И радости вашей
никто не отнимет у вас
Так что же это за радость
такая, Господня? Христос говорит, что
это мир Его: мир оставляю вам, мир Мой
даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам
(Ин. 14, 27). В мире Христовом, как Он
утверждает: да не смущается сердце ваше
и да не устрашается (Ин. 14, 27). В мире
Христовом человек покоен сердцем и
бесстрашен. Это осознаваемое человеком
пребывание в любви Божией. Пребудьте в
любви Моей, говорит Христос, как Я
пребываю в любви Отца Моего (Ин. 15, 10).
Это пришедшее в силе Царствие Божие,
которое Господь учит искать прежде
всего. Ибо Царствие Божие, пишет апостол
Павел, не пища и питие, но праведность
и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14,
17). Поэтому апостол и советует всегда
радоваться и Духа не угашать (1 Сол. 5,
16, 19). «Потому что если вы в Духе Божием,—
говорит преподобный Серафим,— то,
благословен Бог! — не о чем горевать:
хоть сейчас — на Страшный суд Христов!
Если же — нет, то надобно разобрать,
отчего и по какой причине Господь Бог
Дух Святый изволил оставить нас, и
искать, и доискиваться Его, и не отставать
до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух
Святый не сыщется и не будет снова с
нами Своею благодатию».
Наше безрадостное на
земле пребывание, сухость сердечная
или печаль, уныние, гневливость, да и
прочие страсти — показатель тяжелого
состояния нашей мертвенности. Сей мрак
душевный есть западня, в нем даже своя
привлекательность, прелесть, антирадость,
которая не только сковывает нас в смерти,
но и открывает в ней просторы упиваться
ею. Упаси Боже всех от сей беды! Отцы и
учат нас следить за своим эмоциональным
состоянием. Апостол требует всегда
радоваться, отождествляя радость с
пребыванием в Духе Святом… Радость
Господня, куда вводятся во Христа
крещаемые, это область мира света,
осознавая себя в которой человек
становится столь же мертвенным к нашему
миру тьмы, сколь не познавший радости
Господней мертвенен к миру света. Христос
определяет ее радостью совершенной,
которую никто отнять не может (Ин. 15, 11;
16, 22).
Иеродиакон
Серафим (Чуркин)
|