Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Интервью, статьи arrow Просвещать можно только тех, кто хочет просветиться
Просвещать можно только тех, кто хочет просветиться

Интервью с генеральным директором телеканала «Благовест» Григорием Михновым

«Телевидение – это зло». Такое распространенное суждение верно лишь отчасти. Ведь кроме насилия и пошлости на экранах телевизоров, пусть редко, но появляются программы на глубокие и серьезные темы. А есть и православные передачи. Некоторые из них уже ушли из эфира, такие как «Русский дом» или «Предстоятель». Но уже больше десяти лет выходит «Слово пастыря», пять лет - «Православная энциклопедия», причем аудитория этих программ на центральных каналах – десятки миллионов людей.

Два года назад в России появилось сразу три православных спутниковых телеканала. Один из них вещает круглосуточно. Здесь читают утренние и вечерние молитвы, священники отвечают на вопросы зрителей и разъясняют смысл таинств и богослужения. И показывают добрые и серьезные отечественные фильмы.

С руководителем телеканала «Благовест» Григорием Михновым мы встретились прямо в студии, в перерыве между съемками.

– Григорий Александрович, на отечественном телевидении есть совсем немного православных программ и несколько телеканалов, которые сами себя называют православными. Все эти проекты очень разные – и по форме, и по содержанию, и по стилистике. Вашему телеканалу Скажите, а в каком жанре работает Ваш телеканал «Благовест»?

– То, что мы делаем, скорее всего можно отнести к жанру катехизационных бесед. Мы говорим на разные темы, используем разные приемы. Всё это – возможность, посредством телевидения, ежедневной, расширенной, продолжительной катехизации. Потому что попытка смоделировать аудиторию, подстроить ее под себя – то, что на телевидении называется «целевая аудитория» и т.д., – для спутниковых каналов такая попытка не вполне актуальна. Аудитория формируется сама, за счет кабельных операторов. Они подключаются к каналу, а потом дают зрителям возможность его смотреть. И получается, что срез аудитории будет другой, нежели у эфирных каналов. Хотя с другой стороны, размах у них несоизмеримо больше. К концу второго года нашего вещания, работая с подавляющим большинством кабельных каналов России и стран СНГ, можно сказать, что на самом деле суммарная аудитория «Благовеста» не более трех миллионов абонентов. Это абсолютная капля в море, если брать всё человечество, проживающее в зоне покрытия спутника. Однажды мы подсчитали – три с половиной миллиарда технически могли бы принимать наш сигнал. А реально смотрит вот такая незначительная часть. Поэтому нужно с ними разговаривать ежедневно, вдумчиво, отвечать на вопросы, ставить какие-то вопросы самим. И понимать, что это единственно возможный жанр – вот такого длинного дыхания, длинного разговора с продолжением.

– Вы сказали сейчас об аудитории. Но я думаю, что у спутниковых каналов не только аудитория особая, география ведь тоже отличается. Ваш телеканал сейчас смотрят в Израиле. Это была инициатива «Благовеста»?

– Вы знаете, в зоне покрытия основного спутника, с которого мы вещаем, много разных стран. В октябре 2006 года мы получили предложение о сотрудничестве от израильских кабельных операторов, которые работают на Святой Земле. Они посмотрели наш эфир, и обратились к нам. И канал Благовест стал первым христианским каналом, который официально вещает на Святой Земле. Потихоньку растет аудитория, для нас это тоже было таким косвенным подтверждением, что видимо мы интонационно, если можно так сказать, совпадаем с некими ожиданиями зрителей. Ведь кабельные операторы Западной Украины, во Львове, в Ужгороде тоже подписали с нами договор. То есть оказывается, можно как-то так выстроить эфирную политику, чтобы не вызывать ненужного раздражения. Хотя конечно, мы не ставим перед собой задачу понравиться публике. У нас ведущие – не шоумены, и все священники, которые на канале работают – они естественно все – священники Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

– Тем не менее, существуют некие каноны современного телевидения, язык современного телевидения, к которому привык зритель. С другой стороны есть православный церковный телеканал, который говорит о предельно серьезных вещах. Как сочетать эти, на первый взгляд, несочетаемые вещи?

– Вы знаете, пока мы скорее пытаемся работать от противного. Ведь что такое современное телевидение? Есть вот такая жутко мелькающая разноцветная картинка, с частотой смены планов каждые три секунды, и т.д. и т.п. А у нас – длинные плавные разговоры, с медленными переходами, с долгими наплывами. И оказывается, что очень большая часть зрительской аудитории просто скучает, вот даже зрительно, по другому темпоритму. Оказывается, что вот эта современная стилистика отнюдь не у всех людей вызывает восторг. И принцип – «публика съест все», если ее кормить одним-единственным продуктом – да, она вынуждена есть его. Но если предложить некоторое разнообразие, то оказывается, что не всё так. Самое главное, что действительно, современные технологии доставки сигнала позволяют не обращать внимания на пресловутые рейтинги, рекламу, сколько будет продано…

–Как же так? Ведь все знают, что это «киты», на которых стоит современное телевидение. Без рекламы и рейтинга и представить его не возможно.

– Потому что спутниковые каналы живут на другой основе – на подписке. То есть каждый абонент, смотрящий канал «Благовест» в частности, платит в месяц один рубль. Это цена подписки. Когда мы суммарно собираем какие-то деньги, то мы их превращаем вот собственно в канал.

– То есть, если я правильно понял, вы не зарабатываете на рекламе, и не зарабатываете на коммерческих программах… Но ведь это опровергает привычное представление о телевидении – которое должно приносить доход. А если оно не приносит доход, то оно съедает и себя, и своих создателей. Неужели возможно существовать при подписке в рубль?

– Возможно существовать. Но для этого нужно определенное с одной стороны безумие людей, которые это делают, а с другой стороны здравость. Нужно просто понимать, что существуют необходимые вещи: труждающийся достоин пропитания, и соответственно, человек, который работает, понятно, что он нуждается в деньгах просто, чтобы обеспечивать себя. Но существует какой-то предел разумности. Это не значит, что нужно получать зарплату в десятки раз превышающую среднюю в стране. Если необходима техника – это тоже нужна некая «золотая середина», потому что камеры телевизионные стоят разных денег – начинать можно с того, что покупать дешевые камеры. И так далее. То есть, очень скромное, очень бюджетное существование возможно, для этого нужно неплохое знание технической стороны дела, ну и позволю все-таки это сказать, – вера.

– «Благовест» – телеканал православный. Это значит, что одна из главных задач для Вас – миссионерская. Скажите, какую аудиторию Вы рассчитываете охватить в перспективе, в ближайшее будущее? На кого рассчитаны Ваши программы?

– Вы знаете, в этой ситуации мы все время вспоминаем слова Лескова: «Россия крещена, но не просвещена». На самом деле, насильно просветить не получается. Просвещать можно только тех, кто хочет просветиться. Вот их мы и хотим захватить. Тех, кто хочет все-таки разобраться, где наносное, где – я ничего плохого не хочу сказать, но, тем не менее, термин такой есть – информация от бабушек. И она зачастую ужасно искажена, по сравнению с реальным вероучением Православной Церкви. Людей, которые хотят все-таки разобраться, что же написано в Евангелии, каким образом Православная Церковь может жить две тысячи лет, не меняясь, людей, которые хотят просветиться – вот с ними мы и хотели бы говорить. А может быть и с теми, кто с нашей помощью узнают, что они этого хотят. Ведь, к сожалению, зачастую бывает так, что человек раз или два сделав попытку переступить через порог храма, и не увидев там того, что в голове у него сложилось, какая-то заранее картинка, отказывается от дальнейших попыток. И тут может оказаться, что вот такой способ – заочного знакомства – окажется для человека полезным и спасительным.

– Как Вы думаете, Григорий Александрович, какое место телевидение занимает в главном деле Церкви – спасению человеческих душ?

– Очень важное. Потому что невозможно игнорировать тот факт, что аудитория, люди, находятся в определенной психологической зависимости от телевидения. Телевизор работает в каждом доме, в каждой комнате, на кухне, в ванной... Мне кажется, что Церковь не может этого игнорировать. Если есть возможность для нас с вами так или иначе в этом пространстве присутствовать, значит, мы должны присутствовать. Рассказывать, показывать, не навязывая, а приглашая зрителей разделить нашу радость, открывая тем, кто захочет этого, красоту и глубину Православия.

Беседовал Сергей Канев.

Обсудить на форуме >>> 

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї