Мир накануне
пришествия Спасителя: иудаизм
26 февраля
Бог воздвиг иудейство
посреди язычников для того, чтобы оно
было Его свидетелем, апостолом единобожия,
провозвестником правосудия и милосердия
Божия, хранителем Десятословия, горнилом
мессианских надежд. Всему миру иудей
покажет Книгу, содержащую Божественные
сокровища; всюду он провозгласит свой
великий догмат
и свои великие упования.
Его богословская наука пышным цветом
развернется и в Вавилоне, центре
персидской мысли, и в Александрии, центре
эллинской философии,
и в Иерусалиме,
где ученые говорят на родном языке и в
чистом виде хранят предания предков.
Между тем как язычники толпами стекаются
к своим идолам, иудей остается верным
единому Богу, управляющему миром, закону,
руководящему совестью,
и несокрушимой
надежде на великую Личность, предсказанную
пророками…
Другие племена сливаются
с той средой, в которую они переселяются,
у еврея одно отечество — святой Сион;
весь остальной мир для него чужая земля;
он переходит с места на место, пребывает
некоторое время там или здесь, уходит
дальше, но никогда не соединяется слишком
тесными узами с оскверненной землей,
которую он презирает;
и если он
принимает или покупает звание римского
гражданина, то для того только, чтобы
лучше обеспечить свою независимость
как еврея…
Ничто в истории не
является лучшим доказательством
промыслительного смотрения
в мире,
как существование маленького народа,
теснимого отовсюду господствующим
повсеместно язычеством, но никогда ему
не поддававшегося. Во время своих
странствий посреди самых разнообразных
видов образованности он иногда делает
заимствования в пределах халдейских и
ассирийских, в учении и богопочтении
Египта, в богословии персидском и
философии греческой, но он очищает в
своем горниле все эти заимствования и
всегда остается верным самому себе...
27 февраля
…Таково было
промыслительное предназначение
Израиля... От иудейской крови, оплодотворенной
Духом Святым, родился Тот, Чье имя —
Спаситель, Тот, Кто исполнил чаяния
пророков и исторг человеческую душу из
бездонной пропасти заблуждений и
пороков, где она, бессильная и отчаянная,
стенала целые века.
Несовершенство человека,
его ошибки, самообольщение, ограниченность
его ума всегда оставляют отпечаток на
величественном творении Божием. Иудеи
массой изменили своему предназначению:
к великой идее единого Бога они применяли
самую суровую исключительность;
высоконравственные начала Моисеева
закона они заглушили материальностью
обряда; мессианские упования низвели
до уровня племенных, народных и религиозных
предубеждений. Они убеждены, что Иегова,
единый истинный Бог, принадлежит только
им одним; обрядовый закон, по их мнению,
единственное условие спасения, а
ожидаемый Мессия — великий завоеватель,
который отомстит наконец за их слишком
продолжительное угнетение другими
народами.
Эти предубеждения до
такой степени ослепили народное сознание,
что иудейство, предназначенное провидением
к тому, чтобы приготовить путь Мессии,
послужило главнейшим препятствием
мессианскому делу. Но как язычество
имеет своих избранников, избегнувших
всеобщей заразы, так и в среде иудейства
скрывается малое неведомое стадо
верующих, чуждое блужданиям книжников,
священников и народа и в глубине душ
своих хранящее заветы Божии... Престарелый
священник Захария, пастухи Бейт-Саура,
старец Симеон, Анна пророчица служат
доказательством, что в священнической
среде не все понятия исказились вследствие
казуистики книжников,
что в высшем и
образованном обществе иерусалимском,
даже в простом народе
и особенно среди
женщин, благочестие было нераздельно
с богопочтением и многие
из них громко
призывали милосердие Божие на народ
иудейский и молились о скорейшем явлении
истинного Искупителя.
Анри Дидон
|