Почему
современному человеку так трудно жить
словом Божиим
Какого тела человек
лишился в раю? Возьмем за аналогию
физическую смерть. Когда человек лишается
плоти, он отторгается от мира, в котором
проявлял себя как в родной среде,
становится неконтактным с прежним
миром, чуждым ему. И опять же в тексте
все написано. Бог, до этого родной,
понятный и близкий, вдруг становится
чужим, страшным и далеким. Прародители
скрылись от Бога. Они смертию умерли
(ср.: Быт. 2, 17), лишились тела, при котором
знали себя сынами Бога и Бога Отцом
своим, тела, при котором они не видели
себя голыми, а видели себя полноценными
творениями Бога. Они лишились тела —
ведения воли Божией, тела — знания
мыслей Божиих. Они лишились тела, при
котором осознавали себя единым организмом
со всем миром тварным.
Человек духовно умер
— сознание его угасло для бытия словом
Божиим, омертвело к богословесному
единству мира. И по аналогии со смертью
физической человек, как клетка единого
богословесного организма, отпавшая от
соединяющей тварный мир Божией благодати,
стал осознавать себя одиноким
самостоятельным существом. А мир —
многообразием самостоятельных тварей.
Таково мировоззрение духовного мертвеца.
Продукт воли Божией, мир тварный, как
почва общения и сотворчества с Богом,
ушел из-под ног человека. Гармония
Божественного мироздания в мертвенном
сознании человека распалась в хаос
самобытийных вещей…
Назначение человека в
раю — возделывать и хранить сад —
потеряло цель и смысл.
Он уже не способен был
хранить сад от того, от кого не сохранился
сам. Возделывать, совершенствовать сад
в русле Божия о нем замысла, не понимая
и не воспринимая Божиих мыслей-волений,
человек уже не мог. Уж если он себя увидел
голым и недоделанным и поспешил исправить
«неполадки» Творца, то чего же можно
было ожидать от его революционного
взгляда на мир?
Иерод. Серафим
(Чуркин)
|