Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Интервью, статьи arrow "Труд для Церкви приносит радость жизни". Интервью с дизайнером Ольгой Алисовой
"Труд для Церкви приносит радость жизни". Интервью с дизайнером Ольгой Алисовой

Ольга Алисова – известный дизайнер и художник, вдохновитель и руководитель дизайн-группы «От Ольги Алисовой». Ее знают как блестящего оформителя музыкальных альбомов, автора имиджевых проектов многих известных людей. Но не менее важную часть в ее творчестве занимают православные проекты, которыми Ольга занимается уже более 15 лет. Среди ее работ: диски с записями хоров под управлением о. Матфея Мормыля, Н. Матвеева, С. Жарова, В. Горбика, серия выпусков проповедей Святейшего Патриарха Кирилла, православные книги, календари и многие другие издания Троице-Сергиевой Лавры, Московского Подворья Троице-Сергиевой Лавры, Саратовской Епархии, различных православных храмов. О дизайнерском искусстве на службе Церкви – наш разговор с Ольгой Алисовой.

– Ольга, расскажите, когда и как Вы начали заниматься церковными проектами?

– Самый первый проект я делала Сретенскому монастырю в 1995 году. У них только зарождался хор, и я сделала им первую кассету. В то время я работала в студии «Союз» - это была единственная компания, которая выпускала и кассеты, и компакт-диски, тогда еще все печатали «на коленках». После этого был проект к тысячелетию Крещения Руси для Троице-Сергиевой Лавры. Мы делали несколько проектов с Лаврой. А в 2002 году по милости Божией я познакомилась с настоятелем Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры отцом Лонгиным. Так началось мое сотрудничество с Подворьем, которое продолжается и сегодня. Вместе создано более 50 наименований музыкальных проектов, более 20 книг и брошюр, рождественских и пасхальных открыток, календарей и других работ.

– Какие впечатления у Вас оставила работа с православными издательствами?

– Я встретила удивительно прекрасных духовных людей, чья целеустремленность и любовь к настоящему исконно-православному искусству внушала мне окрыленность. Я как бы поднималась от земли и переносилась в историю письменности, Византии, мир тончайших звуков, святых, преподобных, ангелов, который оживал в исполнении хоров под управлением о. Матфея Мормыля, Сергея Жарова, Николая Матвеева, Владимира Горбика...

Помню, как-то раз, придя на встречу к настоятелю Подворья в Митрополичьи палаты, я невольно остановилась на лестнице, заслушавшись репетиции, которую вел Владимир Горбик. Звучал «Свете Тихий». Регент сравнивал звучание, которое должны воспроизвести хористы, с шелестом листочков, ветерка едва слышного, легкого рассвета. Было очень трогательно. Я невольно вспомнила великого регента о. Матфея в трапезной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, как он сопереживал при каждой фразе произнесенной, как менялось выражение его лица от одухотворенного гармонией до недовольного какой-то нотой. За ошибку в звуке хорист мгновенно мог получить затрещину (в лучшем случае!). И хор этого гранд-регента мне посчастливилось оформлять. Помню, как учил меня о. Матфей: «Не спеши, произведение должно родиться, как дитя у матери. Его надо выносить и дать ему свет». Это его напутствие со мной всегда. И я счастлива, что могу реализовать свои возможности в богоугодном деле.

– У Вас большой опыт оформления как церковных, так и светских проектов. Чем отличается работа над ними?

Для меня православные проекты – это всегда отдушина. Они разительно отличаются от того, что я делаю для светских людей. Во-первых, я понимаю, что это людям нужно не единожды, как например, альбом какого-то известного певца. Это не однажды выплеснутая эмоция. Православный проект должен быть и историческим. Обязательно подчеркнуть и духовность, русский православный дух, отразить эту ниточку русского этноса, переплетение византийских корней и всего, что мы накопили до XXI века. И когда делаешь такой проект, то испытываешь невероятную гордость, что я православный и русский человек.

Популярному певцу часто надо просто «выстрелить», что сегодня я, к примеру, на синеньком фоне и в красивой рубашечке. Люди светские отвыкли делать креативные дизайны, ставить цели, задачи, разрабатывать сюжет. Они показывают только цветовое пятно и красоту лица, и, как правило, больше ни за чем не следят. А когда делаешь православный проект, то думаешь о том, чтобы он жил еще и через 10 лет, и продолжал быть актуальным. Может быть, через какое-то время уже и носителей таких не станет, не будет дисков, но в любом случае это должны быть альбомы-долгожители. И в них обязательна историческая нотка, напоминание о своих корнях.

– Оформление диска или книги – это творческая работа, искусство. Но при этом для творчества здесь много ограничений: должно быть не только красиво, но и функционально, да еще и духовно, исторично. И все это нужно уложить в определенный объем! Как Вам удается «упаковать» творчество, красоту, историю и многое другое в небольшой буклет или обложку книги?

Главное, чтобы получился рассказ. Это как сочинение – здесь есть начало, середина, кульминационный момент и концовка. В работе над проектом необходимо раскрыть тему. Например, рассказать о композиторе, авторе, или о празднике, или о хоре. Если диск о храме или монастыре, то в буклете к диску должна получиться настоящая маленькая обзорная экскурсия была по этому монастырю. Чтобы, открыв диск и посмотрев буклет, люди ощутили себя в этом монастыре. Когда мы этого достигаем, раскрываем мысль, то получается интересно. Но, конечно, очень жаль, что с дисками, например, мы всегда ограничены количеством страниц в буклете – больше 24 страниц просто не помещается в пластиковую коробку. Поэтому приходится сжиматься, что-то отсортировываем. Если бы он был больше, то, наверное, было бы еще интереснее – больше воздуха и особенных, необычных моментов.

– Иногда в дизайне встречаются произведения, в которых попытки подчеркнуть «православность» и историчность выглядят слишком нарочитыми – авторы порой перебарщивают с византийскими символами, шрифтами «под старину», получается тяжеловесно. Как здесь сохранить баланс?

Нужна гармония, чтобы каждый элемент «врос» в то или иное пространство, будет то портрет человека, или текст, или еще что-то. Чтобы он жил там, а не был чужеродным. А то, о чем Вы говорите, смотрится ляпсусами, не привязаны к среде. Это как Эйфелева башня в Париже – она очень чужая в уютном историческом центре этого города. И в Москве много архитектурных ляпсусов. И в книгах, в музыке бывают такие новомодные «заплатки». Важно, чтобы каждый элемент был из этой коллекции, а не из чужой – и это изображение, и текст, и письмо. Все должно быть едино, чтобы одно перетекало в другое и ничего не «вырывалось» из общей картины. Наверное, в этом и заключается стиль. Православное искусство не должно быть дерзким. Это не плакат тинейджеров, чтобы он рвал и кричал. Здесь эстетика созерцания и наслаждения. Поэтому все должно быть деликатно.

– Как происходит работа над православными произведениями, как они рождаются?

Всякий православный альбом или книга несет декоративный элемент – это или подложка фрески, или орнамент. Мы берем старые византийские орнаменты – а они обычно ветхие, плохого качества – и отрисовываем их от руки, то есть даем им вторую жизнь. И шрифты берем тоже те, которые бы роднились с иконописью.

Отдельная история – это реставрация иконописи. Она и ветхая, и с трещинками. Ребята вырезают, чистят ее, слои очищают от тусклости, наращивают, и потом мы ее перекладываем в альбом. Это процесс долгий, но когда все получается и ложится на бумагу, то с работы уходишь в другом состоянии. Такое ощущение, что ты на службе побывал!

Даже небольшой, казалось бы, незначительный проект (например, флаер, приглашение на духовный вечер) должен быть маленьким произведением искусства. «Лишь бы что» здесь невозможно. Постепенно подбираешь нюансы, шрифты, пропорции, цветовую гамму, сюжет. Малейшие оттенки, полутона имеют большое значение. Сдавая работу, мы добиваемся этих полутонов и на экране, и на цветопробе. И от этого мир становится настолько широким, объемным! Проходит какое-то время, и все понемногу складывается, рождается, по наказу о. Матфея, проект.

Правда, не всегда так бывает. Случается, что не выходит «каменный цветок» - ты зашел в тупик, и в жизни тоже проблема за проблемой. И тут помогает беседа с батюшкой, настоятелем Подворья, иногда даже просто разговор о посторонних вещах. Возвращаюсь уже не по земле, а по воздуху – окрыленная, состояние удивительно прекрасное, и приходит вдохновение. Проект оживает, и мир тоже. Очень важна эта духовная поддержка.

Работа для Церкви питает, дает возможность радоваться жизни. Вроде бы, мы отдаем, но при этом так много получаем. И важно, что радуюсь не только я, но и группа, с которой я работаю. Часто бывает, что жалею, когда работа над православным проектом подходит к концу. Слава Богу за все!

Беседовала Светлана Ладошкина

 

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї