Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2017
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная
ВСЕ  А - В  Г - И   К - Н   О - С   Т - Ц    Ч - Я


Тамбовская икона Божией Матери

День памяти иконы -  29 апреля нового стиля (16 апреля старого стиля).

Тамбовская икона Божией матери - список Ильинско-Черниговской иконы, была привезена в Тамбов вместе с другими святынями святитель Питирим в 1686 году.

Ильинско-Черниговская икона Божией Матери считается покровительницей Юго-Западного края, поэтому икону поставили на юго-западных городских воротах. В иконописном образе иконы есть некоторые отличия от Ильинско-Черниговской: по обе стороны от Богородицы, справа и слева, изображены предстоящие: святой Алексий, человек Божий, и преподобная Евдокия. Предполагают, что это Небесные покровители родителей епископа Питирима, и, вполне возможно, что сам он и написал образы этих святых. Позже на месте юго-западных городских врат соорудили деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, в которой и пребывала икона. Затем купец Иван Уткин построил в 1771–1778 гг. каменную Архидиаконо-Стефаниевскую церковь, ииТамбовскую икону перенесли сюда и поместили в алтаре над жертвенником. Церковь и икону в народе стали называть Уткинской.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Теребинская икона Пресвятой Богородицы
Теребинская чудотворная икона

Празднование 27 мая (14 мая по старому стилю). Чудотворная икона находится в мужской Теребинской пустыни Тверской епархии, на берегу р. Мологи. Основание этой пустыни относится к 1492 г.

В 1654 г. люди искали помощи от моровой язвы в молитвах пред иконою святителя Николая, которая находилась в той же пустыни, где и чудотворная Теребинская икона. Тогда, после крестного хода в город Бежецк, моровая язва отступила.

В память об этом, в июле, устраивался Большой Бежецкий Крестный ход по реке Мологе. В 1995 году Большой Бежецкий Крестный ход с чудотворной Теребинской иконой Божией матери и чудотворной иконой святителя Николая возобновился. Каждый год иконы прибывают по суху или по реке на лодках и катамаранах в город Бежецк.

Перед иконой молятся о даровании детей. Бездетные супружеские пары приезжают в Бежецк и Тербенскую обитель, и по молитвам перед Теребенским образом Божией матери получают помощь.

Продолжение Продолжение материала...
 
Тихвинская икона Божией Матери

Празднование установлено 26 июня старого стиля, 9 июля нового.

Тихвинская икона Божией Матери - чудотворная икона, по преданию, написанная святым апостолом и Евангелистом Лукой. Существует несколько чудотворных списков с образа. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм.

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери» сказано, что в 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами, чудесно носимая с места на место, и на всех тех местах, освященных присутствием чудотворной иконы, созданы были храмы по усердию жителей. Остановилась икона близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы.

Продолжение Продолжение материала...
 
Толгская икона Божией Матери

Память празднуется 21 августа по новому стилю(8 августа старого стиля).

Эта икона – покровительница Ярославских земель.

По преданию, она явилась в 1314 году епископу Ростовскому и Ярославскому Прохору – это случилось в шести верстах от города Ярославля, в том месте, где в Волгу впадает река Толга. Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу. Епископ направился через мост к явившемся видению, а достигнув противоположного берега, увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца.

Образ держался высоко в воздухе, однако на следующее утро слуги епископа нашли икону уже стоящей на земле. В тот же день на том же месте возвели церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основали при ней Толгский монастырь. Там икона хранится до сих пор.

Продолжение Продолжение материала...
 
Тотемская-Суморинская икона Пресвятой Богородицы

Празднование установлено 28 января старого стиля (10 февраля нового стиля).

Жители г. Тотьмы Вологодской губернии оказывали благоговение к своему святому старцу, преподобному Феодосию, помогали ему своими средствами устроить монастырь и написали челобитную к царю Иоанну Грозному о дозволении старцу Феодосию построить в их городе монастырь, и Ростовский архиепископ Никандр в 1554 году выдал прп. Феодосию грамоту на построение храма и все потребное на освящение его; а игумен Прилуцкого монастыря благословил его иконою Божией Матери на успешное устройство новой обители. Эта икона прославилась многими чудотворениями и известна под именем Тотемской-Суморинской, так называемой по фамилии преподобного Феодосия — Суморин. Мощи преподобного Феодосия почивают в главном Вознесенском храме основанного им монастыря, в богатой серебряной раке. Пред ракою, в киоте, находится благодатная икона Божией Матери, именуемая Спасо-Суморинскою. Многим больным, по их молитвам, преп. Феодосии являлся держащим  икону  "Тотемская-Суморинская".

Продолжение Продолжение материала...
 
Трех радостей икона Божией Матери

Празднование установлено 8 января (26 декабря по старому стилю).

 В XVIII веке в Москву благочестивым художником была привезена из Италии, где он обучался ремеслу живописи, копия иконы «Святое семейство» кисти Рафаэля. На иконе рядом со Святым семейством изображён младенец Иоанн Предтеча.

После смерти художника икона была помещена на паперти храма в честь Святой Троицы на Грязех. Через сорок лет икона прославилась чудным знамением. После усердной молитвы перед этой иконой несчастная женщина получила сразу три радостных известия: оклеветанный злыми людьми муж был оправдан и возвращён из ссылки; сын, попавший в плен во время военных действий, освобождён, а конфискованное по неправому суду имение возвращено семье. С тех пор образ стал называться «Трёх радостей».

Вскоре появились списки итальянской иконы, выполненные в русской иконописной традиции. Подлинный образ после закрытия Троицкой церкви исчез. В 1992 году при открытии возрождённого храма общине было подарено несколько икон, изъятых на таможне при незаконной попытке вывоза за рубеж. В числе переданных икон оказался и образ Пресвятой Богородицы «Трёх радостей» середины XIX века. Эта икона особо чтится прихожанами после того, как перед ней чудесным образом сама зажглась лампада.

Продолжение Продолжение материала...
 
Троеручица

Память этой иконы празднуется 11 июля (28 июня старого стиля) и 25 июля (12 июля по старому стилю).

Возникновение этой особой  иконографии связано с эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина: он был послом в Византии, но из-за подложного письма и наговора его не только отстранили от должности, но и отрубили кисть правой руки. Молитва преподобного перед иконой Богородицы сотворила чудо – рассеченная рука срослась. В благодарность за исцеление преподобный Иоанн приложил к иконе руку, сделанную из серебра. Позже она стала воспроизводиться на многих списках – так родилась "Троеручица".

Впоследствии икона была перенесена преподобным Иоанном в обитель святого Саввы, где хранилась до XIII века, а потом была отдана в дар сербскому архиепископу Савве.

Продолжение Продолжение материала...
 
Трубчевская икона Пресвятой Богородицы

Празднование Трубчевскому образу Пресвятой Богородицы совершается 16 октября (3 октября по старому стилю).

Чудотворная икона Богоматери Трубчевская находится в Наровчатской Троице-Скановой обители Пензенской епархии. Обитель была знаменита своими двухкилометровыми пещерами, которые превосходили длиной знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры. На хранящейся в обители иконе было обозначено, что написана она была в 1765 году монахом Евфимием Спасо-Челнского монастыря города Трубчевска Орловской губернии (сейчас Брянская область).

Первые упоминания об иконе восходят к концу ХVIII века. Тогда в Наровчатах случилась эпидемия холеры, жители пришли в монастырь с просьбой о помощи. Все население приняло участие в крестном ходе и холера оставила эти места. С тех пор икона стала почитаться в народе как чудотворная.

После революции монастырь пострадал как и многие другие, его превратили в птицефабрику. Пещеры взорвали, от двух километров подземелья остались только 600 метров. Икону отнесли в краеведческий музей, где образ стали использовать в качестве стола и подставки для цветочных горшков. До 1994 года икона находилась в подсобке музея.

В 1994 году служители восстановленного монастыря, нашли в документах упоминание о Трубчевской иконе Божьей Матери. В музейной же описи музейных ценностей в 1975 году напротив строки «Трубчевская икона Божией Матери» стояла надпись: «утеряна». Но стараниями местного краеведа и журналиста, в то время редактора газеты «Наровчатские новости», Владимира Афанасьевича Полякова эта икона была найдена в запасниках музея. Её откопала под грудой рухляди директор музея Маргарита Афиногенова.

На иконе были видны лишь глаза Спасителя и лик Богородицы. Остальное было покрыто тёмно-зеленой плесенью. После такого «хранения» икону пришлось отвозить на реставрацию в Троице-Сергиеву Лавру.Отреставрированная святыня вернулась в монастырь и вновь проявила свою чудотворную силу, к ней вновь потянулись паломники.

Продолжение Продолжение материала...
 
Тупичевская икона Божией Матери

Празднование установлено 15 августа старого стиля (28 августа нового стиля) и в День сошествия Святого Духа.

 В Тупичевском Свято-Духове монастыре Могилевской епархии, в городе Мстиславле, находилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Тупичевскою. В 1847 году установлены три крестных хода с чудотворною Тупичевскою иконою Богоматери; первый накануне праздника святителя Николая, второй в день отдания Пасхи — из Никольского в Мозоловский монастырь, а третий в достопамятный день воссоединения униатов — из Мозоловского в Мстиславский, откуда в 14-й день августа обратно переносилась в Тупичевский монастырь.

В годы Великой Отечественной войны монастырь был сожжён. Окончательно разрушен в конце 1950-х – начале 1960-х годов при строительстве маслосырзавода.

Чудотворный список с иконы Тупичевской Божьей Матери сейчас находится в кафедральном соборе святого Александра Невского в Мстиславле. Оригинал иконы был утерян.

Продолжение Продолжение материала...
 
Тучная Гора - икона Пресвятой Богородицы

Чтимый список XX в находится в Вознесенском соборе г. Твери.

Празднование в честь чудотворной иконы Тучная Гора совершается три раза в году: 24 марта (6 апреля нового стиля)— в память первого чуда, от нее бывшего; 16 июля(29 июля нового стиля) — в день освящения придела и 27 ноября(10 декабря) — по древле установленному обычаю.

Икона помещалась в иконостасе придельного храма, посвященного ее имени, и весьма часто вносилась, по просьбе жителей, в дома. Благодатная икона имеет в вышину 14 вершков, а в ширину 12; лик Пресвятой Девы в малый профиль с Предвечным Младенцем на левой руке; глава Богоматери обращена несколько вправо; очи Ее устремлены прямо на молящихся, на кисти правой руки находится гора, в горе видится вершина церкви с несколькими куполами и крестами. Предвечный Младенец изображен с благословляющею десницею.

Из преданий о иконе явствует, что лет 200-300 назад сын татарина Косьма Волчанинов производил в одном из Тверских монастырей многие внутренние работы в храме, и всё им было сделано исправно и добросовестно. По окончании всех работ и расчетов настоятель, пожелал благословить его святою иконою, по его выбору. Волчанинов указал на икону Богоматери, именуемой Тучная Гора, которая стояла на полу за левым клиросом. Как величайшую святыню, Волчанинов принял этот дар, перенес его в свой дом, чтил его всю жизнь и, умирая, заповедал детям своим, чтобы эту святую икону хранили в доме своем с благоговением, чтоб она переходила из рода в род старшему сыну, по пресечении же мужского колена — чтоб она была передана в храм Божий. Внук Волчанинова, получивший в наследство от отца и деда вместе с имуществом святую икону, пренебрег прародительским завещанием: икона показалась ему лишнею — и он вынес ее на чердак.

Продолжение Продолжение материала...
 
Умиление Смоленская икона Божией матери

Память иконы празднуется 19 марта старого стиля - 1 апреля нового

Чудотворный образ Умиления явился в 1103 году в Смоленске. На иконе Пресвятая Богородица изображается с младен­цем Иисусом, на Которого Она с умилением взирает. Другая чудотворная икона «Умиление» явилась в XVII в. на Синичьей горе, где был основан Святогорский монастырь. Эта икона находилась в лагере русских войск воеводы Шеина, удерживавших в течение 20 месяцев (1611 - 1613) польских захватчиков от разграбления Смоленска. Современный чтимый список находится в Псково-Печерском монастыре.

Другие иконы Пресвятой Богородицы >>  

 
Умягчение злых сердец - икона Пресвятой Богородицы

Празднование образу «Умягчение злых сердец» совершается в Неделю Всех святых (в первое воскресенье после Троицы) и 15 (2  по старому стилю) февраля.

На иконе Пресвятая Богородица изображается стоящей на облаке с семью воткнутыми в сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Образ Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» возможно происходит из Юго-Западной Руси, но больше ничего о нем не известно. Пречистая Богородица на иконе  «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец, иногда образ бывает поясным.

Близок к «Умягчению злых сердец» и другой чудотворный образ — икона Божией Матери «Семистрельная». Разница между ними лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе — три с правой стороны Пречистой и четыре с левой, а празднование ей совершается 13 августа по старому стилю. Кроме того существуют икона со сходным сюжетом - Страстная икона Божией Матери «И тебе самой душу пройдёт оружие»

Образ «Умягчение злых сердец» называется также «Симеоново проречение», так как на ней символическими знаками изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесенное им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: " И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. (Лк. 2:34-35)".

Продолжение Продолжение материала...
 
Урю­пинская икона Пресвятой Богородицы

Яв­ле­ние чу­до­твор­ной ико­ны Урю­пин­ской про­изо­шло 8-го июня 1827 го­да, по­сле че­го она несколь­ко лет хра­ни­лась в ке­лье од­ной хри­сти­ан­ской по­движ­ни­цы – Ири­ны Ла­за­ре­вой, а по­том бы­ла пере­не­се­на в ста­ни­цу Урю­пин­скую сна­ча­ла на цер­ков­ную пло­щадь на­про­тив По­кров­ской церк­ви, а в 1854 го­ду – в сам храм. В По­кров­ской церк­ви она хра­ни­лась в рез­ном по­зо­ло­чен­ном ки­о­те.

С 1854 го­да и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни чу­до­твор­ная ико­на на­хо­дит­ся в хра­ме По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы г. Урю­пин­ска – един­ствен­ном го­род­ском хра­ме, ко­то­рый не по­стра­дал в со­вет­ское вре­мя. За эти го­ды она не раз ис­це­ля­ла страж­ду­щих. На ме­сте, где явил­ся об­раз, за­бил ис­точ­ник с це­леб­ной во­дой. В го­ды бо­го­бор­че­ства его два­жды пы­та­лись за­ко­пать, сейчас там расположена часовня.

Ежегодно в день явления Чудотворной иконы Божией Матери "Урюпинская" 21 июня (8 июня старого стиля) совершается крестный ход на святые горы к месту явления иконы, где сооружена каменная часовня.

Так же совершается, уже ставший традиционным, ежегодный крестный ход вокруг города Урюпинска с Явленной иконой Богородицы, приуроченный церковному новолетию.

Продолжение Продолжение материала...
 
Услышательница

Судьба иконы связана с преподобным Космой Афонским, который в XIV веке подвизался в Зографском монастыре на горе Афон. Преподобный молился перед ней, желая получить от Господа указание на дальнейшее течение своей иноческой жизни, и услышал голос, который велел ему удалиться из монастыря в безмолвие.

Икона и по сей день находится в соборном храме Зографского монастыря, а ее память празднуется 5 октября по новому стилю.

Продолжение Продолжение материала...
 
Успение Пресвятой Богородицы

Икона посвящена двунадесятому (одному из двенадцати важнейших после Пасхи) празднику Успения Пресвятой Богородицы. После Вознесения Христа Божия Матерь оставалась на попечении апостола Иоанна. Часто Она приходила помолиться ко Святому Гробу Господню. В одно из таких посещений Голгофы во время молитвы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о скором Её переселении из жизни земной в жизнь вечную.

С радостью восприняла Богородица весть о скорой встрече со Своим Сыном и попросила, чтобы Господь собрал к Её кончине апостолов, проповедовавших в это время Евангелие в разных концах мира. И Христос действительно чудесным образом собрал апостолов ко одру, на котором возлежала готовящаяся отойти в мир иной Богородица.

И вот все увидели, как в сиянии божественного света сошёл Христос, окружённый множеством Сил Небесных, и Пресвятая Богородица предала душу в Его руки. Пресвятая Дева была похоронена в Гефсимании. Предание рассказывает о многих чудесах, сопровождавших погребение Пресвятой Богородицы. Толпы людей следовали за Её телом, что не понравилось иудейским начальникам и священникам.

Один из иудейских священников по имени Афония схватился руками за гроб, чтобы опрокинуть его, но невидимо следовавший за гробом ангел отрубил ему руки. Афоний в раскаянии упал на колени перед гробом, прося о помиловании, и апостол Пётр исцелил его. Эта сцена изображается на некоторых списках иконы. У середины одра изображён Спаситель, принявший душу Богородицы.

Также 15 августа празднуются чтимые списки иконы Успения Пресвятой Богородицы:

Киево-Печерской (1073), Овиновской (1425), Псково-Печерской (1472), Семигородной (XV), Пюхтицкой (XVI).

Продолжение Продолжение материала...
 
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Семигородная

 «Семигородная», или «Семигородская», икона «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» написана преподобным Дионисием Глушицким (память 14 июня по новому стилю), основателем Глушицкой обители, находящейся в Кадниковском уезде Вологодской губернии, к северу от Вологды, на речке Глушице. Как полагают, из основанной им обители эта икона Богородицы была перенесена некоторыми отшельниками на расстояние 20 верст от обители, в непроходимые леса за рекой Двинцой, в Семиградскую волость.

В том же XV веке Вологодскую землю постигло ужасное несчастье: быстро распространилась страшная чума, от которой вымерли все жители Семиградской волости. Приходская церковь после этого почти полтораста лет стояла в запустении. Только в конце XVI века она стала возрождаться по следующему поводу.

В Московском Новодевичьем монастыре лежала уже три года в расслаблении старица Иулиания, из рода белозерских дворян Медведевых. В 1593 году ей во сне явилась Богородица и обещала исцеление, если она пойдёт в Семиградскую волость и восстановит там запустевший храм. Иулиания дала обет исполнить повеление Божией Матери и, получив исцеление от своей тяжкой болезни, отправилась в Семиградскую обитель.

Продолжение Продолжение материала...
 
Устюжская - Благовещение - икона Пресвятой Богородицы

Празднество иконе установлено в воспоминание чуда, бывшего в Устюге от иконы Благовещения Пресвятой Богородицы в 1290 году - «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге», 8 июля старого стиля, 21 июля нового стиля.

По преданию Св. Прокопий, Христа ради юродивый, подвизавшийся в Великом Устюге, объявил однажды всенародно, что Бог за грехи людей хочет наказать их и что город страшно погибнет. Прокопий умолял их прибегнуть к покаянию и просить Бога о помиловании. Ответом на призыв к покаянию были насмешки. Дни и ночи Прокопий плакал и рыдал неутешно, оставаясь на паперти церковной молиться непрестанно за всех.

Через неделю, в воскресенье, в полдень, действительно явилось на небе черное облако. Стало темно, так что люди не узнавали друг друга; раздавались страшные удары грома, сверкали молнии, земля колебалась, воздух сделался удушлив. Все бросились в храмы и, особенно, к иконе Божией Матери, перед которою Прокопий не переставал проливать слезы, умоляя Ее, да ходатайствует пред Сыном Своим за людей согрешивших! Вдруг из иконы Богородицы, как из источника, потекло миро — им наполнили церковные сосуды. Вслед за этим страшная метеоритная туча с громом и молниями отошла от города и над пустынным местом разразилась раскаленными камнями; лес был поломан и сожжен, но ни один человек, ни одно животное не погибло от праведного гнева Божия, отвращенного от людей заступлением Богоматери.

С тех пор народ начал с полною верою прибегать к иконе Заступницы рода христианского; миром, истекшим от иконы, мазались всякого рода недужные и получали исцеление. Около 1567 года, при царе Иоанне Васильевиче Грозном и митрополите Филиппе II чудотворная икона Благовещения Богородицы принесена была в Москву и поставлена в Успенском соборе. На месте же этой иконы в Устюге поставлена в 1747 году новонаписанная с нее. В 1812 г. неприятели, бывшие в Москве, лишили Устюжскую икону богатого оклада, но устюжане, благоговеющие и поныне пред чудотворною иконою своей Заступницы, заменили его новым в 1817 году.

Продолжение Продолжение материала...
 
Утоли моя печали - икона Божией Матери

Утоли моя печали, из трапезной церкви Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры, г. Сергиев Посад.

Празднование установлено 25 января (7 февраля нового стиля).

Икона «Утоли моя печали» была привезена в Москву казаками в 1640 году при царе Михаиле Федоровиче и находилась в церкви Святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках.

В этой церкви хранились записи о многих чудесах, происходивших от чудотворной иконы Богоматери, но пожаром 1771 года все документальные свидетельства были уничтожены.

Сохранилась память о многих чудесных событиях, наиболее известным из которых является произошедший в 1760 году случай полного исцеления женщины, которой было явление Богородицы со словами: «Вели себя везти в Москву. Там, на Пупышеве, в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью: «Утоли моя печали», молись пред ним и получишь исцеление».

Икону долго искали в храме, но нашли на колокольне храма с надписью «Утоли моя печали». Увидев ее, больная перекрестилась, а после молебна приложилась к иконе и встала на ноги совершенно здоровой. С этото момента икона почитается как чудотворная.

Продолжение Продолжение материала...
 
Феодоровская-Костромская икона Божией Матери

Это один из самых древних сохранившихся русских чудотворных образов. Икона была обретена Юрием Всеволодовичем в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Этой иконой Ярослав Всеволодович благословлял на брак своего сына Александра Невского.

После 1613 года, когда благодаря Феодоровской иконе был «умолен» на царство Михаил Федорович Романов, образ стал широко почитаемой общерусской святыней.

Икона хранилась в Костроме: сначала в Успенском соборе, в годы советской власти – в церкви Воскресения на Дебре, в настоящее время в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.

Память иконы празднуется 27 марта (14 марта старого стиля) и 29 августа (16 августа старого стиля).

Продолжение Продолжение материала...
 
Феодотьевская икона Божией Матери

Празднество чудотворной иконы установлено в память избавления Рязани от нашествия в 1668 году запорожских черкесов помощью и заступлением Пресвятой Богородицы 2 июля (15 июля нового стиля).

Феодотьевская икона явилась в 1487 году под Рязанью, около села Феодотьева. Прославились многочисленными чудесными исцелениями.

В 1611 году, по повелению великого князя Рязанского и по благословению архиерея, икона перенесена в Рязань для ограждения и спасения Рязани и поставлена с подобающею честию в соборном храме Успения, с иконы был снят список и послан в село Феодотьево. На иконе Богомладенец изображается на левой руке Богородицы; правою рукою Он благословляет, а в левой держит свиток.

В 1711 во время моровой язвы Феодотьевскую икону носили из дома в дом. Это самая древняя и очень чтимая в Рязани икона: пред нею всегда бывало множество молящихся, ее очень часто брали в дома для совершения молебнов при начатии какого-либо семейного дела, например, женитьбы сыновей или выдачи дочерей замуж. Не раз во время бездождия с иконою совершали крестный ход, и бездождие прекращалось. Известны и многие исцеления от этой иконы.

Продолжение Продолжение материала...
 
Филермская икона Божией Матери

 Чудотворная икона, Одигитрия Филермская, по сказанию древнего предания, была написана св. евангелистом Лукою и препровождена в Египет к назореям, посвятившим жизнь свою иноческому подвижничеству. Впоследствии икона была перенесена в Иерусалим, а в V веке по Рождестве Христовом греческая императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая святые места, перевезла эту икону в Константинополь, где она с честью была поставлена во Влахернской церкви. Отсюда св. икона взята была в XIII веке западными христианами, когда они овладели Константинополем; после досталась икона рыцарям Иоанна Иерусалимского, кото­рые принесли ее с собою на остров Родос. Когда этот ос­тров в начале XVII века был взят турками, рыцари переселились на Мальту и перенесли с собою Филермскую икону. В конце XVIII в., когда оружие французской революции обратилось и против защитников христианства на востоке, рыцарей мальтийских, и когда французы обманом овладели островом Мальтою, рыцари прибегли под покровительство русского императора Павла I и избрали его своим великим магистром и защитником Мальтийского ордена. В то же время, 1799 года 12 октября, они перенесли в Гатчину и чудотворную Филермскую икону Одигитрии вместе с частью древа креста Господня и десною рукою славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Эта святыня внесена в Гатчинскую придвор­ную церковь, а оттуда перенесена в С.-Петербург, в церковь Зимнего дворца. Празднование св. Иоанну Крести­телю 12 октября, в память перенесения из Мальты в Россию частицы креста, чудотворной иконы Богородицы и десницы Крестителя, установлено в 1800 году.

По новому стилю память иконы празднуется 25 октября.

Продолжение Продолжение материала...
 
Царевококшайская икона Божией Матери

Память празднуется 14 мая по новому стилю. Чудотворный образ вырезан на аспидном камне (шунгите) и обложен серебром и золотом. По преданию, она явилась в 1647 году крестьянину Андрею Иванову недалеко от города Царевококшайска в Казанском крае. Работая в поле, он заметил лежавшую на земле икону и хотел ее поднять, но та стала невидимой. Изумленный крестьянин, оглядевшись, заметил, что икона стоит на дереве, поддерживаемая невидимой силой. Он помолился и взял икону домой, где она прославилась чудесами.

Богомольцы стекались к ней из всех окрестных сел. Образ перенесли в городЦаревококшайск, затем в Москву, а, спустя некоторое время, возвратили обратно. На месте ее явления был построен монастырь.

Ее также называют Мироносицкой, потому что на ней, кроме Богоматери, изображены также и жены мироносицы.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Цареградская

Чудотворная икона Цареградская явилась в 1071 году, в Константинополе. Список с нее находится в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 км от Пскова. Именно  в этом месте старец Феофил  сформулировал впервые принцип российской государственности "Москва - Третий Рим, а четвертому не быть".

Цареградская  икона  Божией  Матери – первоначальная святыня  Спасо-Елеазаровского  монастыря.  Она была передана из Царьграда (Константинополя) Святейшим Патриархом Геннадием II прп. Евфросину в благословение его новоустроенной обители, «в княжение московского великого князя Василия Васильевича Темного, при первосвятителе  Ионе, Митрополите  Московском  и Всея Руси, в архиепископство святого Евфимия  Новгородского и Псковского, перед его кончиной в 1458 году."  Икона прославлена многими чудотворениями, существовала рукописная книга, в которой были описания совершенных от иконы чудес.

По преданию, шведы разграбили Елеазаровский монастырь и захватили икону Цареградской Божией Матери. Они хотели на кораблях выйти в устье реки Толба, но затонули в Псковском озере. Для монастыря был выполнен список с иконы Цареградской Божьей матери, после революции эта икона попала в руки благочестивой семьи и эти люди передали ее отцу Николаю Гурьянову на остров Залит. Когда вновь открылся и стал восстанавливаться монастырь, отец Николай передал икону в обитель.

Память этой иконы празднуется  8 мая нового стиля (25 апреля по старому стилю).

В Старорусском соборе Новгородской епархии нахо­дится другая святочтимая икона Цареградской Богомате­ри. Икона выбита на грифельной доске. Предание говорит, что в древние времена два монаха из Царьграда, проездом чрез Старую Руссу, слушали Литургию в соборе и оставили на память икону. К ней притекали во множестве с молитвою веры. Эта икона прославилась затем многими чудотворениями и хранилась Старорусском соборе.

Память этой иконы установлена 30 сентября нового (17 сентября старого) стиля.

Продолжение Продолжение материала...
 
Царскосельская икона Божией Матери "Знамение"

Празднование установлено 10 декабря по новому стилю, 27 ноября старого стиля.

Икона Божией Матери "Знамение" Царскосельская - древний чудотворный образ, принесенный в дар царю Алексею Михайловичу одним из восточных патриархов, как полагают, святителем Афанасием Константинопольским. На иконе Главу Богоматери осеняют херувимы. В позднейшее время на иконе изображались также апостол Петр, святой Захария, Алексий, человек Божий, святая праведная Елисавета.

Петр I перенес икону, в числе других московских святынь, в новую столицу. В 1747 году Екатериной II-ой для иконы была выстроена Знаменская церковь в Царском Селе. Царица сама несла святыню в храм. Перед иконой совершались молебны во время народных бедствий, например, во время чумы 1771 года, холеры 1831 года. Заступлением Богоматери страшные эпидемии почти не коснулись Царского Села. Молитва перед образом Знамения Пресвятой Богородицы, именуемой Царскосельская, помогала также при пожарах и кораблекрушениях. В память избавления от холеры в 1831 году ежегодно совершался крестный ход по Царскому селу, который продолжался с 11-ти утра до 6-ти вечера.

Во время войны иконы была вывезена в Латвию и после войны (1946  год) была доставлена в Ленинград, где митрополит Ленинградский Григорий передал её в храм вновь воссозданной Ленинградской духовной академии. В настоящее время святыня находится в домовом храме академии.

Продолжение Продолжение материала...
 
Целительница

История этой иконы связана с чудесным событием, происшедшим в Москве в конце XVIII столетия. Один из церковнослужителей Викентий Бульвенинский имел благочестивую привычку при входе в церковь и при выходе из нее преклонять колени перед образом Пресвятой Богородицы и произносить краткую молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога, Спасителя нашего!»

И вот однажды Викентий тяжело заболел: у него почернел язык, и страшные боли доводили его до беспамятства. Как-то, придя в себя после очередного приступа боли, он прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас увидел у своего изголовья ангела, который вместе с ним стал возносить молитвы к Божией Матери, прося Ее исцелить болящего. По окончании молитвы ангела в необычном свете явилась Сама Богородица и исцелила больного.

Почувствовав себя совершенно здоровым, Викентий поднялся с постели и пошел в церковь. Встав на клиросе, он начал петь со всеми, чем привел окружающих в великое изумление. Это чудо и послужило поводом для написания иконы Богородицы «Целительница», которая вскоре стала неизменным украшением больничных храмов и часовен.

Память иконы празднуется 1 октября по новому стилю.

Продолжение Продолжение материала...
 
Цесарская икона Пресвятой Богородицы

Цесарская Чудотворная икона Пресвятой Богородицы

Чудотворная икона, явилась в 792 году.

Память этой иконы установлена 22 апреля нового (9 апреля старого) стиля.

В России находятся две иконы, именуемые Цезарскими. Одна из них пребывает в Спасопреображенской церкви местечка Усвяты Витебской губернии. Она называется еще Боровской, так как была обретена в половине XII века недалеко от кладбищенской церкви, в местности, носящей название Бор. Икона украшена серебряной ризой с вызолоченными венцами, и само ее изображение носит на себе следы древнерусской иконописи. Размеры ее: в ширину 14 вершков, а в вышину 20. Икона эта прославилась многочисленными чудотворениями, среди которых для местных жителей особенно памятным было следующее благодеяние Божией Матери. В 1859 году в местечке Усвяте и в его окрестностях свирепствовала холера. По просьбе населения был устроен крестный ход с иконой Богоматери, и в тот же день холера стала ослабевать. Когда на следующий день опять устроили крестный ход и обошли с иконой Богородицы всю местность, то холера совершенно прекратилась. В ознаменование сего чудесного спасения от губительной болезни и было установлено с 1863 года торжественное празднование этой Цезарской иконе Богоматери, сопровождаемое каждый раз многолюдным крестным ходом.

Другая Цезарская икона находится в московском Благовещенском соборе, на горнем месте, в левом отделении алтаря.

Продолжение Продолжение материала...
 
Цесарская-Боровская икона Пресвятой Богородицы
Цесарская-Боровская икона Цесарская-Боровская икона в Спасо-Преображенской церкви Усвят

С давних времен Цесарская-Боровская икона почитается чудотворной. Икона явилась вблизи кладбищенской церкви, в местечке Усвят Витебской области, в местности Бор, поэтому известна под именем Боровской. Эта икона была точной старинной копией древнейшей Цесарской иконы, прославившейся чудотворениями в 792 году, ее день праздновался 9 апреля ст. стиля.

Из кладбищенской церкви икона была перенесена в самое местечко Усвят, в Спасо-Преображенскую церковь. В 1941 году храм был разрушен, но в 1990 г. восстановлен и сейчас там хранится точный список с древнего чудотворного образа. 

О чудесных знамениях и исцелениях, явленных чудотворною иконою, существует много преданий и письменных свидетельств. особенно благодарны местные жители за чудесное исцеление от холеры в 1859 году. В том же 1859 году, по общей просьбе усвятских жителей, Св. Синодом разрешено было ежегодно 29 мая ст. стиля (11 июня нового стиля) праздновать в честь Цесарской-Боровской иконы, а до того времени празднество происходило 9 апреля, по примеру древнейшей Цесарской иконы. Цесарская-Боровская икона писана в древнерусском стиле на доске в высоту 20 вершков, в ширину 14 вершков, обложена серебряным окладом с вызолоченными венцами, украшенными драгоценными камнями. На вызолоченной дощечке находится надпись, свидетельствующая о благодарной памяти усвятских жителей за избавление от холеры чудесным заступлением Пресвятой Богородицы.  

Продолжение Продолжение материала...
 
Цилканская икона Божией Матери

Празднование установлено 28 августа по новому стилю, 15 августа старого стиля. 

 Древняя грузинская святыня названа по месту её первоначального нахождения – Цилканскому монастырю. Ныне чтимый древний список (копия) иконы – одна из главных святынь Патриаршего собора Светицховели.

Продолжение Продолжение материала...
 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї