В 2010 году вышло несколько новых книг о жизни и
служении святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и
Коломенского. Эти книги существенно дополняют наши знания о великом деятеле
Русской Церкви, во многом определившим ее развитие в XIX веке, который подчас
называют веком Филарета.
По словам младшего современника святителя, историка
Н.П. Гилярова-Платонова, «он не был представителем эпохи, он сам и был эта
эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину
царствования Александра I, став во главу церковного управления – не саном своим
или местом служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, - он до
конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никогда
и никем не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное
влияние… Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное».
Монография священника Павла Хондзинского «Святитель Филарет
Московский: богословский синтез эпохи. Историко-богословское исследование»
стала первой после долгого перерыва работой, в которой исследуется богословие
святителя. Автором не просто заявлен историко-богословский подход, но вся
работа выполнена в таком ключе, на стыке истории, богословия и филологии, что
позволило выявить принципиально важную роль творческого вклада святителя
Филарета в русскую богословскую науку.
На материале экклесиологической проблематики автор
рассматривает целостную богословскую систему святителя Филарета, от ее истоков
до ее формирования. После характеристики разнообразия богословской мысли в XVIII
в. (преосвященный Феофан Прокопович, святитель Георгий Конисский, митрополит
Платон Левшин), отмечается ученическое заимствование у Запада, а затем, уже в
трудах святителя Тихона Задонского – творческое преодоление западной мысли. И в
XIX в. святитель Филарет оказался одним из немногих, если не единственным
продолжателем святоотеческого богословия. Подробно и доказательно, используя
тексты святителя (проповеди, работы догматические, мнения и резолюции)
священник Павел Хондзинский показывает формирования стиля филаретовского
богословствования, а затем и формирования его экклесиологической концепции.
Показательно, что на протяжении всей работы автор прослеживает две опорные
точки филаретовского богословия – Священное Писание и Церковь, показывает, как
возрождал святитель эти абсолютные ценности из пренебрежения. В целом, книга
священника Павла Хондзинского стала принципиальной удачей нашей церковной
науки: автор собрал из «драгоценных камушков», разбросанных по разным трудам
святителя, его целостную систему, что позволяет говорить о богословском учении
святителя Филарета. Выводы автора вполне совпадают с устоявшимися в русской
исторической науке взглядами на развитие русской национальной культуры, частью
которой была и остается русская богословская наука.
Продолжается издание «Летописи жизни и служения святителя
Филарета (Дроздова)», вслед за первым томом (1782-1825 гг.) вышел ее второй
том, в котором освещен период с 1826 г. по 1832 г. Издание Филаретовской
Летописи, предпринятое в ПСТГУ, представляется важным делом. Жанр летописи
жизни и творчества выдающихся деятелей культуры (А.С.Пушкина или Л.Н.Толстого) давно вошел в практику
отечественной исторической науки, как свод различных материалов о выдающейся
личности, однако такого рода изданий о деятелях Церкви пока не имелось. Между
тем, поденная хроника, выстроенная год за годом и месяц за месяцем, свод самых
разнообразных фактов, крупных и мелких, оказывается многоцветной мозаикой, из
которой складывается яркий портрет святителя Филарета.
Листая страницы Летописи, мы читаем то распоряжение о замене
ветхих кастрюль в архиерейском доме, то письмо обер-прокурору Святейшего Синода
князю А.Н.Голицыну с возражением против издания на латинском и испанском языках
«Разговоров о православии грекороссийской церкви», написанных святителем по
просьбе императрицы, то сообщение о служении им литургии и молебна в день
тезоименитства брата императора, великого князя Михаила Павловича, то письмо
матери в Коломну в ответ на ее просьбу о поставлении на место некоего Василия,
то письмо зятю о посылке рясы, то письма святителя Филарета и митрополита
Серафима (Глаголевского) по поводу запрета филаретовского катехизиса (т.1,
с.152,153,190,225,240,303,307).
Все это история, и давняя история. Но стоит заметить, что
немалая часть суждений святителя Филарета вполне актуальна. Вот, например, его
резолюция на прошении бывшего послушника об оставлении его в монастыре: «Никто
же возложа руку на рало и зря вспять, управлен есть в царствии Божием. Отказать
непостоянному» (т.2, с.79). Ясно, что филаретовская строгость вызвана к жизни
высотой требований Евангельских норм жизни, отказом в попустительстве духу мiра
сего. Та же высокая мерка жизни христианина видна в словах проповеди в день
святителя Алексия: «Не сообразуйтеся веку сему, писал Апостол христианам в веке
иудейства и язычества. О горе! Нужно и в христианские времена повторять
христианам: не сообразуйтеся веку сему. Сообразуйтеся тем истинным рабам
Божиим, которых верное служение Богу не ослабляется ни прельщением выгод
мирских и удовольствий чувственных, ни опасением трудностей, препятствий,
скорбей» (т.2, с.81).
Уже несколько лет выходит «Филаретовский альманах», в
выпусках которого вниманию читателей представлены различные материалы о
святителе Филарете и его эпохе. В пятый выпуск вошли публикации Г.В.Бежанидзе о
документах святителя по делу о Казанской иконе Симонова монастыря и А.А.Петрова
о переписке филаретовского викария, епископа Леонида (Краснопевкова) с
наместником лавры архимандритом Антонием (Медведевым), статьи священника Павла
Хондзинского «Святитель Филарет Московский и святитель Григорий Палама»,
Н.Ю.Суховой «Учение о Церкви в богословии святителя Филарета», В.А.Воропаева
«Последние дни жизни Н.В.Гоголя как духовная и научная проблема», В.И.Мельника
«Православие и культура: святители Филарет Дроздов и Игнатий Брянчанинов о
художественной литературе», А.П.Дмитриева «Филаретовский юбилей 1867 г. и
кончина святителя в оценках «триумвирата» московских консерваторов
(И.С.Аксаков, Н.П.Гиляров-Платонов, М.Н.Катков)», А.И.Яковлева «Храмы
Филаретовского времени». В материалах Альманаха читателю предлагаются и новые
факты о жизни митрополита Филарета, о его окружении, и новые взгляды на творческое
наследие святителя.
Многим почитателям святителя Филарета известен роман-хроника
А.И.Яковлева «Век Филарета», вышедший новым изданием. В книге показан
внутренний драматизм жизни московского митрополита, «патриарха без
патриаршества», как называли его современники. На долгий век святителя пришлось
несколько исторических эпох, в каждую из которых его место оказывалось важным.
В книге даны яркие портреты императоров Александра I, Николая I и Александра II,
видных сановников князя А.Н.Голицына и графа Н.А.Протасова, заметных деятелей
Церкви архимандрита Фотия (Спасского), архимандрита Антония (Медведева) и
многих других, рассказывается о негладком течении жизни московского митрополита.
Книга написана с большим уважением к личности героя. Привлекает легкий стиль
изложения и хороший русский язык.
Варфоломей Лаптев
Хондзинский Павел, священник. Святитель Филарет Московский:
богословский синтез эпохи. Историко-богословское исследование. М., издательство
ПСТГУ, 2010. 304 с.
Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова),
митрополита Московского. М., издательство ПСТГУ. Т.1, 2009, 376 с.; т.2, 2010,
384 с.
Филаретовский альманах. Вып.5. М., издательство ПТСГУ, 2009,
224 с.
Яковлев А.И. Век Филарета. Роман-хроника. М., Православное
благотворительное братство во Имя Всемилостивого Спаса. 2010, 672 с.
|