Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2017
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная
ВСЕ  А - В  Г - И   К - Н   О - С    Т - Ц    Ч - Я


Челнская(Чолнская) иконы Пресвятой Богородицы

День празднования памяти Челнской иконы Пресвятой Богородицы - в неделю 7-ю по Пасхе.

Старинное предание гласит, что в Орловской губернии, около города Трубчевска, один пастух увидел святой образ Пресвятой Богородицы, плывший по реке Десне против течения в лодке, в которой никого не было. Узнав о чудесном обретении святого образа, князь Трубчевский, который страдал от тяжкого недуга, повелел доставить себя к месту явления иконы Пресвятой Богородицы. После усердных молитв перед образом князь получил полное исцеление, а святая икона была помещена в построенной князем часовне, где прославилась многочисленными чудотворениями.
В последствие на месте обретения был устроен Спасо-Челнский мужской монастырь. По некоторым данным монастырь существовал уже в конце XII в. В этой обители и пребывала чудотворная Челнская икона Божией Матери.

После закрытия в 1923 году Трубчевского Челнского монастыря, следы чудотворной иконы Божией Матери теряются. В настоящее время список с Челнской иконы Пресвятой Богородицы находится в Трубчевской церкви Сретения Господня Брянской епархии.

Продолжение Продолжение материала...
 
Чен­сто­хов­ская икона Божией Матери

Празднование иконе осуществляется 19 марта нового стиля (6 марта старого стиля), католиками 26 августа.

Одна из самых известных и почитаемых святынь Польши, католическая и православная святыня. Чен­сто­хов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри от­но­сит­ся, по пре­да­нию, к тем 70-ти ико­нам Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рые на­пи­сал свя­той еван­ге­лист Лу­ка. Она бы­ла на­пи­са­на в Иеру­са­ли­ме, в Си­он­ской гор­ни­це. В 66–67 го­дах, во вре­мя на­ше­ствия рим­ских войск под пред­во­ди­тель­ством Вес­па­си­а­на и Ти­та, хри­сти­ане бе­жа­ли в ме­стеч­ко Пел­лу. Вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ня­ми они со­хра­ня­ли в пе­ще­рах и Чен­сто­хов­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри. В 326 го­ду, ко­гда свя­тая ца­ри­ца Еле­на (па­мять 21 мая) хо­ди­ла в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния свя­тым ме­стам и об­ре­ла Крест Хри­стов, она по­лу­чи­ла в дар от хри­сти­ан эту ико­ну, при­вез­ла ее в Кон­стан­ти­но­поль и по­ста­ви­ла во двор­цо­вой ча­совне, где свя­ты­ня на­хо­ди­лась в те­че­ние пя­ти ве­ков.

В Рос­сию чу­до­твор­ный об­раз с ве­ли­кой че­стью был при­не­сен ос­но­ва­те­лем го­ро­да Льво­ва (Лем­бер­га — 1268–1270), га­лиц­ко-во­лын­ским кня­зем Львом Да­ни­ло­ви­чем, и по­ме­щен в Бельз­ском зам­ке под ве­де­ни­ем пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ства.


Продолжение Продолжение материала...
 
Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери

Празднование установлено 1 сентября старого стиля, 14 сентября нового стиля.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, была передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.)

По совету наместника Лавры архимандрита Антония икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом, принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии, и, наконец, подвижников XIX в.


Продолжение Продолжение материала...
 
Честнокрестная икона Пресвятой Богородицы

В XVIII столетии в Грубешове было две церкви: Честнокрестная и Свято-Николаевская. Честнокрестная, или Крестовоздвиженская, была деревянная, об одном куполе, с позолоченным на нем крестом и славилась чудотворною иконою Божией Матери в богатой серебряной ризе, украшенной драгоценными камнями и со множеством драгоценных медальонов и привесок. Все эти драгоценности забраны австрийскими властями в 1786 году и отосланы на военные расходы. Оставлена в церкви только чудотворная икона Богоматери, но не в серебряной, а медной ризе. Около 1830 года церковь Честного Креста была по ветхости разобрана, все бывшие в ней священные вещи и чудотворная икона были перенесены в Свято-Николаевскую церковь. Около 60 лет прекратилось существование Честнокрестной церкви в Грубешове, но православные со­ храняли память о ней и ежегодно 14 сентября по старому стилю, в праздник Воздвижения Креста, собирались во множестве в Николаевскую церковь на поклонение древней чудотворной иконе. По вниманию к общему желанию, в Николаевской церкви был устроен придел с престолом во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня, куда и поставили чудотворную икону. В 1888 году из прочного каменного здания упраздненной колокольни при Николаевской церкви была устроена малая по размерам, но благолепная теплая церковь. Честнокрестная икона Божией Матери перенесена в эту церковь и помещена на горнем месте. Вверху церкви с фронтовой стороны изображено Воздвижение Креста; над дверями две надписи — первая: «Крест хранитель всея все­ ленный, Крест красота Церкви, Крест царей держава и верных утверждение»; вторая — ниже: «в память 900-ле­ тия Крещения Руси». Эта церковь служит для народа памятником юбилейного торжества, и православные по-прежнему во множестве стекаются на поклонение чудотворной Честнокрестной иконе Божией Матери.

Память иконе установлена 27 сентября нового стиля, 14 сентября старого.

 



Продолжение Продолжение материала...
 
Чирская (Псковская) икона Божией Матери

Празднование 16 июля старого стиля, 29 июля нового стиля.

Чирская (Псковская) икона Божией Матери первоначально находилась в церкви села Чирски Псковской епархии и именовалась "Чирской". 16 июля 1420 года при великом князе Василии Димитриевиче, архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне и Псковском князе Феодоре Александровиче во время морового поветрия, бывшего во Пскове, от Чирской иконы Богоматери из обоих глаз истекли слезы. Об этом сообщили властям города Пскова. Священнослужители перенесли чудотворную икону в Псков. Навстречу иконе был совершен крестный ход. Икону поставили в соборной церкви во Имя Святой Троицы.

Продолжение Продолжение материала...
 
Численская икона Божией Матери

 Численская. Фрагмент иконы Нечаянная радость со 120 чудотворными иконами Богоматери. Первая половина XIX века.

Богоматерь изображена на ней во весь рост, стоящею на облаках в короне с Предвечным Младенцем на руках. Это все, что известно об этой иконе, так как она была утрачена.

Сохранились списки с иконы, но изображения на них различаются.

День памяти 12 ноября(30 октября ст. стиля).

Другие иконы Пресвятой Богородицы >>

 
Ше­сто­ков­ская или Шел­то­меж­ская икона Божией Матери

Празднование иконе осуществляется 19 марта нового стиля (6 марта старого стиля).

Ше­сто­ков­ская, или Шел­то­меж­ская, ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яви­лась в се­ре­дине XVIII сто­ле­тия в Москве, в се­мье неко­е­го Ни­ко­лая Ди­мит­ри­е­ви­ча Скри­пи­цы­на. Од­на­жды слу­жан­ка, ко­то­рую на­зы­ва­ли бла­жен­ной, во сне уви­де­ла, что в печ­ной тру­бе со­кры­та ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. До­маш­ние не об­ра­ти­ли вни­ма­ния на ее рас­сказ об этом уди­ви­тель­ном сне, по­ка на дру­гой день на ше­сток пе­чи не упал свер­ток хол­ста. В нем на­хо­дил­ся до­воль­но боль­шой (при­мер­но 2 на 1,5 мет­ра) об­раз Бо­го­ма­те­ри. На пра­вой ру­ке Ма­те­ри Бо­жи­ей был ви­ден след ожо­га, сви­де­тель­ству­ю­щий о том, что, по­бы­вав в огне, свя­ты­ня чу­дом не сго­ре­ла. Дра­го­цен­ная ико­на, по­лу­чив­шая на­зва­ние Ше­сто­ков­ская (от сло­ва ше­сток), бы­ла бла­го­леп­но укра­ше­на до­мо­чад­ца­ми и по­чи­та­лась с глу­бо­чай­шим бла­го­го­ве­ни­ем. Хо­зя­ин до­ма пе­ред сво­ей кон­чи­ной пе­ре­дал ее в бла­го­сло­ве­ние де­тям.

Не ре­шив, ко­му же долж­на при­над­ле­жать эта свя­ты­ня, на­след­ни­ки пе­ре­да­ли чу­до­твор­ную ико­ну в цер­ковь се­ла Шел­то­ме­жи Твер­ской гу­бер­нии, от­че­го она и по­лу­чи­ла вто­рое на­зва­ние — Шел­то­меж­ская.

Про­слав­лен­ную мно­ги­ми чу­де­са­ми древ­нюю ико­ну с крест­ны­ми хо­да­ми но­си­ли да­ле­ко за пре­де­лы Твер­ской епар­хии, для ис­це­ле­ния боль­ных и одер­жи­мых злы­ми ду­ха­ми.

В 1887 го­ду в честь чу­до­твор­ной ико­ны в се­ле Шел­то­ме­жи бы­ла ос­но­ва­на Ше­сто­ков­ская Воз­не­сен­ская жен­ская оби­тель.

Продолжение Продолжение материала...
 
Шуйская-Смоленская икона Божией матери

Дни празднования: 10 августа (28 июля по старому стилю), 15 (2) ноября и во вторник Светлой седмицы.

Данный список со Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» был написан благочестивым иноком Воскресенской церкви города Шуи во избавление от моровой язвы 1654 – 1655 годов. Во время написания иконы прихожане храма усердно молились. После написания образа, по молитвам ко Пресвятой Богородице, моровая язва стала ослабевать, а затем прекратилась вовсе.

Празднование иконы совершается трижды: 10 августа – вместе с другими иконами «Одигитрия», 15 ноября – в память написания иконы и начала прекращения морового поветрия, во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.

Иконографической особенностью данного образа, отличающей его от других икон типа «Одигитрия», является характерное положение правой ножки Богомладенца, пятку которой Он поддерживает рукой.

В 1922 году в Шуе чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была изъята из храма, и с тех пор сведений о её местонахождении нет.


Продолжение Продолжение материала...
 
Экономисса или Домостроительница - иконы Пресвятой Богородицы

День празднования памяти этой иконы Пресвятой Богородицы - 5 июля старого стиля, 18 июля нового стиля.

В X веке великий старец Афанасий основал Афонскую лавру, куда стекались со всех сторон во множестве иноки. В один неурожайный год был такой голод, что все монахи один за другим разошлись и сам св. Афанасий, сильный в подвигах, не мог вынести этого искушения и тоже с великою скорбью решил оставить лавру. Два часа прошел он со своим железным жезлом по дороге к Карее и, утомившись, хотел отдохнуть. Вдруг показалась идущею к нему навстречу женщина под голубым воздушным покровом. Св. Афанасий испугался и перекрестился: откуда взяться тут женщине, когда вход женщинам на Афон запрещен? Святой старец пошел к Ней навстречу. «Куда ты?» — спросила Она. Св. Афанасий отвечал: «К чему Тебе знать — куда я? Ты видишь, что я здешний инок». Женщина сказала: «Если ты инок, то и отвечать должен иначе, нежели обыкновенные люди, и быть доверчивым, простодушным и скромным». Св. Афанасий объяснил ей свое горе. «И ты этого не вынес? Ради насущного куска хлеба ты бросаешь свою обитель, которая должна быть славною в роды родов? В духе ли это иночества? Где же твоя вера? Воротись. Я тебе помогу: все будет в избытке, только не покидай своего уединения». Св. Афанасии спросил:«Кто же Ты?» — «Та, имени Которой ты посвящаешь твою обитель. Я — Матерь Господа твоего». Св. Афанасий сказал: «Боюсь верить, ибо многоразличны сети дьявола. Чем Ты убедишь меня в справедливости слов Твоих?» Она повелела ему: «Ударь в этот камень жезлом твоим и тогда узнаешь, Кто с тобою говорит. Знай, что с этого времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею твоей лавры». Афанасий ударил в камень, и, как от молнии с громом, разразился камень, и из трещины его заструился шумный источник воды по горному скату и унесся в море. Св. Афанасий обернулся, чтобы броситься к ногам Пресвятой Владычицы, но Она стала невидима. Св. Афанасий возвратился в лавру и нашел все сосуды и кладовые наполненными всем потребным. В память этого чудесного явления в этой обители не бывает эконома, а только помощник Экономиссы.

В лавре устроена была икона Пресвятой Богородицы Домостроительницы. На иконе Богородица изображена сидящею на престоле; на Ее лоне Младенец Иисус; с правой стороны св. Михаил Синайский, с левой — св. Афанасий, держащий в руках вид своей лавры. Живоносный источник до сих пор струится и исцеляет. На месте же явления Божией Матери воздвигнута небольшая церковь во имя Богородицы Живоносного Источника; в этой церкви находится икона, изображающая совершившееся чудо; пред иконою теплится неугасимая лампада.

Продолжение Продолжение материала...
 
Якобштадтская икона Божией Матери

 Дни празднования – 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября).

Якобштадтская икона Божией Матери – православная святыня Латвии – была обретена во время русско-шведской войны 1654-1667 гг. При переправе через Двину одним из солдат-шведов, обратив внимание на плывшую по воде дощечку, пронзил её копьём и вынес на берег. Там он обнаружил, что по древку копья от дощечки течёт кровь, а на потемневшей древесине проступил лик Божией Матери с Младенцем на руках. Потрясенный увиденным, солдат принёс икону в ближайший православный храм Святого Георгия в слободе Гольмгоф (позже — город Якобштадт, сегодня — Екабпилс).

Обретший икону солдат перешёл из католичества в православие и присоединился к местной монашеской общине. Вскоре от Якобштадтской иконы стали совершаться исцеление немощных и бесноватых. Просить заступничества Божией Матери к этой иконе часто приезжали русские купцы. Не раз икона спасала Якобштадт от пожаров.

В 1675 году, перед иконой Пресвятой Богородицы произошло чудо исцеления бесноватого крестьянина. Поражённый чудом, присутствовавший при нём православный купец Яков Раткевич, дал обет построить в обители новый храм и вскоре выполнил своё обещание, выстроив храм во имя Святого Духа.

Во время Первой Мировой войны по решению епархиального начальства чудотворная Якобштадтская икона была эвакуирована в глубь России, а после революционной смуты следы её затерялись. В 2008 году московские иконописцы по благословению Патриарха Алексия II создали новый список чудотворного образа по сохранившимся описаниям. 26 июля 2008 года в Екабпилс святыня возвратилась в Свято-Духов мужской монастырь.

Продолжение Продолжение материала...
 
Ярославская (Печерская) икона Божией Матери

Икона принадлежала к иконографическому типу — Панахранта (Всенепорочная, Пречистая - Богоматерь, восседающая на престоле с Младенцем Христом на коленях. На Руси наиболее почиталась икона этого канона Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием, XIII в.). Существует мнение, что это список с не дошедшей до нашего времени иконы Киево-Печерского монастыря. Прототип, возможно, находился в Софии Константинопольской.

На этой иконе Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях, благословляющим руками прпп. Антония(слева) и Феодосия (справа), чудотворцев Печерских. За царским троном, на котором восседает Божия Матерь, изображены два ангела (возможно архангелы Михаил и Гавриил). 

Прославилась икона в начале 19 века. В Ярославле мещанка Александра Добычкина семнадцать лет страдала весьма жестокою болезнью, сначала внутреннею тоскою(депрессией), потом ломотою в руках и во всех суставах, она испытывала мучительную боль.

В 1823 г. видела она во сне храм с изображением в нем иконы Богоматери. Она ходила по церквам, везде искала и пришла наконец в Ярославский архиерейский дом. Здесь под колокольнею увидела она церковь "Происхождения честных древ" и узнала в ней виденный во сне храм. С радостным предчувствием она вошла и, как только увидела написанную на стене икону Божией Матери Печерской, вдруг повержена была на пол с необыкновенными корчами всего тела. Когда она пришла в себя, она почувствовала несомненную надежду, что получит исцеление своих мучительных многолетних недугов от иконы Богоматери, и на другой день опять пришла в церковь и, усердно помолилась перед иконою и вдруг почувствовала совершенное исцеление от болезни. С того времени от сей иконы благодатию Богоматери начали источаться бесчисленные чудеса всем, с верою к ней прибегавшим.

В настоящее время икона безвозвратно утеряна. Празднование иконе совершается 14 мая ст стиля, 27 мая нового стиля.

Продолжение Продолжение материала...
 
Ярославская икона Божией Матери

Празднование совершается 8 июня старого стиля - 21 июня нового стиля.

Ярославская икона Божией Матери принадлежала святым благоверным князьям ярославским братьям Василию и Константину Всеволодовичам, живших в XIII веке и прославившихся восстановлением храмов, разоренных нашествием войск Батыя. В 1501 году после пожара ярославского Успенского собора были обретены мощи святых князей, для которых по приказу Ивана III выстроили каменный храм. Мощи были поставлены между столпов новой церкви под древними родовыми иконами, среди которых была чудотворная Ярославская икона Божией Матери. Впоследствии в честь Ярославской иконы был освящен нижний храм церкви Ильи пророка. О широком почитании чудотворного образа свидетельствуют многочисленные списки с иконы, созданные в XV – XVI веках.

Особым почитанием образ Божией Матери "Ярославская" пользовался в периоды всенародных бедствий. Ярославцы молились пред иконой Богородицы во время сильнейшего пожара в городе 1501 года.

С 2003 по 2010 годы точный древний список иконы Божией Матери «Ярославская» находился в храме «Спас на Городу» в Ярославле. В настоящее время Ярославская икона Божией Матери перенесена в новый Успенский кафедральный собор, который был освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 12 сентября 2010 года на третий день празднования 1000-летия Ярославля.

Продолжение Продолжение материала...
 
Ярославско-Смоленская икона Божией Матери

Празднование иконе осуществляется 25 октября нового стиля.

Ярославско-Смоленская икона Божией Матери - келейный образ архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Антония. 12 октября 1642 года во время молитвы он услышал от иконы - Смоленской Одигитрии - голос: "Иду, иду в пределы града Ярославля, в новосозданный монастырь во Имя Мое". Архимандрит Антоний послал эту икону с иноком Германом в указанный монастырь, строящийся в лесу, недалеко от Ярославля. Чудотворная икона была поставлена в монастырском храме около алтаря.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Яскинская икона Божией Матери

Об иконе известно лишь то, что она явилась в 682 году в Константинополе и впоследствии была принесена в Киево-Печерскую Лавру, где также прославилась множеством чудотворений.

Память празднуется 16 мая по новому стилю.

Продолжение Продолжение материала...
 
Яхромская икона Божией Матери

Яхромская икона Божией Матери явилась в 1482 году 14 октября(27 октября нового стиля) благочестивому отроку Косме, сопровождавшему больного. Косма остановился на берегу реки Яхромы, недалеко от Владимира, и больной уснул. Внезапно Косма увидел яркий свет и услышал голос: "Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ". Свет исходил от иконы Успения Пресвятой Богородицы, явившейся на дереве. Отрок Косма снял икону, поднес к больному, и тот немедленно исцелился. После этого Косма направился в Киево-Печерскую обитель, где был пострижен и где находился подлинник обретенной им иконы.

Продолжение Продолжение материала...
 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї