

2. Священная история Ветхого и Нового Завета под редакцией архиепископа Вениамина Пушкаря.

3. Закон Божий под редакцией протоиерея Серафима Слободского

4. А.П. Лопухин. Библейская история Ветхого Завета.

5. Иерей Геннадий Егоров. Курс лекций по Священной истории Ветхого Завета.

6. Протоиерей Николай Соколов. Курс лекций по Священной истории Ветхого Завета.

7. Иосиф Флавий. Иудейские древности.

 

Священная история Нового Завета.

Пояснительные записки для программ 1-5 групп.

Священная история Нового Завета повествует нам о величайшем событии воплощения Сына Божия, о земной жизни Господа Иисуса Христа, об учении, которое Он проповедовал, о Его искупительных страданиях и крестной смерти, о преславном воскресении из мертвых и вознесении на небо, о распространении Христовой веры через святых апостолов, которыми и были написаны все новозаветные книги, с целью описать нам спасение людей, совершенное воплотившемся Сыном Божиим – Господом нашим Иисусом Христом.

Священные книги Нового Завета разъясняют нам учение Христово и предупреждают о последних судьбах мира.

На занятиях в первой и второй группах мы хотим познакомить детей на доступном для них уровне с основными событиями Нового Завета, поэтому программы этих групп имеют обзорный характер. Темы занятий по возможности привязываются к годовому кругу праздников, ученикам рассказываются избранные места Евангельской истории.

В третьей группе при изучении Священной истории Нового Завета в первый год обучения уделяется особое внимание хронологии и взаимосвязи событий Евангельской истории. Поэтому, из трех синоптических Евангелий, весьма близких между собой по плану и содержанию, более детально разбирается повествование апостола Луки. В Евангелии от Луки с особой точностью определяются время и места событий, соблюдается хронологическая последовательность в повествовании, охватывающим период от явления Архангела священнику Захарии, отцу святого Иоанна Предтечи до вознесения Господа Иисуса Христа на небо.

В построении Евангельской истории намечаются три главные части. Первая: начало евангельской истории, обнимающее события земной жизни Христа Спасителя до выступления Его на общественное служение. Вторая часть включает в себя общественное служение Господа Иисуса Христа до Его Торжественного Входа в Иерусалим, с которого начинается третья часть, имеющая своим содержанием Страсти и Воскресение Христово.

Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал святой Лука, приведший в своем Евангелии целый ряд притч и действительных событий на эту тему и говорящем о Господе Иисусе Христе преимущественно как о Великом Первосвященнике, принесшим Самого Себя в жертву за грехи всего человечества.

Второй год обучения в этой группе более детально будут разбираться отрывки из Евангелия (зачала), прочитанные на Воскресных Литургиях в соответствии с православным богослужебным кругом. Такое изучение Евангельской истории имеет глубокий смысл, поскольку церковное воспоминание о том или ином моменте священной истории - это не рассказ о давно минувшем, а живой опыт сопричастности событию. Учащие узнают, почему именно эти моменты Евангельской истории выбраны для чтения на Литургии. Воскресные Евангелия могут включать в себя повествования о земной жизни Спасителя, притчи или беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками.

В четвертой группе будут рассмотрены те подробности, которые составляют научный курс Нового Завета: история канона Священных книг Нового Завета, взаимоотношение и разделение новозаветных священных книг по их содержанию, характерные особенности каждого из четырех Евангелий.

Представляя собой единое целое в изложении божественной истины, все четыре Евангелия различаются между собой в зависимости от личных свойств и характера каждого из евангелистов, условиями, при которых они были написаны и целью, поставленной каждым из четырех Евангелистов.

В этой же группе более углубленно изучаются притчи и беседы Спасителя.

Притчи Господа – это иносказательные поучения, выражающие высшие духовные ценности, образы и примеры для которых, заимствовались в повседневной жизни народа и окружающей природы.

Все притчи, которые мы находим в святом Евангелии, обычно разделяют в соответствии с тремя периодами общественного служения Спасителя.

К первой группе относятся притчи, рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди. В этих притчах говорится об условиях распространения и укрепления Царства Божия или Церкви среди людей. Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие.

Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения. В них Господь рассказал о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и изложил различные нравственные правила. Это притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.

В Своих последних притчах (третьего периода), рассказанных незадолго до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих, о Своем втором пришествии, о страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах, о десяти девах и т.д.

Таким образом, начиная с первой и кончая четвертой группой, Евангельская история рассматривается учащимися все более углубленно. Сначала ребенок знакомится с некоторыми наиболее яркими событиями новозаветной истории, затем проводит хронологическую связь между ранее изученными моментами евангельской истории, видит взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов. Разбирая толкование притч и бесед Господа с учениками, дети во всей полноте могут увидеть красоту и святость Христова учения.

Программа же по Новому Завету для пятой группы будет посвящена изучению деяний и посланий святых апостолов.

Книга Деяний, как видно из первых слов её является продолжением святого Евангелия. Автор её поставил для себя цель описать события, происшедшие вслед за Вознесением Господа Иисуса Христа и дать очерк первоначального устроения Церкви Христовой на земле трудами святых апостолов. Евангелист Лука, заботившийся о хронологической точности в Евангелии, имел перед собой историческую цель и в книге Деяний. Однако, излагая события истории апостольского века, евангелист Лука был озабочен религиозным воспитанием тех людей, для которых и была написана эта книга.

Таким образом, учащиеся узнают о процессе становления Христианской Церкви, о трудах святых апостолов, и их проповеди среди язычников.

Также в этой группе предусмотрено обзорное изучение Соборных посланий и посланий апостола Павла.

Основное отличие соборных посланий от посланий апостола Павла состоит в том, что они содержат более общие основные вероучительные наставления, в то время как содержание посланий апостола Павла зависит от обстоятельств тех местных церквей, к которым он пишет, и имеют, таким образом, более специальный характер.

Занятия в четвертой и пятой группе проводятся в форме бесед и лекций.

Литература:

1. Библия.

2. Новый Завет.

3. Священная история Ветхого и Нового Завета под редакцией архиепископа Вениамина Пушкаря.

4. Толкование на Евангелие епископа Аверкия (Таушева).

5. Толкование на Евангелие святителя Иоанна Златоуста.

6. Толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского.

7. Епископ Кассиан Безобразов «Христос и первое поколение христиан».

8. Священник Алексей Емельянов «Евангельский синопсис».

Жития святых Вселенской и Русской Церкви

Пояснительная записка для программ 1-3 групп

Цель уроков познакомить детей, на доступном для них уровне, с жизнью людей, которые Православной Церковью были причислены к лику святых, начиная с первых веков христианства и до наших дней.

Святые - это христиане, с наибольшей полнотой осуществившие в своей жизни заповеди Христа о любви к Богу и ближнему. Среди святых были Апостолы Христовы и равноапостольные проповедники Слова Божия, преподобные монахи, праведные миряне и священники, святители-епископы, мученики и исповедники, страстотерпцы и бессребреники.

Жизнь и деяния святых людей описываются в таком жанре церковной литературы, как Жития святых.

Жития святых начали складываться уже в Римской империи как краткие сказания о христианских мучениках, затем начали создаваться первые образцы житий монахов-пустынников.

В Древней Руси непосредственно с греческого языка переводились «минеи», «пролог», «патерики», а также начинали составляться оригинальные жития первых русских святых. В основу житий иногда полагались лишь отдельные драматические эпизоды из жизни святых (история убийства Бориса и Глеба). Для описания жизни и подвигов святого выбирался определенный тип повествования: то это простой рассказ богатый историческими и бытовыми наблюдениями, то военно-патриотическая повесть, то поэтическое сказание.

В первой группе (4 года) программы по предметам «Жития святых» и «Евангельская история для детей» тесно переплетены между собой. Благодаря этому у детей появляется возможность лучше запомнить и с разных сторон рассмотреть, как Евангельские события, так и особенности характера и деяния тех людей, которые являлись непосредственными участниками этих событий. В данной группе на доступном для учеников уровне изучаются труды и подвиги святых апостолов, родителей Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Предтечи.

Учитывая тот факт, что предметы «Жития святых» и «Евангельская история для детей» изучаются в разные дни (суббота и воскресение), ребенок получает возможность либо закрепить полученные знания, либо, если по каким-то причинам он не мог присутствовать на одном из уроков, все же получить необходимые сведения по данной теме.

Во второй группе (5-6 лет) особое внимание мы уделяем изучению житий святых Вселенской Церкви. Темы уроков по возможности привязываются к годовому кругу праздников Православной Церкви. Для занятий выбираются наиболее яркие жития святых, поскольку ребенок в возрасте 5-6 лет лучше запоминает тот материал, который находит в его душе живой эмоциональный отклик. Разбирая Жития святых, учащиеся узнают, что, не смотря на различие в подвигах и трудах святых апостолов, мучеников, пророков, святителей и преподобных отцов, есть то, что объединяет их всех – это любовь и преданность Богу.

Знакомство с Житиями святых поможет ребенку лучше понять смысл основных христианских добродетелей и облегчит в дальнейшем изучение таких предметов, как Общая Церковная история и История Русской Церкви, опираясь на полученные знания, детям будет легче понять те сложности, которые возникали на пути становления Православной Церкви.

В третьей группе дети приступают к изучению такого предмета как История Русской Православной Церкви в житиях святых. В отличие от второй группы, жития русских святых дети изучают в хронологической последовательности, тема занятия уже привязывается не к годовому кругу праздников, а зависит от исторических событий государства Российского.

Рассказывая житие святого, которому посвящен урок, учитель обращает внимание детей на исторические и культурные события, а также особенности быта и взаимоотношения людей того периода в котором жил святой. Это сделано с целью, подготовить детей к изучению в четвертой группе такого предмета, как История Русской Церкви. На занятиях детям рассказывается о тех подвигах и трудах, которые вставали перед святыми на их пути к Богу, для того, чтобы пробудить в душе ребенка любовь к Богу, и своим ближним.

Литература:

1. Жития святых для детей в переложении Р.А. Балакшина.

2. Жития святых святителя Дмитрия Ростовского.

3. Жития святых славных и всехвальных апостолов.

4. Жития русских святых.

5. А.С. Ананичев. «Святители земли Русской».

История Церкви.

Пояснительная записка для программ 4 группы.

Изучение Истории Христианской Церкви в 4 группе подразделяется на две дисциплины: это «Общая Церковная история» и «История Русской Церкви». «Общая Церкви история» изучает основные события жизни христианской Церкви со дня Святой Пятидесятницы до двенадцатого века. Особое внимание уделяется изучению вопросов духовно-нравственной жизни Церкви, трудов и подвигов святых апостолов, мучеников, преподобных отцов, святителей и учителей церковных, а также исследованию особенностей церковно-государственных отношений в разные периоды истории христианской Церкви.

Программа рассчитана на два года обучения.

В первый год обучения более детально рассматривается период становления Христианской Церкви от времен апостольских до воцарения Константина Великого. Учащиеся узнают, чем отличаются подвиги и служение святых апостолов, мучеников за веру и преподобных отцов-пустынников.

Второй год обучения посвящен эпохе Вселенских Соборов. Учащимся представится возможность узнать причины созыва и принятые решения Вселенских Соборов, их основных участников.

Занятия проходят в форме бесед. Для того, чтобы учащиеся лучше запомнили рассказанный материал, на каждом уроке детям предлагается небольшая практическая работа.

В качестве наглядных пособий используются иконы, картины отечественных и зарубежных художников.

Литература:

1. Жития святых святителя Димитрия Ростовского.

2. Жития святых для детей.

3. История Церкви для детей под редакцией Бахметевой А.Н.

4. История Церкви для детей и взрослых под редакцией С. Куломзиной.

5. Листки для детского чтения «Христос и Его церковь», под редакцией протоиерея С. Четверикова.

6. А.Л. Дворкин. «Очерки по истории Вселенской Церкви».

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї