Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2017
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Январь


старец Паисий Святогорец

О жизни старца Паисия Святогорца

Блаженный старец Паисий (в миру Арсений Эзнепидис) родился 7 августа 1924 года в селении Фарасы, в Каппадокии (Малая Азия).

Родина преподобного Паисия - приграничное селение Фарасы, или Варасио. До обмена населением (1924) это было зажиточное греческое село - оплот православной веры, греческого языка и культуры на Каппадокийской земле (Малая Азия). Фарасиоты славились мужеством. Благодаря их отваге нога турецких разбойников-четов не ступила в их село, сохранившееся как свободный островок Эллады на окраинах далекой Каппадокии. Поэтому в Фарасах находили прибежище многие греки, гонимые турками. В Фарасах насчитывалось пятьдесят церквей. Некоторые из них в византийскую эпоху были монастырями и переживали расцвет. Также в округе находилось множество святых источников, славившихся по всей Каппадокии своими чудесами. Главный храм в Фарасах, освященный во имя святых преподобномучеников Варахисия и Ионы, был построен на том месте, где, согласно преданию, эти святые в середине IV века приняли мученическую кончину. Фарасиоты были продолжателями выдающегося, берущего начало от святых отцов-каппадокийцев аскетического предания. Они любили Церковь, имели благоговение и подвижнический дух. (Иеромонах Исаак. Житие Старца Паисия Святогорца).

Первоначально предки преподобного Паисия носили фамилию Хаджидигенис. Потом они вынуждены были взять в качестве фамилии имя прадеда, которого звали Феодосий. Отца преподобного Паисия звали Продромос Феодосиу, однако из-за преследований со стороны турок Продромос был вынужден еще раз сменить фамилию и стал называться Эзнепидис, что значит "иностранец".

Отец преподобного Паисия принадлежал к благородной фарасиотской семье, которая из поколения в поколение начальствовала в Фарасах. Имея административный дар, Продромос оставался старостой в течение нескольких десятилетий. Он был верующим и благоговейным человеком и особенное благоговение имел к святому Арсению Каппадокийскому (иеромонах Арсений был священником в церкви в Фарасах), во всем оказывая ему послушание. Продромос был хорошим мастером, его руки прекрасно справлялись со всякой работой. Он трудился в Фарасах как крестьянин, но кроме этого, имея плавильную печь, занимался выплавкой железа. Мужественный, отважный и легкий на подъем человек, он уже в шестнадцать лет ранил льва и вступил с ним в схватку. Он очень любил родину, имел меткий глаз, твердую руку стрелка и бесстрашный воинский дух. Мать преподобного Паисия звали Евлогией (в Конице ее все называли Евлампией). Она приходилась родственницей преподобному Арсению Каппадокийскому. Это была благоразумная и очень благоговейная женщина, воспитанная на наставлениях преподобного Арсения. Эти благословенные люди родили десятерых детей (Арсений был шестым ребенком в семье).

При крещении родители хотели дать младенцу имя деда - Христос. Однако преподобный Арсений сказал бабушке младенца: "Послушай, Хаджианна, ведь я окрестил тебе столько детей! Неужели ты не дашь хоть одному из них мое имя?". А родителям преподобного Паисия преподобный Арсений сказал: "Хорошо. Вот вы хотите оставить кого-то, кто пошел бы по стопам деда. А разве я не хочу оставить монаха, который пошел бы по моим стопам?". И, повернувшись к крестной матери (по греческой традиции имя крещаемого произносит его восприемник), произнес: "Скажи: Арсений". То есть преподобный Арсений дал ребенку свое имя и свое благословение, а также предвидел, что он станет монахом.

В 1924 году произошел обмен населением, и греки Малой Азии были с корнем вырваны из отеческого края. Вместе с остальными фарасиотами семья преподобного Паисия отправилась в горький путь эмиграции. На корабле, в давке и толчее, кто-то наступил на младенца Арсения, и его жизни угрожала опасность, но Бог сохранил Своего избранника живым, потому что ему предстояло стать поводырем многих душ в Небесное Царство. Прибыв в Грецию, беженцы недолгое время пробыли в порту Пирея, а затем были переведены на остров Керкира, где преподобный Арсений скончался и был погребен, по его собственным пророческим словам: "Я проживу в Греции сорок дней и умру на острове". Так сорокадневный новопросвещенный благодатью Святого Крещения младенец Арсений был привезен своими родителями на землю матери-Эллады, в небольшой городок Коница.  

Выучившись хорошо читать, Арсений раздобыл Священное Писание и каждый день читал Святое Евангелие. Также он где-то доставал жития святых и читал их, получая истинное наслаждение. Он собрал целую коробку житий. Возвращаясь из школы, он не хотел даже есть, а скорее бежал к своей коробке, доставал какое-нибудь житие и зачитывался. Его старший брат, несмотря на то что он был человеком благоговейным, прятал от него жития. Он опасался, что Арсений слишком увлечется церковными книгами и это плохо отразится на его учёбе. Арсений ничего не говорил, находил другие жития и продолжал питать себя духовно.

Врожденное призвание к монашеству проявилось в Арсении рано. Он чувствовал великую любовь к Богу, и его молитва была выражением этой любви. Под великие праздники он не ложился спать, зажигал лампадку и молился, всю ночь простаивая на ногах. Старший брат не давал ему вставать по ночам и читать Псалтирь, силком укладывая егов кровать и закутывая одеялами. Но в конечном итоге все чинимые братом препятствия не только не сломили ревности Арсения, но еще и приумножили его любовь к Богу. Когда Арсения спрашивали, кем он станет, когда вырастет, он с твердостью отвечал: "Монахом". Прочитанное в житиях он старался применить к себе. Сестра Старца Христина вспоминает, что однажды, когда родители были в поле, начался дождь. Арсений, думая о том, каково сейчас родителям, подвел младших брата и сестру к иконостасу и встал вместе с ними на колени. Дети помолились, и дождь перестал.

Уже с детских лет Арсений жил как подвижник. Он наслаждался чтением житий святых, усердно, с чрезвычайной ревностью и бескомпромиссностью стремился подражать их подвигам. Он предавался непрестанной молитве и одновременно с этим стремился развить в себе любовь и смирение. В юношеском возрасте будущий старец выучился плотницкому ремеслу, желая в этом походить на Христа. Когда в Греции началась гражданская война (между правительственной армией и мятежниками-коммунистами; 1944-1948), Арсений Эзнепидис был призван в действующую армию, получил воинскую специальность радиста и три с половиной года служил своей родине. В армии он продолжал подвижническую жизнь, отличался отвагой и самопожертвованием, высокой христианской нравственностью и многообразными добродетелями. Отдав долг отечеству, Арсений встал на путь монашеской жизни - той, к которой он стремился с самого детства. Еще будучи мирянином, он не раз переживал божественные опыты жизни во Христе. Но когда он стал монахом, особое благоволение к нему святых, Пресвятой Богородицы и Самого Господа стало очевиднейшим. Отец Паисий подвизался на Святой Горе Афон, в монастыре Стомион в Конице, на Святой Горе Синай. Он проводил свою жизнь в безвестности, всецело вручив себя Богу, Который, в Свою очередь, явил и отдал его людям.

Их календаря Жизнь старца Паисия Святогорца

Иконы Пресвятой Богородицы


Изречения Святых отцов
и подвижников благочестия


святыни Троицкого подворья
 
Еще...
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї