(Предисловие к 1 тому)
Личность и деятельность святителя Филарета (Дроздова, 1782-1867),
митрополита Московского и Коломенского давно стали объектом внимания и
изучения историков, богословов и филологов.
Называемый при жизни
«патриархом без патриаршества» или «митрополитом Московским и всея
Руси», святитель Филарет внес большой вклад в отечественное богословие,
принимал участие в некоторых важных событиях государственной жизни и
определял направление церковной жизни в России. Авторитет его был
огромен, суждения неизменно глубоки, мнения всегда основательны. Его
личность наложила неизгладимую печать на век XIX, который подчас
называют веком Филарета. По словам историка Н.П.Гилярова-Платонова, «он
не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое
время, а руководил время. В первую половину царствования Александра [I],
став во главу церковного управления – не саном своим или местом
служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, - он до
конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но
никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и
его нравственное влияние… Митрополит Филарет был историческое явление
необыкновенное».
Уже тогда, в позапрошлом веке начинается издание трудов митрополита Филарета, начинается изучение его жизни и огромного творческого наследия. Основателем Филаретики можно считать Ивана Николаевича Корсунского (1849-1899), профессора Московской духовной академии по кафедре греческого языка и словесности. Он первым приложил большие усилия для систематизации биографических сведений о Московском митрополите и исследования его деятельности в связи с событиями его личной жизни и истории государственной и церковной, используя при этом важнейший материал – филаретовские проповеди.
Большой вклад в публикацию трудов святителя внесли его почитатели и ученики, издавшие сборники его писем, собрания знаменитых филаретовских Мнений и Резолюций и воспоминания о нем, прежде других следует назвать Николая Васильевича Сушкова (1796-1871) и архиепископа Тверского Савву (Тихомирова, -1896).
В советский период истории России, как известно, прервалась работа по изучению истории Русской Церкви в целом и деятельности митрополита Филарета (Дроздова), в частности. В 1990-е годы в связи с возрождением церковной жизни быстро возрастает интерес к личности святителя Филарета, в 1994 г. причисленного к лику святых, и к его наследию. Становится возможным полное и всестороннее исследование трудов и жизни святителя, с использованием разнообразных подходов и методов.
Однако развитие Филаретики оказалось неспешным по понятным причинам. До настоящего времени не изучено во всей полноте наследие святителя Филарета, многие его (или относящиеся к нему) документы в архивах Москвы и Санкт-Петербурга остаются неизвестными. Их выявление, публикация и исследование, будем надеяться, – дело близкого будущего.
В 2003 г. был издан сборник избранных трудов святителя, построенный по принципу антологии и предложивший отдельные образцы творений святителя в богословии, проповедничестве, церковном праве, гимнографии, эпистолярном жанре и мемуаристике. В 2005 г. усилиями Филаретовской группы ПСТГУ был подготовлен Биобиблиографический справочник о святителе Филарете, в котором в максимально возможной степени собрана информация о печатных изданиях трудов святителя и литературе о нем, опубликованных в XIX-XX веках. Тем не менее, мы пока не имеем полного издания трудов святителя, издания научного, основанного на архивных материалах и комментированного. Нет и научной биографии святителя, хотя собранием материалов к ней можно считать его жизнеописание, принадлежащее перу митрополита Иоанна (Снычева); опубликованы несколько обзорных биографических и богословских очерков.
Новым шагом по пути развития Филаретики стала публикация в 2007 г. Свято-Троицкой Сергиевой лаврой Писем святителя Филарета к преподобному Антонию (Медведеву), наместнику Лавры, - как части издания Полного собрания трудов святителя.
Надеемся, что подготовленная Филаретовской группой ПСТГУ Летопись жизни и служения святителя Филарета послужит достижению той же высокой цели.
Жанр летописи жизни и творчества выдающихся деятелей культуры и политики давно вошел в практику отечественной исторической науки и литературоведения как вспомогательный биобиблиографический свод разнообразных материалов, дающий документированную, научно обоснованную и разностороннюю основу деятельности выдающейся личности. Летопись – это поденная хроника, выстроенная по годам и месяцам, свод фактов важных и очень важных, мелких и незначительных, но так или иначе имеющих отношение к определенной личности, содержащий ее характеристику.
Составители Филаретовской летописи смогли использовать в своей работе основные принципы и приемы, освоенные отечественными учеными в этом жанре. Правда, мы оказались в неравном положении с предшественниками: прежде издания Летописей А.С.Пушкина или Л.Н.Толстого вышло несколько собраний их сочинений, а потом и полные, академические собрания сочинений, дополненные сводами посвященной им мемуаристики и десятками серьезных научных исследований. Например, после выхода пяти Полных собраний сочинений М.Ю.Лермонтова и Лермонтовской энциклопедии, после издания в 1964 г. В.А.Мануйловым «Летописи жизни и творчества М.Ю.Лермонтова», его ученик В.А.Захаров в 2003 г. издает новый, расширенный вариант лермонтовской Летописи. В нашем случае такого рода научная деятельность только разворачивается. Тем не менее, поскольку для более глубокого осмысления нашей отечественной истории и истории Церкви в XIX веке жизнь и деятельность святителя Филарета (Дроздова) предоставляют большой и важный материал, появление сводного и систематизированного собрания фактов его жизни видится необходимым делом.
Сразу следует сказать, что не всегда составителя удавалось добиваться поставленных задач в максимально возможной степени. Мы старались зарегистрировать факты творческой деятельности митрополита Филарета, события его личной и церковно-служебной деятельности в связи с его отношениями с современниками и на фоне общественно-политической жизни России, в меньшей степени – Западной Европы и Востока. Но недоставало материала для того, чтобы проследить истоки и последствия некоторых филаретовских творений или решений, начало и развитие его отношений с отдельными лицами его окружения. Также в силу ограниченности возможностей Филаретовской группы в качестве источников использовались преимущественно печатные работы. Тем не менее, издание Летописи, продолженное новыми исследованиями и документальными материалами, наверняка послужит более глубокому и обобщенному изучению и осмыслению биографии святителя Филарета.
При составлении Летописи мы находились в зависимости от имеющегося материала, крайне большого и разнообразного, во многом хаотичного и противоречивого. Немалое число публикаций содержит лишь упоминание имени митрополита Филарета, зачастую в разных публикациях по-разному сообщается один и тот же факт или высказывание святителя. Отбор и сопоставление фактов, их проверка, датировка и выстраивание в хронологический ряд, конечно, отражают взгляды и подходы составителей.
Подчас мелочи текущей епархиальной жизни святителя (его резолюции по решениям консистории и иным деловым поводам) как будто заслоняли главное содержание его деятельности, но пренебрегать такого рода мелочами мы не считали возможным. Как знать, что окажется существенным и значимым при дальнейшем исследовании его биографии? В Летопись включены те церковные, государственные, политические и литературные события, которые не могли не оказаться в поле внимания митрополита Филарета. А для более полной характеристики взглядов и мнений святителя составители предлагают цитаты из его писем, проповедей, мнений и резолюций, из воспоминаний современников.
Структура Летописи жизни и служения святителя Филарета (Дроздова) определена хронологическим принципом. В силу практической необходимости Летопись разделена на несколько частей (из которых каждая - с подразделением на несколько томов): часть 1 – 1782-1825 гг., часть 2 – 1826-1855 гг., часть 3 – 1856-1867 гг.
Фрагменты документов публикуются в соответствии с современной орфографией, за исключением богослужебной лексики и цитат из Священного Писания.
Список литературы, использованной в ссылках и примечаниях, дается в начале каждой части.
Примечания внутри каждой части ограничены необходимыми постраничными фактическими и персональными пояснениями.
Информация о событиях церковной и государственной жизни, не имеющая непосредственного отношения к личности святителя Филарета, выделена особым шрифтом.
Завершением Летописи станет Дополнительный том, содержащий именной аннотированный указатель и развернутые комментарии по наиболее значительным фактам биографии святителя Филарета и важнейшим событиям церковной жизни того времени.
Данное издание рассчитано на специалистов по истории России и Русской Церкви, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей, то есть, лиц, уже обладающих определенным уровнем знаний, что и позволило обойтись без той информации, которая дублировала бы учебники и энциклопедии.
Считаем своим приятным долгом выразить признательность ректору ПСТГУ протоиерею Владимиру Воробьеву за постоянное внимание и поддержку, оказываемые им Филаретовскому проекту. Приносим благодарность студентам и выпускникам ПСТГУ, оказавшим содействие в собирании материалов, а также сотрудникам ГПИБ.
Смотрите также:
Хроника жизни святителя Филарета, разбитая на периоды.
1782-1821 гг.
1822-1831 гг.
1832-1841 гг.
1842-1854 гг.
1855-1867 гг.
|