Апостольские
уроки
29 декабря
Их было двенадцать —
самых близких учеников Христовых. Он
Сам избрал их из насельников Галилеи,
никогда не славившейся особым благочестием
и ревностью в исполнении заповедей
ветхозаветного закона.
Почему именно их? Не
стоит гадать, в Евангелии говорится
только, что позвал к Себе, кого Сам
хотел (Мк. 3, 13). Почему двенадцать? У
ветхозаветного Иакова, сына Авраама,
было двенадцать сыновей, от них пошли
двенадцать колен Израилевых. В
ветхозаветные времена число 12 считалось
священным и символизировало собой
полноту народа Божия. Ко времени
пришествия Спасителя в мир от двенадцати
колен осталось два с половиной, остальные
после долгих войн с язычниками исчезли.
И древние иудеи верили, что Мессия придет
и соберет, восстановит исчезнувшие
колена, восстановит полноту избранного
народа и даст ему царствовать над всем
миром. И Мессия пришел, только не стал
Он собирать рассеянных среди других
народов потомков ветхозаветных
патриархов, а послал Своих двенадцать
собирать новый народ Божий — Новый
Израиль, Церковь Свою, а их самих, эти
двенадцать, как бы положил в основание
Новой Церкви.
Они были небогаты,
незнатны, неучены — простые галилейские
рыбаки, жители
малых городков и
селений. Один из них и вовсе принадлежал
к самому презираемому сословию — к
мытарям, сборщикам податей, ненавидимым
всеми иудеями за то, что мытари служили
римским властям. Но все двенадцать были
едины в главном: оставив мир, они
последовали за Господом, призвавшим
их, и все, кроме Иуды-предателя, остались
верны Ему и исполнили заповеданное
Господом: благовествовать о том, что
приблизилось Царство Небесное, и быть
свидетелями Его крестных страданий и
славного воскресения.
Оставили все — вот
самый первый урок, который дают они
уверовавшим во Христа Спасителя. «Ну
да!— скажет кто-то.— А работа, семья,
дети?! А: в поте лица ешь хлеб твой
(ср.: Быт. 3, 19)?! Все это — для учеников,
для монахов! Нет, мы люди простые — нам
зарабатывать на жизнь надо!»...
30 декабря
...Да, надо! Но это же и
для нас: ведь и Евангелие для всех, и
трудные пути, и тесные врата (см.: Мф. 7,
13–14) — тоже для всех. Просто одни — те,
кто на это призван Самим Богом,— оставляют
мир и саму жизнь посвящают Богу, а другие,
живя в миру, Бога ставят во главу угла
жизни — выше семьи, детей, работы, хлеба
насущного... Иначе не устоять!
Пока ученики следовали
Христу, слушали Его проповедь, ужасались
и изумлялись чудесам, которые Он творил,
они оставались несовершенными. В чем-то
даже немощными. Они могли спорить о том,
кто из них первый, когда Учитель говорил
им о Своих близких страданиях. Они
оставили Его одного перед стражниками,
посланными Синедрионом, а Петр даже
отрекся от Христа перед слугами
первосвященника. Но как пронзительно
и трогательно звучит ответ Петра на
вопрос Христа, не хотят ли и они отойти:
Господи, куда нам идти, Ты имеешь
глаголы вечной жизни (ср.: Ин. 6, 68). И в
этом — тоже урок. Мы по-человечески
слабы и немощны, когда мыслим свое, живем
по своему разуму и пониманию.
Пусть почаще нам
вспоминается эта человеческая немощь
апостольская. Пусть чаще души наши
потрясает мысль о том, как эти простые
неученые рыбаки стали твердыми,
бесстрашными, пламенными проповедниками
Евангелия, просветили вселенную светом
учения Христова, создали многочисленные
христианские общины, заложили фундамент
христианского богословия, научили
сначала малочисленных, а потом и
умножившихся последователей жить по
заповедям Христовым.
Почему, какой силой они
творили это? Благодатию Святого Духа,
излившейся на них в Пятидесятницу, силой
Божией, верой и верностью Учителю своему
и Богу, пославшему их на проповедь. И
тогда перестанем полагаться на себя,
будем искать благодатной помощи Божией
в молитве, святых Таинствах Церкви,
тогда не на словах только, а на деле всем
естеством своим ощутим легкость и
благодатность ига Христова...
31 декабря
...Они были верны Христу
до смерти, некоторые — смерти крестной.
Они устояли в истине. Они принесли
человечеству великий дар: веру Христову,
Церковь Христову. Их было двенадцать,
ближайших учеников Господа нашего
Иисуса Христа, потом к ним прибавились
еще семьдесят, посланных Господом на
проповедь в города, мимо которых Он шел
в Иерусалим. Но что эта горстка людей в
море языческих народов? Что могли они
противопоставить мощи Римской империи,
подпиравшей языческие культы? Свет
Христова воскресения, свидетелями
которого они были! Благодать Святого
Духа, пришедшего в мир после крестных
страданий и воскресения Христова! Опыт
благодатного послушничества Христу,
Его слово! Свою неколебимую веру и
верность Христу! Этим оружием двенадцать
победили мир.
И это тоже урок. Пусть
свет Христова воскресения озаряет наши
души не только в светлую и святую ночь
Пасхи. Как поддерживаем мы огонек
лампады, зажженной в Великий Четверг,
доливая масло в сосуд, так будем елеем
веры, надежды и любви поддерживать этот
свет в душе: и за ничто покажутся нам
все скорби и соблазны этого мира. Будем
жить по заповедям Христовым, в истинной
и деятельной любви к Богу и ближним
нашим, которых Сам Господь называет
братьями Своими меньшими (ср.: Мф.
25, 40),— и благодать Святого Духа, полученная
в крещении и обновляемая в Таинствах
Покаяния и Причащения, не оставит нас
безоружными в этом мятущемся мире. Будем
не просто ходить,— будем жить в Церкви,
жить полнокровной церковной жизнью.
Будем хранить как зеницу ока веру
православную, апостольскую и делами, а
не словом только являть свою верность
Христу. И мы тоже победим мир,— тот, что
вокруг нас, и может быть, в меру своих
сил будем апостолами для неверующих
ближних.
И т
огда по-новому
зазвучат для нас слова апостола Павла:
подвигом добрым я подвизался, течение
совершил, веру сохранил; а теперь
готовится мне венец правды, который
даст мне Господь, праведный Судия, в
день оный; и не только мне, но и всем,
возлюбившим явление Его (2 Тим. 4, 7–8).
Нина Малахова |