Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Интервью, статьи arrow Интервью с народной артисткой России Н.Н. Терентьевой
Интервью с народной артисткой России Н.Н. Терентьевой

«Я всегда пела с мыслью о Боге»

Нина Николаевна Терентьева известна в Росси и за рубежом как оперная певица с уникальным тембром голоса, одна из самых выдающихся меццо-сопрано на мировой оперной сцене. Народная артистка России, солистка Большого театра, исполнительница более 30 блестящих партий, среди которых: Марфа («Хованщина»), Марина Мнишек («Борис Годунов»), Полина («Пиковая дама»), Весна («Снегурочка»), Любаша («Царская невеста»), Любава («Садко»), Амнерис («Аида»), Эболи («Дон Карлос»), Азучена («Трубадур»), Ульрика («Бал-маскарад») и др. Много и успешно гастролировала за рубежом, неоднократно принимала участие в постановках театров Метрополитен Опера, Ла Скала и других. Можно долго перечислять ее титулы и достижения.… Но мы знаем ее еще и как прихожанку Московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры, глубоко верующего человека. Об этой стороне ее жизни, известной не всем поклонникам ее таланта, а также о творчестве, искусстве, вере, мы беседуем с Ниной Николаевной.

– Нина Николаевна, такие понятия, как вера и искусство, не всегда легко и гладко сочетаются в сознании людей. Получается ли у Вас органично соединить их в своей жизни? Как Ваша вера выражается, реализуется в Вашей работе?

Когда человек православный, это всегда видно на сцене. У нас есть несколько человек глубоко верующих – они по-другому все преподносят. У православных есть какой-то стержень, глубина. Нечто такое, чего люди могут и не понимать, но это их очень трогает. Мы же пропускаем все через душу, ум и сердце. И я чувствую, что это очень действует на зрителя. Например, когда я пела Любашу в «Царской невесте», пела о ее трагической судьбе, в зале все плакали. Потому что я пропускаю все через любовь. А это и есть пение для Бога.

Каждого своего персонажа, каждую свою героиню я люблю, нахожу в ней что-то, за что ее можно полюбить. Вот, казалось бы, Далила – подвела Самсона под смерть, обманула его! Но она боролась за свою Родину, защищала какой-то высший для нее идеал. Каждый верующий исполнитель пытается проникнуть, понять человека, образ которого он воплощает на сцене, душу которого он должен открыть. А вера в Бога объясняет многие поступки, страсти. Единственный персонаж, в котором я не нашла ничего положительного – это Кармен. Это роль, которую я всегда отказывалась петь. Пела немного в Большом театре, когда была постановка, но потом всегда отказывалась от этой роли.

Как-то мы разговаривали с одним итальянским дирижером, который работал с такими звездами как Мария Каллас, Тената Тебальди, Марио дель Монако. Аристократ, очень много повидавший, много слышавший, уже немолодой человек. И он говорит: «Нина, в Вас есть что-то такое, чего ни у кого нет». А я отвечаю: «Да, это православие».

А в чем, по-вашему, эта необыкновенность, которую дает православие? Вы ведь и сами много гастролировали за рубежом, общались со многими талантливыми людьми других культур и религий. Таланты ведь есть везде…

На западе главное – это расчет. Душа? А сколько это стоит? А мы все-таки старались выбирать то, что не повредит душе, многие исполнители отказывались от постановок, где надо было раздеваться или какие-то мерзости изображать. А ведь многие талантливые люди ради денег соглашаются на любые «эксперименты». На Западе это не считается ничем особенным, это нормально. В первую очередь – «сколько мне за это заплатят?»

Безусловно, я тоже зарабатывала деньги на гастролях. Но Кармен я все-таки не пела. А после спектакля «Бал-маскарад», где я пою колдунью, всегда исповедовалась. И Шаляпин после Мефистофеля исповедовался.

Говорят, что каждый человек может послужить Богу на том месте, на которое он поставлен. Чувствуете ли Вы, что своим даром служите Богу?

Мне говорили, что моя профессия – это не Божье дело, а скоморошничанье, развлечение людей. А я не могла согласиться, ведь не скоморошничаю, а заставляю их плакать, сострадать. И, чтобы разрешить этот вопрос, я поехала в Лавру, там был тогда батюшка о. Илья. Я ему все рассказала и задала мучавший меня вопрос. А он спрашивает: «А что там, в опере, раздеваются, пляшут?» – «Да нет, там исторические сюжеты. Конечно, страсти, любовь, измена, человеческие переживания. Но это исторические события. Это классическая музыка». И он говорит: «Ну, классическая музыка от Бога. Бог зачем-то тебе талант дал. Пой!»

– У Вас ведь был также и опыт пения в храме? Какие впечатления он оставил?

Да, это было на Московском Подворье Троице-Сергиевой Лавры. Его настоятелем тогда был игумен Лонгин, ныне митрополит Саратовский и Вольский. По его просьбе я несколько раз пела на великие церковные праздники вместе с замечательным хором Подворья под руководством регента Владимира Александровича Горбика. И волновалась я при этом гораздо больше, чем когда пела в Метрополитен Опера! Ведь здесь поешь перед Богом, Он совсем рядышком, здесь я пела у Него в доме. И Он меня поддерживал. Получалось красиво. Это очень волнительно, но и большая радость.

Я всегда пела с мыслью о Боге. Помню, как я пела Амнерис в опере Дж. Верди «Аида» в Италии на Арене ди Верона – всемирно известной концертной площадке под открытым небом в античном римском амфитеатре, построенном около двух тысяч лет назад. Это было очень яркое ощущение: луна, звезды, небо такое красивое, и я буквально пою на небо! Пою Богу. И так спокойно становится, и уверенность, что я не одна, что мне помогут.

– Если классическая музыка от Бога, то что Вы скажете о современном искусстве?

Культура сейчас осатанела. Делается все, чтобы ее унизить, исказить замысел композитора и извратить смысл произведения. Сейчас как в нашей стане, так и за рубежом наравне со зрителями страдают и артисты драматических и оперных театров. Страдают от извращенцев режиссеров-постановщиков, работающих в тандеме с директорами театров, целенаправленно уничтожающих высокую культуру, делая из ее низкопробный, пошлый, одноразовый продукт, который наносит огромный вред душе человека. И в театр драматический я уже не пойду, разве что в Малый, где Соломин еще держит классику.

– Как же сегодняшним молодым талантам найти и сохранить внутренний стержень, удержаться от «мерзостей», о которых Вы говорили?

Очень трудно. Они в полном душевном смятении. Сейчас сохранить душу молодежи гораздо труднее. Пожалуй, времена пострашнее, чем были после революции. Тогда хотя бы было ясно и понятно – этот человек разрушает церкви, а этот служит Богу. А сейчас Церкви не взрывают, но пытаются уничтожить ее изнутри, порочат ее. А мы доверчивые, легковерные.

Сейчас самое главное – это семья. Как мы общаемся с детьми? Поел, поспал, сделал уроки.… А с детьми надо разговаривать, читать, рассказывать о Боге. Тогда их труднее будет сбить с пути. Надо, чтобы они еще в детстве очень полюбили Бога. Но и не переборщить с Церковью, не таскать насильно, подходить ко всему с головой. Надо, чтобы вера была радостной.

Я считаю, что многое зависит еще и от рода, насколько в роду были люди, близкие к Богу. Если это первое поколение, если нет корня, то очень трудно. В моей семьей были очень богомольные предки, и это очень важно. Моя двоюродная бабушка была монахиня – ушла в 14 лет в монастырь. По папиной линии в роду был священник. Моя родная сестра – монахиня на Пюхтицком подворье.

Конечно, Богу все возможно. Он может и из камня сделать детей Авраама. Но если в роду есть богомольцы, они же молятся за нас и на том свете. Тогда уже трудно уйти с этой дороги. Мне кажется, имеет значение, насколько глубоко человек воспринимает Бога. «Вышел сеятель сеять…» - помните притчу? Упало при дороге и не взошло... Есть души, как бы закрытые слоем панциря. Им труднее удержаться на правильном пути.

Сама я не была воспитана в вере. Мы соблюдали какие-то традиции, красили яйца на Пасху, но никогда не были в Церкви, не молились. Однако в 11 лет со мною произошел такой случай. Была Пасха, и в моей душе вдруг что-то такое поселилось, я почувствовала, что ужасно хочу в церковь, просто умираю! Я собралась и побежала. До сих пор помню это чувство, что я как будто летела над землей – так мне туда хотелось. Пришла, отстояла службу, ничего не понимала, конечно. После службы бабушки стали давать мне пасхальные яички. Помню, на обратном пути о камень разобью и ем эти яички…

Потом, со временем, уже сестра, с помощью Божией, постепенно нас всех привела к вере. Но такого, как тогда, в 11 лет, больше со мной не было. Этого ощущения, когда ничего больше не нужно, когда ничего больше не видишь и не слышишь! Когда Бог хочет призвать к Себе, этому сопротивляться невозможно.

Беседовала Светлана Ладошкина

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї