Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Интервью, статьи arrow Интервью с психологом Татьяной Шишовой
Интервью с психологом Татьяной Шишовой
"Мир на перепутье"

Татьяна Львовна Шишова – педагог, переводчик и драматург, член Союза писателей России, сопредседатель Межрегионального фонда социально-психологической помощи семье и ребенку, автор книг (в большинстве своем – в соавторстве с И. Я. Медведевой) «Книга для трудных родителей», «Разноцветные белые вороны», «Иван-Царевич, он же серый волк», «Логика глобализма», «Потомки царя Ирода», «Проклятие Хама», «Чтобы ребенок не был трудным», «Приказано не рожать», «Дети нашего времени».

- Татьяна Львовна, Вы (вместе с Вашим соавтором – Ириной Яковлевной Медведевой) были одной из первых, кто еще в 90-е годы заговорил о надвигающемся демографическом кризисе в России – причем, как о процессе, который сознательно культивируется некими силами, заинтересованными в упадке русского государства. Что это за силы? Можно ли говорить о существовании заговора против России?

- В середине 90-х годов, когда мы с И. Я. Медведевой обратились к демографической тематике, то не подозревали, что эта проблема настолько остро стоит перед будущим нашей страны. А началось все так. В то время мы активно работали с детьми, относящимися к группе риска – то есть с теми, у которых были серьезные поведенческие и психологические проблемы. Уже тогда – в 1996 году – некоторые родители под влиянием либеральной пропаганды начали сексуально просвещать детей. И мы видели, какие ужасающие последствия для психики несет в себе сексуальное просвещение детей – пусть даже в самой легкой форме. В конце 1996 года одна из мам, которая приводила к нам своего ребенка, принесла пресс-релиз министерства образования, где сообщалось о том, что запускается новый проект полового воспитания российских школьников, в связи с чем планируется ввести в школах предмет «сексуальное просвещение детей» как обязательную дисциплину. Ознакомившись с этим документом, мы поняли, что если новый проект воплотится в жизнь, то в нашей стране вскоре нельзя будет существовать: мы уже имели опыт общения с детьми, вкусившими плоды такого воспитания. Повторяю, что, заговорив об этой, казалось бы, частной проблеме, мы еще не подозревали о ее масштабах: оказалось, что это лишь верхушка разрушительного айсберга, который неумолимо надвигается на нас. Мы стали интересоваться высказываниями разных специалистов, выяснять истоки этого явления, знакомиться с соответствующей литературой на разных языках, и вскоре картина стала проясняться. Мы поняли, что проект сексуального просвещения – лишь один из моментов давно разработанной комплексной программы сокращения рождаемости, что это – одна из составляющих теории «устойчивого развития», прямо связанной с геополитическими замыслами США и той группы стран, которая заинтересована в установлении «нового мирового порядка». По-другому такая политика комплексного ограничения рождаемости называется «демографическим сдерживанием», или «демографической коррекцией». Мы выяснили, что эта политика распространяется не только на Россию, но и на другие страны. В тех государствах, на которые эта мировая олигархия не имеет столь сильного влияния, или же там, где, по ее представлениям, нет необходимости в сокращении рождаемости, такие программы отсутствуют. Что касается России, то все становится понятным, когда почитаешь документ, который долгое время держался в строгой секретности: это – «Меморандум национальной безопасности США», разработанный в 1974 году на самом высоком уровне. Там черным по белому сказано, что в интересах национальной безопасности США необходимо добиться такой ситуации, в которой в странах-поставщиках сырья был бы нулевой, а лучше – отрицательный прирост населения. Этому – говорится в документе – очень способствует внедрение комплексной программы «планирования семьи», сексуального просвещения и ряда других мер. В этом смысле, безусловно, можно говорить о заговоре. Все эти программы разрабатывались в строгой секретности, но, конечно, выставлялись как проявление заботы о здоровье и благополучии населения. В Меморандуме даже указывалось, как именно маскировать истинные цели этой политики, чтобы ни в коем случае США не обвинили в империалистических замыслах. Скажем, программу сокращения рождаемости предлагалось вписывать в программу охраны материнства и детства.

- Только ли внедрению этих программ обязано снижение рождаемости в России, или же демографический кризис в нашей стране имеет и иные корни?

- Безусловно, демографический кризис в России связан со многими факторами нашей жизни. Но программы планирования семьи и сексуального воспитания имеют решающее воздействие на показатели рождаемости. Достаточно обратиться к европейским странам и самим США: там подобные программы были запущены 30 лет назад, и это очень сильно сказалось на демографической ситуации. Снижение рождаемости в этих странах нельзя списать на экономические трудности. Люди просто не хотят рожать. Несмотря на то, что семьям с одним ребенком, с двумя детьми предоставляются многочисленные льготы и материальные поощрения. Почему это происходит? Сексуальное просвещение не просто знакомит детей со взрослой жизнью, а в очень раннем возрасте внедряет в их сознание определенные установки. Ориентация на малодетную семью – это, прежде всего, установка на потребление как таковое: достоин жизни тот, кто много имеет. В такой парадигме ребенок – всегда конкурент, который отнимает у тебя часть достатка и благополучия.

Сейчас, когда Америка на своем опыте почувствовала опасность снижения рождаемости (как известно, сегодня прирост населения там очень низок, и государству приходится прибегать к привлечению эмигрантов, что, в свою очередь, меняет этнический состав населения), она вынуждена корректировать свою демографическую политику. Еще несколько лет назад там стали говорить о том, что необходимо вводить в школах программы целомудрия и семейного воспитания, а вовсе не сексуального просвещения детей. Однако оказалось, что изменить сложившуюся ситуацию не так просто: там сформировалась целая прослойка людей, которая попросту паразитирует на утвержденной ранее программе сексуального воспитания и демографического сдерживания, используя ее в своих интересах.

- Согласитесь ли Вы с тем, что немаловажным фактором, влияющим на снижение рождаемости, является и процесс женской эмансипации, который охватил большинство стран западного мира?

- Дело в том, что такие процессы не происходят сами собой. Гранты на развитие феминизма дают те же организации, которые финансируют и программы планирования семьи. Это комплексная политика, которая предполагает множество инициатив, в том числе – и процесс женской эмансипации. Демографическое сдерживание осуществляется и за счет того, что создаются экономические препоны многодетным семьям. Западные идеологи планирования семьи предлагали даже обкладывать повышенным налогом семьи с большим количеством детей (так, как это происходит сегодня в Китае). Вообще, очень многое из того, что происходило в общественно-политической и культурной жизни мирового сообщества в течение последних 50 лет, необъяснимо, если не принимать во внимание политику демографического сдерживания. Одним из ее составляющих, в частности, является и легализация наркомании, способствующая снижению рождаемости.

Без преувеличения можно сказать, что демографическая проблема – это ключевая проблема современности. На протяжении всей истории человечества главным богатством всегда считались именно людские ресурсы. Недаром во времена варварских набегов завоеватели истребляли мужчин, а женщин захватывали себе, чтобы они пополняли их собственные демографические ресурсы. И только в ХХ веке ценности исказились настолько, что прирост населения стал восприниматься чем-то страшным, угрожающим благополучию государства. Причем, даже в тех станах, где, как, например, в России, численность населения не пропорциональна масштабам территории.

 - Татьяна Львовна, казалось бы, Вы говорите об очевидном. Но выходит, что путь вседозволенности и разврата представляется современному человеку привлекательнее, чем традиционные ценности и нравственные ориентиры, на которых зиждилась вся мировая культура. Человечество движется по инерции, не просто слепо принимая навязанные принципы существования, но и защищая их, находя в новом порядке бесспорные преимущества. Существуют ли, по-Вашему, какие-то рецепты, с помощью которых можно остановить этот неуправляемый процесс массовой дезориентации человечества?

- Современный мир находится на перепутье. Не только Россия, но и все человечество стоит перед выбором дальнейшего пути: либо это принятие глобалистского проекта, либо сохранение традиционного и самобытного для каждой страны жизненного уклада. Ведь все сколько-нибудь заметные современные процессы – это результат внедрения проекта по глобальному переустройству жизни. Частью этого же проекта является и крушение института семьи, и свобода любых форм извращений, и абсолютная вседозволенность.

На мой взгляд, единственный путь, который способен остановить движение человечества по инерции, – это обращение к традиционным религиозным ценностям. Ведь человек, который приходит к Православию, открывает для себя целый мир – со своей культурой, историей и системой ценностей, которая в корне противоположна современным установкам. Только приобщившись к этому миру, человек начинает осознавать, насколько далеко мы отклонились от истинного пути.

Сейчас наступил совершенно особый исторический момент. Если несколько десятилетий назад жизнь людей невоцерковленных еще укладывалась в какие-то нравственные рамки (действовала преемственность поколений, было принято дорожить традициями воспитания и семейными ценностями), то сегодня эти крепы распались. Даже в советские, казалось бы, безбожные времена человек жил, сообразуясь с какими-то элементарными представлениями о нравственности, поскольку государство стояло на защите очень многих традиционных ценностей. Невозможно было себе представить такой ситуации, чтобы педофил сексуально просвещал школьников – причем, в обстановке абсолютной свободы и безнаказанности. Нельзя было вообразить и такие подростковые журналы, которые сейчас продаются на каждом углу и доступны любому школьнику. Немыслимой была и направленность нынешних телепередач. Сегодня же традиционные ценности лишись и поддержки государства. Поэтому единственное, что может вернуть современному человеку возможность существовать в русле каких-то нравственных ориентаций, – это опора на религиозные ценности.

У нынешних родителей все еще сохраняется иллюзия, что современная жизнь возможна и вне Церкви: мы же выросли в безбожную эпоху, – рассуждают они, – при этом остались нормальными людьми, извращенцами не стали, учились, работали и создали полноценную семью. Многие не понимают, что сегодня ситуация изменилась кардинальным образом. Понимание приходит тогда, когда в подростковом возрасте ребенок начинает отходить от семьи и руководствоваться собственными представлениями о жизни. И часто бывает уже слишком поздно пытаться что-либо изменить: оказывается, что у ребенка уже сформировались основные предпочтения и установки, и он полностью захвачен принципами глобалистской «философии». Опасность заключается в том, что пока ребенок маленький, родители пребывают в иллюзии, что новые условия жизни, которые предлагает современность (новые игрушки, новые мультики и телепередачи), сами по себе ничего угрожающего для воспитания детей не представляют. В действительности же, все обстоит иначе. Современная индустрия игр и мультфильмов далеко небезобидна и работает на ту же глобалистскую политику: в самом раннем возрасте она формирует у ребенка определенные деструктивные установки, которые потом очень сложно изменить.

Сегодня, в обстановке размытых ценностей, мы больше не можем без опоры на религиозные принципы апеллировать ни к каким аргументам нравственного порядка. Как объяснить девочке, что нужно сохранять целомудрие? Раньше говорили, что ее не возьмут замуж. Сегодня – возьмут. Или как втолковать ребенку, не прибегая при этом к религиозным отсылкам, что нельзя воровать? В мире, где воровство воспринимается как норма, ребенок просто не в состоянии понять, почему ему этого делать нельзя.

 - Татьяна Львовна, мой следующий вопрос к Вам именно как к практикующему детскому психологу. Скажите, каким Вам видится православное воспитание? Как научить ребенка существовать в современном мире, сохраняя принципы христианской жизни? И в какой степени следует ограничивать детей в их желании соответствовать духу времени (играть в современные игрушки, смотреть телепередачи, общаться с «продвинутыми» сверстниками, имеющими компьютеры и мобильные телефоны)?

- В первую очередь, принципам христианской жизни должен соответствовать образ жизни самих родителей. По своему опыту, я могу сказать, что в последнее время меняется отношение людей к Православию, и меняется в лучшую сторону. По сравнению с 90-ми годами сегодня все больше и больше людей приходит к Церкви. Еще каких-то 5 лет назад, когда на наших занятиях мы, избегая говорить о Православии прямо, предпочитали обращаться к более абстрактным понятиям (таким, как общечеловеческие ценности, нравственные ориентиры, традиционные установки и т. п.), то часто встречали ярко выраженную негативную реакцию на любые разговоры в этом ключе. Сегодня мы больше не обращаемся к подобным эвфемизмам, прямо говоря о Православии как о единственно возможной форме существования в современном мире, – и почти никогда не встречаем протеста со стороны наших слушателей: извращенность нынешних нравов уж слишком явно бросается в глаза (тем более, родителям, столкнувшимся с психологическими проблемами своих детей). Постановка оперы с матом на сцене Большого театра превышает всякие пределы приличий в цивилизованном обществе! Тут даже либералы теряют терпение. Так вот, слава Богу, наше общество постепенно прозревает, понимая, что необходимо искать какой-то фундамент, на который необходимо опираться в воспитании детей. Когда человек приходит к Церкви, он начинает уже интуитивно чувствовать, какие средства воспитания вредят, а какие приносят пользу ребенку. Многие мамы, например, выбирают хорошие мультики и показывают их детям на видеокассетах, тем самым позволяя им с пользой для себя приобщиться к этому развлечению, но в то же время ограничивая их в бесконтрольном просмотре телевизора.

- Не станут ли подобные попытки родителей регламентировать и ограничивать ребенка во взаимодействии с современным миром тем самым «запретным плодом», который так хочется попробовать?

- Именно на этой логике построены рассуждения всех сторонников современной модели воспитания детей: давайте все разрешим, тогда не будет запретного плода. На самом же деле, это – дешевая обманка. Нельзя же разрешить ребенку абсолютно все! Позволишь вкусить один запретный плод - обязательно появится другой. Очень часто возникает ситуация, когда ребенок, привыкший к вседозволенности, в конце концов нарывается на запрет. Удивительно то, что, столкнувшись наконец с запретом, такой ребенок успокаивается! Для нормального развития личности необходимо четкое ощущение нравственных границ, за которые перешагивать нельзя. Безусловно, эти границы не должны быть слишком узкими: ребенку необходим воздух и определенная степень свободы. Полное же отсутствие таких границ лишает человека какой бы то ни было опоры. Ведь надо исходить из того, что мы живем в отравленной атмосфере и не можем избежать очень многих вещей, которые крайне вредны для нашей психики. Многие люди постоянно находятся в состоянии хронической, вялотекущей депрессии. Подумайте, если бы мы существовали в атмосфере с повышенным уровнем загрязнения, то вряд ли поставили бы у себя дома какую-то установку, которая дополнительно отравляла воздух! Так же и с воспитанием детей: они и без того обречены соприкасаться с болезненными проявлениями современного образа жизни, не будем же мы – в ущерб здравому смыслу – еще и культивировать их в семье!

- Татьяна Львовна, расскажите, пожалуйста, о Ваших занятиях с детьми. По какой методике Вы работаете?

- Наша методика называется “драматической психоэлевацией”, или “куклотерапией”. Она существует 15 лет и проводится в различных психологических центрах. Мы работаем с детьми, у которых возникли какие-то психологические и поведенческие проблемы. Для детей наши занятия выглядят как игра в кукольный театр, а для родителей - это целенаправленные психологические, коррекционные занятия. Для каждого ребенка создается своя программа; он получает задание в виде сценок, которое он вместе с родителями выполняет дома, а потом разыгрывает на занятиях. Таким образом, в виде игры в кукольный театр, ребенок преодолевает какие-то внутренние проблемы.

 - Осознавая опасность бесконтрольного взросления наших детей, многие мыслящие люди считают, что ребенку необходимо «навязывать культуру», то есть жестко регламентировать круг чтения, который обязан освоить ребенок до определенного возраста, и вообще область его интересов. Вы согласны с этой точкой зрения?

- Когда мы отдаем ребенка в школу, мы ему навязываем образование. Ни один ребенок не будет по своей воле дисциплинированно изо дня в день делать уроки и ходить в школу. Так что воспитание – это всегда в какой-то степени навязывание своих собственных представлений и установок. Другое дело, что можно навязывать грубо, давить и принуждать ребенка, вызывая у него рвотный рефлекс, а можно подходить к воспитанию более грамотно и гибко (степень этой гибкости зависит от каждого конкретного ребенка). Безусловно, сегодня, когда окружающая жизнь нацеливает ребенка на прямо противоположные установки (по отношению к нашим собственным), родителям необходимо прилагать гораздо больше усилий для того, чтобы воспитать нормальных людей. Кроме того, если раньше подавляющее большинство родителей были заодно и стояли на одних и тех же позициях, то сейчас этого единства нет, и часто родителем приходится в одиночку бороться с целой идеологией, которая целенаправленно навязывается организованной и достаточно многочисленной группой людей.

Беседовала Александрина Вигилянская

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї