Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Святитель Филарет Московский arrow Литература о святителе Филарете arrow "Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского"
"Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского"

(Предисловие к 1 тому)

 

Личность и деятельность святителя Филарета (Дроздова, 1782-1867), митрополита Московского и Коломенского давно стали объектом внимания и изучения историков, богословов и филологов.

Называемый при жизни «патриархом без патриаршества» или «митрополитом Московским и всея Руси», святитель Филарет внес большой вклад в отечественное богословие, принимал участие в некоторых важных событиях государственной жизни и определял направление церковной жизни в России. Авторитет его был огромен, суждения неизменно глубоки, мнения всегда основательны. Его личность наложила неизгладимую печать на век XIX, который подчас называют веком Филарета. По словам историка Н.П.Гилярова-Платонова, «он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину царствования Александра [I], став во главу церковного управления – не саном своим или местом служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, - он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние… Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное».

 

Уже тогда, в позапрошлом веке начинается издание трудов митрополита Филарета, начинается изучение его жизни и огромного творческого наследия. Основателем Филаретики можно считать Ивана Николаевича Корсунского (1849-1899), профессора Московской духовной академии по кафедре греческого языка и словесности. Он первым приложил большие усилия для систематизации биографических сведений о Московском митрополите и исследования его деятельности в связи с событиями его личной жизни и истории государственной и церковной, используя при этом важнейший материал – филаретовские проповеди.

Большой вклад в публикацию трудов святителя внесли его почитатели и ученики, издавшие сборники его писем, собрания знаменитых филаретовских Мнений и Резолюций и воспоминания о нем, прежде других следует назвать Николая Васильевича Сушкова (1796-1871) и архиепископа Тверского Савву (Тихомирова, -1896).

В советский период истории России, как известно, прервалась работа по изучению истории Русской Церкви в целом и деятельности митрополита Филарета (Дроздова), в частности. В 1990-е годы в связи с возрождением церковной жизни быстро возрастает интерес к личности святителя Филарета, в 1994 г. причисленного к лику святых, и к его наследию. Становится возможным полное и всестороннее исследование трудов и жизни святителя, с использованием разнообразных подходов и методов.

Однако развитие Филаретики оказалось неспешным по понятным причинам. До настоящего времени не изучено во всей полноте наследие святителя Филарета, многие его (или относящиеся к нему) документы в архивах Москвы и Санкт-Петербурга остаются неизвестными. Их выявление, публикация и исследование, будем надеяться, – дело близкого будущего.

В 2003 г. был издан сборник избранных трудов святителя, построенный по принципу антологии и предложивший отдельные образцы творений святителя в богословии, проповедничестве, церковном праве, гимнографии, эпистолярном жанре и мемуаристике. В 2005 г. усилиями Филаретовской группы ПСТГУ был подготовлен Биобиблиографический справочник о святителе Филарете, в котором в максимально возможной степени собрана информация о печатных изданиях трудов святителя и литературе о нем, опубликованных в XIX-XX веках. Тем не менее, мы пока не имеем полного издания трудов святителя, издания научного, основанного на архивных материалах и комментированного. Нет и научной биографии святителя, хотя собранием материалов к ней можно считать его жизнеописание, принадлежащее перу митрополита Иоанна (Снычева); опубликованы несколько обзорных биографических и богословских очерков.
Новым шагом по пути развития Филаретики стала публикация в 2007 г. Свято-Троицкой Сергиевой лаврой Писем святителя Филарета к преподобному Антонию (Медведеву), наместнику Лавры, - как части издания Полного собрания трудов святителя.

Надеемся, что подготовленная Филаретовской группой ПСТГУ Летопись жизни и служения святителя Филарета послужит достижению той же высокой цели.

Жанр летописи жизни и творчества выдающихся деятелей культуры и политики давно вошел в практику отечественной исторической науки и литературоведения как вспомогательный биобиблиографический свод разнообразных материалов, дающий документированную, научно обоснованную и разностороннюю основу деятельности выдающейся личности. Летопись – это поденная хроника, выстроенная по годам и месяцам, свод фактов важных и очень важных, мелких и незначительных, но так или иначе имеющих отношение к определенной личности, содержащий ее характеристику.

Составители Филаретовской летописи смогли использовать в своей работе основные принципы и приемы, освоенные отечественными учеными в этом жанре. Правда, мы оказались в неравном положении с предшественниками: прежде издания Летописей А.С.Пушкина или Л.Н.Толстого вышло несколько собраний их сочинений, а потом и полные, академические собрания сочинений, дополненные сводами посвященной им мемуаристики и десятками серьезных научных исследований. Например, после выхода пяти Полных собраний сочинений М.Ю.Лермонтова и Лермонтовской энциклопедии, после издания в 1964 г. В.А.Мануйловым «Летописи жизни и творчества М.Ю.Лермонтова», его ученик В.А.Захаров в 2003 г. издает новый, расширенный вариант лермонтовской Летописи. В нашем случае такого рода научная деятельность только разворачивается. Тем не менее, поскольку для более глубокого осмысления нашей отечественной истории и истории Церкви в XIX веке жизнь и деятельность святителя Филарета (Дроздова) предоставляют большой и важный материал, появление сводного и систематизированного собрания фактов его жизни видится необходимым делом.

Сразу следует сказать, что не всегда составителя удавалось добиваться поставленных задач в максимально возможной степени. Мы старались зарегистрировать факты творческой деятельности митрополита Филарета, события его личной и церковно-служебной деятельности в связи с его отношениями с современниками и на фоне общественно-политической жизни России, в меньшей степени – Западной Европы и Востока. Но недоставало материала для того, чтобы проследить истоки и последствия некоторых филаретовских творений или решений, начало и развитие его отношений с отдельными лицами его окружения. Также в силу ограниченности возможностей Филаретовской группы в качестве источников использовались преимущественно печатные работы. Тем не менее, издание Летописи, продолженное новыми исследованиями и документальными материалами, наверняка послужит более глубокому и обобщенному изучению и осмыслению биографии святителя Филарета.

При составлении Летописи мы находились в зависимости от имеющегося материала, крайне большого и разнообразного, во многом хаотичного и противоречивого. Немалое число публикаций содержит лишь упоминание имени митрополита Филарета, зачастую в разных публикациях по-разному сообщается один и тот же факт или высказывание святителя. Отбор и сопоставление фактов, их проверка, датировка и выстраивание в хронологический ряд, конечно, отражают взгляды и подходы составителей.

Подчас мелочи текущей епархиальной жизни святителя (его резолюции по решениям консистории и иным деловым поводам) как будто заслоняли главное содержание его деятельности, но пренебрегать такого рода мелочами мы не считали возможным. Как знать, что окажется существенным и значимым при дальнейшем исследовании его биографии? В Летопись включены те церковные, государственные, политические и литературные события, которые не могли не оказаться в поле внимания митрополита Филарета. А для более полной характеристики взглядов и мнений святителя составители предлагают цитаты из его писем, проповедей, мнений и резолюций, из воспоминаний современников.

Структура Летописи жизни и служения святителя Филарета (Дроздова) определена хронологическим принципом. В силу практической необходимости Летопись разделена на несколько частей (из которых каждая - с подразделением на несколько томов): часть 1 – 1782-1825 гг., часть 2 – 1826-1855 гг., часть 3 – 1856-1867 гг.

Фрагменты документов публикуются в соответствии с современной орфографией, за исключением богослужебной лексики и цитат из Священного Писания.
Список литературы, использованной в ссылках и примечаниях, дается в начале каждой части.
Примечания внутри каждой части ограничены необходимыми постраничными фактическими и персональными пояснениями.
Информация о событиях церковной и государственной жизни, не имеющая непосредственного отношения к личности святителя Филарета, выделена особым шрифтом.

Завершением Летописи станет Дополнительный том, содержащий именной аннотированный указатель и развернутые комментарии по наиболее значительным фактам биографии святителя Филарета и важнейшим событиям церковной жизни того времени.

Данное издание рассчитано на специалистов по истории России и Русской Церкви, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей, то есть, лиц, уже обладающих определенным уровнем знаний, что и позволило обойтись без той информации, которая дублировала бы учебники и энциклопедии.

Считаем своим приятным долгом выразить признательность ректору ПСТГУ протоиерею Владимиру Воробьеву за постоянное внимание и поддержку, оказываемые им Филаретовскому проекту. Приносим благодарность студентам и выпускникам ПСТГУ, оказавшим содействие в собирании материалов, а также сотрудникам ГПИБ.
 

 

Смотрите также:

Хроника жизни святителя Филарета, разбитая на периоды.

1782-1821 гг.

1822-1831 гг.

1832-1841 гг.

1842-1854 гг.

1855-1867 гг.

 


 

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї