Старец Симеон о спасении
Желающий спастись должен помнить, что спастись невозможно без скорби и искушений, а посему должен благодарить Бога за все скорбное. Болезни, несчастья, клеветы, обиды, неприятности, гонения и тому подобное есть спасение для человека…
Скорби есть по преимуществу удел спасающихся последнего времени: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Спасение наше — на Кресте. А именно: в крестных страданиях. Через напрасные скорби и страдания мы прививаемся к кресту Христову и из него приемлем силу крестную — очищающую, освящающую и благословение Божие привлекающую…
Кроме вышесказанного, желающий спастись должен приобрести, по слову святого Варсануфия, великое смирение. А чтобы приобрести, нужно знать, в чем оно состоит. Смирение состоит в том, что человек признает себя грешником, не делающим никакого добра перед Богом; смирение — это когда он тщательно соблюдает молчание, когда не усиливается, чтобы кто-либо принял его слова, когда он отвергает собственную волю, удерживает зрение, постоянно имеет грядущую смерть перед глазами, воздерживается от лжи, не произносит пустых слов, старшему не противоречит. Терпеливо переносит бесчестие и понуждает себя переносить труд и скорби. Истинно смиренный всех, как себя, любит. Никого даже мысленно не осуждает, всех жалеет, всем желает спастись, в себе же видит греховную нечистоту и со страхом помышляет, как будет отвечать на Суде Божием, но не предается отчаянию или унынию, а твердо надеется на Спасителя своего. Истинно смиренный, если и имеет какие от Бога дарования: молитву, или слезы, или пост, или что иное,— все тщательно скрывает, ибо похвала людская, как моль или ржа, все изъедает.
Истинно смиренный себя всегда осуждает. Молит Бога даровать благодать не оправдываться. Смиренный, когда появляются нехорошие мысли, укоряет себя…
По кн.: Великие русские старцы… |