Цель написания
Послания к Римлянам и его содержание
29 мая
Цель написания
Послания к Римлянам и его содержание
Когда апостол Павел
был в Коринфе, в Рим собралась отправиться
Фива, Кенхрейская диаконисса, особа,
оказавшая немалые услуги делу веры и
Церкви. Она имела дела в Риме; и апостол
Павел, зная, как она сама была помощницею
многим и ему самому (ср.: Рим. 16, 2),
считал долгом своим рекомендовать ее
тамошним христианам и просить их
споспешествовать ей в делах ее. Это
рекомендование могло быть изображено
коротко; но святой Павел по сему поводу
рассудил написать целое Послание,
большее по объему и значительнейшее по
содержанию, чем все другие Послания.
Что его к тому побудило?
Дух Божий, осязательно
руководивший во всем святого Павла,
внушил ему сделать это. Языческие народы
— все составляли область, вверенную
святому Павлу: он считал себя обязанным
возвестить благовестие Христово и
эллинам, и варварам (см.: Рим. 1, 14). Слыша,
что в Риме засеменена вера и образовалось
общество верующих,— он искренно радовался
тому; но вместе не мог избавить себя от
тревожного помышления,— так ли идет
там дело, как предначертано свыше ему
самому вести его среди языков. Отсюда
желание — поскорее побывать в Риме,
чтоб своими очами удостовериться, что
у них все хорошо. Об этом и пишет он;
сколько раз, говорит, порывался я прийти
к вам...
Главный предмет —
единственный способ спасения в Господе
Иисусе Христе, как для язычника, так и
для иудея. Изложение его занимает большую
часть Послания. Одиннадцать глав. К сему
потом прилагаются общие наставления и
о жизни христианской. Но как и во всех
Посланиях, предшествует всему предисловие,
которое составляют надписание и
приветствие с приличным началом,— а в
конце всего следует соответствующее
послесловие с известными целованиями
и прочим.
30 мая
Открывается
гнев Божий с неба на всякое нечестие
и неправду
человеков, подавляющих истину неправдою
(Рим. 1, 18)
Положение сие святой
апостол не доказывает, а только выставляет
на вид. Истину его всякий сознает по
свидетельству совести. Согрешил ли, жди
должного воздаяния. Почему и говорит:
открывается… — положено неизменно
быть суду и воздаянию, и вот-вот разверзутся
небеса и явится Судия всех. Гнев Божий
означает суд, осуждение и наказание.
Приступая к объяснению,
как язычники содержат истину в неправде,
святой Павел встретил будто возражение:
чтоб обличить кого, что он содержит
истину в неправде, надо доказать, что
он знал ее, а язычники откуда могли знать
истину, когда не имели откровения? Почему
и ставит на первом месте утверждение,
что язычники знали, что нужно было знать
о Боге и воле Его… Когда что пред глазами
находится, то оно неотразимо видится,
пока открыт глаз. Так Бог неотразимо
зрится душою. Глаз телесный можно
закрыть, а душевного нельзя закрыть: он
непрестанно смотрит. Таково ведение
души о том, что есть Бог, что Он все
сотворил и все содержит и что должно
исполнять волю Его, в совести изрекаемую...
В немногих словах (см.:
Рим. 1, 21–23) очерчивает он <апостол>
весь ход ниспадения людей от истинного
боговедения и богопочтения к идолопоклонству
не со внешней стороны (исторически), а
с внутренней (психологически)...
Когда дитя на руках
матери рвется от нее, болтая руками и
ногами, то мать, спуская его с рук, делает
только то, чего хотелось дитяти, хотя и
видит, что это хуже для него. Так поступил
и Бог: рванулись от Него люди и вместо
угодной Ему жизни стали предаваться
чувственности; и Бог предал их возжеланной
ими жизни, оставил их идти избранным
ими путем; ибо не хотел стеснять данной
им при сотворении свободы, а только не
переставал свидетельствовать о Себе
(Деян. 14, 17) и закон Свой оставил, в
творениях и в совести.
31 мая
Избежишь ли
суда Божия?
Итак, неизвинителен
ты, всякий человек, судящий другого, ибо
тем же судом, каким судишь другого,
осуждаешь себя, потому что, судя другого,
делаешь т!о же. А мы знаем, что поистине
есть суд Божий на делающих такие дела.
Неужели думаешь ты, человек, что избежишь
суда Божия, осуждая делающих такие дела
и (сам) делая т!о же? Или пренебрегаешь
богатство благости, кротости и
долготерпения Божия, не разумея, что
благость Божия ведет тебя к покаянию?
Но, по упорству твоему и нераскаянному
сердцу, ты сам себе собираешь гнев на
день гнева и откровения праведного суда
от Бога, Который воздаст каждому по
делам его (Рим. 2, 1–6).
Есть суд Божий, и ты это
знаешь. Перестань же думать, что ты
избежишь сего суда за дурные дела,
особенно когда сам же осуждаешь их в
других. Наведи меч суда Божия на свою
голову и проникнись страхом, какому
естественно налегать на сердце при
ожидании, что вот-вот ниспадет сей меч
на главу твою. Не допускай мысли, что он
минует тебя, когда ты виноват...
Теперешнее Божие
снисхождение и долготерпение имеет
совсем другой смысл, чем тот, который
ты даешь ему. Здесь благость Божия на
покаяние тебя ведет. Бери в этом побуждение
не к тому, чтобы погрязать во грехах, к
пагубе своей мечтая по сему поводу о
всегдашней ненаказанности, а к тому,
чтобы отстать от грехов и раскаяться...
Долготерпя, Бог ведет
грешника на покаяние. Но если он не
внимает сему и, несмотря на то, все
остается в тех же грехах, то все больше
и больше углубляется в грешность; а от
этого жестеет сердце и чувство тупеет
к восприятию возбуждающих к покаянию
впечатлений от представления утешительных
и страшных истин Божиих. Когда страсть
увлекает и совершается грех, восстает
совесть, грозящая судом, и понуждает
покаяться и исправиться. Внимает кто,—
благо ему. Не внимает,— опять падает во
грех.
Святитель
Феофан Затворник |