Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2017
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Проповеди
Проповедь в неделю 4-ю Великого Поста митрополита Антония Сурожского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сегодня совершаем память святого Иоанна Лествичника. Святой Иоанн Лествичник так назван, потому что он оставил духовное руководство - «Лествицу» восхождения от земли на Небо, из глубин греха до вершин любви Божией и соединения с Ним.

И вот на первой ступени этого восхождения святой Иоанн нам говорит: Не за то, братья, будем мы осуждены на вечном суде, что не совершали мы чудес, что не богословствовали, но за то будем осуждены, что не плакали о грехах своих...

Вот где начинается наше спасение или завязывается узел нашей погибели. Мы о многом плачем: плачем об утратах своих, плачем об оскорблениях, которые нам наносят люди, плачем мы о болезни, плачем о различном, многообразном горе, которое встречается нам в течение жизни. И мы не видим, что болезнь, и горе, и страдание, и утрата - все они могут быть чисты и могут быть звеном, которое соединяет нас и с Богом, и с людьми.

Продолжение Продолжение материала...
 
Слово в неделю Крестопоклонную святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

"Утешайте, утешайте народ мой"

Это слова древнего великого пророка Исайи, слова, обращенные к нам, пастырям вашим, ибо на нас лежит долг не только учить вас, не только указывать путь Христов, но являть вам сердечную любовь свою и заботу о вас.

И вас, Богом данную мне паству, я люблю как самых близких мне людей, а разве я не знаю, как много у вас скорбей, как много слез, разве не должен я утешать вас? И постараюсь я исполнить это в нынешний день, великий день поклонения Кресту Христову.

Когда учим мы вас пути Христову, то всегда внушаем, чтобы помнили слова Его, о том, что узки врата и тесен путь, ведущий в Царство Божие, о том, что в мире скорбны будете.

Скорби - это удел всех христиан. Вы спросите, разве только христиане скорбят, разве не терпят скорбей, всяких несчастий и горестей, разве не льют слез и люди мира сего, отвергающие путь Христов?

Продолжение Продолжение материала...
 
Проповедь митрополита Антония Сурожского во 2-ю неделю Великого поста

В течение теперь уже истекших подготовительных недель к Великому Посту словами Христа, образами евангельскими Церковь призывала нас глубоко вглядеться в нашу собственную душу и в нашу жизнь: что нужно в ней изменить, в чем нужно покаяться.

Теперь наступила новая пора: время Великого Поста. В течение наступающих и сегодня уже наступившей недели мы будем слышать не о себе самих, а о том, что благодать Божия совершила над людьми, которые сумели покаяться, которые сумели обратиться всей мыслью, всей душой, всем порывом души к Богу, – что над ними совершил Господь! Один за другим будут проходить образы святых...

Но сегодня, почти на грани этих двух времен – подготовительных недель и Поста – стоит образ святителя Григория Паламы. И то, что он говорит нам, – такое важное, такое значительное, что на этом надо остановиться, потому что только из того, что он говорит нам, мы можем понять ту славу, то величие, ту действительно Божественную красоту, которую мы видим во святых.

Продолжение Продолжение материала...
 
Слово в неделю 1-ю Великого Поста, Торжества Православия, святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

В первое воскресенье Великого поста Святая Церковь празднует Торжество Православия, и надо разъяснить вам, что это значит. Необходимо вам знать, в чем состоит основная, важнейшая сущность нашей православной веры. Она состоит прежде всего в том, что мы всем сердцем веруем в Господа Иисуса Христа как нашего Спасителя от власти диавола и от греха первородного. Эта вера совершенно отлична, в корне отлична от всех других вер: только в нашей христианской вере сущность ее составляет вера в искупление рода человеческого крестной смертью Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Для того чтобы понять и подлинно знать, как мог искупить Господь Иисус Христос, истинный Сын Божий, род человеческий, надо глубоко, всем сердцем веровать, что был Он истинным и совершенным Богочеловеком, что в Нем совмещались и полнота Божества, и полнота человеческой природы – совмещались нераздельно. Только при условии этой веры будем мы подлинно и истинно христианами.

Продолжение Продолжение материала...
 
Слово в неделю сыропустную Святителя Иннокения (Борисова)

И сие ведяще время, яко час уже нам от сна востати. Ныне бо ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом.

Нощь (убо) прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. (Рим. 13; 11-12).

Сими поучительными словами апостола Павла Святая Церковь напутствует нас, братие мои, на поприще Святого и Великого поста. Между прочими побуждениями к покаянию во грехах наших, она указует и на большую удобность к тому для нас в продолжение наступающих святых дней. В самом деле, хотя спасение наше никогда не далеко от нас, но с наступлением Святой Четыредесятницы дело спасения до того приближается к каждому, что, можно сказать, невольно и неотступно требует себе места в душе и сердце. Подлинно, время Великого поста во всех отношениях должно сравнивать с прекрасным днем для веры и благочестия; равно как седмицу, ныне оканчивающуюся, со всех сторон нельзя не уподобить темной, бурной и хладной ночи. Каких дел тьмы не совершается повсюду в продолжение этой седмицы! Сколько душ, волей и неволей, низвергается в пропасть греховную! Сколько людей, коим всю жизнь надобно бывает оплакивать несколько минут нынешнего безумного веселья! Из самых осторожных и бдительных над собою и своими деяниями, не многие могут похвалиться тем, что в течение прошедших дней, они не потерпели никакого ущерба в чистоте сердечной и спокойствии своей совести.

Продолжение Продолжение материала...
 
ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ (БОРИСОВА)

Вчера мы творили молитвенную память о всех, от века преставльшихся, отцах и братиях наших; а ныне сами переносимся мыслью в будущее и поставляем себя вместе с ними пред престолом грозного Судии, имеющего решить вечную участь каждого из нас. Судя по сему, если в какой день, то в настоящий прилично нам размышление о своей жизни, исследование своей совести, слезы и плач о грехах наших. Ибо можно ли помыслить о Страшном Суде Божием и не обратиться в то же время к своей совести? Можно ли обратиться к своей совести и не заметить тотчас, что мы покрыты множеством грехов, что мы все не в таком состоянии, чтобы со светлым лицом явиться пред Того, Кто испытует сердца и утробы? Посему-то одна мысль о Страшном Суде Божием приводила в трепет самых праведников; и, без сомнения, если какой день, то настоящий проводили они от утра до вечера в слезах и воздыхании.

Продолжение Продолжение материала...
 
Проповедь на Сретение Господне митрополита Владимира (Сабодана)

В праздник Сретения Господня мы созерцаем трогательную картину: старец Симеон держит на руках своих сорокадневного Младенца, Владыку неба и земли. Какой радостью и каким миром исполнены его слова: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко..." (Лк.2, 29). Всю свою долгую жизнь Богоприимец Симеон носил в сердце веру в грядущего Спасителя. И вот ныне он сподобился увидеть Его своими очами и держать Его на своих старческих руках.

Вникая в это евангельское событие, каждый христианин может подумать: о, какое бы счастье было, если бы Господь благоволил мне увидеть Его, услышать Его слова, прикоснуться хотя бы к краю одежды или оросить Его пречистые ноги слезами своей любви и раскаяния. Но на самом деле мы не лишены этой возможности. Мы имеем ту же самую радость, которой достиг на склоне лет праведный Симеон Богоприимец. Среди нас и с нами всегда наш Христос Спаситель. Он перед вознесением сказал ученикам и всем Своим последователям: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.28, 20). Слово Спасителя неложное, и обещание Свое Он исполняет.

Продолжение Продолжение материала...
 
Слово в неделю о мытаре и фарисее святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Святые отцы заповедали нам весьма важное и спасительное правило, которое вряд ли все вы исполняете. Правило состоит в том, чтобы каждый вечер перед тем, как спать ложиться, на короткое время присесть и обдумать все то, что было в этот день: все свои дела, поступки, мысли, все свое поведение, все слова свои, и вникнуть, не было ли чего злого и дурного сделано в этот день.

А если найдете злое и дурное, то кайтесь. Весьма важно это правило по той причине, что если привыкнем каждый вечер вспоминать, что делали в течение дня, что говорили и думали, если будем находить все дурное, то неприятно нам будет, стыдно; и постепенно исправимся, привыкнем не делать того, что сделали и что заметили. А если так, то вскоре отстанем от своих дурных дел и дурных привычек и научимся не только перед сном следить, что дурного сделали, но и в течение всего дня научимся следить за собою, за каждым шагом своим, за каждым словом; а следить за собою крайне необходимо, чтобы остерегаться творить зло и стараться творить добро.

Вот почему так важно это правило. Но даже те, которые постоянно исполняют его, часто остаются неоправданными пред Богом, потому что, припоминая что сделали в истекший день, сплошь и рядом оставляют без внимания, не замечают самого главного, самого важного.

Продолжение Продолжение материала...
 
Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы архимандрита Илии (Рейзмира)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во святая святых

( припев 9-й песни канона службы праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы)

Дорогие братия и сестры! Сегодня мы совершаем торжественную память Введения во храм Пресвятой Богородицы. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, были неплодными и весьма сокрушались о своей бездетности. Они много горя терпели от людей, ибо неплодство в Ветхом Завете было позорным и считалось наказанием Божиим за грехи. Но у них была крепкая вера во всемогущего Бога, они усердно молились о даровании им чада и творили усердную милостыню. Вера, горячая молитва, усердная милостыня, обещание посвятить Богу дарованное им чадо, строгое и постоянное благочестие приклонили благого Бога на милость, и Он даровал им уже в глубокой старости благословенный плод — Пресвятую Деву Марию. Их радость и пламенная благодарность к Богу за такой чудный дар Его милосердия были неописуемы. Можно себе представить, как усердно заботились они о воспитании Ее в духе закона Господня, как утешались лицезрением будущей Матери Господа, будущей царицы ангелов и людей. До трех лет праведники воспитывали свое чадо дома, а затем решились в точности исполнить свой обет и посвятить Деву Марию Богу, как поступила некогда праведная Анна, мать Самуила-пророка. Введение во храм было совершено торжественно, в сопровождении лика чистых девушек, несших светильники, которые знаменовали то, что Пресвятая Дева будет носить неопально во чреве огнь божества, будет Матерью Света и Сама будет чистейшим Светом. Первосвященник Захария, отец святого Иоанна Предтечи, бывший в то время в храме, по внушению Духа Святого вместе со священниками вышел к Ней навстречу и торжественно, с молитвами и песнопениями встретил.

Продолжение Продолжение материала...
 
Проповедь на Собор Архистратига Михаила архимандрита Илии (Рейзмира)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, слово собор в названии праздника означает собрание верующих в честь, славу и похвалу святым небесным силам. Как известно из книги Иова, ангелы Божии были созданы до сотворения человека: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим ecu ангели Мои» (Иов 38, 7). Небесных сил больше, чем людей. В Апокалипсисе сказано, что тьмы тем и тысячи тысяч ангелов восхваляют Бога (Откр. 5, 11). Видя умное, красивое личико какого-нибудь малыша, мы говорим о нем: «Точно ангел». Когда встречаем доброго, ласкового человека, то говорим о нем: «Ангел, а не человек», слыша хорошее пение, называем его ангельским, что свидетельствует о свойствах ангелов. Они имеют счастье всегда лицезреть Господа, как сказал Сам Спаситель: «Ангелы... всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10) и непрестанно воспевают хвалу Ему, как указывает Святая Церковь: «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще свят, свят, свят Господь Саваоф» (возглас священника на литургии свт. Иоанна Златоуста). Эту ангельскую песнь слышали апостол Иоанн Богослов, а также пророк Исайя, святой апостол Павел и Вифлеемские пастухи.

Продолжение Продолжение материала...
 
Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) в день празднования Казанской иконе Божией Матери

Взбранная Воевода

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Прославление Божией Матери началось еще до рождения от Нее Христа Спасителя. Ей воздал славу и честь архангел Гавриил во время Благовещения. Ее прославила праведная Елисавета при свидании с Ней, назвавшая Ее Матерью Господа и ублажившая Ее за твердую веру и истину, возвещенную Ей от Господа устами архангела Гавриила. Святая Церковь именует Ее честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим. Даже ангелы преклоняются пред Нею как пред Царицею Небесною. В лице Ее человеческое естество превознесено превыше ангелов. Церковное почитание Богоматери совершается ежедневно и соединяется с каждой церковной службой. К числу бесчисленных наименований, произносимых Церковью в похвалу Богоматери, относится и наименование «взбранная воевода».

Продолжение Продолжение материала...
 
Проповедь в день празднования Казанской иконе Божией Матери архимандрита Илии (Рейзмира)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Назначение человека не ограничивается одной земной жизнью. Кроме земного, у нас еще есть небесное, вечное призвание, ради которого мы и живем на земле. «Наше... жительство — на небесах», — говорит святой апостол Павел (Флп. 3, 20). Наша земная жизнь — только приготовление к блаженной вечности; это только школа, в которой мы должны научиться жить по-небесному. Горе тому человеку и народу, который забыл об этом! «Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Пс. 102, 15-16). Что сталось со многими царствами, которые некогда процветали на земле? Там, где некогда в упоении земным могуществом раздавалась гордая речь: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14,13-14), там теперь пустыня.

Продолжение Продолжение материала...
 
Слово на Покров Пресвятой Богородицы святителя Феофана Затворника

Покров Божией Матери означает, что милости Ее к нам всегда готовы: когда и как удобнее встречать их?

Празднуем Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы — общей всех христиан Матери. Утешительное празднество! — Оно дает уверение, что помощь и заступление Матери Божией всегда готовы и так близки ко всем нам, как, например, кров дома, или еще ближе, как благодетельная рука, касающаяся главы нашей. Весь мир христианский действительно и испытывает над собою сей омофор милости Пресвятой Богородицы, и благодарно радуется, и в благонадежии торжествует. Не раз испытала сей покров и наша страна, как свидетельствуют и чудотворные иконы — Владимирская, Боголюбская, Муромская, Шуйская. Благодарение Господу и Преблагословенной Матери Его!

Продолжение Продолжение материала...
 
Слово на Рождество Пресвятой Богородицы святителя Иннокентия Херсонского

"Сей день... Господень... радуйтеся, людие!"

(Стихира 2 на литургии)

Так взывает ныне Святая Церковь, как бы опасаясь, чтобы кто-либо из нас, по невниманию или другим причинам, не остался без участия в радости настоящего дня. Что же находит она в дне сем особенно радостного?.. То, что он есть день Господень! Подлинно, братие, Сам Господь сотворил день сей, да возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117; 24). Без Его всемогущей силы Иоаким и Анна не произрастили бы плода, от коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можем сказать, чтобы Спа­ситель мира не явился в мире, когда бы не было Марии, то можем и должны исповедать, что Он явился в мире не прежде, как произошла на свет Мария, и явился от Марии. Посему одно рождество Бога Сына превосходит важностью рождество Богоматери. Человечество, пройдя долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых Ветхого Завета, явилось наконец в Марии на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло соделаться вместилищем Бога Слова.

Продолжение Продолжение материала...
 
Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы архимандрита Илии (Рейзмира)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Яко призре на смирение Рабы Своея,

се бо отныне ублажат Мя вcи роди (Лк. 1,48).

Так пророчески отвечала Пресвятая Дева Мария на приветствие праведной Елизаветы, которая, провидя Духом Святым будущую славу преблагословенной Богоматери, воскликнула: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего»(Лк. 1, 42). И вот уже почти двадцать веков мы видим постоянное исполнение этого пророчества. И сегодня, дорогие братия и сестры, мы с вами особенно чтим и прославляем Пресвятую Деву в этот великий праздник и за этим чудным богослужением и сами наглядным образом исполняем это пророчество, и испрашиваем у Нее благодатной помощи в благословении на предстоящие труды. Матерь Божия всегда ублажалась и ублажается верными чадами Церкви Христовой. Что же сделало Богородицу достойной этой славы? Вместе с пророчеством о своей славе, Пречистая Дева Мария говорит и о причине ее. «Яко призре на смирение Рабы Своея», — говорит Она. Итак, причиною Своего высочайшего избрания быть Матерью Божией — орудием спасения рода человеческого — Она считает только Божию милость, Божие изволение. И действительно, если мы посмотрим на жизнь Девы Марии, то увидим, что вся она была украшена истинным смирением, которое вознесло Ее превыше херувимов и серафимов.

Продолжение Продолжение материала...
 
Слово в день Усекновения главы Иоанна Крестителя святителя Иннокентия Херсонского

И абие послав царь спекулатора, повеле принести главу его.

Он же шед усекну его в темнице, и принесе главу его на блюде и

даде ю девице: и девица даде ю матери своей (Мк. 6; 27-28).

На самой середине жизни, проводимой в строжайшем исполнении закона Божия, перед самым "пришествием Царствия Божия в силе" (Мк. 9; 1), для коего все ветхозаветные праведники готовы были бы востать из гробов, - вдруг лишиться жизни - в угождение безстудной любодейцы, и отдать главу свою на блюдо спекулатора (палач, – прим. ред.), чтобы она служила зрелищем среди безумного пира - может ли быть участь плачевнее сей участи?.. И кого же постигла такая участь? Святейшего проповедника истины и добродетели, Предтечу и Крестителя Сына Божия, того, более коего, по свидетельству самой истины, не воста, никтов рожденных женами! (Мф. 11; 11). Боже мой, что же после сего значат наша жизнь и смерть, что Промысл Небесный и добродетель, что мир сей, и все, что в нем!

Верно, братие, не то, что мы обыкновенно представляем; верно, не так должно взирать на жизнь и смерть, как мы обыкновенно взираем; видно, у Творца нашего есть другие законы, по коим величайший праведник может скончать земное течение свое так, как скончал его Иоанн, и напротив, величайший грешник, каков Ирод, может не знать печали и слез до самого конца своего.

Продолжение Продолжение материала...
 
Слово на Усекновение главы Иоанна Предтечи святителя Феофана Затворника

Святой Предтеча всею жизнию своею, от начала до конца, дает добрые уроки всем

Святой Иоанн Предтеча Господень есть первый образец монашеского жития. Таким и считали его первые христиане-подвижники и его особенно примером воодушевлялись в трудах отшельничества. У него учились уединению, ибо он с детства был в пустынях. У него учились постничеству, ибо он питался случайно попадавшимися в пустыне растениями. У него учились простоте в одежде, ибо одежда его была от влас велблуждих(из верблюжьей шерсти — прим. ред.), и пояс усмен (кожаный – прим. ред.) о чреслех его. У него учились безбрачию, самоотвержению, смирению, Богопреданности, нежалению живота спасения ради своего и других — добродетелям, черты которых так явны в жизни его.

Но как предтеча новой благодати, как проповедник покаяния, как указатель правил Богоугождения и руководитель ко Христу он есть образец и наставник и общей всем христианам спасительной жизни. И все возрасты, и все состояния, и все роды занятий и служб найдут себе достаточно вразумительное назидание — то в словах его, то в разных случаях жизни его. Ныне празднуем мы Усекновение главы его — конец и венец жизни. Пройдемте же ее воспоминанием с первого зачатия до смерти, чтоб чрез то и воздавать долг благоговейного чествования ему, и вместе дать возможность всякому заимствовать из его жизни пригодное себе и нужное в урок и подражание.

Продолжение Продолжение материала...
 
Проповедь в день Успения Пресвятой Богородицы протоиерея Родиона Путятина

Невеселый предмет избираю я для нынешнего радостного дня: я хочу побеседовать с вами о смерти.

И чаще бы нам надобно беседовать о ней, слушатели благочестивые. Ведь думай не думай, а от смерти не убежишь; так уж лучше думать. Чем чаще 6удем думать о смерти, тем меньше будем ее бояться. Мы оттого именно слишком боимся смерти, что редко о ней думаем или думаем не так, как должно.

И подлинно, что страшного в смерти, если посмотреть на нее с лучшей точки зрения — так, как должно смотреть? Скажи, отчего ты так боишься смерти? Оттого, скажешь, что мне хочется пожить, мне жизнь еще не наскучила. Так, желать жить очень нам естественно: животные бессловесные — и те не любят умирать. Но рассуди, разве смерть отнимет у тебя жизнь? Ведь ты и по смерти будешь жить. Ибо что такое значит умереть? Умереть — то же, что перейти из старого, худого дома в новый, хороший: смерть есть переборка с одного места на другое. Что же в ней страшного?

Продолжение Продолжение материала...
 
Слово на Успение Пресвятой Богородицы Святителя Феофана Затворника

Ныне празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Но ведь это была смерть Богоматери — истинная, подобная смерти всякого человека. Чего же ради она наименована Успением, как бы заснутием или сном? Это могло быть и потому, что Пречистая не долго была держима в узах смерти и области тления, а чрез три дня обретена воскресшею, подобно Сыну Своему, Господу Иисусу Христу, но паче потому, что смерть сия была мирна, тиха, сладостно приятна, подобно желанному покойному сну по утомлении тела дневными трудами.

Но не такова же ли должна быть и наша смерть? Да, Пресвятая Богородица есть Мать наша, мы — дети. Она предшествует, мы должны последовать за Нею. И вот нам, празднующим день Успения, урок от Успения: год от году приближаясь к смерти — всячески заботиться о том, чтоб смерть наша была не терзательным и мятежным отторжением души от тела, а мирным и безмятежным исходом из сего мира в другой, подобно тихому и покойному засыпанию... Спрашивается, как сего достигнуть и что требуется для сего с нашей стороны?

Продолжение Продолжение материала...
 
Слово в день Успения Пресвятой Богородицы Святителя Иннокентия Херсонского

Казалось бы, что если кому можно и прилично было не умирать, подобно Еноху и Илии, то Матери Сына Божия. И, однако же, Она почила сном смертным! Значит, смерть - неизбежна! С другой стороны, когда бы в смерти было для человека зло существенное, то если кто, то Матерь Сына Божия не была бы подвергнута сему злу; и, однако же, Она подверглась смерти. Значит - смерть не есть зло и вред для человека!

Смерть неизбежна, смерть безвредна; вот две истины, кои сами собою приходят на мысль в день Успения Матери Божией.

Нужно ли человеку помнить их? Крайне нужно. Ибо если смерть неизбежна, то всякому должно заблаговременно приготовляться к ней. Если смерть сама по себе безвредна, то нет причины страшиться ее и трепетать.

Помним ли мы, однако же, сии истины? Напротив, кажется, - ничто так не забывается, как они. Мы живем так, как бы нам никогда не умирать, ибо нисколько не готовимся к смерти; а умираем так, как бы нам никогда не воскресать, ибо через меру страшимся смерти.

Мало мы думаем о нашей смерти, ибо покажите мне человека, который бы посвящал на это хотя бы по несколько минут каждый день; между тем, смерть может прийти к нам не только каждый день, но и каждую минуту. Еще менее мы готовимся к смерти, ибо укажите, где и в чем это приготовление? Это ли приготовление к смерти, когда мы алчем награды за наградою, строим здания за зданиями, переходим от удовольствий и забав к новым удовольствиям и забавам? Ты прожил, например, уже более полувека, сам чувствуешь, что давно за полдень, недалек вечер, ввиду ночь: скажи же мне, что приготовил ты для подземного ночлега? И такое невнимание к смерти у самых престарелых. Что же сказать о людях в мужеском возрасте? Что сказать о юношах? Вы произвели бы на их устах улыбку, напомнив о необходимости приготовляться к смерти, между тем, сколько юношей нисходит каждый год в могилу!

Продолжение Продолжение материала...
 
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник, престольный праздник главного храма нашей Церкви — сего Патриаршего Успенского собора в Московском Кремле. Мы прославляем Успение Пресвятой Богородицы.

В жизни Царицы Небесной не было человеческого почета и человеческой славы. И единственное событие, связанное с Ее земной жизнью, окруженное славой и почетом, — это событие самого Ее Успения. Мы узнаем об Успении Пресвятой Богородицы из Предания Церкви, из надежных свидетельств древних святых отцов, начиная с Дионисия Ареопагита и Мелитона Сардийского, а также Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского, святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского. Уже первые пять столетий христианской истории отмечены многими и подробными описаниями земной жизни Пресвятой Богородицы и описанием Ее Успения.

Продолжение Продолжение материала...
 
Проповедь в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня

«Крест – хранитель всея вселенныя, крест – красота Церкви, крест – верных утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва».

Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Церковь прославляет силу животворящего креста Господня, а вместе с этим вспоминает и честные страдания, которые Господь претерпел на кресте. Ближайшим поводом к празднуемому ныне событию послужили чудесные знамения, явленные жителям Константинополя от древа животворящего креста Господня. В древние времена в столице Греческого государства Константинополе разразилась сильная моровая язва, уносившая много человеческих жертв. По просьбе жителей города древо животворящего креста Господня носили по улицам города в течение пятнадцати дней с молитвами и окроплением города святой водой, и по прошествии этого времени губительная болезнь прекратилась, и жители города принесли глубочайшее благодарение Господу Иисусу Христу.

Продолжение Продолжение материала...
 
Проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы святого праведного Иоанна Кронштадтского

Дивное, недомыслимое умами смертных таинство воспоминает и торжествует ныне святая Церковь: воплощение и вочеловечение Творца веков и миров – Сына Божия. Невместимый Бог вмещается в чистой утробе Богоотроковицы, бесплотный воплощается, безначальный зачинается, неприступный делается приступным, Слово воспринимает плоть, бесконечно великий умаляется, и беспредельный определяется; Бог срастворяется с людьми и не стыдится братию нарицати их (Евр. 2, 11). Так, от века, от начала утаенное и ангелам несведомое таинство открывается ныне и Сын Божий делается Сыном человеческим, чтобы, восприняв худшее, т. е. нашу природу, подать нам несравненно лучшее – освящение, обновление и обожение. Благовременно воскликнуть в восторге: да веселится тварь, да празднует весело все естество, т. е., как весь человеческий род, удостоенный такой чести от Бога, так и вся тварь, небо и земля, видя Бога, по безмерному благоутробию снисшедшего к твари и воспринявшего на Себя природу твари ради ее спасения. О, таинство непостижимое, таинство прерадостное и восхищающее всякую духовно разумевающую душу, но вместе и таинство ужасное! Ибо причина такого снисхождения, такого истощания – наши грехи. Только всеблагому, премудрому и всемогущему Богу возможно было изобрести такое чрезвычайное средство к спасению погибшего человека и так уничижить себя для того, чтобы нас исцелить Своим примером от гордости и всяких грехов и научить смирению и послушанию и всякой добродетели.

Продолжение Продолжение материала...
 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї