Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2017
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная
ВСЕ  А - В  Г - И   К - Н   О - С    Т - Ц    Ч - Я


Овиновская икона Божией Матери

День празднования - 15 августа старого стиля, 28 августа нового стиля.

Образ, упоминаемый как икона Успения Пресвятой богородицы, утрачен, сейчас икона имеет другую иконографию.

Около 1425 года, в правление великого князя Димитрия Донского, боярин Иван Овин, живший недалеко от Никольского монастыря, на берегу Галичского озера около Галича-Костромского, задумал построить новую церковь вместо обветшавшей старой. При начале постройки неожиданно два юноши принесли ему икону Божией Матери и передали, что родители его супруги послали их с иконой и заповедали соорудить церковь во имя Пресвятой Богоматери и святителя Николая Мирликийского. Боярин пал ниц перед иконой и внёс ее в обитель,  передав о случившемся игумену. Вскоре Овин воздвиг церковь в честь Успения Пресвятой Богородиы. Он поставил обретённую икону в храме, и она получила название Овиновской. Никольская обитель была переименована в Успенский монастырь.

Продолжение Продолжение материала...
 
Огневидная икона Божией Матери

Празднование иконы "Огневидная" установлено 23 февраля нового стиля(10 февраля старого стиля).

Время и место явления этой иконы неизвестно. На иконе Богоматерь изображается без младенца Иисуса с лицом, обращенным в правую сторону.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Озерянская икона Пресвятой Богородицы

Озерянская икона Пресвятой Богородицы -   главная святыня и покровительница города Харькова. Считается, что Первообраз утерян в 30-е годы ХХ века. С нее остались многочисленные списки, которые существенно отличаются друг от друга, хотя многие из них прославились своими чудотворениями.

Память иконы празднуется 12 ноября (30 октября старого стиля) и 26 апреля(13 апреля старого стиля). 

 

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Оковецкая (Ржевская) икона Божией матери

Предание гласит, что четверо воров договорились встретиться в лесу. Двое из них, придя на условленное место, увидели на сосне икону. Испугавшись, воры убежали, но постепенно об удивительной находке стало известно.

Жители окрестных деревень отправились в лес и увидели прибитый на дереве железный крест, а на другом дереве небольшую икону старинного письма. На иконе была изображена Богородица с Младенцем на руках, а по левую сторону от Неё – святитель Николай Чудотворец. Как только икону сняли с дерева, в лесу поднялся сильный шум, как бы от урагана, а над иконой появилось необычное свечение.

Вскоре от иконы началось такое обилие чудес, что было составлено специальное донесение в Москву. Посланная от царя и патриарха комиссия по расследованию истинности чудес, в первый же день зафиксировала исцеление 170 человек. Эти поразительные явления рассеяли все сомнения, и комиссия признала икону чудотворной.

Через некоторое время неподалёку от обретения святынь забил целебный источник, возле которого в 1870 году была построена часовня. После революции часовню разрушили, источник засыпали строительным мусором. Обретенные икона и крест находились в храме села Оковцы, пока в 1930 году храм не опечатали вместе со святынями. Однако через некоторое время, когда печати сняли, святынь в храме не оказалось.

В 90-е годы ХХ столетия в селе Оковцы (Селижаровский район, Тверская область) восстановлен храм в честь Оковецкой иконы Божией Матери, также восстановлена часовня и источник. Земля Оковецкого источника находится в пользовании Нило-Столбенской пустыни. У целебного источника оборудованы купальни для паломников, куда мощным потоком поступает исцеляющая вода. Желающих омыться святой водой всегда очень много.

День празднования: 24 июля (11 июля по старому стилю).

Продолжение Продолжение материала...
 
Оранская (Владимирская) икона Божией Матери

Празднование установлено 21 мая старого стиля, 3 июня нового.

В 1629 году один благочестивый человек, по имени Петр Гладков заказал копию с Владимирской иконы Божией матери, находившуюся в Успенском соборе Кремля и увез ее на родину, в село Бочеево, в окресности Нижнего Новгорода. Там, в церкви во имя св. Николая икона находилась 5 лет. В 1634 году, на пятой неделе Великого поста, с пятницы на субботу Похвалы Богородицы, Гладкову три раза приснился один и тот же сон с повелением построить храм во имя Владимирской иконы Пресвятой Борогдицы и прежде всего водрузить крест на той горе. В субботу на Святой неделе он пошел отыскивать гору, которую видел во сне. По пути к полю, называемому Оранополе, заметил огонь на Славенской горе, это было то самое место, какое виделось ему во сне. По получении грамоты на сооружение храма он водрузил мраморный крест на указанном во сне месте и приступил к сооружению храма. В то же время от святой иконы совершались великие чудеса. Когда доложили о том царю Михаилу Феодоровичу, то он устроил на Орановом поле монастырь с наименованием его Оранским. Чудотворная икона ежегодно на Фоминой неделе переносилась из Оранской пустыни в Нижний Новгород и после хождения с нею в разные города и села возвращалась осенью в свой монастырь.

После революции икона была изъята и попала в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. С 1995 по 2000 годы икона реставрировалась. 6 июня 2005 года, по просьбе Преосвященнейшего Георгия епископа Нижегородского и Арзамасского, на престольный праздник в Оранскую обитель только на один день для поклонения привезли чудотворную Оранскую икону.

5 сентября 2008 года Владимирская Оранская икона Божией Матери была передана Нижегородской епархии. 8 сентября икона была перевезена в монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери, расположенный в селе Оранки Богородского района Нижегородской области. В обители икону встречали крестным ходом и перенесли в зимний храм Оранского монастыря, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где святыня будет находится постоянно.

Продолжение Продолжение материала...
 
Оршанская икона Пресвятой Богородицы

Икона была явлена чудесным образом в 1631 году при основании мужского Кутеинского Богоявленского монастыря близ Орши на берегу реки Кутеинки и стала почитаться небесной заступницей этой обители. Имеется множество свидетельств помощи после молитв к Божией Матери перед Оршанской иконой начиная с XVII века. Так, во время мучительных исканий и сложностей с налаживанием издательского дела оршанский печатник Спиридон Соболь получил от чудотворной иконы поддержку и утешение. Богоматерь явилась во сне и преподобномученику Афанасию Брестскому, словно сошла с иконы, предсказала ему мученическую кончину, утешила и направила подвизаться в Купятицкий монастырь.

В XIX веке празднование иконы совмещалось с памятью преподобномученика Афанасия Брестского, 5 сентября(18 сентября нового стиля) и 20 июля(2 августа нового стиля), как удостоившегося особого водительства и заступничества от Царицы Небесной через ее Оршанскую икону.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Пензенская Казанская икона Божией Матери

Празднование Казанской Пензенской иконе совершается 4 августа(17 августа нового стиля), 8 июля(21 июля нового стиля) .

Казанская икона Божией Матери была пожалована в 1666 году царем Алексеем Михайловичем (1645-1676) городу Пензе при его основании. Притекавшие с верой к этой иконе всегда получали помощь в различных нуждах.

В 1717 году Ногайская орда совершала рейд вглубь России, разоряя все на своем пути. Пензенский гарнизон не располагал достаточными силами для обороны, поскольку Петр I переселил казаков на новые границы империи, расширившейся в результате азовских походов. Совершив неудачный штурм, северокавказские кочевники взяли город в осаду. Несмотря не отбитую атаку крепость продолжительной блокады не могла вынести. Накануне 4 (17) августа 1717 года, когда не оставалось надежд на спасение города, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром икону вынесли на крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали.

В конце ХIХ века этой иконе было установлено празднование на 4(17) августа. На всенощном бдении положено величание: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия". Традицией в Пензенской епархии стали воскресные вечерни с пением акафиста перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери, которая в настоящее время пребывает в пензенском Митрофановском храме.

В ответе на прошение пензенского архиерея Патриарх Алексий признал, что глубокое почитание образа установилось в Пензенской епархии уже давно, икона неоднократно проявляла свои чудотворения, защищая и ограждая Пензенскую землю. Патриарх Московский и всея Руси Алексий удовлетворил прошение архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина) об учреждении его празднования в календаре Русской Православной Церкви, назначив день 17 августа.

По материалам сайта Пенза Православная.

Продолжение Продолжение материала...
 
Петровская икона Пресвятой Богородицы

День празднования: 6 сентября (24 августа по старому стилю). 

Петровская икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что была написана святителем Петром, митрополитом Московским  в бытность его игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси († 6 декабря 1306), святой Петр поднес ему в дар эту икону.

Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303-1311). Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: "Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ". Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону святителю Петру со словами: "Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе". Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе.

Продолжение Продолжение материала...
 
Печерская (с предстоящими Антонием и Феодосием) икона Божией Матери Икона

Печерская (с предстоящими Антонием и Феодосием) икона Божией Матери Икона считается нерукотворной, так как сама собой образовалась на стене алтаря в Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Чудо это, зафиксированное в Печерском Патерике, совершилось в 1085 году. Иногда образ называют Киево-Печерским.

В патерике печерском об этом так повествуется: «Иконописцы принялись за дело — украшать храм. Во время трудов их в алтаре невидимою силою сама изобразилась икона Богоматери. С недоумением смотрели они на образ; вдруг просветился он паче солнца, так что иконописцы должны были пасть ниц. Когда они приподнялись с земли и стали смотреть на икону, вдруг из уст Богородицы вылетел белый голубь, полетел горе к образу Спасителя и там скрылся. Чрез несколько времени голубь вылетел из уст Спасителя и летал по всей церкви, подлетая к иконам всех святых, и сел за чудотворною местного иконою Богоматери. Стоявшие внизу хотели его поймать, но ни за иконою, ни за занавесью не могли найти его. Вдруг голубь опять вылетел из уст Богоматери в алтаре и полетел кверху, к образу Спасителя. Бывшие вверху хотели его поймать, но он опять влетел в уста Спасителя, и свет облистал иконы»

На иконе изображены преподобные Антоний и Феодосий Печерские (память 15 сентября по новому стилю). На коленях у Богородицы изображён Богомладенец Христос, обеими руками благословляющий преподобных. По бокам трона, на котором восседает Пресвятая Богородица, стоят два ангела.

День празднования: 16 мая (3 мая по старому стилю).

Продолжение Продолжение материала...
 
Пименовская икона Божией Матери
Одигитрия Пименовская, Государственная Третьяковская галерея, XII в

Празднование совершается 6 июня старого стиля, 19 июня нового стиля.

Чудотворная мироточивая Пименовская икона Божией Матери находилась в Московском Благовещенском соборе. Она принесена сюда из Константинополя в 1381 году митрополитом Московским Пименом и поэтому носит название Пименовской. От этой иконы проявлено много чудес. Однажды, во время молебного пения в доме одного купца, по прозванию Титрума, от сей иконы истекло чудное и благовонное миро, от помазания которым многие больные получили исцеление.

После революции, в 1918 году, Пименовская икона Пресвятой Богородицы попала в Государственный Исторический музей. В 1930 году была передана в Государственную Третьяковскую галерею. 

Продолжение Продолжение материала...
 
Писидийская (Писийская) икона Божьей Матери

 Празднование установлено 16 сентября нового стиля(3 сентября старого стиля).

Писидийская (Писийская) икона Божьей Матери — одна из древних икон Богородицы, почитается чудотворной. Икона получила своё название от города Созополь Писидийский, в котором Писидийская икона Божией Матери прославилась.

Сведений о ее происхождении не имеется. В посланиях об иконопочитании Герман, Патриарх Константинопольский, прочитанных на VII Вселенском Соборе, пишет:

...чрез различные иконы Бог совершал чудеса, о которых многие жаждут многое рассказать; так, например, Он подавал исцеление болящим, что мы и сами испытали. Замечательнее же всего то, что никакого возражения и сомнения не встречается против того, что находящаяся в Писидийском Созополе икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира. Об этом чуде свидетельствуют многие.

Одно из чудес передал пресвитер Евстафий, современник Патриарха Евтихия.

В Амасии, рядом с Созополем, была одна супружеская чета, у которой дети рождались мертвыми. Они, скорбя о несчастье, обратились к Патриарху Евтихию за советом. Святой Евтихий помолился и со словами "Во Имя Господа нашего Иисуса Христа" помазал их святым елеем от Креста Господня и от святой иконы Богородицы. "Назовите дитя Петром, и оно будет жить", - сказал он. Вскоре у супругов родился сын, которого они назвали Петром, затем родился и второй сын, которого назвали Иоанном. Жители города, узнав об этом чуде, прославили Бога.

Около 600 года от Писидийской иконы Богоматери источалось миро, свидетелем чего был Елевсий, ученик преподобного Феодора.

Список с этой древней чудотворной иконы в России был сделан в 1608 году в Московском Новоспасском монастыре. Богоматерь изображена с Богомладенцем на левой руке, правой рукой Она благословляет.

Продолжение Продолжение материала...
 
Пожайская икона Божией Матери

Празднование Пожайской иконы совершается 2 июля(15 июля нового стиля).

Недалеко от города Ковно(сейчас это Каунас), на живописном берегу р. Немана, находится древний Пожайский Успенский мужской монастырь, основанный в 1662—1674 годах Христофором Сигизмундом Пацем, канцлером великого княжества Литовского.

Главная драгоценность монастыря заключается в чудотворной Пожайской иконе Божией Матери. Пожайская икона была прислана из Рима в дар от папы Александра VII основателю монастыря. Икона почитается как православными, так и католиками и другими конфессиями.

Икона написана на холсте овальной формы неизвестным художником, в окружении венчика их пышных цветов. Икона прославилась как чудотворная и по католическому обычаю была коронована. В знак благодарности люди приносили этому образу серебряные украшения. Монастырь переходил в православие(1830 год), икона эвакуировалась в глубь России(1914 год), но в 1928 году СССР вернул икону литовским католикам. В 1950 году монастырь был закрыт, икона хранилась в каунасской архикафедре. Летом 2001 года икону вернули на в Пожайский монастырь, где она сейчас и находится.

В летописи зафиксирован случай избавления жителей Ковно от эпидемии холеры в 1893 году по молитвам перед Пожайской иконой Божьей Матери. В память об этих днях была написана копия чудотворной иконы. Этот образ хранится ныне в каунасском Благовещенском соборе. Памятная надпись внизу иконы гласит: «Образ сей сооружен приходским попечительством в память избавления прихода от холеры в 1893 г.»

Продолжение Продолжение материала...
 
Покров Пресвятой Богородицы

В начале X века(910 г), в царствование Льва VI Философа, сарацины вторглись в пределы Гречес­кой империи, и успехи их оружия были несо­мненны, так как ощутителен уже был упадок в самой Греции. Благочес­тивые греки, твердо помнившие, что от Заступницы Небесной всегда получали помощь, прибегли к Ней и в настоящей опасности в молитве и покаянии. Видимое знамение Ее милосердия подкрепило упование на Ее заступление. Во Влахернском Константинопольском храме, где хранилась риза Богородицы, во время всенощного воскресного бдения Пречистая Дева явилась на воздухе молящеюся о мире, окруженною ликами ангелов, пророками и апостола­ми.

"По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом"

Не все при­ сутствовавшие сподобились этого видения; но св. Андрей Юродивый видел это чудо и спросил своего ученика, праведного Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу, святый отче, и ужасаюся», — отвечал Епифаний. Жители Константинополя, услышав о сем чуде, исполнились радости и упования, что Бог по ходатайству Заступницы рода христианского избавит их от бед, нанесенных вторжением неприятелей в их страну. Упование было не ложно: враги Церкви Христовой были вскоре побеждены и прогнаны. Это произошло в 911г.; но по случаю многих смут в Греческой империи день Покрова не был внесен в число праздничных. Честь установления этого праздника принадлежит Российской Церкви, которая с самого начала вверилась Покрову Богородицы.

Праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского — в тот день, когда было видение во Влахернской церкви св. Андрею, 1 октября старого стиля, 14 октября нового. Праздник Покрова Богородицы особенно почитается в православной России. Церковь имеет акафист Покрову. «Покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша... Владычице, с честными и слав­ными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешным Богу помолися, твоего Покрова праздник в российскей земли прославлъшия».

Продолжение Продолжение материала...
 
Положение Пояса Пресвятой Богородицы

День празднования - 31 августа старого стиля, 13 сентября нового стиля.

Честный пояс Божией Матери принесен из Палестины в Царьград в V веке при императоре Аркадии. Празднество в сей день установлено в начале X века при императоре Льве Премудром в память избавления жены его Зои от тяжкого недуга помощью честного пояса Божией Матери. Российская Церковь, приняв от Греческой Церкви это благочестивое установление, совершает также в этот день празднество в похвалу Преблагословенной Девы Марии, прославляя в честном поясе Ее залог благосостояния и утверждения православных царств.

Празднуется также 12 апреля старого стиля.

Продолжение Продолжение материала...
 
Порт-Артурская икона Божией Матери - Торжество Богородицы
Торжество Пресвятой Богородицы(Порт-Артурская)

"Торжество Богородицы".

Празднование в честь Порт-Артурской иконы - "Торжество Богородицы" - совершается 29 августа.

Порт-Артурская икона Божией Матери — первая явленная в XX веке. В 1903 году, 11 декабря, в Киево-Печерской лавре.

Старый матрос Феодор, участник обороны Севастополя, рассказал, что недавно явилась ему Богородица, стоявшая на берегу залива, держащая в руках большой плат с изображением Нерукотворного лика Спасителя. Ногами Богородица попирала мечи, а над её головой ангелы держали корону; выше в облаках восседал Господь Саваоф и над Ним сияла надпись: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Богородица поведала матросу, что вскоре Россию ожидает тяжёлая война, приказала изготовить явленный образ и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая победу, помощь и покровительство в сражениях, если образ утвердится в стенах города.

 


Продолжение Продолжение материала...
 
Похвала Пресвятой Богородицы

В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.

Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!»

С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью. 

В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии.

Этот праздник установлен в IX веке в память неоднократного избавления Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Волахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная св. евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь:

 «Взбранной Воеводе победительная, яко избавлъшеся от злых, благодарственная восписуем Тираби Твои, Богородице!»

И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Ее жизни — риза и пояс Ее; но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви. 

Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по
счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос — приветствием архангела: радуйся.

Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами видимыми.

Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.

Продолжение Продолжение материала...
 
Почаевская икона Божией Матери

Празднование Почаевской иконе совершается в пятницу на Светлой седмице и 23 июля (5 августа нового стиля), 8 сентября (21 сентября нового стиля) .

Почаевская икона Божией Матери находится в Свято-Успенской Почаевской Лавре. Почаевской она называется от города Почаева и горы Почаевской в Тернопольской области Украины, на которой находится Лавра. Эта гора выше всех окружающих и знаменита своей удобной пещерой. Около 1340 года в пещере поселились два монаха, которые посвятили себя подвигам молитвы и воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатью Божиею. Один из них взошел ночью на самую вершину горы для совершения обычной молитвы и внезапно увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Старец известил о дивном видении своего сподвижника, и оба с благоговейным трепетом взирали на Божественное явление. В то же время увидел это и пастух с мальчиками, пасшими под горою стадо, и, поспешив на гору, встретил там двух монахов, прославивших Богородицу за явление и за благодеяние, оставленное Ею на месте явления: Пресвятая Дева на поверхности камня оставила вдавленным оттиск правой стопы своей, наполненный с тех пор прозрачною водою...

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Предвозвестительница Костамонитская

На Афоне, в Костамонитской обители, нахо­дится чудотворная ико­на Пресвятой Богороди­цы, называемая Предвозвестителъницей. Однажды накануне праздника Происхождения Животворящего Креста экклесиарх этой обители Агафон, в схиме Захария, был в глубокой печали о скудости обители во всем. В этой скорби он молился пред иконою Богомате­ри. Изнемогши от труда и скорби, он уснул на молитве и в тонком сне услышал от иконы голос, повелевавший не сокрушаться о скудости обители, потому что в ней все есть в изобилии. Агафон воспрянул от сна и в ужасе объявил о своем видении настоятелю Илариону и братии; все пошли осмотреть и увидели всего много и в изобилии. Все просла­вили Матерь Божию и всю ночь провели в молитвенном бдении. С того времени неугасимая лампада горит пред св. иконою.

Память 14 августа нового стиля(1 августа старого стиля).

Продолжение Продолжение материала...
 
Прежде Рождества и по Рождеству Дева

Эта чудотворная икона находилась в Николаевском Пешношском монастыре Московской епархии; она поставлена в Покровской церкви, близ мощей преп. Мефодия и украшена серебряною ризою от усердия капитана Шабашева, который первый получил чрез икону милость Царицы Небесной. Эта икона прежде составляла собственность одного из братии Пешношского монастыря, а после его смерти она была вынесена в часовню, поставлена над входом, где и находилась до 1827 года. С этого вре­мени она стала проявлять благодатные знамения.

Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы лучшего письма. Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления. Пра­зднование ей совершается 17 октября старого стиля (30 октября нового стиля).

Продолжение Продолжение материала...
 
Прибавление ума («Подательница ума»)

 Известные под необыкновенным наименованием иконы Прибавление, или Подательница ума, и Филафет — Правдолюбие встречаются редко.

«Прибавление ума» («Подательница ума») — почитаемая икона Пресвятой Богородицы

По преданию икона была написана в XII веке иконописцем, страдавшим беспамятством и приступами безумия. После видения Божией Матери и по Её указанию автор исцелился. Оригинал хранился в Спасо-Преображенском соборе города Рыбинска.

На иконе Богородица и Христос изображены спелёнутыми фелонью, на их головах царские венцы. В левой руке у Христа держава. В верхней части иконы находится арка и светильники. По обеим сторонам нарисованы ангелы, которые держат в руках зажжённые свечи. Под ногами Богоматери и над её головой изображёны херувимы с распростёртыми крыльями.

В нижней части иконы часто бывает написан текст: «Изображение Пресвятые Богородицы прибавлением к житию судити живых и мертвых от смертного оубийства защищает, от тлетворных ветров, от озноба, от трясавицы, от находа зверей ядовитых, от врагов и мшиц, и комаров».

В Покровском храме города Тутаева хранится чудотворная икона «Прибавление Ума». К ней обращаются за помощью в учёбе, избавлением от душевных заболеваний, просветлением мыслей и т. п. Традиционным стал привоз иконы в областной центр Ярославль перед Днем Знаний.

В Москве образ Божией Матери «Прибавление ума» есть в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, что на Церковной Горке у метро «ВДНХ».

Празднование совершается 28 августа нового (15 старого) стиля.

Продолжение Продолжение материала...
 
Призри на смирение, икона Пресвятой Богородицы

Икона Божией Матери, именуемая "Призри на смирение", явилась в 1420 году в Псковской земле, на озере Каменном. 16 сентября (29 сентября нового стиля) того же года она была перенесена в Псков и поставлена в соборном храме. В память этого перенесения чудотворной иконы было установлено празднование.

Продолжение Продолжение материала...
 
Псково-Печерская икона Божией Матери "Умиление"

Празднество иконе "Умиление" установлено 7 мая (20 мая нового стиля), 21 мая (3 июня нового стиля), 23 июня (6 июля нового стиля), 26 августа (8 сентября нового стиля), 7 октября (20 октября нового стиля). Чудотворная икона Божией Матери, считается списком с иконы Божией Матери «Владимирская» и относится к иконописному типу Елеуса.

Псково-Печерская икона Божией Матери "Умиление" была написана около 1521 года благочестивым иноком Арсением Хитрошем и принесена в Псково-Печерскую обитель псковскими купцами Василием и Феодором. Икона прославилась многими чудесными исцелениями в 1524 году. Особенно прославился образ чудотворной помощью слепцам.

Так, 28 мая 1587 года вдова Мария Терентьева с Подкопорья, из-за Невы, не видевшая два года девять месяцев, помолившись перед этой иконой в соборном храме Живоначальной Троицы, шла за иконой к печерскому подворью и - вдруг прозрела. 26 марта 1603 года, по молитве перед этой иконой, получил прозрение крестьянин Потапий Григорьев, Луцкого уезда, Надвинского стана, бывший слепым 6 лет. По молитве перед этой иконой почти в то же самое время получил исцеление боярский сын Иван Ступицын, у которого два года сведены были жилы левой руки.Эта святая икона и святая икона "Успение" избавила в 1581 году во время осады город Псков от войск польского короля Стефана Батория.  7 октября празднество иконе "Умиление" установлено в память избавления Пскова от нашествия Наполеона в 1812 году.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Псково-Покровская икона Пресвятой Богородицы

Эта чудотворная икона находилась в Псковоградской По­кровской церкви; точный с нее снимок — в Московском Успенском соборе над южными дверями придела во имя свв. апостолов Петра и Павла, в деревянном киоте. Празднование Псково-Покровской иконе во Пскове установлено 1 октября старого стиля(14 октября нового) в память избавления Пскова в 1581 году от упорной осады польским королем Стефаном Баторием. Бывшее тогда чудесное видение благочестивому старцу Дорофею изображено на иконе, на которой написана Пресвятая Богородица с преподобными Антонием и Корнилием, с благоверными князьями Киевским и Псковским, Гавриилом и Тимофеем, и Николаем, юродивым псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богородицы, и составлена особая служба в воспоминание этого чуда. Икона прославилась многими чудотворениями и стала известна под именем Псково-Покровской по церкви, в которой находится. В Московском Успенском соборе совершается празднование иконе в благодарность за победу над турками и татарами после войны с ними (1736-1740).

Продолжение Продолжение материала...
 
Путивльская икона Божией Матери

Довольно часто эту икону путают с Молченской. История последней тоже связана с городом Путивлем, однако она была обретена на болоте Молча и перенесена в Путивль только потом. А Путивльская икона пребывала в нем изначально – на городских воротах. После же была перенесена в Путивльский Печерский монастырь. Это все, что об иконе доподлинно известно.

Память празднуется 15 мая по новому стилю.

Продолжение Продолжение материала...
 
Пюхтицкая икона Пресвятой Богородицы «У ис­точ­ни­ка»

Празднование Сретения (встречи) иконы в Пюхтицком монастыре установлено 18 июня старого стиля, 1 июля нового.

В 1894 го­ду ино­ки­ни Пюхтицкого женского монастыря по­да­ри­ли святому праведному Иоан­ну Крондштадскому в день Ан­ге­ла ико­ну, на ко­то­рой бы­ло изо­бра­же­но яв­ле­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы у ис­точ­ни­ка в Пюх­ти­цах. Ба­тюш­ка мо­лил­ся пе­ред этим об­ра­зом и за­ве­щал его некой бла­го­че­сти­вой су­пру­же­ской че­те из Санкт-Пе­тер­бур­га, ко­то­рая пе­ред сво­ей кон­чи­ной пе­ре­да­ла свя­тую ико­ну мо­на­хине Вир­са­вии, быв­шей на­сель­ни­це за­кры­то­го Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Иоан­нов­ско­го мо­на­сты­ря. Од­на­жды Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца явилась монахине во сне и пове­ле­ла воз­вра­тить Ее об­раз в Пюх­тиц­кую оби­тель. Про­изо­шло это в 1946 го­ду, на Пас­ху. В день празд­но­ва­ния Бо­го­люб­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри (18 июня), об­раз Бо­го­ро­ди­цы «У ис­точ­ни­ка» возвратили в оби­тель. Сест­ры мо­на­сты­ря во гла­ве с на­сто­я­тель­ни­цей игу­ме­ни­ей Алек­си­ей II (в схи­ме Сер­ги­ей), встре­ти­ли свя­тую ико­ну, пе­ред ко­то­рой мо­лил­ся и с ко­то­рой не рас­ста­вал­ся до са­мой кон­чи­ны свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский.

Ныне свя­той об­раз Пре­чи­стой Де­вы Бо­го­ро­ди­цы на­хо­дит­ся в глав­ном при­де­ле Успен­ской церк­ви Пюх­тиц­кой оби­те­ли

Продолжение Продолжение материала...
 
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии(Глинская, Лукиановская)

Рождество Пресвятой БогородицыВ каждом православном храме есть икона Рожде­ства Пресвятой Богородицы. В воспоминание Рождества Богородицы Церковь установила праздник еще в IV веке, когда стали строить и храмы в честь великого благодеяния всему роду человеческому: Рождество Пресвятой Богородицы — начало нашего спасения, дом, который создала себе Премудрость Божия.

Праздник установлен 21 сентября по новому стилю(8 сентября по старому стилю).

Известно много чудотворных икон Рождества Пресвятой Богородицы: Глинская, Лукиановская, Сямская.

Продолжение Продолжение материала...
 
Рудненская икона Божией Матери

Празднование установлено 12 октября старого стиля, 25 октября нового стиля.

Рудненская икона Божией Матери явилась в 1687 году в местечке Рудне Могилевской епархии. С 1712 году икона находилась во Флоровский Вознесенский монастырь в Киеве, но в 1920 г образ был утрачен. Сейчас в Воскресенском соборе Киева находится список с древнего образа.

Продолжение Продолжение материала...
 
Свенская-Печерская (с предстоящими Антонием и Феодосием) икона Божией Матери Икона

Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, бывших от чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Киево-Печерских, князь послал в Печерский монастырь милостыню вместе с прошением отпустить чудотворную икону к нему в Брянск.

Во время плавания провожавшие св. икону должны были провести ночь на берегу реки Свены. Вставши поутру, они пошли в лодку помолиться иконе Богородицы, но не нашли ее в лодке, а увидели ее на горе против реки Свены, стоящею на дубе между ветвями. Об этом чудесном явлении, от которого икона получила название Свенской, возвестили князю Роману. Он поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и по пути до того места, где ныне стоит Свенский монастырь, князь вздохнул от глубины сердца и со слезами так молился: «О пречудная Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ! Елика и дале узрю с места сего на все четыре страны, толико придам к дому Твоему, и созижду храм и обитель, идеже Ты возлюбила еси место». В ту же минуту он увидел пред собою тропинку и велел поставить тут крест.

Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь опять громко возопиял: «Пресвятая Владычице! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очам моим!» В ту же минуту князь стал видеть лучше прежнего и велел снять с дерева чудотворную икону. Икону снял епископ, и все с благоговением лобызали ее и отслужили молебен, после чего сам князь со всем народом стал рубить деревья, и вскоре общими трудами был сооружен храм во имя Успения Богоматери. Князь устроил тут монастырь и щедро оделил его деньгами; а чудотворную икону обложил золотом и серебром; и тогда же в память явления иконы на р. Свене установлен был праздник 3 мая. Дерево, на котором стояла икона, употреблено было для икон и других предметов храма.

Заступлением Божией Матери ради Ее Свенской иконы неоднократно защищаем был Брянск от нашествия врагов. В 1812 г., когда полчища французов стремились к Брянску, жители сего города и его окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворною Свенскою иконою Богоматери, умоляя Ее со слезами о заступлении и помиловании. Вскоре утешило их известие, что неприятельские войска, шедшие на Брянск, возвращены назад. Чудотворная Свенская икона писана прп. Алипием, который учился иконописному художеству у византийских живописцев.  

Сейчас икона находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

День празднования: 16 мая (3 мая по старому стилю) и 30 августа (17 августа старого стиля в день памяти Алипия Печерского, иконописца, написавшего образ). 

Продолжение Продолжение материала...
 
Святогорская икона Божией Матери

Святогорских икон существует две. Первая Святогорская икона – "Умиление"– явилась в 1563 пастуху Тимофею. Это случилось на Синичьей горе, которую потом переименовали в Святую гору и где сейчас стоит Святогорский монастырь.

Через шесть лет тому же пастуху явилась вторая икона Богородицы "Одигитрия". Обе святые иконы были поставлены в храме великомученика Георгия и от них совершались неисчислимые чудеса и исцеления.

Два года спустя, в 1569 году царь приказал устроить на Святой горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы – да так, чтобы алтарь занимал точно то место, где пастуху явился второй образ. Там же были размещены обе иконы.

В том же 1569 году на Святой горе был основан Святогорский Успенский монастырь.

Память обеих икон празднуется 30 июля по новому стилю.

Продолжение Продолжение материала...
 
Седмиезерная икона Божией Матери

Празднование иконе установлено 10 августа нового стиля(26 июля старого стиля), 26 октября нового стиля(13 октября старого стиля).

Седмиезерная икона Божией Матери  — чудотворная икона Пресвятой Богородицы, главная святыня Седмиезерной Богородицкой пустыни. 

 Первоначально Седмиезерную икону принес в пустынь из Устюга в 1615 году основатель обители, инок Евфимий, и благословил ее этою иконою. В память перенесения иконы в пустынь установлено празднование 26 октября нового стиля(13 октября старого стиля). Своё название монастырь получил из-за нескольких небольших озёр, впоследствии соединившихся в одно. Икона "Седмиезерная" - по названию монастыря.

В июне 1654 года в Москве была эпидемия чумы, перешедшая в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города. Для избавления от эпидемии было решено принести из Седмиезерной пустыни в Казань чудотворную икону, уже прославившуюся своей известностью. Жители Казани вышли с крестным ходом навстречу иконе за две версты от города. На месте сретения иконы была устроена часовня и водружен крест, а затем основан монастырь. Чудотворная икона была обнесена вокруг Казани и поставлена в Благовещенском соборе, после чего эпидемия чумы начала утихать. Жители Казани начали носить икону по домам, и болезнь прекратилась.


Продолжение Продолжение материала...
 
Селигерская икона Пресвятой Богородицы

Селигерская(Владимирская-Селигерская) икона Пресвятой Богородицы.

Святая икона находилась в Ниловой пустыни на острове Столбный озера Селигер Тверской области.

Память иконы празднуется 8 июня(26 мая старого стиля) и 20 декабря(7 декабря старого стиля), и в повечерии отправляется молебен.

Икона Божией Матери Селигерская-Владимирская была принесена в ХVI веке преподобным Нилом Столобенским на остров Столбный, где святой подвизался и основал общежительную пустынь, названную его именем. Чудотворный Владимирский образ Богородицы, сначала находившийся в пустынной келье подвижника, позже был перенесен в обитель и находился при мощах святого.

Преподобный Нил Столобенский преставился ко Господу 7 декабря 1554 года, в воспоминание чего и установлено в этот день празднование прославившемуся у него Селигерскому образу Богоматери, который иногда еще называют Келейной Владимирской иконой.

По материалам книги С.Снессоровой "Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание ее чудотворных икон"

Продолжение Продолжение материала...
 
Семистрельная Икона Божией Матери (Тошенская)

Память празднуется 26 августа нового стиля (13 августа старого стиля), а также в Неделю Всех святых.

Чудотворная икона Бо­жией Матери, известная под именем Семистрельной, находилась в Тошенской Семистрельной Иоанно-Богословской церкви, неподалеку от города Во­логды, и поэтому назы­вается также Тошенскою.  Матерь Божия Семистрельная изображена на иконе в величину менее натуральной, без Предвечного Младенца, одна, пронзенная семью стрелами: четыре с левой стороны и три с правой.


Продолжение Продолжение материала...
 
Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери "Знамение"

День празднования 10 декабря (27 ноября по старому стилю).

В 1864 году дочь генерал-майора Е. А. Копьева в память преподобного Серафима Саровского основала в своей усадьбе женскую общину. Через пять лет община была преобразована в монастырь.

Одна из сестер Понетаевского монастыря, Клавдия Войлошникова, в 1879 году написала для своей обители образ "Знамение" Божией Матери. Вскоре эта икона прославилась дивными чудотворениями и стала главной святыней обители. Первое прославление образа совершилось при следующих обстоятельствах.

14 мая 1885 года, в 9 часов вечера, несколько монахинь, находившихся в одной из келий игуменского корпуса, где помещалась икона, вдруг были поражены переменой, совершившейся с образом. Они заметили, что лик Пресвятой Богородицы на иконе стал особенно просветленным, а взор Ее поочередно останавливался на сестрах, с трепетом и благоговением взиравших на чудесное явление. Эти изменения происходили в течение четверти часа, а в 12 часов ночи снова повторились. На следующий день икона с почестями была перенесена в монастырский храм, и скоро огромное множество верующих стали поклоняться святому образу. Многие страждущие по молитвам своим ко Пресвятой Богородице и Ее чудотворной иконе получали исцеление от своих недугов.

Указом от 5 октября 1885 года Святейший Синод признал чудотворность Понетаевской иконы "Знамение". Точная копия иконы "Знамение" находится в скиту Серафимо-Дивеевского монастыря.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Сергиевская(Смоленская) икона Божией матери

Икона Божией Матери "Смоленская" находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в Смоленской церкви по левую сторону Царских врат. От этой иконы в 1730 году получил исцеление псаломщик, у которого руки были скрючены и пригнуты к спине. Ему в видении явилась Божия Матерь и исцелила его. Это событие было засвидетельствовано врачами.

Празднование установлено 10 августа нового стиля(26 июля старого).

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Силуанская(Силуамская) икона Божией Матери

Об этой иконе достоверно известно лишь то, что празднество ей установил греческий царь Мануил по благословени. Констатинопольского патриарха Луки в воспоминание победы, дарованной ему помощью Божией Мате­ри над сарацинами в 1158 году.

Список с данной иконы находится в Воскресенском соборе г Тутаева.

Память празднуется 14 августа по новому стилю(1 авг. старого стиля).

 Другие иконы Пресвятой Богородицы >>  

 
Скоропослушница

Празднование иконе совершается 22 ноября нового стиля (9 ноября старого стиля).

На Афоне, в Дохиарском монастыре, находится чудотворная икона Богородицы, именуемая Скоропослушницей. Икона находится на стене братской трапезы над дверью, которою иноки обыкновенно ходили в трапезу, а трапезарь по своей должности чаще других ходил. Однажды в 1664 году трапезарь, по имени Нил, проходя по обыкновению мимо этой иконы ночью с возжженною лучиною, услышал от нее слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженною лучиною и не копти Моего образа».

Нил счел эти слова за шутку кого-либо из братии и потому оставил их без внимания и по-прежнему ходил мимо иконы, имея часто в руках зажженную лучину. Вскоре он опять услышал голос от иконы: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?» При этих словах трапезарь ослеп.

Страдая глазною болью при совершенной потере зрения, Нил дни и ночи молился и плакал пред св. иконою; вдруг услышал он голос: «Нил! Услышана твоя молитва — ты прощен, и зрение опять дается тебе. Когда получишь эту милость от Меня, возвести братии, что Я — их покров, промышление и защита их обители. Пусть и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого. Всем, с благоговением ко Мне прибегающим, я буду предстательство, и молитвы всех будут исполнены Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры икона Моя будет именоваться Скоропослушницею, потому что скорую буду являть милость и исполнение прошений всем прибегающим к ней».

Слух о таком чудесном событии распространился по всей горе Афонской. После сего монахи, благоговейно помолившись, огородили то место, где находилась сия икона, и устроили с правой стороны храм во имя Пресвятой Богородицы Скоропослушницы. Бесчисленные чудеса совершаются благодатною силою ходатайства Божией Матери.

В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери "Скоропослушница".

Продолжение Продолжение материала...
 
Смоленская икона Божией Матери

Память иконы празднуется 10 августа по новому стилю. В этот день празднуется также память списков со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Воронинская (1624), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654-1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре) (1730).

Смоленская икона Божией Матери, по преданию, написана св. евангелистом Лукой. О появлении иконы в России сказания различны. Одни говорят, что эта икона была благословением на путь в Русь царевны Анна, сестры греческого императора Василия и супруги св. князя Владимира, но другие удостоверяют, что император Константин Порфирородный, выдавая свою дочь, царевну Анну, в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее иконой в путь. По этой причине икона и названа "Одигитрия" – "Путеводительница".

По наследству она досталась сыну Всеволода, Владимиру Мономаху, а Владимир Мономах перенес ее в Смоленск и поставил в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, который устроил в 1101 году. С того времени икона называется Смоленской, а сам Смоленск – градом Пресвятой Богородицы.

Продолжение Продолжение материала...
 
Смоленская-Новгородская икона Божией Матери

День празднования - 3 июля старого стиля, 16 июля нового стиля.

В Новгороде, в Спасо-Преображенской церкви, находится чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Она явилась в 1831 году 3 июля, когда в нише над входом в холодную церковь отвалился толстый слой штукатурки. Икона находится над главным входом в храм на арке и представляет собою фресковую иконопись, оставшуюся от XIV века. Эта икона отличается правильностью и красотою рисунка, а также выразительностью ликов. Мерою эта икона 1 аршин 9 вершков, в вышину и 1/4 аршина в ширину. В 1831 году холера свирепствовала в Новгороде; явление иконы было принято за особенное знамение, и народ во множестве бросился в храм для молитвы пред новоявленною иконою. Молитва давала облегчение и успокоение среди страха смерти. Холера прекратилась по заступниче еству Божией Матери пред Господом Иисусом Христом, и с тех пор икона получила название холерной, и в честь ее установлено празднество 3 июля. В 1848 году опять холера появилась в Новгороде, и жители, исполненные благодарного чувства к Матери Божией, решили написать копию с явленной «холерной» иконы и поставили ее, как местную, в приделе в честь Смоленской иконы Богоматери.

В 1859 году на явленную икону сделана серебряная риза с позлащенными венцами; на ризе следующая надпись: «Сооружена в 1859 году, в Новгороде Преображенской церкви на открытую в 1831 году, во время холеры, на стене Смоленскую икону Божией Матери иждивением Юрьева Монастыря архим. Варлаамом».

В память в разное время полученных от иконы исцелений на иконе было повешено много металлических привесок. Пред иконою горела неугасимая лампада.

Продолжение Продолжение материала...
 
Соболевская икона Божией Матери

 Чудотворный лик явился под Киевом в 1282 году, больше ничего об образе не известно. Список иконы XIX века находится в Музее икон Пресвятой Богородицы в селе Исаково Московской области. (по материалам http://www.vidania.ru)

День памяти 3 декабря(20 ноября).

Продолжение Продолжение материала...
 
Собор Пресвятой Богородицы

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ День празднования - 26 декабря старого стиля, 8 января нового стиля. 

Празднество установлено Православною Церковью в память бегства Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем в Египет от гонения иудейского царя Ирода.

Продолжение Продолжение материала...
 
Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители

День памяти иконы Собор Пресвятой Богородицы  в Миасинской обители: 1 сентября старого стиля, 14 сентября нового стиля.

Собор Пресвятой Богородицы — праздник в православных церквях, совершается на следующий день после Рождества Христова.

Во время гонений на святые иконы греческим императором Львом III Исавром (717-741), чудотворная икона, изображавшая Собор Пресвятой Богородицы и находившаяся в церкви Миасинского монастыря в Армении, около города Мелетина, была брошена в озеро.

По прошествии более ста лет, в царствование Михаила III и Феодоры, когда иконоборство совсем прекратилось на Востоке, в 864 году, чудотворная икона поднялась из глубины озера на поверхность воды и была найдена нимало не поврежденною от долговременного пребывания в воде. В воспоминание этого чудесного явления, бывшего в первый день сентября в Миасинах, установлено во всех христианских странах на востоке ежегодно совершать в этот день собрание верующих для поклонения чудотворной иконе. При этом праздновании в песнопениях своих Церковь скорбит о неистовстве иконоборства и молит Пресвятую Деву, как Небесную Предстательницу, даровать мир всей вселенной. Приводя грешников к покаянию, Пресвятая Богородица научала истинной вере рабов Своих, обличая заблуждения и открывая правильное исповедание веры.

Продолжение Продолжение материала...
 
София - Премудрость Божия (Новгородская)

Новгородская икона Со­фии — Премудрости Бо­жией — храмовая в собо­ре. Посредине этой ико­ны изображен Вседер­житель в виде крылато­го огненного ангела, в царском венце, на верху которого крест, в царском далматике с орарем, сидящий на золотом престоле, поддерживаемом семью столпами. В правой руке у него скипетр с крестом наверху, в левой — свиток. По сторонам стоят Божия Матерь, держащая круглую икону Богомладенца, и Иоанн Предтеча, покрытый власяницею и держащий в левой руке свиток, на котором написано: «Се агнец Божий» и проч. Над главою крылатого ангела представлен Спаситель в червленом хитоне, с голубою хламидою, благословляющий обеими руками; от главы Спасителя, по обе стороны, простирается зеленая полоса наподобие радуги, а над нею звездное небо, на котором, над самою главою Спасителя, стоит четвероножный золотой престол, с раскрытою на нем книгою; с обеих сторон припадают к нему по три ангела.

Эта деревянная икона — список с Константинопольской иконы Софии императора Юстиниана и современна построению Новгородского собора. На иконе серебряная вызолоченная риза, устроенная в 1843 году. Эта икона прославилась чудотворениями; между прочими многими чудесами пред нею в 1542 г. получила исцеление женщина, страдавшая глазами, как написано в Новгородской летописи: «Премудрость Божия простила жену, очима была больна». Образ св. Софии есть выражение силы и действия Премудрости Божией, потому и представлена она в огненном виде. Многочисленные списки Софии — Премудрости Божией все имеют своим первообразом преимущественно или Киевскую, или Новгородскую.

Память Новгородской иконы празднуется 28 августа нового стиля(15 августа старого стиля) и 19 сентября нового стиля(8 сентября ст. ст.).

Продолжение Продолжение материала...
 
Спорительница хлебов

Оптинский старец Амвросий, прославившийся святою жизнью и пользовавшийся народ­ною любовью, заказал в 1889 году хорошему художнику икону Божией Матери, которую наименовал Спорительницею. На этой иконе представлена на облаках молящаяся Божия Матерь; Ее руки распростерты на благословение; внизу, среди травы и цветов, стоят и лежат ржаные снопы. Назвав эту икону Спорительницею, старец Амвросий составил особый припев к общему Богородичному акафисту -  "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!" - и указал праздновать сей иконе 15 октября(старого стиля). Этой иконой старец Амвросий благословил женскую, им основанную, обитель в Шамордине, в 20 верстах от Оптиной пустыни. Великий старец, иеросхимонах Амвросий, скончался на 80-м году жизни и погребен в Оптиной пустыни 15 октября (28 октября) 1891 года, в тот именно день, в который он установил праздновать иконе Спорительнице хлебов.

Продолжение Продолжение материала...
 
Споручница грешных
Икона Споручница грешных - Одрино-Николаевский монастырьСпоручница грешных - храм свт. Николая в Хамовниках

Празднование иконе совершается  20 марта (7 марта по старому стилю) и 11 июня (29 мая по старому стилю).

Икона Божией Матери «Споручница грешных» - Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница - почитаемая в православии икона Пресвятой Богородицы. Своё название икона получила от надписи, сохранившейся на ней: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…».  Богородица изображена по пояс, левой рукой держит младенца Христа, который сжимает её правую руку. Икона украшена коронами, что свидетельствует о её украинском или белорусском происхождении.

Образ был обретён в 1843 году в Одрино-Николаевском монастыре Орловской губернии. По молитве перед иконой были исцелены двухлетний сын Тимофей карачевской жительницы Александры Почепиной, страдавший эпилепсией (мать увидела икону во сне), парализованный малолетний сын орловского помещика Новикова, прозрела трехлетняя дочь карачевского купца Павла Сытина. Эти чудесные исцеления, произошедшие почти одновременно, разнесли славу иконы по всей округе, ее перенесли в соборный храм святителя Николая Чудотворца.

В 20-е годы XX века эта икона досталась жительнице с. Старое Орловской области. Икона переходила из рук в руки, попала в частное собрание на Украине, но 24 октября 1996 года счастливо вернулась в Одрино-Николаевский монастырь.

В 1846 году в благодарность за гостеприимство монахом Одрина монастыря полковнику Д. Н. Бонческулу был прислан точный список (копия) чудотворной иконы, сделанный на липовой доске. Вскоре икона стала мироточить, верующие стали получать исцеления и в 1848 году подполковник Бонческул пожертвовал образ «Споручница грешных» в храм свт. Николая в Хамовниках, этот список и сейчас находится там.

Продолжение Продолжение материала...
 
Старорусская икона Божией Матери

По одному из преданий икона была принесена греками из Ольвиполя(в районе Херсона) еще в первые годы христианства на Руси и долгое время находилась в Старой Руссе – отсюда и название.

По другому преданию икона явилась в 1570 году в храме Святого Великомученика Георгия села Выдропуска Новгородской губернии.

Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор, который тогда буйствовал, прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. Так оно Божией милостью и случилось – мор прекратился.

В XVIII веке сняли копию со Старорусской иконы, которая 4 мая ст. стиля 1768 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 18 сентября ст. стиля 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.

Подлинник иконы был утрачен в 1941 году, но почитаемый список XVIII века можно увидеть в Георгиевском храме Старой Руссы.

Память празднуется 17 мая и 1 октября нового стиля.

 
Продолжение Продолжение материала...
 
Страстная Икона Божией Матери

Празднование совершается 26 августа (13 старого стиля).

В селе Палицы Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, одержимая беснованием.

Она совершенно помешалась в уме, бегала людей, скиталась по лесам, нередко покушалась на свою жизнь, но всякий раз Господь хранил ее. Так про­должалось семь лет. Однажды она пришла себя и, обратившись с молитвою к Божией Матери, со слезами умоляла избавить от такого бедствия, давая обет по выздоровлении удалиться в монастырь. Вскоре она получила исцеление, но, позабыв о данном обещании, стала жить с мужем и детьми.

Однажды стоя  на молитве она вспомнила свой обет. На нее напал такой страх, что от душевного изнеможения она слегла в постель. Ночью она услыхала, что кто-то подходит к дверям ее комнаты и читает молитву; двери отворились, и вошла Дева, облаченная в багряное одеяние, истканное златом неизреченного света. Ее сопровождала другая светоносная дева. Пресвятая Богородица сказала: «Екатерина! Почему ты не исполнила обета в иноческом чине служить Сыну Моему и Богу? Иди же теперь, возвести всем о Моем явлении тебе и скажи, чтобы живущие в мире воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты; пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитая воскресенье и праздничные дни, посвященные имени Господа и Моему».

Екатерина долго не решалась исполнить повеление Божией Матери. Подобное явление повторилось еще два раза; но Екатерина из страха, что ей не поверят, не исполнила данного ей повеления и за ослушание свое была страшно наказана: голова ее обратилась в сторону, рот искривился, и вся она впала в расслабление.

Продолжение Продолжение материала...
 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї