Из Слова на
Новый год
Происходящие сегодня
диавольские всенощные гулянья, шутки,
бранные крики, ночные пляски и смешные
забавы хуже всякого неприятеля пленили
наш город, и, тогда как должно было бы
сокрушаться, плакать, стыдиться как
согрешившим, так и несогрешившим: одним
— смотря на свои грехи, а другим — смотря
на бесчиние братий,— наш город веселится,
красуется и увенчивается; площадь, как
любящая наряды и роскошная женщина,
сегодня заботливо украшается... всякий
мастеровой, выставляя напоказ свои
работы, старается перещеголять своего
товарища. Такое соревнование хотя
показывает ребяческий ум и душу,
неспособную к великим и возвышенным
помыслам, но не слишком большой влечет
за собою вред: есть только какое-то
безрассудное рвение, навлекающее на
соревнователей осмеяние. Если ты хочешь
украшать, то украшай не мастерскую, но
твою душу,— не площадь, но ум, чтобы
Ангелы дивились, и Архангелы одобряли
твое дело, и Владыка Ангелов наградил
тебя Своими дарами. А хвастовство,
совершающееся ныне, возбуждает и смех
и зависть: смех в тех, которые мыслят
несколько выше, а зависть и великую
ненависть в тех, которые подвержены тем
же болезням. Но, как я выше сказал, такое
соревнование заслуживает небольшого
порицания; а более всего прискорбны
состязания, которые происходят сегодня
в гостиницах и преисполнены распутства
и великого нечестия: нечестия потому,
что занимающиеся ими замечают дни,
гадают и думают, что если первый день
этого месяца они проведут в удовольствии
и веселии, то и во весь год будет то же,
а распутства потому, что на самом рассвете
и женщины и мужчины, наполнив стаканы
и чаши вином, напиваются с великою
неумеренностью. Это несообразно с нашим
любомудрием, сами ли вы делаете это, или
позволяете делать другим, слугам, или
друзьям, или соседям. Неужели ты не
слыхал слов Павла: Наблюдаете дни,
месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не
напрасно ли я трудился у вас (Гал. 4,
10–11)? [1–2–Слово на Новый год–1, 2]
***
Крайне безумно по одному
счастливому дню ожидать того же на весь
год; и не только от безумия, но и от
диавольского влияния происходит та
мысль, будто в делах вашей жизни надобно
полагаться не на собственную ревность
и деятельность, а на дневные обращения
времени. Счастлив для тебя будет год во
всем не тогда, как ты будешь пьянствовать
в первый день, но если и в первый, и в
каждый день будешь делать угодное Богу.
Кто убежден, что есть дни счастливые и
несчастливые, тот в несчастливый день
не будет заниматься добрыми делами,
думая, что весь его труд останется
тщетным и бесполезным по роковому
свойству дня; равно и в счастливый день
не займется теми делами, думая, что его
нерадение нисколько не повредит ему,
по хорошему свойству самого дня, и, таким
образом, он в том и другом случае будет
терять свое спасение…
Радость бывает не от
пьянства, но от духовной молитвы, не от
вина, но от назидательного слова. Вино
производит бурю, а слово — тишину; вино
причиняет шум, а слово прекращает
смятение; вино помрачает ум, а слово
просвещает и помраченный; вино вселяет
скорби, которых не было, а слово отгоняет
и те, которые были. Ничто обыкновенно
так не ведет к спокойствию и радости,
как правила любомудрия: презирать
настоящее, стремиться к будущему, не
считать ничего человеческого постоянным
— ни богатства, ни власти, ни почестей,
ни покровительства. Если ты научился
так мудрствовать, то не будет терзать
тебя зависть, когда увидишь богатого,
и, когда впадешь в бедность, не унизишься
от бедности; и таким образом, будешь в
состоянии постоянно праздновать.
Христианину свойственно праздновать
не в известные месяцы, не в первый день
месяца, не в воскресные дни, но всю жизнь
провождать в приличном ему праздновании.
Какое же прилично ему празднование? Об
этом послушаем Павла, который говорит:
Посему станем праздновать не со старою
закваскою, не с закваскою порока и
лукавства, но с опресноками чистоты и
истины (1 Кор. 5, 8). Итак, если ты хочешь
получить пользу и от начала новых
месяцев, то поступай так: по окончании
года возблагодари Владыку, что Он
сохранил тебя до этого предела годов;
сокрушись своим сердцем, исчисли время
твоей жизни и скажи сам себе: дни бегут
и проходят, годы оканчиваются, много
пути нашего мы уже совершили а что мы
сделали доброго? Неужели пойдем отсюда
без всего, без всякой добродетели? Суд
при дверях, остальная жизнь клонится к
старости. Так любомудрствуй при начале
новых месяцев это приводи на память при
годовых кругообращениях. Станем помышлять
о будущем дне, чтобы не сказал кто-нибудь
о нас того же, что сказал пророк об
иудеях: Исчезли дни их в суете и лета их
в смятении (ср.: Пс. 77, 33).
Такой праздник, о каком
я сказал, постоянный, не ожидающий
круговращения годов, не ограничивающийся
известными днями, может равно праздновать
и богатый и бедный; потому что здесь не
деньги нужны, не богатство, а одна
добродетель. Нет у тебя денег? Но есть
страх Божий, сокровище, лучшее всяких
богатств, которое не повреждается, не
изменяется и не истощается. Посмотри
на небо, на небеса небес, на землю, море,
воздух, разнородных животных, разнообразные
растения, на всю человеческую природу;
помысли об Ангелах, Архангелах, вышних
силах; вспомни, что все это — богатство
твоего Владыки. Быть не может, чтобы
слуга столь богатого Владыки был беден,
если Господь его милостив к нему.
Наблюдать дни несообразно с христианским
любомудрием, но это — дело языческого
заблуждения. Ты приписан к вышнему
граду, принят в тамошнее гражданство,
вступил в общество Ангелов, где нет
света, переходящего во тьму, ни дня,
оканчивающегося ночью, но всегда —
день, всегда — свет. Туда будем стремиться
непрестанно. Ищите горнего, говорит
(апостол), где Христос сидит одесную
Бога
(Кол. 3, 1). [1–2–Слово на Новый
год–2, 3]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |