Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Интервью, статьи arrow О вере в медицине и о вере в медицину
О вере в медицине и о вере в медицину

О вере в медицине и о вере в медицину. Интервью с хирургом Александром Гудковым

Работа хирурга – оказывать людям помощь. А где искать помощи самому хирургу? Насколько для врача важна вера в единого «Врача душ и телес»? Что сегодня происходит в нашей медицине? Мы беседуем с заведующим хирургическим отделением городской клинической больницы № 81, врачом высшей категории Александром Николаевичем Гудковым.

Александр Николаевич, Вы рассказывали в одном из интервью, что не всегда были верующим человеком, а пришли в Церковь в начале девяностых годов. Что изменилось в Вашей жизни после этого?

– Это был переворотный момент, жизнь изменилась в корне. Многое стало понятно, объяснимо. Стало ясно, что в самую трудную, тяжелую минуту есть куда обратиться. Когда уже сил нет что-то пережить, мы всегда знаем, куда пойти, где взять совет, после которого станет значительно легче и проще. И это самое главное. Без этого жить невозможно.

Потому я и пришел к вере, что в определенный период произошло какое-то опустошение. Я и мои друзья были участниками некоторых событий девяностых годов. А времена были серьезные, и перемены в стране очень сильно нами переживались. После многих событий, в которых мы тогда участвовали, осталось ощущение, что надеяться-то особо не на кого: ни на партийных лидеров, ни на кого-то еще. Гибли люди, происходили очень тяжелые события – по сути, в Москве, среди мирных жителей, была война. И я все это видел своими глазами. Не оставалось никакой опоры, никакой силы. Был такой период, что либо должна была прийти помощь, либо что-то должно было оборваться. К счастью, получилось так, что я оказался в Церкви, и все это не случайно.

Хотя, со стороны это и может показаться случайностью. Благодаря своему другу я попал на Московское Подворье Троице-Сергиевой Лавры, которое в то время только начинало восстанавливаться. Друг долго уговаривал меня прийти, помочь, а я все не воспринимал это всерьез. Но однажды все-таки согласился, пришел, и сразу окунулся в совершенно другой мир. Это было что-то абсолютно новое и удивительное. Я увидел других людей, здесь было совсем иное общение. Так и остался. Постепенно, по крупице собирал какие-то знания, стал много читать.Перестал читать то, что было интересно раньше: все не успеть, а тут открылся такой источник…

Делились своими открытиями и с другими людьми?

– Со временем я даже уже и своих друзей привел сюда. Например, моего друга, хирурга, который работает со мной в отделении. Он стал прихожанином Подворья, поработал здесь и охранником.

А еще один хирург – африканец - впоследствии стал моим крестником. Родом он из Туниса, наполовину француз, закончил наш российский институт, чисто говорит по-русски. Сам чернокожий, но всем говорит, что он русский!

– Вы ведь также стали крестным отцом своего пациента?

– Да, такая история была. Я «случайно» дежурил в тот день. Точнее, в ту ночь – это было уже глубокой ночью. Пациент был в крайне тяжелом состоянии, в реанимации, и я знал, что к утру он уже вряд ли будет живой. Как-то мы разговаривали, он узнал, что я близок к Церкви…. И вдруг он вызывает меня и говорит: «Мне нужен сейчас священник, я хочу покреститься». Где я найду священника ночью? И что мне скажут родственники? По национальности он был еврей. Говорит: «Это мое решение». А человек он был сильный духом, бывший вертолетчик. Я вышел и думаю: он мне одному об этом сказал, я знаю, что утром его уже не станет. И как мне потом с этим жить? Звоню его жене, а она: «Какое счастье! Вы можете нам помочь?» Среди ночи я позвонил батюшке на Московское Подворье Троице-Сергиевой Лавры, он дал священника, мой друг его привез. И прямо в реанимации совершили таинство. Утром этот смертельно больной человек остается жив и вскоре поправляется. После этого он еще перенес много операций. Так у меня появился еще один крестник, лет на 40 старше меня.

– Верующему человеку очевидно, что в медицине вера особенно важна. Но с другой стороны, есть ведь и хорошие неверующие врачи. Они могут и, не имея веры, быть отличными специалистами. Насколько, по-вашему, необходима вера для врача?

– Это обязательно. Без веры работать можно, но это неправильно. Врач должен быть верующий, чтобы правильно объяснять людям, что такое болезнь, как с ней бороться. Чтобы такому врачу и пациенты доверяли. И первые врачи были святыми, бессребрениками. Это говорит о многом.

Каждая операция, конечно, с молитвой идет. Что успеешь – иногда побольше, иногда на бегу, по пути в операционную. Где-то успеешь перекреститься сам, где-то больного перекрестишь. Как без веры? Тут же так нужна помощь.

Хотелось бы конечно, чтобы и пациенты были верующие. Это было бы полное сочетание. Но хотя бы врачи! Большинство людей, к сожалению, лечатся совершенно без окормления. Только единицы просят меня как начальника отделения пригласить батюшку. Как же можно? Нужно! Но таких единицы.

Сейчас, слава Богу, в медицинских учреждениях стали появляться часовни, но этого мало. Они не работают круглосуточно, не всегда есть возможность позвать священника. А в хирургии это особенно важно.

– Вам приходится часто иметь дело со страданиями людей, смертью. По-человечески и по-христиански этому невозможно не сопереживать. Но каких же душевных сил на это хватит! Неслучайно говорят о профессиональном цинизме врачей…. Как Вам удается справляться с такими сложными ситуациями?

– Очень важно, чтобы можно было с кем-то посоветоваться. Мы же хирурги, у нас много людей умирает. И каждый такой случай для тебя – это горе, и ты часто чувствуешь свою вину. Я несколько раз приходил на исповедь и говорил конкретно, что я, получается, виноват в убийстве человека. Батюшка на это говорил: «Ведь ты это сделал не специально?» Ну, конечно, нет! Я сделал то, что мог, но, наверное, неправильно. Таких моментов очень много. Когда больной поправляется – это радость, праздник на душе. Но случаи бывают разные, и по каждому случаю нужен духовный совет.

Иногда складывается впечатление, что врач решает человеческую судьбу, что от твоей ошибки, от какого-то решения очень многое зависит, большая ответственность. Особенно в хирургии. Здесь все очень быстро, ошибки сразу видны. И иногда кажется, что только от тебя зависит, выживет ли человек или нет. Так ли это или не так? Или только Бог решает судьбу, и от твоего конкретного решения жизнь и смерть не зависят? Но ведь ты один перед больным решаешь, как поступить в той или иной ситуации. Для меня это еще до конца не решенный вопрос.

– Как же трудно, наверное, постоянно нести на себе такую ответственность за жизнь человека!

– Я тоже думал в свое время, что хирург – это самая сложная профессия. Как-то пришел к батюшке: «Мне так тяжело, у меня люди умирают, осложнения…». А батюшка так спокойно: «У священника работа тяжелее». И я, подумав, согласился с ним. Мы излечиваем тело. Душу-то лечить значительно сложнее и ответственность гораздо больше! Так что я вовсе не на самой сложной работе нахожусь.

– Вы совмещаете хирургическую практику с руководящей работой. Как Вам дается такое совмещение?

– Когда я видел изнутри монастырскую жизнь на Московском Подворье Троице-Сергиевой Лавры, меня всегда поражало, как там все отлажено, какой порядок. Сейчас, когда у меня тоже руководящая должность, меня это особенно удивляет. Достигнуть такого порядка в обычном, светском коллективе очень сложно. Конечно, можно создать очень жесткую атмосферу, но это уже какой-то терроризм. Где-то порядок построен на денежных отношениях – за любую провинность лишают средств, где-то выгоняют. А я работаю на государственной работе, здесь этого нельзя. Заставить жестко можно, конечно, но возникают конфликтные ситуации. А в монастыре все построено на других основах. Там строгость, основанная на любви. И выходя за монастырские стены, я уже нигде не находил такой порядок. Для меня это образец.

– Сейчас в нашей медицине, очевидно, не лучший период. Доверие к врачам в целом сильно подорвано, часто люди ищут решения в самых разных источниках (нетрадиционная медицина, интернет и т.д.), но не в официальной медицине. Что Вы думаете об этой ситуации?

–Происходящее воспринимаю с грустью. Я, конечно, могу ошибаться, но такое впечатление, что нашу медицину в ближайшее время хотят так «засушить», чтобы человек, придя в учреждение с какой-то болезнью, мог получать от этого учреждения только то, что написано на бумаге по этой болезни.

Мы уже давно стремимся к медицине западной. А там все основано на шаблоне, на алгоритме. И у нас сейчас есть такое стремление к шаблону. Разрабатывается такая система, за пределы которой выходить будет очень сложно – будет учитываться только болезнь и стандарт, но не человек. Пришел, например, Иванов с диагнозом «бронхит». И нужно будет всего лишь взять бумажку, штамп, где написано «бронхит» и назначить лечение по штампу. Такая-то таблетка, такой-то анализ, не больше и не меньше. И никакого дополнительного обследования, ничего «лишнего». А если человек пожилой, у него есть другие болезни или особые условия жизни, нужно проследить динамику – все это уже будет невозможно. Все, что выходит за эти рамки алгоритма, будет дополнительно оплачиваться пациентами. Может быть, я ошибаюсь, но, к сожалению, такие опасения есть.

Наверное, нужны какие-то попытки усовершенствования и преобразования. И может быть, такая система в чем-то и полезна. Но так резко переходить к этому опасно. Теряется связь между врачом и больным человеком, теряется какое-то доброе начало. Одна и та же болезнь даже в одном возрасте всегда протекает у каждого по-разному. Человек должен придти к врачу, побеседовать, рассказать о том, как он живет, где, какие у него привычки, чем болел раньше, и врач, уже оценивая все это вместе взятое, а не только название болезни, назначает лечение. Это же человек! Он многообразен, индивидуален. Как можно стандартом шлепнуть печать! Очень важно, чтобы было духовное начало.

– Сегодня многих смущает еще и коммерциализация в медицине…

– Конечно, это дело очень плохое и гиблое. Когда я слышу, что какому-то ребенку нужно лечение, срочная операция, и для этого собирают средства на счет, я этого не понимаю. Если маленькому ребенку требуется лечение, то какие могут быть деньги?

– Вы имеете в виду, что лечить должны бесплатно?

– Конечно, это всегда делалось бесплатно.

– Но часто лечение возможно только за рубежом, поэтому оно особенно дорогостоящее.

– Почему? У нас все есть, есть любые методы. И онкологические, и неонкологические. У нас есть все, просто мы привыкли считать, что у нас все плохо. А те, кто был на западе, часто возвращаются к нам и понимают, что там ни один шаг без копейки не делается. И у нас все идет к этому. А ведь медицина у нас пока еще бесплатная. И когда родители вынуждены собирать средства на лечение ребенка, или когда пенсионеры должны платить за свое лечение, я не могу этого понять. Ведь выделяет государство деньги на какие-то спортивные команды. А для ребенка нужно самим собирать огромную сумму…

Православие учит смирению, но у меня его до сих пор нет. Многое не нравится и хочется исправить. Многое не принимаешь. Все-таки мы здесь родились и хотим, чтобы здесь было хорошо и правильно. Но не зря я попал в Церковь. Нам всегда есть на Кого надеяться и есть к Кому обращаться. В любой ситуации. Смирения пока нет, но есть, куда идти, есть надежда. Есть самое главное. Покаяться перед смертью, перекреститься и с надеждой предать себя в руки Господа…

Беседовала Светлана Ладошкина

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї