О невнимательной молитве
Есть два вида
невнимательной молитвы. В одном случае причина невнимания — демонские
искушения: человек хочет молиться сосредоточенно, делает усилия, но помыслы
нападают на него, точно осиный рой. И как кулак не может удержать воду, так и
здесь ум не может удержать слов молитвы. Такая молитва не грех, а испытание.
Человек отдает Богу свое старание и труд, и они не останутся напрасными, а со
временем принесут плод — внимательную молитву. Нередко рассеянная молитва —
результат перегрузки памяти бесконтрольной информацией, и нужно время, чтобы
освободиться от нее.
Но есть другой вид
невнимательной молитвы, когда виновен сам человек. Привычка к рассеянной
молитве представляет собой одно из самых опасных искушений в духовной жизни.
Молитва требует постоянной волевой сосредоточенности и напряженного труда.
Плоть, эта лукавая служанка души, начинает хитрить, притворяться и стонать: «Я
изнемогаю, пожалей меня, дай отдохнуть, а то я надорвусь и не смогу служить
тебе». Если человек поверит этому лицемерному стону и пожалеет сил для молитвы,
то плоть станет с каждым разом все сильнее нападать на него и уже не просить, а
требовать не снисхождения к себе, а покоя, и молитва будет затухать, делаться
внешней, холодной и небрежной. Когда всадник ослабляет узду непослушного коня,
то конь старается сбросить его на землю. Ум, не сосредоточенный на молитве,
будет занят мирскими помыслами, а сердце, оставленное умом, предастся страстям.
Начало
невнимательной молитвы — саможаление, леность и забвение; конец — помрачение
ума и окаменение сердца. В этом случае человек, вставая на молитву и вызывая на
бой темные силы, не вооружившись вниманием, останется беззащитным перед
врагами. В древнем Китае были особые ритуальные мельницы: к ним прикреплялись
бумажные ленты с молитвами, и когда лопасти мельницы начинали вращаться, то
считалось, что молитвы восходят к Небу. Человек с рассеянным вниманием на
молитве похож на такую мельницу, бьющую бумажными лентами воздух.
Архимандрит Рафаил (Карелин) |