Явление Казанской иконы установлено праздновать 21 июля, в день ее обретения, и 4 ноября, в память избавления Москвы от поляков.
В 1579 году Казань пострадала от пожара, который, начавшись 28 июня близ церкви св. Николая Тульского, истребил часть города, прилегавшую к кремлю, окрестные посады и, перейдя в кремль, обратил его в пепел. В пожаре видели гнев Божий на христиан. "И вера Христова,– говорит летописец,– сделалась притчею и поруганием". Христиане принесли покаяние, и Господь явил им человеколюбие Свое.
На месте, где начался пожар, стоял дом одного стрельца. Когда стрелец намеревался приступить к постройке нового дома на пепелище, девятилетней дочери его Матроне явилась во сне Божия Матерь и повелела возвестить духовным и светским сановникам города, чтобы они взяли икону Ее из земли, и указала ей место, где икона скрывалась. После третьего видения Матрона со слезами говорила матери: "Я видела во сне икону Богородицы, от лица которой происходило ужасное пламя, и прямо на меня, будто готовое сжечь меня, и слышала я голос: "Если ты не поведаешь глаголов Моих, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь". Мать на этот раз послушалась дочери и ходила с нею к воеводам и архиепископу Иеремии и дочь рассказывала им о бывших ей явлениях Богородицы. Но никто не хотел верить рассказам ребенка.
Тогда мать сама взяла заступ и
начала рыть землю на указанном дочерью месте. Вскоре к ней
присоединились и другие, взрыли все место и ничего не нашли. Матрона сама взяла заступ и стала рыть на месте
печи, и скоро показалась икона Пресвятой
Богородицы, завернутая в рукав одежды из сукна вишневого цвета,
но светлая, без малейшей порчи, точно только что написанная. Немедленно
устремилось бесчисленное множество народа к обретенной иконе, все
молились и спешили приложиться к ней. О дивном обретении известили
архиепископа и градоначальников. Архиепископ совершил крестный ход к
явленной иконе и с великою честью препроводил ее в ближайший храм св.
Николая Тульского, в котором был священником Ермоген, впоследствии
патриарх, и здесь было совершено молебствие пред иконою, после икона с торжеством была отнесена в Благовещенский собор и
здесь на пути явила первое чудо, исцелив слепца Иосифа, три года ничего
не видевшего, а по принесении ее в собор другой слепец, Никита, получил
исцеление. Обретенная икона была списком с
чудотворной иконы Богородицы, написанной св. евангелистом Лукою, от
царицы Евдокии, супруги императора Феодосия, пересланным из Иерусалима в
Константинополь царице Пульхерии, которая и поставила его во
Влахернском храме в Константинополе.
Замечательно, что и Влахернская
икона Богородицы названа Одигитриею, потому что Божия Матерь явилась во
сне двум слепцам и указала им путь во Влахернскую церковь, где они
получили прозрение пред Ее св. иконою. И впоследствии при Казанской
иконе чаще всего был врачуем недуг слепоты. Сняв с иконы список и изложив обстоятельства ее явления и
чудеса, послали в 1579 г. к царю Иоанну Васильевичу IV, который на
месте обретения иконы приказал построить храм во имя иконы,
устроить женский монастырь для сорока инокинь и здесь поставить икону.
Матрона, обретшая святыню, приняла монашеское пострижение с именем
Мавры, была первою инокинею, а потом и настоятельницею сего монастыря.
Спустя немного времени по основании первой церкви была воздвигнута новая
во имя Пресвятой Богородицы, а на содержание монастыря дано
сто душ. В 1594 году, по повелению царя Феодора Иоанновича, заложен был
большой каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и освящен
митрополитом Ермогеном в 1595 году. Чудотворная икона обложена золотом, драгоценными камнями и жемчугом из
царских сокровищ. Императрица Екатерина, слушавшая Литургию в Казанском
девичьем монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богоматери и
местного образа Спасителя бриллиантовыми коронами.
В 1612 году 22 октября (4 ноября), при сражении русских с поляками в Москве, список с иконы находился у князя Д. М. Пожарского. В память избавления Москвы от поляков царь Михаил Феодорович установил праздновать в Москве Казанской Божией Матери два раза в год: в день обретения иконы 8 июля и в день очищения Москвы от поляков 22 октября, с крестными ходами из Успенского собора в Введенскую церковь, где князем Пожарским поставлен был верный список с чудотворной иконы Казанской, украшенный им многими драгоценностями.
Со времени Михаила Феодоровича Казанская икона стала семейною в царском роде. Но до 1649 года праздник в честь Казанской иконы был совершаем, кроме Казани, только в Москве.
В 1649 году, в благодарение Богу и Пресвятой Богородице за рождение сына Димитрия в 1648, 21 октября, царь Алексей Михайлович установил 22 октября праздновать по всей России праздник в честь Казанской иконы.
Чудотворная икона Богородицы перенесена из Казани в Москву в 1539 году, в 1721 года была перенесена в С.-Петербург и поставлена во временной каменной церкви на месте нынешнего Андреевского собора, а оттуда в Троицкий собор. В 1737 году чудотворная икона перенесена во временный Казанский собор. В 1811 г., по сооружении нынешнего Казанского собора в царствование императора Александра I, в день освящения храма, 15 сентября, перенесена сюда и чудотворная икона в присутствии всей высочайшей фамилии митрополитом Амвросием и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе. По народному верованию, Казанской иконе Богоматери молятся об избавлении от слепоты. Икона Казанской Богородицы участвует во всех крестных ходах в столице и сделалась общею святынею всей России.
Другие иконы Пресвятой Богородицы >>
|