Внутри у нас гора, на которую мы поднимаемся всю жизнь
Отец Андрей – выпускник Географического факультета МГУ по специальности гляциолог (специалист по ледникам), до принятия священного сана он много лет работал на Эльбрусе. Десять лет назад он устроил на базе детского дома в селе Ковалево Костромской области уникальный педагогический эксперимент. Воспитанники о. Андрея занимаются спортом, борьбой, ходят в горы, а затем сами монтируют фильмы о своих путешествиях. А педагоги, которые наблюдают за жизнью этого православного детдома со стороны, разводят руками, потому что система воспитания в Ковалево приносит реальные позитивные результаты: дети из неблагополучных семей получают “путевку в жизнь”.
Мы встретились с отцом Андреем накануне нового путешествия. До этого ребята из Ковалево побывали в горах Крыма, прошли на веслах Карельские реки, и даже совершили восхождение на Эльбрус. А теперь – не много ни мало – собирались покорить Аляску.
– Отец Андрей, вы директор и духовник детского дома, и одновременно создатель Детского Экстремального Проекта. Почему вы решились на такой необычный метод воспитания?
– Я в свое время много лет провел в горах, бывал и на Кавказе, и в Тибете. А в 1989 году стал священником, уехал в Костромскую область, и все альпинистское снаряжение раздал друзьям, и веревки и горные лыжи. Думал, что эта тема для меня закрыта.
А потом, после 1991 года, когда началось страшное время, и оказалось, что вокруг огромное количество беспризорников, мы стали строить детский дом. В 1997 году встал вопрос: что делать дальше? Ведь дети растут очень быстро. И тогда, как сейчас я понимаю, скорее от отчаяния, я решил повести ребят в горы.
За долгие годы работы и жизни в горах я не встречал там плохих людей. Горы – это своеобразная кузница мужского характера.
Результаты этого первого похода с детьми в конце 90-х поразили не только меня, но и опытных педагогов. За десять дней горного похода мы добились результатов, которых не достигали и за десять месяцев тяжелого педагогического труда.
– А в чем особенность вашего педагогического подхода?
– Мы строим свою работу на таких пяти принципах. Первое – это семейное устройство детей, они живут у нас в детском доме “по-домашнему”, такими своеобразными “семьями”, где старшие дети помогают младшим, и у них есть “родители”, которые им и воспитатели, и наставники. Второе – это Церковь. Третье – учеба. Четвертое – труд. У нас большое подсобное хозяйство, ферма, земля, которую мы обрабатываем. Пятое – это спорт и здоровый образ жизни. Дети у нас занимаются борьбой и экстремальными путешествиями – туризмом и альпинизмом.
Очень часто нашу методику критикуют, но есть и поддержка, причем самая высокая – Святейший Патриарх одобрил наше начинание и благословил всех нас.
– Скажите, отец Андрей, а верующий человек как-то по-особенному смотрит на поход в горы?
– Знаете, горы – это аналогия духовной жизни человека, причем полная аналогия. Гора – она как икона, образ той горы, что находится внутри нас, и на которую мы поднимаемся всю жизнь. Подъем вверх связан с опасностями, с риском, трудностями, с большим напряжением физических, духовных, психических сил. А вниз можно лететь, не напрягая никаких особенных усилий. И упасть в пропасть.
– А что может дать альпинизм кроме удовольствия и физической подготовки?
– Горы нас завораживают, притягивают и преображают. Я знаю многих альпинистов, и вижу, насколько эти люди духовно богаты, и сами, не ведая о том, стремятся к Богу. Они преодолевают трусость, подлость, человеческое ничтожество.
– А подъем в горы может принести духовный вред?
– Конечно, не все так безопасно. У многих людей, которые ходят в горы есть гордыня. Но для нас горы – это только средство, благодаря им мы решаем свои педагогические задачи. В горах происходит объединение человеческой природы, раздробленной грехом. Ведь у современного человека, который большую часть времени проводит за компьютером, голова находится в совершенно ином месте, чем тело.
В горах, с рюкзаком, поднимаясь по леднику, по веревке, ты собираешься воедино. И не на какой-то миг, а на длительное время, к примеру, на неделю, на две и больше.
И проходя через страдания, да, да, ведь это, в самом деле, добровольные страдания, сердце человеческое очищается. Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Это удивительно, как в такой ситуации дети преображаются. Очень непростые дети.
Большинство наших соотечественников считают так: да, много беспризорных детей, страшное, невиданное за всю историю России число. Да, их нужно собрать, одеть, покормить, каким-то образом воспитать. И мало кто задумывается, что 99% этих детей – инвалиды.
– Что вы имеете в виду?
– Они инвалиды психологические. А отчасти и духовные. Времена Макаренко прошли, это не те дети, с которыми он имел дело. У тех детей были родители, которых они любили. И эти родители погибли по тем или иным причинам. А мы сейчас имеем дело с детьми брошенными. И у них с ранней стадии развития наступила блокада в мозгу и сердце.
Они перестали доверять людям. Вместо матери у них там, в сердце – “черная дыра”. У них отмирает базовый человеческий инстинкт – привязанности, со всеми трагическими последствиями.
Эта инвалидность куда опаснее любой другой, но она скрыта. И только те, кто близко связан с этими детьми, понимают, что наши педагогические ресурсы исчерпаны, и надо искать новые методики. А иначе – опускаются руки.
Мы пошли по этому пути, и видим, что не ошиблись – в походе, в самом деле, происходит реабилитация.
И не только в горах. Мы ходим зимой на лыжах, в 30-градусные морозы. Ночуем в снегу, в пещерах, в палатках. Ребята не только реабилитируются в психологическом и духовном плане, но и проходят суровую школу жизни.
Время, в котором мы живем, часто называют эпохой потребительства. И наша задача – научить ребят бороться за то, чтобы в любой ситуации сохранять человеческое достоинство, образ и подобие Бога. А это совсем не просто.
Беседовал Сергей Канев
Обсудить на форуме >>> |