К молитве необходимо приготовить свою душу
Если Святой Дух, вселившись в нас, плачет о нас, тем более мы, до принятия
в себя этого Всесвятого Странника, должны плакать о себе. Если состояние наше,
по обновлении нас Святым Духом, достойно плача,— достойно плача по
свидетельству Самого Духа,— тем более оно достойно плача в ветхости своей, в
падении своем, предоставленное самому себе: плач должен быть неотъемлемым
качеством молитвы нашей, ее постоянным, неразлучным спутником и споспешником,
ее душой.
Кто соединяет с молитвой плач, тот подвизается по указанию Самого Бога,
подвизается правильно, законно. В свое время он пожнет обильный плод — радость
достоверного спасения. Кто устранил из молитвы плач, тот трудится в противность
установлению Божию, тот не пожнет никаких плодов; мало того, пожнет терние
самомнения, самообольщения, погибели.
Святые отцы называют плач вождем в духовном подвиге. Он должен
предводительствовать всеми нашими благочестивыми помышлениями, направлять их к
истинной цели. Помышление, не проникнутое плачем и не руководимое им,—
помышление заблудшее.
Преподобный Пимен Великий сказал: «Все житие монаха должно быть плачем.
Это — путь покаяния, преподанный нам Писанием и отцами, которые сказали:
“Плачьте! Другого пути, кроме плача, нет”».
Другой великий отец, авва Сисой, сказал: «Если хочешь угодить Богу,
изыди из мира, отделись от земли, оставь тварь, приступи ко Творцу и соединись
с Богом молитвою и плачем».
При страшной скудости нашего времени в наставниках истинной молитвы
изберем себе в руководители и наставники плач. Он научит молитве и охранит от
самообольщения. Все отвергшие плач, отлучившие его от молитвы своей впали в
самообольщение. Это утверждают святые отцы.
Святитель Игнатия Брянчанинов |