О молитве Господней: Иже еси на небесех...
И ходил Енох пред Богом, и за это взял его Бог на Небо живым (ср.: Быт. 5, 24). Ходить пред Богом — значит вести себя так, как если бы всякий шаг, всякую мысль и движение сердца совершать пред Лицом Всевидящего, будто Он вот стоит здесь… А это «хождение» невольно побуждает такого человека быть в постоянном страхе пред Господом, Который зрит все, до последних мельчайших изгибов души нашей… А когда нет страха Божия пред глазами (Пс. 35, 2) нашими, мы погрязаем в беззакониях.
Вот каких благих последствий лишаемся мы, когда представляем Бога где-то далеко. Тогда вера наша как бы тоже уходит вдаль, остывает. И наоборот — когда мы зрим Его «близ» себя, тогда все оживает. Посему я и сказал, что неблагоразумны наши детские представления о «небесности» Божией как об отдаленности.
Несмотря на это наше несовершенство, Спаситель все же благоволил научить нас в молитве Господней именовать Бога Небесным. Следовательно, мы обязаны усмотреть в этом слове тот смысл, который Ему благоугодно было
вложить в него. Я позволяю себе допустить, что этим Он учит нас не только мысли о надмирности, премирности Бога, не только как Существа Духовного, не только как Непостижимого уму человеческому, но как Бытия Действительного, совершенно отличного от всего тварного (земного, материального, хотя бы в тончайшем смысле этого слова)… А если так, то тогда оказывается, что так называемое детское, простое представление наше о Боге как о Существе далеком уже не так далеко от истины. Но только не должно отдалять Его настолько, чтобы погасла самая вера и живость ощущения Его: Бог премирен, но и близ. Премирен — по существу, близ — по Божественному и благодатному вездеприсутствию к нам, но Он совсем, совсем не то, что мы, тварь. Он — Небесный, Он — Дух.
А отсюда опять же следует последствие, о котором прекрасно сказал апостол Павел ослабевшим нравственно Колоссянам: Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3, 1–2)…
Митр. Вениамин (Федченков). |