О
вере в медицине и о вере в медицину. Интервью с хирургом
Александром Гудковым
Работа
хирурга – оказывать людям помощь. А где искать помощи самому хирургу? Насколько
для врача важна вера в единого «Врача душ и телес»? Что сегодня происходит в
нашей медицине? Мы беседуем с заведующим хирургическим отделением городской
клинической больницы № 81, врачом высшей категории Александром Николаевичем
Гудковым.
– Александр Николаевич, Вы рассказывали в
одном из интервью, что не всегда были верующим человеком, а пришли в Церковь в
начале девяностых годов. Что изменилось в Вашей жизни после этого?
– Это
был переворотный момент, жизнь изменилась в корне. Многое стало понятно,
объяснимо. Стало ясно, что в самую трудную, тяжелую минуту есть куда
обратиться. Когда уже сил нет что-то пережить, мы всегда знаем, куда пойти, где
взять совет, после которого станет значительно легче и проще. И это самое
главное. Без этого жить невозможно.
Потому
я и пришел к вере, что в определенный период произошло какое-то опустошение. Я
и мои друзья были участниками некоторых событий девяностых годов. А времена
были серьезные, и перемены в стране очень сильно нами переживались. После
многих событий, в которых мы тогда участвовали, осталось ощущение, что
надеяться-то особо не на кого: ни на партийных лидеров, ни на кого-то еще.
Гибли люди, происходили очень тяжелые события – по сути, в Москве, среди мирных
жителей, была война. И я все это видел своими глазами. Не оставалось никакой
опоры, никакой силы. Был такой период, что либо должна была прийти помощь, либо
что-то должно было оборваться. К счастью, получилось так, что я оказался в
Церкви, и все это не случайно.
Хотя,
со стороны это и может показаться случайностью. Благодаря своему другу я попал
на Московское Подворье Троице-Сергиевой Лавры, которое в то время только
начинало восстанавливаться. Друг долго уговаривал меня прийти, помочь, а я все
не воспринимал это всерьез. Но однажды все-таки согласился, пришел, и сразу
окунулся в совершенно другой мир. Это было что-то абсолютно новое и удивительное.
Я увидел других людей, здесь было совсем иное общение. Так и остался.
Постепенно, по крупице собирал какие-то знания, стал много читать.Перестал читать то, что было интересно
раньше: все не успеть, а тут открылся такой источник…
– Делились своими открытиями и с другими
людьми?
– Со
временем я даже уже и своих друзей привел сюда. Например, моего друга, хирурга,
который работает со мной в отделении. Он стал прихожанином Подворья, поработал здесь
и охранником.
А
еще один хирург – африканец - впоследствии стал моим крестником. Родом он из
Туниса, наполовину француз, закончил наш российский институт, чисто говорит
по-русски. Сам чернокожий, но всем говорит, что он русский!
– Вы ведь также стали крестным отцом
своего пациента?
– Да,
такая история была. Я «случайно» дежурил в тот день. Точнее, в ту ночь – это
было уже глубокой ночью. Пациент был в крайне тяжелом состоянии, в реанимации,
и я знал, что к утру он уже вряд ли будет живой. Как-то мы разговаривали, он
узнал, что я близок к Церкви…. И вдруг он вызывает меня и говорит: «Мне нужен
сейчас священник, я хочу покреститься». Где я найду священника ночью? И что мне
скажут родственники? По национальности он был еврей. Говорит: «Это мое решение».
А человек он был сильный духом, бывший вертолетчик. Я вышел и думаю: он мне
одному об этом сказал, я знаю, что утром его уже не станет. И как мне потом с
этим жить? Звоню его жене, а она: «Какое счастье! Вы можете нам помочь?» Среди
ночи я позвонил батюшке на Московское Подворье Троице-Сергиевой Лавры, он дал
священника, мой друг его привез. И прямо в реанимации совершили таинство. Утром
этот смертельно больной человек остается жив и вскоре поправляется. После этого
он еще перенес много операций. Так у меня появился еще один крестник, лет на 40
старше меня.
– Верующему человеку очевидно, что в
медицине вера особенно важна. Но с другой стороны, есть ведь и хорошие
неверующие врачи. Они могут и, не имея веры, быть отличными специалистами. Насколько,
по-вашему, необходима вера для врача?
– Это
обязательно. Без веры работать можно, но это неправильно. Врач должен быть
верующий, чтобы правильно объяснять людям, что такое болезнь, как с ней
бороться. Чтобы такому врачу и пациенты доверяли. И первые врачи были святыми,
бессребрениками. Это говорит о многом.
Каждая операция, конечно, с молитвой идет. Что успеешь – иногда
побольше, иногда на бегу, по пути в операционную. Где-то успеешь перекреститься
сам, где-то больного перекрестишь. Как без веры? Тут же так нужна помощь.
Хотелось
бы конечно, чтобы и пациенты были верующие. Это было бы полное сочетание. Но
хотя бы врачи! Большинство людей, к сожалению, лечатся совершенно без
окормления. Только единицы просят меня как начальника отделения пригласить
батюшку. Как же можно? Нужно! Но таких единицы.
Сейчас,
слава Богу, в медицинских учреждениях стали появляться часовни, но этого мало.
Они не работают круглосуточно, не всегда есть возможность позвать священника. А
в хирургии это особенно важно.
– Вам приходится часто иметь дело со
страданиями людей, смертью. По-человечески и по-христиански этому невозможно не
сопереживать. Но каких же душевных сил на это хватит! Неслучайно говорят о профессиональном
цинизме врачей…. Как Вам удается справляться с такими сложными ситуациями?
– Очень
важно, чтобы можно было с кем-то посоветоваться. Мы же хирурги, у нас много
людей умирает. И каждый такой случай для тебя – это горе, и ты часто чувствуешь
свою вину. Я несколько раз приходил на исповедь и говорил конкретно, что я,
получается, виноват в убийстве человека. Батюшка на это говорил: «Ведь ты это сделал
не специально?» Ну, конечно, нет! Я сделал то, что мог, но, наверное,
неправильно. Таких моментов очень много. Когда больной поправляется – это
радость, праздник на душе. Но случаи бывают разные, и по каждому случаю нужен
духовный совет.
Иногда
складывается впечатление, что врач решает человеческую судьбу, что от твоей
ошибки, от какого-то решения очень многое зависит, большая ответственность. Особенно
в хирургии. Здесь все очень быстро, ошибки сразу видны. И иногда кажется, что только
от тебя зависит, выживет ли человек или нет. Так ли это или не так? Или только
Бог решает судьбу, и от твоего конкретного решения жизнь и смерть не зависят?
Но ведь ты один перед больным решаешь, как поступить в той или иной ситуации. Для
меня это еще до конца не решенный вопрос.
– Как же трудно, наверное, постоянно нести
на себе такую ответственность за жизнь человека!
– Я
тоже думал в свое время, что хирург – это самая сложная профессия. Как-то
пришел к батюшке: «Мне так тяжело, у меня люди умирают, осложнения…». А батюшка
так спокойно: «У священника работа тяжелее». И я, подумав, согласился с ним. Мы
излечиваем тело. Душу-то лечить значительно сложнее и ответственность гораздо
больше! Так что я вовсе не на самой сложной работе нахожусь.
– Вы совмещаете хирургическую
практику с руководящей работой. Как Вам дается такое совмещение?
– Когда я видел изнутри монастырскую жизнь на Московском Подворье
Троице-Сергиевой Лавры, меня всегда поражало, как там все отлажено, какой
порядок. Сейчас, когда у меня тоже руководящая должность, меня это особенно
удивляет. Достигнуть такого порядка в обычном, светском коллективе очень
сложно. Конечно, можно создать очень жесткую атмосферу, но это уже какой-то
терроризм. Где-то порядок построен на денежных отношениях – за любую
провинность лишают средств, где-то выгоняют. А я работаю на государственной
работе, здесь этого нельзя. Заставить жестко можно, конечно, но возникают
конфликтные ситуации. А в монастыре все построено на других основах. Там
строгость, основанная на любви. И выходя за монастырские стены, я уже нигде не
находил такой порядок. Для меня это образец.
– Сейчас в нашей медицине, очевидно, не
лучший период. Доверие к врачам в целом сильно подорвано, часто люди ищут
решения в самых разных источниках (нетрадиционная медицина, интернет и т.д.),
но не в официальной медицине. Что Вы думаете об этой ситуации?
–Происходящее
воспринимаю с грустью. Я, конечно, могу ошибаться, но такое впечатление, что
нашу медицину в ближайшее время хотят так «засушить», чтобы человек, придя в
учреждение с какой-то болезнью, мог получать от этого учреждения только то, что
написано на бумаге по этой болезни.
Мы
уже давно стремимся к медицине западной. А там все основано на шаблоне, на
алгоритме. И у нас сейчас есть такое стремление к шаблону. Разрабатывается
такая система, за пределы которой выходить будет очень сложно – будет
учитываться только болезнь и стандарт, но не человек. Пришел, например, Иванов
с диагнозом «бронхит». И нужно будет всего лишь взять бумажку, штамп, где
написано «бронхит» и назначить лечение по штампу. Такая-то таблетка, такой-то
анализ, не больше и не меньше. И никакого дополнительного обследования, ничего «лишнего».
А если человек пожилой, у него есть другие болезни или особые условия жизни,
нужно проследить динамику – все это уже будет невозможно. Все, что выходит за
эти рамки алгоритма, будет дополнительно оплачиваться пациентами. Может быть, я
ошибаюсь, но, к сожалению, такие опасения есть.
Наверное,
нужны какие-то попытки усовершенствования и преобразования. И может быть, такая
система в чем-то и полезна. Но так резко переходить к этому опасно. Теряется
связь между врачом и больным человеком, теряется какое-то доброе начало. Одна и
та же болезнь даже в одном возрасте всегда протекает у каждого по-разному.
Человек должен придти к врачу, побеседовать, рассказать о том, как он живет,
где, какие у него привычки, чем болел раньше, и врач, уже оценивая все это
вместе взятое, а не только название болезни, назначает лечение. Это же человек!
Он многообразен, индивидуален. Как можно стандартом шлепнуть печать! Очень
важно, чтобы было духовное начало.
– Сегодня многих смущает еще и
коммерциализация в медицине…
– Конечно,
это дело очень плохое и гиблое. Когда я слышу, что какому-то ребенку нужно
лечение, срочная операция, и для этого собирают средства на счет, я этого не
понимаю. Если маленькому ребенку требуется лечение, то какие могут быть деньги?
– Вы имеете в виду, что лечить должны
бесплатно?
– Конечно,
это всегда делалось бесплатно.
– Но часто лечение возможно только за
рубежом, поэтому оно особенно дорогостоящее.
– Почему?
У нас все есть, есть любые методы. И онкологические, и неонкологические. У нас есть все, просто мы привыкли считать,
что у нас все плохо. А те, кто был на западе, часто возвращаются к нам и
понимают, что там ни один шаг без копейки не делается. И у нас все идет к
этому. А ведь медицина у нас пока еще бесплатная. И когда родители вынуждены
собирать средства на лечение ребенка, или когда пенсионеры должны платить за
свое лечение, я не могу этого понять. Ведь выделяет государство деньги на
какие-то спортивные команды. А для ребенка нужно самим собирать огромную сумму…
Православие
учит смирению, но у меня его до сих пор нет. Многое не нравится и хочется
исправить. Многое не принимаешь. Все-таки мы здесь родились и хотим, чтобы здесь
было хорошо и правильно. Но не зря я попал в Церковь. Нам всегда есть на Кого
надеяться и есть к Кому обращаться. В любой ситуации. Смирения пока нет, но
есть, куда идти, есть надежда. Есть самое главное. Покаяться перед смертью,
перекреститься и с надеждой предать себя в руки Господа…
Беседовала Светлана Ладошкина |