Первоначальная
христианская проповедь:
экзорцизм —
освобождение от злых духов
Экзорцизм имел свою
историю. По многочисленным указаниям
древности, первоначально этот дар
принадлежал всем христианам. Апологет
Иустин в своем Диалоге с Трифоном-иудеем...
прямо заявляет: «Мы, верующие в распятого
при Понтии Пилате Иисуса, Господа нашего,
заклинаем всех демонов и злых духов и
держим их в нашей власти»... Из некоторых
выражений Тертуллиана видно, что демонов
изгоняли все христиане, кто бы они ни
были по званию: ремесленники, купцы или
воины. Даже женщины обладали даром
изгнания духов. Все эти свидетельства
относятся к Западу, но то же самое было
и на Востоке...
На основании... указаний
святого Афанасия положение экзорцистов
в начале IV века на Востоке можно
представить в следующем виде. Определенных
правил для изгнания демонов не
существовало. Каждый экзорцист имел
<свои приемы>. Христианам советуется
следовать тому методу, какой представляется
наиболее успешным, подражать приемам
других экзорцистов и, если нужно, улучшать
их. Очевидно, экзорцизм не только был
дозволен и доступен каждому христианину,
но, так сказать, как бы даже рекомендовался
ему. Вместе с тем мы видим, что некоторые
заклинатели уклонялись, по-видимому,
от принятого в Церкви обычая пользоваться
при изгнании бесов чтением Писания. Они
сами составляли красивые речи и называли
себя экзорцистами...
По мере того как число
верующих возрастало и с постепенным
уменьшением религиозного рвения и
понижения нравственности харизматические
дарования исчезали, и число экзорцистов
должно было уменьшаться. С другой
стороны, и злоупотребления, вкравшиеся
в институт экзорцистов, побуждали
церковную власть взять их под свою
опеку, подчинив их надзору посредством
превращения в особый разряд низшего
клира.
Адольф Гарнак |