О
борьбе за образ и подобие Божие
Невозможно не петь
гимн Богу, когда выйдешь из пламени
покаяния, которое переплавило нас
для нового образа бытия, попалив все,
что было тленного в нас, что тяготило
нас, как нудное бремя. Как и кто будет
описывать стояние в этом пламени?
Пожелать всем и каждому человеку
восхождение к Божественному Бытию
— естественно, но кто стерпит адские
муки, избежав последнего отчаяния?
Обращение на себя самого, осужденного
на жизнь в страшном для истории земли
веке, склоняет мой ум к убеждению, что
для очень многих современников, быть
может, и нет иного пути…
Молитва тотального
покаяния перед Творцом нашим проходит
через все духовные испытания, возможные
для тварных «по образу Бога» существ.
Образ и подобие человека Господу ясно
говорит, что каждый из нас может стать
«господином» не иначе, как если победит,
конечно, не своей силой, но верою во
Христа (см.: 1 Ин. 5, 4–5) все, что населяет
сей видимый и умопостигаемый космос
(см.: Ин. 16, 33). В книге Иова (Септуагинта;
Иов 1, 7) читаем:
И рече Господь
диаволу: откуду пришел еси? И отвещав
диавол Господеви, рече: обшед землю и
прошед поднебесную, се есмь. В
Священном Писании часто под небом
разумеется Божественная сфера. А
поднебесная
(Еф. 6, 12)
есть тварный мир…
Нет такого места на
земле, ни во всем космосе, где было бы
возможно избежать встречи с диаволом.
И если последний контролирует не
только нашу вселенную, но и весь прочий
мир, как князь мира сего, то где бы мы ни
оказались «местно» или духовно, он
придет нас испытать. Блаженный старец
Силуан в беседе о сем предмете сказал:
«Ум с умом борется, наш ум — с умом
врага». Даже ко Христу, бывшему в
пустыне, он приступил, искушая Его (см.:
Мф. 4, 1–11; Лк. 4, 1–14). Но перед молитвой
Своей в Гефсимании Господь сказал Своим
ученикам: идет
князь мира сего, и во Мне не имеет
ничего (Ин.
14, 30)…
Что же, собственно.
Я пытаюсь сказать? Да то, что на всех
уровнях нашего восхождения к Богу враг
будет преследовать нас и искушать. <…>
Архим.
Софроний (Сахаров) |