Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2017
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная
 ВСЕ  А - В  Г - И   К - Н   О - С    Т - Ц    Ч - Я


Галатская икона Божией Матери

Когда-то этот образ хранился в Галате – так назывался один из районов Константинополя. Для иконы даже был построен монастырь, который просуществовал до ХVII века... Образ не сохранился, но точный список, почитаемый чудотворным, хранится в Москве. До революции – в церкви святителя Тихона, у Арбатских ворот. Затем - в музее на территории Донского монастыря, а с 1935 года – в Государственной Третьяковской галерее.

Описания чудес, связанных с этой иконой, история и предание не сохранили.

Память празднуется 17 июля по новому стилю(4 июля старого стиля).

Продолжение Продолжение материала...
 
Галичская, или Чухломская икона Божией Матери

вид на Галическое озеро и храмовый комплекс По преданию она явилась преподобному Авраамию на холме у Галичского озера, куда он пришел по благословению Сергия Радонежского. Житие не сообщает о времени этого явления и его датируют 1350 годом. На месте обретения иконы Авраамий с помощью Галического князя Димитрия Федоровича построил часовню, а позднее там был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Последний основанный им монастырь находился возле г Чухлома, и икону стали называть также Чухломской.

В XVIII веке, когда монастырь упразднили и сделали приходской церковью, Галичская икона "Умиление" была уже одной из главных святынь не только Галичского уезда, но и всего Костромского края. С ней несколько раз в год совершали крестные ходы в том числе и в соседние уезды. Даже в 1920-е годы, несмотря на антирелигиозную кампанию, с ней продолжали совершать крестные ходы. В 1932 году Успенская церковь была закрыта и по свидетельству старожилов ее последний священник Алексий Стригалев, уходя из села, взял Галичскую икону с собой. Дальнейшая судьба образа неизвестна.

В конце XIX века с Галичской иконы был сделан список «мерою и подобием» первообразу. Он находится во Введенском кафедральном соборе Галича.

Память иконы празднуется 10 июня (28 мая по старому стилю), 2 августа (20 июля по старому стилю), 28 августа (15 августа по старому стилю).

Продолжение Продолжение материала...
 
Геронтисса

Память празднуется 17 апреля (4 апреля по старому стилю). 

Название Геронтисса переводится «Старица» или «Настоятельница». Чудотворная икона находится в афонском Пантократорском монастыре. На иконе Матерь Божия изображается в полный рост без Богомладенца. Перед Нею стоит сосуд, из которого изливается через края елей.

 Название своё икона Божией Матери получила после следующего случая. Однажды старец-игумен обители, получил откровение о своем скором отшествии и пожелал перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн. Он смиренно просил служащего священника поспешить с совершением Божественной литургии. Однако тот не внял просьбе старца. Тогда от находившегося в алтаре чудотворного образа послышался грозный глас, повелевший священнику немедленно исполнить желание игумена. Он тут же приступил к богослужению и причастил умиравшего, после чего тот сразу же мирно отошёл ко Господу. Именно после этого чуда икона, как покровительствующая старчеству, и получила название «Геронтисса».

Продолжение Продолжение материала...
 
Горбанеская икона Божией Матери

Касперовская икона Божией Матери, Одесский Кафедральный соборПразднование совершается 13 июля нового стиля, 30 июня старого стиля.

Чудотворная Горбанеская икона Божией Матери есть копия Корсунской иконы, писанной евангелистом Лукою и принесенной великим князем Владимиром из Херсона в Киев в 988 г.; называется же икона Горбаневскою от фамилии казака Горбань; от того же и село получило свое название Горбаневки.

По историческим сведениям, явление Горбаневской иконы относится к первой половине XVIII столетия. В то время село Горбаневка было не заселено и окружено лесом. В этой пустыни жил один казак Горбань. Однажды он отправился на пасеку косить траву, и вдруг коса его переломилась. Наклонившись к траве, он увидел икону Пресвятой Богородицы и тут же заметил, что конец косы ранил лик Божией Матери под правым глазом, из которого покатилась слеза. С благоговейным трепетом Горбань преклонился пред найденною иконою и с горячими слезами вознес молитву к Премилостивой Заступнице рода христианского. Икону отнес он в свой дом и заявил о случившемся духовному начальству.

Вскоре усердием благочестивых людей выстроен был деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы, в котором была поставлена найденная икона; а в 1818 году устроен был каменный храм, куда и перенесена Горбаневская икона.

В Полтавской губернии и в других местностях южного края весьма почиталась эта икона; паломники стекались со всех сторон для поклонения Пресвятой Богородице. Начиная с 1850 года ежегодно 30 июня Горбаневская икона, в сопровождении многотысячной толпы богомольцев, переносилась в Полтаву и оставалась в Успенском соборе 40 дней, до 10 августа, и опять переносилась в Горбаневку.

Неисчислимые чудеса исцелений и утешений совершались и теперь совершаются при чудотворной иконе над прибегающими к Пресвятой Богородице с искреннею верою и молитвою.

Горбаневская икона написана на железном листе и украшена серебряно-позлащенною ризою с драгоценными камнями. Икона помещалась в киоте и поставлена близ местного образа Богородице-Рождественской церкви.

Продолжение Продолжение материала...
 
Гребневская икона Божией Матери
Гребневская икона Божией Матери, c. ГребневоГребневская икона Божией Матери, c. Гребнево

Память иконы празднуется 10 августа нового стиля(28 июля старого).

Предание гласит, что «у городка Гребни на притоке Дона реке Чир казаки преподнесли благоверному князю Димитрию Донскому икону Богоматери». Вероятно это произошло по возвращению  его с Куликовской битвы в 1380 году.

Впоследствии этот образ Пресвятой Богородицы стал называться Гребневским.

Икона была принесена в Москву и находилась в кремлевском Успенском соборе, а затем – в храме Успения Божией Матери на Лубянке. Сейчас эта церковь уже не существует, а сам образ хранится в Третьяковской галерее.

Один из чтимых списков чудотворной иконы Пресвятой Богородицы находится в храме с. Гребнево.

Продолжение Продолжение материала...
 
Греческая-Андроникова икона Божией Матери.

Празднование установлено 1 мая старого стиля, 14 мая нового стиля и 22 октября старого стиля, 4 ноября нового стиля.

Греческая икона Божией Матери известна под именем Андрониковой.

По преданию в 1347 году она была пожертвована императором Андроником III Палеологом Монемвасийской обители в Морее. Во время нападения турок на Грецию в 1821 году  настоятель монастыря епископ Агапий спас только чудотворную Андроникову икону и скрылся с нею в г. Патрас. Пред смертью Агапий завещал эту святыню родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Власопуло. В 1839 г. его сын А. Н. Власопуло послал икону  в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 мая 1868 года Андроникова икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. — в Троицком соборе, на Петербургской стороне. В 1877 году эта икона перенесена в женский монастырь во имя Казанской Божией Матери Тверской губернии, близ города Вышний Волочек. Икона была вложена в се­ребряную, вызолоченную раму, на верху которой находится серебряная пластинка со следующею греческою надписью: «Сия всечестная, святая икона есть дар благочестивого царя Андроника Палеолога в Монемвасию».

На поклонение Греческой Андрониковой иконе стекались толпы богомольцев, особенно к 8 июля и 22 октября(старого стиля), на праздник в честь иконы Казанской Божией Матери. Кроме того в Казан­ском монастыре был крестный ход в память перенесения чудотворной иконы из Петербурга в Вышневолочскую обитель. С 1984 года икона утрачена.

Продолжение Продолжение материала...
 
Грузинская икона Божией Матери

Память иконы празднуется 4 сентября по новому стилю.

Согласно преданию и  названию, икона имеет грузинское происхождение, хотя, при каких обстоятельствах и когда именно она явилась – неизвестно. Однако известно, что в 1622 году она на три года была вывезена в Персию – после того, как Грузию завоевал шах Аббас.
В 1625 году образ был выкуплен и вернулся в Россию. Его перенесли в Ярославский Красногорский монастырь, после чего стали происходить многочисленные чудотворения.
В 1920-1922 годы после закрытия Красногорского монастыря икона исчезает и появляется в нем в 1946 году после открытия монастыря. По крайней мере это следует из письма архангельского епископа Леонтия (Смирнова), который сообщил в Московскую патриархию что Грузинская икона участвовала в одном из крестных ходов. Однако после этого судьба иконы остаётся неизвестной.


Продолжение Продолжение материала...
 
Грузинская-Раифская икона Божией Матери

Празднование 4 сентября нового стиля.

Самый древний сохранившийся список с Грузинской иконы Божией матери находится в Раифском Богородицком мужском монастыре, недалеко от Казани.

Это один из самых первых монастырей построенных здесь после взятия Казани Иваном Грозным. Монастырь был построен на месте пустыни отшельника Филарета, на берегу Сумского озера в 1661 году и в этом же году туда привезли точную копию с Грузинской иконы Божией матери из Красногорского монастыря. 

Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким. Новая святыня также получила название Грузинской-Раифской иконы Божией матери. С начала основания и до настоящего времени это главная святыня монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников.

В 1991 г. монастырь официально возрождён (первый на территории Казанской епархии). 14 августа 1991 г. была возвращена из Казани Грузинская икона Божьей Матери и состоялась первая служба в Грузинском соборе. До наших дней на территории монастыря сохранилось три храма: собор в честь иконы Грузинской Божией Матери (построен и освящён в 1842 году), Собор освящённый в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных, и Троицкий собор, Софийская церковь, построенная в конце XVIII века.

Продолжение Продолжение материала...
 
Далматская икона Успения Пресвятой Богородицы

Празднование иконы: 28 августа нового стиля, 28 февраля.

Предание о Далматской иконе связывает её появление в монастыре с его основателем — преподобным Далматом, который в 1644 г. поселился в пещере в месте впадения реки Течав реку Исеть и принёс с собой икону Успения Богородицы из Невьянского монастыря. В 1651 г. образовавшийся вокруг кельи Далмата монастырь был сожжен войском татарского царевича Дивлет-Гирея, но икона, по преданию, не пострадала от огня (обгорела только её задняя сторона). Впервые история об иконе Богородицы из Далматской обители сообщает челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Ивану и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство. В 1707 г. в монастыре был построен каменный Успенский собор, в который поместили Далматскую икону. 

До Октябрьской революции паломники стекались в монастырь дважды в год: 15 февраля и 15 августа (Успение Богородицы). Согласно рапорту настоятеля монастыря в 1864 г. монастырь в престольные праздники посетило до 5 000 паломников из Пермской, Тобольской, Томской, Оренбургской губерний.

Далматский монастырь был закрыт в 1920-е годы и местонахождение Далматской иконы Богородицы остаётся неизвестным.


Продолжение Продолжение материала...
 
Двинская иконы Божией Матери

Празднование установлено 8 декабря нового стиля(25 ноября старого).

Чудотворный образ, находившийся в деревне Цыгломинской Архангельской губ. (ныне пос. Цигломень в черте Архангельска). Согласно преданию, икона принадлежала свт. Клименту, папе Римскому.

В 1419 г., во время набега «норманнов» на территории Сев. Двины, деревня была опустошена и сожжена. Жителям удалось сохранить от пламени местную святыню – Двинскую икону Божией Матери, но на иконе остался след от удара варварским мечом.

На время выхода книги Снессоревой "Земная жизнь Пресвятой Богородицы. 1892., икона находилась в деревне Цигломень. В настоящее время сведений о местонахождении Двинской иконы Божией Матери нет.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Девпетуровская икона Богоматери

Празднование совершаетя 29 февраля старого стиля, 13 марта нового стиля.

Эта икона явилась в 1592 году. Древний список образа находился в селе Бататкове, или Батюшкове, в Николаевской церкви Московской епархии Дмитровского уезда.

На иконе изображается Божия Матерь со стоящим младенцем Иисусом, с правой стороны, и на плече Иисуса покоится правая рука Богоматери.

В Тамбовском Преображенском соборе над гробницею святителя Питирима находится другая Девпетуровская икона Божией Матери, прославившаяся чудесами. Эта икона была келейною святителя, и пред нею он воссылал свои усердные молитвы к Богу. Эта икона особенно прославилась в 1833 году вследствие чудесного события. Одна женщина, у которой муж, по ложному обвинению, заключен был в тюрьму, видела во сне неизвестного старца, который приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и пред нею отслужить молебен. Когда, на основании ее рассказа, показали ей иконы Богоматери и святителя Питирима, она тотчас объявила, что это та самая икона, которую показывал ей старец во сне, и просила отслужить пред нею молебен: в скором времени муж ее был оправдан и выпущен из тюрьмы.

Продолжение Продолжение материала...
 
Державная икона Божией Матери

Оригинал иконы из Казанской церкви села КоломенскоеПразднование установлено 2 марта старого стиля, 15 марта нового стиля.

Икона Божией Матери, именуемая "Державная", явилась 2 марта (старого стиля) 1917 года в селе Коломенском под Москвой.

В тот же день, 2 марта 1917 года (15 по новому стилю) императора России Николая II вынудили подписать отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича(расстрелян большевиками в Перми в июне 1918 года).

Икона стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие Святейший Патриарх Тихон.

По мнению ряда православных толкователей, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии и последующие политические события посланы русскому народу как часть наказания за множественные грехи, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства

В советское время икона хранилась в Историческом музее, в 1990 году была передана обратно в Коломенское.

 Сведения из "Настольной книги священнослужителя". М.1979 г.

Продолжение Продолжение материала...
 
Дивногорская-Сицилийская икона Божией Матери

Память иконы празднуется 5 февраля ст. стиля 18 февраля нового стиля.

Явление иконы произошло в 1092 году. Один из списков находится в Дивногорском монастыре Воронежской области и пользуется особым уважением с 1831 года, когда благодатною помощью Пресвятой Богородицы прекратилась по­явившаяся в тех местах холера. В Коротояке, находившемся недалеко от обители, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева и приказала совершить перед иконой молебен. Чудотворная Сицилийская-Дивногорская икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления холера прекратилась. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.


 

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Донская икона Божией Матери

Празднование установлено 19 августа старого стиля, 1 сентября нового стиля. Донская икона Божией Матери выполнена в иконографическом изводе Елеуса(Умиление). Икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы. Приписывается великому русскому и византийскому иконописцу Феофану Греку.

По словам исследователей, Богоматерь предвидит трагическую судьбу своего сына, но лицо её не только печально; оно отражает внутреннюю просветлённость, отмечают оттенок особой мягкости, умелое использование плавных, округлых линий, в которых нет ничего жёсткого и стремительного. По мнению учёного В.Н. Лазарева, икона Донской Богоматери так же уникальна, как икона Владимирской Богоматери или мозаичный Деисус в Софии Константинопольской:

«Это — произведение исключительное по своим художественным достоинствам, безотносительно от того, будем ли мы его приписывать самому Феофану или его школе».

Продолжение Продолжение материала...
 
Достойно Есть - Милующая - икона Божией Матери

Достойно Есть - Милующая. Празднование совершается 24 июня нового стиля.

На Афоне в Карейском монастыре, основанном Константином Великим в 335 году, в соборном храме, в алтаре на горнем месте находится чудотворная икона "Достойно есть". Список выполненный афонскими мастерами - на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве.

История иконы такова: один старец со своим послушником жил отшельнически недалеко от Карей. Случилось, что старец отправился выслушать всенощное бдение на воскресный день в Карейском соборе; ученик же его остался. При наступлении ночи он услышал стук в дверь кельи и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял с почтительной приветливостью. Когда они  начали молитвенные песнопения и пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали перед Ее иконой и начали петь древнюю песнь св. Космы, епископа Маиумского: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим...» — и пр., до конца. Но дивный гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде: „Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего" — и после этой уже песни прибавляем: „Честнейшую херувим и славнейшую серафим"». Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханной им песни, и стал просить гостя написать ее, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукою дивного гостя, и глубоко врезывались слова. Начертав на камне эту песнь, гость подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим. Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Карей, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал все, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икона, пред которою она была воспета архангелом, перенесена в Карейский собор. Плита с начертанною архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, сыновей Романа-младшего, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983-996). Келья и поныне известна на Афоне под именем Достойно есть.

Продолжение Продолжение материала...
 
Дубенская Красногорская икона Божией Матери (Дубицкая)

Дубенская Красногорская икона Божией Матери (Дубицкая) - чудотворная икона Божией Матери. Празднование совершается в День Преполовения Пятидесятницы и 25 января по старому календарю(7 февраля по новому).

Икона происходит из Красногорского Покровского монастыря около г. Золотоноша (Черкасская епархия УПЦ). и была, по преданию, обретена в XVII веке висящей на дубе от чего и получила своё название Дубенская.

Икону перенесли в церковь Георгия Победоносца, а позднее в деревянный Покровский собор (1680—1687 годы). В нём икона была повешена над царскими вратами и пользовалась особым почитание, ей приписывались многочисленные чудеса. Икона участвовала в ежегодном крестном ходе — 24 августа её носили вокруг монастырской горы с чтением акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В честь приписываемых ей чудесных спасения монастыря от пожара и эпидемии оспы ей было установлено празднование в день Преполовения Пятидесятницы.

25 марта 1922 года Красногорский монастырь был разграблен большевиками и закрыт. В 1923 году его иконы, включая Дубенскую, и церковная утварь поступили в музей города Золотоноши. Выгнали около 700 монахинь и послушниц. С иконой работала комиссия Государственного комитета охраны памятников старины, культуры и природы и 2 октября 1925 года ею Дубенская икона «по археологическому и художественному значению» была взята «на учет и под охрану». Икону передали заведующему педагогическим техникумом А. И. Денисенко, который временно исполнял обязанности заведующего Золотоношского музея. После этого история Дубенской иконы неизвестна, по одной версии она погибла при эвакуации музейных фондов в период Великой Отечественной войны, по другой — хранится в частном хранении. В Красногорском монастыре, открытом в 1941 году (нищета вынуждала монахинь наниматься к жителям соседних сёл), хранится чтимый список Дубенской иконы, написанный в 1864 году. Его в день Преполовения Пятидесятницы проносят крестным ходом по монастырским помещениям с чтением акафиста Божией Матери. Празднование иконе совершается по службе иконе Божией Матери «Утоли моя печали».

Продолжение Продолжение материала...
 
Елецкая икона Божией Матери
Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти
Господни». XVIII-XIX вв. Богоявленский собор в Елохове,Москва

Празднование 11 января старого стиля (24 января нового стиля).

Елецкая икона находилась в городе Ельце Орловской области, в соборной церкви во имя Смоленской Богоматери. Список с чудотворной иконы XIII века находится в г. Ельце, а также в Москве, в церкви пророка Илии во 2-м Обыденском переулке.

Продолжение Продолжение материала...
 
Елецкая-Черниговская икона Божией Матери

Празднование иконе 18 февраля нового стиля(5 февраля).

По преданию Елецкая-Черниговская икона Божией Матери явилась на ели близ Чернигова в 1060 году, при Черниговском князе Святославе Ярославиче.

Икона была поставлена в церковь, основанную в честь Елецкой иконы Божией Матери. Здесь же преподобный Антоний благословил основать монастырь. В 1238 году монастырь был разрушен татарами, но икона сохранилась во внутренности монастырской стены. В 1470 году Киевский князь Симеон Олелькович восстановил обитель, и икону вновь поставили в храме.


 

Продолжение Продолжение материала...
 
Живоносный источник

Празднование иконе совершается в пятницу первой недели Пасхи, когда празднуется обновление Константинопольской церкви Живоносного источника и воспоминаются великие чудеса, произошедшие в храме. В этот день, впервые после Великой агиасмы, на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах. В самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

Происхождение образа:

В 450 году будущий император Византии, Лев, около источника известного своими чудесами встретил слепца...

Продолжение Продолжение материала...
 
Жировицкая икона Пресвятой Богородицы

Жировицкая икона Пресвятой Богородицы — cейчас находится в Свято-Успенском Жировическом монастыре, одна из самых почитаемых икон Белоруссии.

День празднования - 20 мая нового стиля, 7 мая старого стиля.

В 1191 году, в Литовском княжестве, в местечке Жировицах, пастухи пасли стадо и увидели в лесу необыкновенно яркий свет в виде пламени. Они подошли ближе и увидели на дереве икону Богоматери в лучезарном сиянии. Сильный свет и благоговейный ужас долго не позволяли им подойти к самому образу. Но когда свет, озарявший икону, мало-помалу скрылся, пастухи поклонились образу Богоматери, сняли его с дерева и отнесли к своему господину, Александру Солтану, литовскому казначею. Он взял образ, запер его в ларец и захотел сообщить о чудесном явлении его своим знакомым, для чего и пригласил их немедленно. Все с удивлением слушали его рассказ и пожелали видеть икону. Александр пошел за нею, но иконы в ларце не было. Это очень изумило его, потому что незадолго пред сим он сам видел икону.

Продолжение Продолжение материала...
 
Заоникеевская (Владимирская) икона Божией Матери
Заоникеевская икона прп Иосиф Заоникиевский

Празднество иконе установлено 21-го мая (3 июня нового стиля), а также вместе с Владимирской иконой Божией матери - 6 июля(23 июня).

Заоникеевская икона является списком с Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, икона явилась в 1588 году недалеко от Вологды благочестивому жителю Илариону, которому после долгих молитв явились святые бессребреники Косма и Дамиан и обещали исцеление. Придя на указанное святыми место, Иларион, несмотря на свою слепоту, увидел в необыкновенном свете Владимирскую икону Божией Матери. Приложившись к ней, он прозрел и стал видеть всё окружающее.

В честь иконы Иларион посторил церковь. Впоследствии на этом месте возникла обитель, которую назвали Заоникиевскою, так как располагалась она за Аникиевским лесом. Сам Иларион принял в обители постриг с именем Иосиф, а Владимирская Заоникиевская икона Пресвятой Богородицы прославилась многочисленными исцелениями. После революции икона исчезла, в монастыре был размещен интернат.

Продолжение Продолжение материала...
 
Знамение - Икона Божией Матери

Память икон "Знамение" празднуется 10 декабря нового стиля (27 ноября старого стиля): Курская - Коренная, Абалацкая, Царскосельская, Верхнетагильская, Корчемная, Серафимо-Понетаевская

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В Греции подобный образ обычно связан с Рождеством Христовым, и только в русском православии он стал также Знамением, знаком милости Богоматери к людям.

Продолжение Продолжение материала...
 
Иверская икона Божией Матери
икона из Иверского монастыря, Афон

Дни памяти иконы "Иверская"по новому стилю: 25 февраля, вторник Светлой Седмицы - обретение образа на Афоне, 10 мая, 26 октября - перенесение в Москву.

Иверская икона (сейчас эта икона хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной вдовы. При императоре Феофиле (829 - 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни,  для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

Продолжение Продолжение материала...
 
Игоревская икона Божией Матери

В Успенском соборе Киевской Лавры хранилась икона Игоревской Божией Матери. Икона была помещена в приделе св. Иоанна Богослова на северной стороне, близ царских врат. Перед этой иконой молился в  последние минуты своей жизни великий князь киевский Игорь Ольгович, подвизавшийся уже в схиме в киевской обители св. Феодора, где находилась тогда и сама икона. 

Празднование иконе совпадает с празднованием перенесения мощей князя Игоря в 1150 году из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове 18 июня (5 июня по старому стилю).

Игорь, великий князь Черниговский и Киевский, в крещении Георгий, в монашестве Гавриил, в схиме Игнатий; сын князя Черниговского Олега Святославича, пытался остановить междоусобицу. Великий князь Игорь, внук Святослава, был убит возмутившимися киевлянами 19 сентября 1147 года и погребен в монастыре св. Симеона, созданном Святославом Ярославичем. Игоревская икона была древнего греческого письма,  покрыта серебряною вызолоченною ризою, и в конце ее вырезана надпись о принадлежности сей иконы Игорю и о его страдальческой кончине. В настоящее время икона утрачена.

К Игоревской иконе с особенным усердием прибегают те несчастливцы, которые подвергаются каким-либо бедственным случаям; в молитвах пред нею ищут утешения в скорбях. Великий князь Игорь Ольгович вспоминается, как святой страстотерпец, наравне со святыми князьями Борисом и Глебом. Памятником его молитвенных стояний и подвига остается икона Божией Матери Игоревская.

Продолжение Продолжение материала...
 
Иерусалимская икона Божией Матери

Празднование 25 октября(12 октября по старому стилю).

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой.

В 463 году образ был перенесен в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, святой Владимир отправил им этот образ. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году подлинник исчез и заменен верным списком.

Продолжение Продолжение материала...
 
Избавительница

Изначально икона находилась на Святой Горе Афон у насельника Русского Пантелеимонова монастыря схимонаха Мартиниана (+ 1884). В 1889 году она была перенесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе.

Образ прославился чудотворениями с давних времен. Например, по молитве перед этой иконой в 1841 году жители греческой Спарты избавились от саранчи. А когда в Симоно-Кананитской обители впервые совершалось празднество в честь иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы.

 Празднество в честь прибывшей с Афона иконы Богоматери Избавительницы установлено 17 (30 по новому стилю) октября в воспо­минание чудесного спасения монарха Александра III и его семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 года.

Продолжение Продолжение материала...
 
Ильинско-Черниговская икона Божией Матери «Знамение»

День памяти иконы -  29 апреля нового стиля (16 апреля старого стиля).

В Троицком Ильинском монастыре, близ Чернигова, на Болдиной горе, был чудотворный образ Божией Матери, именуемый Ильинским-Черниговским, написан в 1658 году монахом Геннадием, который до монашества назывался Григорием Константиновичем Дубенским. При архиепископе Черниговском Лазаре (Барановиче) и игумене Ильинского монастыря Зосиме от сей иконы, в знамение милосердия, текли слезы в продолжение восьми дней, с 16 до 24 апреля. Свидетелями этого чуда были почти все жители Чернигова.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Исааковская-Пошехонская

Исааковская икона Рождества Пресвятой Богородицы была явлена в 1659 году около  села Исаково Ярославской епархии. В лесу неподалеку от села крестьяне увидели светящийся образ в ветвях ивы. Они хотели перенести икону в свое село, но испугались и не смогли. Тогда они обратились к местному священнику, и он, облачившись, в сопровождении причта и народа, со священными хоругвями отправился на место явления образа Божией Матери. От иконы, находившейся в ветвях ивы, исходил необычайный свет, подобный солнечному. После молебного пения священник благоговейно снял икону с дерева и перенес в приходский храм. Двери и окна заперли, однако на следующий день новоявленной иконы в храме не оказалось. Она вновь была на том самом месте, где ее впервые нашли.

С того времени стали совершаться от иконы великие чудотворения, и богомольцы во множестве прибегали к пей. На месте явления чудотворной иконы построили часовню, вокруг которой постепенно образовался скит.

С благословения святителя Ионы, митрополита Ярославского и Ростовского, в 1662 году на месте часовни был построен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1758 году вместо деревянного был построен каменный храм, в который и перенесли чудотворный образ. С 1766 года Исаакова пустынь была причислена к заштатным монастырям, а Исааковская икона Божией Матери крестными ходами переносилась в храмы Вологодской и Ярославской епархий.

День памяти иконы - 21 сентября  нового стиля, 8 сентября старого стиля.

Источник: Диск "Православный церковный календарь 2011" издательства Московской Патриархии [2011]

Продолжение Продолжение материала...
 
Испанская икона Божией Матери

Время явления сей иконы в 792 году. Помощию Богоматери Пелагий, царь испанский, одержал победу над сарацинами, а на востоке Исавр в том же году победил их.

Чудотворная икона не раз спасала Испанию от нашествия врагов. Богородица ни иконе изображена на троне сидящею с Предвечным Младенцем на руках.

В дальнейшем Испанская икона Божией Матери получила распространение в списках, которые именовались «Богородица на Престоле».

Память иконы празднуется 8 апреля старого стиля - 21 апреля нового.

Продолжение Продолжение материала...
 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї