Первоначальная
христианская проповедь: весть об
исцелении и Исцелителе
Был болен, и вы посетили
Меня... Так как вы сделали это одному из
этих братьев Моих меньших, то сделали
Мне (ср.: Мф. 25, 36, 40). В этих словах
Основатель христианства поставил
служащую любовь к больным средоточением
религии и заповедал ее всем Своим
ученикам. Раннее христианство сердцем
чувствовало эту свою обязанность и
осуществляло ее на деле. Это можно узнать
из остатков дошедшей до нас литературы,
хотя она написана была вовсе не в тех
целях, чтобы сохранить память о делах
милосердия.
Прежде всего мы встречаем
увещания вообще заботиться о больных.Утешайте малодушных, поддерживайте
больных,— пишет апостол Павел
возбужденной, пренебрегавшей ближайшими
обязанностями общине Фессалоникийской
(ср.: 1 Фес. 5, 14)... Болен ли кто из вас,
пусть призовет пресвитеров церковных,—
значится в Послании Иакова (ср.: Иак. 5,
14) — ясное свидетельство, что помощь
больным рассматривалась как дело
общины... Более точные сведения мы
получаем от Иустина. В своей Апологии
он извещает нас, что христиане каждый
воскресный день к богослужению приносили
добровольные дары, слагая их у ног
предстоятеля (епископа), и он употреблял
эти дары для сирот и вдов и для тех, кто
вследствие болезни или других причин
терпел недостаток...
Должно сказать, что
Церковь с раннейшего времени выработала
прочный институт попечения о больных
и бедных и в течение многих поколений
сохраняла его деятельным. Он покоился
на широком основании общины и получал
свое освящение из общественного
богослужения, но в то же время был строго
централизован. Епископ был высшим
руководителем, и в некоторых случаях,
именно в Сирии и Палестине, он вместе с
тем мог являться и действительным
врачом. Исполнительными органами его
были диаконы и приставленные к этому
делу «вдовы»… Помощниками в собственном
смысле были диаконы. Их должность была
трудна и, особенно во времена гонений,
очень опасна.
Адольф Гарнак |