Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Интервью, статьи arrow Музыку надо писать, как Бог на душу положит
Музыку надо писать, как Бог на душу положит

На наши вопросы отвечает композитор Анатолий Киселев

– композитор, педагог, заслуженный деятель искусств России, лауреат Международного и Всероссийских конкурсов, составитель первого в современной России «Сборника православных песнопений современных отечественных композиторов», организатор первого в стране учебного курса электронной музыки в Гнесинском училище, «Лаборатории электронной музыки» в Союзе композиторов, «Ассоциации электроакустической музыки России». Автор светских и духовных хоровых произведений, в том числе – богослужебных сочинений, наиболее масштабные из которых – «Всенощное бдение» и «Литургия св. Иоанна Златоуста», автор музыки и песен для детей, кино, театра и ТВ. - Анатолий Иванович Киселев

- Анатолий Иванович, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы вступили на музыкальную стезю. Сопутствовали ли этому выбору какие-то промыслительные события?

- Все, что происходит в нашей жизни, я считаю Промыслом Божиим, и если человек верит в случай, то в нем уже нет веры в Бога. Что касается выбора профессионального поприща, то этому содействовало то, что я вырос в очень музыкальной семье: мой дед по материнской линии - родом из Брянской губернии - играл на гармошке, а отец, родившийся в Орловской губернии, сохранил любовь к народной музыкальной культуре. В нашем доме постоянно звучал патефон, я знал множество песен, а в семилетнем возрасте мне посчастливилось попасть в число принятых в Московское хоровое училище, которое в те годы возглавлял ректор Московской консерватории А. В. Свешников. Туда меня привел дядя, который был тогда заместителем декана МГУ. В училище преподавали такие известные мастера, как Н. И. Демьянов, П. А. Богданов, Е. М. Щедрин, В. В. Ровдо, А. Г. Флярковский. Я еще успел застать "синодалов" - тех музыкантов, которые до октябрьского переворота заканчивали Синодальное училище, - и к нам, школярам 50-х, был перекинут мостик из дореволюционной православной культуры. Наше хоровое училище заканчивали такие выдающиеся хормейстеры, как В. Н. Минин, А. А. Юрлов, А. Д. Кожевников, В. С. Попов и многие другие. К нам приезжали известнейшие исполнители: С. Рихтер играл у нас на рояле, А. Б. Гольденвейзер, который посетил нас в 1956 году, рассказывал о том, как он вместе с С. В. Рахманиновым играл у графа Л. Н. Толстого в Ясной поляне, с И. С. Козловским мы пели вместе.

Разумеется, в те советские времена не разрешалось петь на духовные тексты, и мы пели духовную музыку либо как вокализ, без слов, либо прибегая к маленьким хитростям-подтекстовкам наших педагогов - нейтральным стихам о природе, цветочках и облачках, которые специально для нас сочиняла К. С. Алимасова, замечательный концертмейстер и музыкант. Таким образом, все мы воспитывались на духовной музыке: даже на занятиях по сольфеджио мы обращались к мелодиям Знаменного распева или к музыке русских опер. То, что пропущено через сердце, - а нас учили петь только так, - уже не забывается никогда.

- В дореволюционной России исповедание Православной веры органично вплеталось в традиции воспитания, которые несли в себе основы христианского миросозерцания. Скажите, а чему обязан Ваш путь к вере и Церкви? Способствовало ли ему приобщение к духовной музыкальной культуре?

 - Мои родители были верующими людьми, и я был крещен в раннем детстве, но в те советские времена многие православные не могли открыто вести церковную жизнь. Тогда сажали даже за пятиминутное опоздание на работу, а что уж говорить о посещении храма! Мой покойный друг, поэт Л. П. Дербенев, рассказывал о том, как в советские времена даже некоторые всесильные члены политбюро КПСС оставляли свои машины в нескольких кварталах от храма и, таясь и озираясь, добирались до церкви.

Что касается моего пути к Богу, то какого-то внезапного момента обращения у меня не было. Мое движение к вере органично накладывалось на приобщение к музыке и шло через русскую песню, через потрясающие встречи и знакомства со старыми людьми, которых я встречал во время гастрольных поездок и фольклорных экспедиций. Я общался, например, с донскими казаками, которые в свое время еще «рубали красных» и в доверительных беседах рассказывали о православном быте казачества... Поэтому мое приближение к Православию произошло как-то само собой, постепенно и естественно.

- Ваше музыкальное творчество многогранно, Вы работаете в разных музыкальных жанрах, в том числе, создаете и духовные хоровые произведения, которые исполняются не только в концертных залах, но и в православных храмах во время богослужений. Скажите, в чем, по-Вашему, критерий христианского наполнения искусства? Всякое ли подлинно гениальное произведение содержит в себе - в силу своей гениальности - зерно христианской истины?

- Гениальное произведение искусства может быть и гениальной прелестью, оно может пробуждать ложные чувства и мысли и направлять человека совсем не на ту тропу, которая ведет к Богу. Критерий христианского содержания творчества - это тот знак, который оно несет в себе. Как существуют два полюса: один - дьвольский и разрушающий, а другой - божественный и созидающий, и между ними не может быть никаких компромиссов, – так и творчество может нести в себе очищение и просветление, а может служить силам зла. Произведение искусства со знаком "плюс" всегда содержит в себе преображающий и очистительный элемент. Еще великий Бах писал в своей книге «Преподавание основ генерал –баса», что музыка должна быть написана: «… во славу Божию и дозволенного наслаждения души. Назначением и конечной целью… музыки, не может быть ничто иное, как хвала Господу… Где не стремятся к этому должным образом, там нет настоящей музыки, а есть лишь дьявольские звуки и пиликанье». Вот единственный критерий любого творчества.

Мне вспоминается впечатление от посещения усыпальницы испанских королей в Эскориале - католическом монастыре, расположенном неподалеку от Мадрида, где мне довелось побывать вместе с моим другом, композитором Эдуардом Артемьевым. Там мы стали свидетелями исполнения детским хором древнего грегорианского хорала, необыкновенно близкого нашему Знаменному распеву. Вот где я ощутил подлинно христианский дух искусства. Именно поэтому мне так интересно и отрадно работать над реставрацией аудио записей древних распевов, как человеку профессионально связанному с звуковыми компьютерными технологиями.

- Человек, наделенный большим талантом, рискует впасть гордыню и тщеславие. Как, по Вашему мнению, одаренный человек должен относиться к своему таланту?

- К сожалению, никто из нас не лишен ни тщеславия, ни гордыни, ни честолюбия. Если это не так, то это исключительная редкость для любого творца. Честно говоря, я не считаю себя человеком какого-то исключительного таланта, и по-хорошему завидую тем, кого Господь наделил таким великим даром. Не все, правда, используют свой талант по назначению, и мне всегда очень жаль тех, кто зарыл свой дар в землю. Я же всего лишь пытаюсь преумножать ту маленькую частичку таланта, который мне дан, и по кирпичику строить здание своего творчества.

- Что сопутствует творчеству и вдохновению?

- Здесь не нужно особенно мудрствовать: как и для всякого дела, для творчества, прежде всего необходимо благословение священника. А дальше – все, как у Андрея Рублева: пост и молитва. Если творчеству сопутствует единение с Богом, то начинаешь явственно ощущать, что не ты водишь своей рукой. Как только, в самонадеянном упорстве, начинаешь сидеть и вымучивать из себя нечто «великое», то мгновенно к тебе приходит понимание собственного бессилия: получается что-то нудное, бесталанное и посредственное. У П. И. Чайковского есть замечательная фраза: «Музыку надо писать, как Бог на душу положит». Написал искренне – и вышло хорошо, кому-то оказалось нужным. А когда мучительно изобретаешь что-то, а порой – даже высасываешь из пальца, то ничего не выходит. Без Бога мы совершенно беспомощны.

- Анатолий Иванович, Вы – пожалуй, единственный из современных композиторов, кто отважился писать столь масштабные духовные произведения, как Всенощное бдение и Литургия святаго Иоанна Златоуста. Каково предназначение Ваших сочинений, для чего они написаны – для концертного исполнения, или же для богослужений в православных храмах?

- Я беседовал на эту тему со многими священнослужителями. Например, владыка Лонгин считает, что духовные хоровые произведения предназначены только для богослужений. Я позволил себе возразить ему. Например, «Всенощная» Рахманинова: ее ведь нельзя однозначно воспринимать как церковную музыку, скорее, это произведение концертного репертуара. И в этом есть свое преимущество. Представьте себе: какой-нибудь светский человек услышит такую музыку – в нем зажжется искорка, из которой, быть может, впоследствии разгорится истинная вера. Человек, соприкоснувшись с духовной музыкой, пусть даже исполненной в концертном зале, задумается, придет в храм и, возможно, обратит свое сердце к Богу. Ведь пути Господни неисповедимы. Как было со св. Прокопием Устюжским? Он был купцом, немцем, приехавшим в Россию из Любека, который, выгодно продав свои товары в России, случайно зашел помолиться в нашу церковь, и первое, что его поразило – это великолепие православного храма. Мгновенно он почувствовал, что навсегда здесь останется. Подвиг святости, юродства, чудотворения и пророчества стал возможен сначала благодаря чисто эстетическому впечатлению от великолепия храма, а затем на него сошла Благодать Божия. Точно так же и чувство, рожденное от восприятия музыки, может подтолкнуть человека к вере. Поэтому для духовной музыки везде есть место: верующих людей она, будучи исполненной церковным хором, призвана настраивать на молитву, а в людях, далеких от Церкви, – пробуждать веру. Поэтому у меня есть песнопения, которые имеют благословение для храмового исполнения, и они там звучат, и есть сугубо концертные духовные произведения. И те, и другие, по моему убеждению, имеют право на жизнь.

- Анатолий Иванович, в наше время всеобщей унификации и нивелировки массового сознания, с искаженной системой ценностей и повсеместным культурным невежеством, высокое искусство обречено быть искусством для избранных. Скажите, это симптом нашей эпохи, или такова сама природа искусства? Вообще, должно ли искусство «идти в ногу со временем» и отвечать его эстетическим потребностям?

- Испокон веков человек сначала изъяснялся, используя речь, потом его эмоции и чувства более ярко выражались через пение. (К примеру, раннехристианская Литургия целиком пелась). То есть выражение всего круга человеческих эмоций претворялось в звуки - музыку, пение. В связи с этим развитие искусства происходило по двум путям: животные рыки  первобытного человека, самые его низменные инстинкты преобразовались сегодня в ту современную музыку, которая лишена мелодизма, гармонии и искренних чувств, а все, что было обращено к Богу, соответственно, претворилось в высокое, подлинное искусство.

С другой стороны, как бы то ни было, мы никогда не сможем уйти от колеса времени, и рано или поздно все закончится: у Господа тысяча лет, как один день. Мы стремительно меняемся и даже говорим иначе, чем наши бабушки и дедушки каких-то 50 лет назад. По сравнению с порой их молодости сегодня мы живем в абсолютно новом культурном пространстве, которому искусство должно соответствовать. От этого никуда не денешься. Как-то Ивану Бунину в Париже после войны красавец поэт Константин Симонов сказал: «Вы говорите на каком-то странном русском языке». На что острый на словцо Иван Алексеевич ответил: «Это вы, батенька, говорите на странном языке. В наше время так говорили кучера да кухарки». А это была разговорная речь знаменитого советского поэта! В музыке же опыты «аутентичного» искусства, когда, к примеру, Моцарта исполняют на современных ему инструментах взамен нынешних, усовершенствованных веками, производят весьма жалкое впечатление. Как бы там некоторые ни говорили о церковном пении, что самая лучшая музыка – это Знаменный распев, и с этим трудно не согласиться, однако жизнь усложняется, равно, как усложняются и человеческие взаимоотношения, восприятие мира. Сегодня уже нельзя писать, как во времена Рахманинова, к примеру, «Всенощную». И именно поэтому я писал «Всенощную» уже с учетом каких-то новых музыкальных достижений - гармонических и тембровых, но, опять же, в том самом баховском коридоре «дозволенного наслаждения души».

Как я уже говорил, побудительным толчком к творчеству должно быть обращение к Богу. Сложно себе представить, чтобы человек, произнеся «Господи благослови!», стал слушать песни Ф. Киркорова – а это еще не самый худший пример. Но, поскольку, как сказано, «душа по природе христианка», то хочется верить, что всем дан слух, чтобы отличить истинное от ложного и высокое от низкого. И в наше нелегкое время, когда козни лукавого становятся всё хитрее и изощреннее, чтобы вместо стяжания Благодати Духа Святаго, направить людей на стяжание денег и тленных богатств мира сего, надо быть особенно внимательным.

Беседовала Александрина Вигилянская

Обсудить на форуме >>> 

Диск "Ангел вопияше" - православные песнопения

     

Песнопения всенощного бдения

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї