Слово Божие —
основа мира тварного
Мы не способны принимать
мир во имя Господне. Мы принимаем мир
только во имя свое. Таково наше злобытийное
мировосприятие. Как, согрешив, повернулся
человек лицом к тварному, спиной к Богу,
так и продолжает воспринимать мир без
Творца. Нам мир кажется многообразием
самобытийных вещей, зависимых друг от
друга, но ничем не связанных с Богом.
Хоть и говорит Священное Писание, что
Бог словами Своими сотворил мир, но в
нашем понимании: «слово не воробей» —
вылетело из Божиих уст и улетело. А мир
крутится сам по себе. Но слова Божии
никуда не улетели, и если наши слова
никуда не улетают, а за всякое праздное
слово... люди дадут... ответ... (Мф. 12, 36), то
что уж можно сказать о словах Божиих?
Небо и земля сотворены словом Божиим.
Небо и земля прейдут, но слова Мои не
прейдут (Мф. 24, 35). ...Небеса исчезнут, как
дым, и земля обветшает, как одежда, и
жители ее также вымрут; а Мое спасение
пребудет вечным, и правда Моя не престанет
(Ис. 51, 6).
Божии слова не только
не отлетели от твари, а именно они-то и
составляют собою нетленное, живое и
вечное всякой твари. Нами видимое небо
со всеми его звездами, галактиками и
мирами, как и Земля со всей ее живностью
есть пространственно-временные плотности,
печати Божиих словес.
Не зря святитель Игнатий
Брянчанинов называет вселенную «одеждой
Божией», а святитель Григорий Богослов
называет весь мир «Божией книгой». Так
и человек, сотворенный одушевленной
плотью, в основе своей есть и остается
словом Божиим.
И опять вопрос: «А что
есть слово Божие?» Апостолы называют
Словом Сына Божия. Все Им сотворено и
все Им наполнено. Из поучений Самого
Сына Божия (Я есмь хлеб жизни... Хлеб
жизни — это Плоть и Кровь Моя... Слова
Мои есть дух и жизнь (Ин. 6, 48, 51, 63)) можно
отождествить Слово Божие с Плотью и
Кровью Христа — Сына Божия. Когда отцы
Церкви рассуждают о творении мира Словом
Божиим, они говорят о действии Божиих
мыслей и воли, называя их лучами Божества,
благодатью, славой, светом нетварным и
просто Царствием Божиим.
Применив к слову Божию
термины наших тварных проявлений (мысль,
воля), отцы Церкви указали не только на
подобие слова нашего слову Божию.
Человеческие слова, явленные в звуке,
или в виде письма, или в виде всего
многообразия наших дел и творений, есть
тоже действие наших мыслей и воли.
Установив одну терминологию проявлений
Божественного мира и мира тварного,
отцы Церкви позволили рассуждать о
большей даже, чем подобие, близости
слова Творца и слова твари.
Ведь Христос не какими-то
неведомыми миру заклинаниями, а нашим
обычным человеческим словом воскрешал,
исцелял, изгонял бесов, преподавал
истину и волю Отцову. Нам скажут: «Он
был Бог, и в словах Его заключалась
Божественная энергия». Хорошо. А какая
энергия в словах тех, кому Христос
сказал: истинно говорю вам: что вы свяжете
на земле, то будет связано на небе; и что
разрешите на земле, то будет разрешено
на небе (Мф. 18, 18)? «Это сказано апостолам.
Только им дал Христос власть разрешать
и вязать. А они уже, в свою очередь,
передали эту власть священникам».
Хорошо. Вспомним случай с человеком,
что привел своего бесноватого сына к
ученикам Иисуса с просьбой изгнать из
него беса, и ученики не смогли этого
сделать. И когда Сам Иисус исцелил
бесноватого, ученики спросили Его:
«Почему мы не могли изгнать беса»? И что
же отвечает им Иисус? «Не та энергия»
или «не та сила воли»? Нет. Он говорит:
по неверию вашему; ибо истинно говорю
вам: если вы будете иметь веру с горчичное
зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда
туда», и она перейдет; и ничего не будет
невозможного для вас (Мф. 17, 20). Истинно,
истинно говорю вам: верующий в Меня (а
таковым может быть всякий человек),
дела, которые творю Я, и он сотворит, и
больше сих сотворит... (Ин. 14, 12). И это
говорит человеку Бог, Сотворивший
вселенную!..
...Человек задуман Богом
как работник вселенского масштаба. Для
нас важно понять, почему вера во Христа
дает человеку власть вязать, разрешать,
двигать горами, изгонять бесов. А для
этого нам, христианам, надо вспомнить,
Кто есть Христос. Итак, от начала: в
начале было Слово, и Слово было у Бога,
и Слово было Бог. Оно было в начале у
Бога. Все чрез Него начало быть... что
начало быть (Ин. 1, 1–3)… Единородный Сыне
и Слове Божий, Любовью Которого все
содержится и соблюдается... Это очень
краткое исповедание Христа, сохраняемое
христианином в уме и сердце.
Почему верующие обладают
властью над миром тварным? «Потому что
они никогда ни в чем не верят себе и не
надеются на себя, а всегда носят в сердце
полное и вседерзновенное упование на
Единого Бога». Таково убеждение старца
Никодима Святогорца. Или слова апостола
Петра, хромому: серебра и золота нет у
меня; а что имею, то даю тебе: во имя
Иисуса Христа Назорея встань и ходи
(Деян. 3, 6). Что апостол Петр имел? Веру
во всемогущество Христа. Кто исцелил
хромого? Христос, — сказано же было: во
имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
Но, думается, не погрешим, если скажем,
что и апостол Петр исцелил — в нем
возникло желание и решимость исцелить
хромого и, «не веря и не надеясь на себя,
он проявил вседерзновенное упование
на Единого Бога», и сказанное им словами:
встань и ходи, соединилось с Божественным
мыслеволением: встань и ходи.
Будучи, по природе,
тварью богословесной (и сказал Бог:
сотворим человека (Быт. 1, 26)), человек и
являть себя никем иным и ничем иным не
должен, как только выразителем слова
Божия. Будь у человека что-либо не Божие,
пришлось бы признать вмешательство в
процесс творения мира какого-то второго
бога, а то и самих нас признавать богами,
что у нас с успехом получается при нашей
кипучей мертвенности к Отцу Небесному.
А у Него сочтены все волосы на голове
каждого из нас (Мф. 10, 30). И не только
человек, а всякая тварь: и простейший
атом, и вся вселенная в целом, и Ангелы,
и бесы с их начальником — все Божие,
потому что все — плоды одного семени —
слова Божия.
Иеродиакон
Серафим (Чуркин)
|