Молитва —
беседа души с Богом
Как солнце — свет для
тела, так молитва — для души. Если для
слепого большое есть лишение не видеть
солнца, то сколь большее для христианина
лишение не молиться часто, чтобы молитвою
вводить в душу свою свет Христов?
Кто не подивится и кто
не изумится человеколюбию, какое являет
нам Бог, даруя людям такую честь, что
удостаивает их беседы с Собою в молитве?
Ибо воистину с Богом беседуем мы во
время молитвы и через то соприкасаемся
с Ангелами и далеко отступаем от прочих
живых, но неразумных тварей. Молитва —
дело Ангелов, она превышает даже и их
достоинство, так как беседовать с Богом
— выше ангельского достоинства (самого
по себе).
Ангелы с великим страхом
и радостью приносят молитвы свои, научают
нас, что и нам, приступая к Богу в молитвах,
надлежит творить сие со страхом и
радостью: со страхом — боясь, как бы не
оказаться нам недостойными молитвы;
радости же исполненными при этом надлежит
нам быть по причине величия чести, что
наш смертный род удостоен такого великого
благоволения Божия, что ему дано часто
беседовать с Богом, в силу чего мы
перестаем быть смертными и привременными.
Как тому, кто объемлется лучами солнечными,
нельзя не быть далеким от тьмы даже
малейшей, так нельзя сподобляющемуся
беседы с Богом не стать выше смерти.
Такое величие чести поставляет нас в
область бессмертия. Если тем, которые
с царем ведут беседу и от него чести
сподобляются, нельзя быть в чем-либо
скудными, тем более нельзя тем, которые
к Богу приступают в молитве и с Ним
беседуют, иметь смертные души: ибо смерть
души есть нечестие и беззаконная жизнь;
следовательно, наоборот — жизнь души
есть служение Богу и житие с тем
сообразное. Жизнь же преподобную и с
служением Богу сообразную уготовляет
и дивно сокровиществует в душах наших
молитва.
Свт. Иоанн
Златоуст
|