Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2017
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная
ВСЕ  А - В  Г - И   К - Н   О - С    Т - Ц    Ч - Я


Казанская (Пензенская) икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери была пожалована царем Алексеем Михайловичем (1645-1676) городу Пензе при его основании в 1666 году. Притекавшие с верой к этой иконе всегда получали помощь в различных нуждах. Накануне 4 августа 1717 года во время нашествия ногайских татар (так называемый "кубанский погром"), когда не оставалось надежд на спасение города, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром икону вынесли на крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали.

В конце ХIХ века этой иконе Пресвятой Богородицы помимо общецерковного, было установлено местное празднование – 4 августа (17 августа по новому стилю). На всенощном бдении положено величание: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия".

После прекращения служб в соборе, чудотворный образ пребывает в Пензенском храме во имя Митрофана Воронежского. С 2006 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, празднование Пензенского образа Казанской иконы Божьей Матери включено в общецерковный календарь.

Продолжение Продолжение материала...
 
Казанская икона Божией Матери

Явление Казанской иконы установлено праздновать 21 июля, в день ее обретения, и 4 ноября, в память избавления Москвы от поляков.

В 1579 году Казань пострадала от пожара, который, начавшись 28 июня близ церкви св. Николая Тульского, истребил часть города, прилегавшую к кремлю, окрестные посады и, перейдя в кремль, обратил его в пепел. В пожаре видели гнев Божий на христиан. "И вера Христова,– говорит летописец,– сделалась притчею и поруганием". Христиане принесли покаяние, и Господь явил им человеколюбие Свое.

На месте, где начался пожар, стоял дом одного стрельца. Когда стрелец намеревался приступить к постройке нового дома на пепелище, девятилетней дочери его Матроне явилась во сне Божия Матерь и повелела возвестить духовным и светским сановникам города, чтобы они взяли икону Ее из земли, и указала ей место, где икона скрывалась. После третьего видения Матрона со слезами говорила матери: "Я видела во сне икону Богородицы, от лица которой происходило ужасное пламя, и прямо на меня, будто готовое сжечь меня, и слышала я голос: "Если ты не поведаешь глаголов Моих,  то Я  явлюсь в другом месте, а ты погибнешь". Мать на этот раз послушалась дочери и ходила с нею к воеводам и архиепископу Иеремии и дочь рассказывала им о бывших ей явлениях Богородицы. Но никто не хотел верить рассказам ребенка.

Продолжение Продолжение материала...
 
Калужская икона Божией Матери

Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 году в селе Тинькове, рядом с Калугой, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово.

Две служанки Хитрово перебирали на чердаке его дома старые вещи. Одна из них, Евдокия, отличавшаяся несдержанным нравом, позволила себе резкие и даже непристойные речи. Подруга стала увещевать ее и во время пререканий среди вещей случайно обнаружила большой сверток сурового холста. Развернув его, девушка увидела изображение женщины в темном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом игумений. Евдокия ответила на слова подруги бранью и, поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок, и она упала без чувств. Испуганная подруга рассказала о случившемся в доме.

В следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и открыла им, что это над Ней кощунственно смеялась их дочь и повелела им совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освященной на молебне водой. После молебна Евдокия выздоровела, и Хитрово взял чудотворную икону в свой дом, где от нее обильно источались исцеления прибегающим к ней с верой. Впоследствии икону перенесли в приходский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Калужке. В Калугу был отправлен список с нее. В настоящее время она находится в кафедральном соборе Калуги.

Через эту икону Матерь Божия не раз проявляла Свое покровительство Русской земле в тяжелые для нее времена.

Празднование Калужской иконе установлено 2 сентября (15 сентября нового стиля) в воспоминание избавления от моровой язвы в 1771 году.

Второе празднование совершается 12 октября (25 октября нового стиля), в память спасения Калуги от нашествия французов в 1812 году. В 1898 году было установлено празднование 18 июля (31 июля нового стиля) в благодарность Божией Матери за охранение от холеры. Празднование совершается также и в 1-ое воскресение Петрова поста.

Продолжение Продолжение материала...
 
Каплуновская (Казанская) икона Пресвятой Богородицы

Каплуновская икона - один из изводов Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Название происходит от села Каплуновка Харьковской епархии. В 1689 году священнику села Иоанну Уманову приснился седой старец, сказавший, что скоро к нему придут из Москвы три иконописца с иконами. Старец повелел у старейшего из них приобрести из связки икон восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы, и что от неё он получит «благодать и милость".

Вскоре произошло так, как было явлено во сне. Приобретённую икону священник поставил у себя дома, но через некоторое время явившаяся ему во сне Богородица велела икону перенести в церковь. Священник сообщил об увиденном прихожанам и торжественно перенёс икону в храм. Тогда от неё стали происходить чудеса, и икону начали называть Каплуновской.

Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы 11 сентября старого стиля (24 сентября нового стиля) и 8 июля старого стиля было установлено в 1766 году.

Продолжение Продолжение материала...
 
Касперовская икона Божией Матери

Касперовская икона Божией Матери, Одесский Кафедральный соборПразднование 29 (12) июля, 1 (14) октября и в среду Светлой седмицы.

Касперовскую икону Пресвятой Богородицы привезли в Россию из Сербии в конце XVII века, образ написан на холсте, наклеенном на доску, иконографический тип - Умиление. Икона схожа с Корсунской иконой Божией Матери и в современной иконописи эти два образа практически неразличимы.

В 1809 году образ по наследству попал к помещице Иулиании Ионовне Касперовой, проживающей в своём имении Касперово (в настоящее время Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области). В доме Касперовой, после ее горячей молитвы, начались первые чудеса и исцеления. С тех пор Касперову икону Богородицы люди признали чудотворной. В 1846-м году собранная комиссия официально признала действительность всех чудотворений и к Касперовой иконе начали стекаться паломники из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест. С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня Касперовскую икону Божией Матери стали приносить в городской собор.

Во время Крымской войны, в апреле 1854 года, при осаде Одессы британским флотом жители города крестным ходом принесли чудотворную икону в город, и Одесса осталась невредимой. 1 октября 1854 года осада была снята, после чего было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священным». С тех пор чудотворную икону 1 октября стали приносить в Одессу, где она и оставалась до среды Светлой седмицы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

С 1918 года чудотворный образ пребывал в Спасо-Преображенском соборе постоянно. В 1936 году после уничтожения собора Чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы перенесли в Успенский собор, где он и находится.

Продолжение Продолжение материала...
 
Киево-братская икона Божией Матери

Икона явилась в 1654 году в Вышгороде Киевской области, в Борисоглебской церкви. Спустя несколько лет, во время войны с Польшей город был разрушен, однако икону вынесли из храма и пустили по Днепру. Один татарин, воевавший на стороне поляков, заметил ее в реке и решил воспользоваться для переправы. Но едва он сел на икону, она сама поплыла, притом очень быстро и остановилась против Братского монастыря - далеко от берега.

На помощь кричавшему татарину пришла братия монастыря. Он сам впоследствии крестился и принял постриг в Киево-Братском монастыре.

Подлинник иконы до нашего времени не сохранился, а точный список с нее находится в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Память иконы празднуется 19 сентября по новому стилю, а также 23 мая и 15 июня по новому стилю (2 июня по старому стилю).

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы - одна из древнейших явленных икон в Русской Православной Церкви. Празднование иконе установлено дважды в год: 16(3 старого стиля) мая и 28(15 старого стиля) августа.

Пресвятая Богородица вручила ее 4-м византийским зодчим, которые в 1073 году принесли икону преподобным Антонию и Феодосию Печерским.

Зодчие пришли в пещеру к преподобным и спросили: "Где хотите вы начать церковь?" Святые ответили: "Идите, Господь назначит место". - "Как вы, предсказывая себе скорую смерть, не назначили еще места? - удивились зодчие. - А еще дали нам столько золота". Тогда преподобные призвали всю братию и стали расспрашивать греков, говоря: "Скажите нам истину, кто вас послал и как вы попали сюда?". Зодчие стали рассказывать:

Продолжение Продолжение материала...
 
Кипрская икона Божией Матери
Кипрская икона Божией Матери

Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 году на острове Кипре и была помещена в монастыре, устроенном на месте ее явления. На иконе изображена Богоматерь, сидящая на троне с Богомладенцем на руках, а по сторонам два ангела, держащие ветви. Сказание говорит что святой образ стоял на воротах, ведущих к одной церкви Пресвятой Богородицы (церковь Панагии Ангелоктисты). Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым.

Празднование  3 мая (20 апреля старого стиля), в Неделю Торжества Православия(первая неделя Великого поста), в День Святого Духа и 9 июля (22 июля н. ст.).

Продолжение Продолжение материала...
 
Козельщанская икона Божией Матери

Празднование иконе совершается 21 февраля старого стиля, 6 марта нового.

Козельщанская икона Божией Матери прославилась в 1881 году великими чудотворениями. Она находилась в селе Козелыцине, Кобелякского уезда Полтавской епархии. Снимок с нее находился в Москве, в церкви Казанской Божией Матери, и назван Неисчерпаемая Благодать.

В настоящее время Козельщанская икона Божией Матери находится в Красногорском Покровском женском монастыре (Киевская епархия). Каждый год 6 марта читается акафист Козельщанской иконе Божией Матери.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Колочская икона Пресвятой Богородицы

Колочская икона Пресвятой Богородицы явилась в 1413 году недалеко от Можайска, на берегу реки Колочи в Смоленской области. Икона явилась колочскому крестьянину Луке, который, усердно помолившись, принес ее в дом. В доме его был больной, лежавший много лет в расслаблении. Услышав о явлении иконы, он с верою приложился к ней и получил исцеление. Многие страждущие устремились к явленной иконе на поклонение Заступнице Небесной и получили благодатную помощь. Лука принес икону в Можайск, где ее встретил князь Василий Дмитриевич с народом, и тут же многие больные получили исцеление. Из Можайска икона перенесена в Москву. На месте явления иконы построена во имя Богородицы церковь и при ней устроен мужской монастырь, именуемый Колочский или Можайский.

При митрополите Макарии в 1547 г было утверждено празднование в честь Колочской иконы Божией Матери 9 старого стиля (22 июля).
В описи Гжатского 3-классного Колочского мужского монастыря за 1860 г читаем: «В центральном Успенском приделе за правым клиросом в большом вызолоченном киоте с вызолоченными колоннами, резными фигурами и украшениями лучшей работы хранится Чудотворный Образ Божией Матери. На сей иконе в середине Божия Матерь с Предвечным Младенцем и предстоящими при Ней святителем Николаем и святым пророком Илиею. Вверху Святая Троица в виде ангелов, по правую сторону — Иоанн Предтеча, по левую – Симеон Богоприимец. Под ликом Божией Матери три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, по сторонам их — преподобные Авраамий Смоленский и Пафнутий Боровский чудотворцы». Икону украшала вызолоченная серебряная риза древней чеканной работы, вокруг – серебряная вызолоченная рамка, на которую была наложена ветхая золотая чеканной работы с эмалью сквозная сетка (кружево). Перед чудотворным образом каждую субботу совершалось акафистное пение.
По благочестивому обычаю граждане городов Можайска, Вереи, Гжатска, а также жители многочисленных сел и деревень прибегали с усердною молитвою к Богородице, особенно во время невзгод. В холерное время чудотворную Колочскую икону Божией Матери носили крестным ходом по окрестным деревням. В память об этом в храме с. Андреевское был освящен придел в честь Колочской иконы Божией Матери. Также в 1740-1747 гг купцом И.М. Лютовым была построена Церковь в честь Колочской иконы в городе Вязьме на месте деревянной Алексеевской дворцовой церкви.

Продолжение Продолжение материала...
 
Коневская икона Божией Матери

Эту икону также называют Святогорской или Голубицкой. Она относится к иконописному типу Одигитрия, но вместо традиционного свитка Христос держит в левой руке двух птенцов.

Образ перевезен в Россию с Афона в 1393 году преподобным Арсением Коневским, чудотворцем.  Арсений получил ее в дар от игумена Иоанна Зидона – в благословение на постройку Рождество-Богородичного монастыря.

Святая икона прославилась многими знамениями. В 1610 году при нашествии шведов на Новгород чудотворный образ, по благословению Исидора, архиепископа Новгородского, был перенесен из обители Коневской в Новгородский Деревяницкий монастырь. В этом монастыре ежегодно 10 июля совершалось празднование Пресвятой Богородице ради Ее святой иконы Коневской. В 1709 году, по благословению митрополита Петербургского и Новгородского Гавриила, чудотворная икона была возвращена в Коневскую обитель. Там она долгое время хранилась.

В 1917 году Коневец оказался в составе Финляндии, а во время войны 1939–1940 годов братия была эвакуирована с острова финскими властями. Вместе с собой монахи взяли и Чудотворную Коневскую икону. Сейчас она хранится в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, а на Коневце можно видеть лишь список с нее, выполненный в недавнее время.

Память празднуется 23 июля по новому стилю.

Продолжение Продолжение материала...
 
Корецкая икона Божией Матери «Споручница Грешных»

Древняя благодатная икона Божией Матери «Споручница Грешных» Корецкая хранится с XVII века в Свято-Воскресенском Корецком женском монастыре Ровенской епархии. Икона находилась в замке Корецких князей и носила наименование «благодатной». В 1622 году был убит турками последний из православных корецких князей, и его брат Иоанн предложил своей сестре игумении Серафиме забрать икону из княжьей молельни в православный Корецкий девичий монастырь.

Торжественное перенесение благодатной иконы «Споручница грешных» было совершено в 1622 году, в четверг по Святой Троице. В этот день и было установлено празднование в честь иконы, которое торжественно отмечается по настоящее время.

Имеются свидетельства от многих людей, которые подтверждают, что в случае каких-то неустройств, семейных неурядиц и особенно когда «болит душа», приходящие к иконе «Споручница грешных» после молитвы перед ней получают душевное облегчение и помощь в своей нужде.

17 августа 1998 года настоятельницей Свято-Троицкого Корецкого женского монастыря Ровенской епархии было подано Прошение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию о благословении на внесение в список чудотворных икон Божией Матери, входящий в состав Патриаршего церковного календаря, вышеуказанной иконы. По благословению Святейшего Патриарха празднование в честь Корецкой иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» внесено в календарь.

Основной день празднования иконы всегда бывает в четверг по Троице. Празднование в честь Корецкой иконы «Споручница грешных», как и других одноименных икон из других мест, совершается также 20 марта и 11 июня.

Продолжение Продолжение материала...
 
Корсунская икона Божией Матери

По преданию, Корсунская икона была написана св. апостолом Лукой еще при жизни Пресвятой Богородицы. Та, увидев свое изображение, сказала: «Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою».

Существуют две версии появлении образа на Руси. По одному – список с иконы в 988 году привез из Корсуни святой равноапостольный князь Владимир. Другое предание гласит, что в Россию она была принесена в конце XII века полоцкой княжной Предиславой, в иночестве Евфросинею, которая получила ее в подарок от греческого императора.

Память иконы празднуется 22 октября по новому стилю.

Продолжение Продолжение материала...
 
Корчемная икона Божией Матери «Знамение»

Название «Корчемная» эта икона Пресвятой Богородицы «Знамение» получила после того, как одна вдова, проживающая в Рязани, страдающая пристрастием к вину, заложила в корчемнице свою домашнюю икону «Знамение». Богобоязненный корчемник взял у вдовы икону и поставил в свою божницу. Наутро протрезвевшая вдова, ужаснувшись своим деянием, собрала деньги и выкупила у корчемника икону. Однако на следующий день образ из дома вдовы исчез. В то же время корчемник с удивлением увидел эту икону в своей божнице. Раскаявшаяся вдова с этих пор неожиданно для всех бросила пить, а икона так и осталась в корчемнице, получив в народе такое необычное название. По молитвам перед иконой «Корчемная» Божия Матерь часто оказывала помощь многим, к Ней обращающимся.

В 1850 году икону передали в церковь преподобного Симеона Столпника. После закрытия храма в советское время чудотворный образ Божией Матери «Знамение» «Корчемная» сохранялся в одном благочестивом рязанском семействе. В настоящее время икона находится в Свято Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии. Список с чудотворной иконы пребывает в Рязани, в Николо Ямском храме. День празднования: 10 декабря (27 ноября по старому стилю).

Продолжение Продолжение материала...
 
Костромская(Смоленская) икона Божией Матери

В 1672 году на юго-западной башне Богоявленского монастыря Костромы на стене была написана Смоленская икона Божией Матери. 8 мая 1779 года в Костроме был сильный пожар, от которого значительно пострадал Богоявленский монастырь, в том числе и юго-западная башня и особенно та стена, на которой изображена святая икона. Несмотря на огонь, икона и деревянный киот на ней остались невредимыми.

С тех пор началось особенное чествование этой иконы. В 1824 году у башни была устроена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери с пристройкой в той стене, на которой изображён чудотворный образ.

Продолжение Продолжение материала...
 
Красногорская (Черногорская Владимирская) икона Божией матери

День празднования: 3 июня (21 мая по старому стилю).

В 1603 году игумен Варлаам храма Воскресения Христова в Кевроле, на реке Пинеге (200 км от Архангельска), услышал во сне кроткий женский голос, указывающий ему передать принадлежащую ему Владимирскую икону Пресвятой Богородицы неизвестному ему священнику Мирону. Через некоторое время к игумену Варлааму пришел для сбора священник по имени Мирон. Игумен поведал ему о своем сне и узнал, что близ Юролы есть пустынная гора, удобная для устроения обители. Игумен Варлаам передал свою икону иерею Мирону, который поставил святыню в местной церкви.

От принесенной иконы совершилось множество чудес и на Черной горе поставили сначала крест, затем в 1608 году построили храм и монастырь, иеромонаха Макария возвели в сан игумена. До 1630 года монастырь назывался Черногорский, затем - Красногорский. В 1629 году сюда из Персии была принесена Грузинская (тоже ставшая называться Красногорской) икона Божией матери. Обе иконы прославили монастырь, на Черную гору стекались богомольцы за исцелением. От стен монастыря открывался великолепный вид на тайгу.

Ежегодно на специальном пароходе обе святыни отправлялись в Архангельск для поклонения. Иконы встречал крестный ход, их выставляли во всех храмах города.

После 1922 года монастырь был разрушен, иконы исчезли.

Продолжение Продолжение материала...
 
Ктиторская икона Божией Матери

Празднование совершается 3 февраля по новому стилю (21 января старого стиля).

«Ктиторской» икона Божией Матери называется также «Алтарницей». Находится в соборном Благовещенском храме Ватопедского монастыря на святой горе Афон, в алтаре на горнем месте.

Икона пожертвована ктитором (распространителем и украсителем) монастыря императором Феодосием Великом в память о чудесном спасении сына Аркадия. Во время сильной бури царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого упал с корабля в море. Все думали, что он погиб. Вскоре царевича нашли недалеко от того места, где находился монастырь, под тенью одного из прибрежных кустов. Проснувшись, он рассказал, как был чудесным образом избавлен от гибели заступничеством Богоматери. В воспоминание этого события монастырю было дано название «Ватопед», т. е. Куст Отрока. 

Продолжение Продолжение материала...
 
Кукузелиса Чудотворная икона Пресвятой Богородицы
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Кукузелиса

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в лавре св. Афанасия. Так названа она по имени св. подвижника XII в. Иоанна Кукузеля. Однажды в субботу после всенощного бдения, пропев акафист Пресвятой Богородице, Иоанн сел против иконы и слегка задремал. «Радуйся, Иоанн! — вдруг произнес кроткий голос. — Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя». И Иоанн увидел в сиянии небесного света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу и стала невидима. Иоанн проснулся и увидел в своей руке златницу. Эта златница была привешена к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от иконы, так и от самой златницы.

В церкви села Мятина Дубенского уезда Волынской епархии находилась благодатная икона Божией Матери, снимок с чудотворной, написанная «благоверным иконо­писцем Григорием». Икона Кукузелиса прославилась чудесными знамениями, особенно с 1796 г. 

Память иконы установлена  1 октября старого/14 октября нового стиля.
Прот. И. Бухарев

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Купятицкая икона Божией Матери

День памяти иконы -  28 ноября нового стиля(15 ноября старого стиля).

Купятицкая икона представляет собой небольшой медный крест. На одной стороне креста изображена Богоматерь с Превечным Младенцем, на другой - Распятие.

Купятицкая икона Божией Матери явилась в 1180 году около села Купятич, расположенного в пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии. Обретена икона в лесу, на дереве, крестьянской девушкой Анной, пасшей скот. Образ - в виде двухстороннего креста - излучал необычайный свет. Три раза крест пробовали перенести в деревню и три раза крест возвращался на свое место. Тогда на месте явления иконы построили церковь во имя Пресвятой Богородицы, где поставили обретенную икону. Через несколько лет татары сожгли церковь, икона, упала в пепел. Вторично икона обретена через много лет на месте сгоревшего храма случайным путником по имени Иоаким, который был изумлен светом, исходящим из земли. Он подошел и увидел крест, лежащий в пепле. Местные жители узнали свою икону и в сельскую церковь. По внушению Божиему Иоаким остался при храме пономарем. В начале XVII века при церкви был устроен Купятицкий монастырь, который захватили в конце века католические, а затем - униатские монахи. Православные, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы Купятицкую. Они перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор. После закрытия собора след иконы утрачивается.

В этот день также день памяти Ипатменской иконы Божией матери, сведений о которой не сохранилось.

Продолжение Продолжение материала...
 
Купятицкая икона Божией Матери

День памяти иконы -  28 ноября нового стиля (15 ноября старого стиля).

Купятицкая икона представляет собой небольшой медный крест. На одной стороне креста изображена Богоматерь с Превечным Младенцем, на другой - Распятие.

Купятицкая икона Божией Матери явилась в 1180 году около села Купятич, расположенного в пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии. Обретена икона в лесу, на дереве, крестьянской девушкой Анной, пасшей скот. Образ - в виде двухстороннего креста - излучал необычайный свет. Три раза крест пробовали перенести в деревню и три раза крест возвращался на свое место. Тогда на месте явления иконы построили церковь во имя Пресвятой Богородицы, где поставили обретенную икону. Через несколько лет татары сожгли церковь, икона, упала в пепел. Вторично икона обретена через много лет на месте сгоревшего храма случайным путником по имени Иоаким, который был изумлен светом, исходящим из земли. Он подошел и увидел крест, лежащий в пепле. Местные жители узнали свою икону и в сельскую церковь. По внушению Божиему Иоаким остался при храме пономарем. В начале XVII века при церкви был устроен Купятицкий монастырь, который захватили в конце века католические, а затем - униатские монахи. Православные, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы Купятицкую. Они перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор. После закрытия собора след иконы утрачивается.

В этот день также день памяти Ипатменской иконы Божией матери, сведений о которой не сохранилось.

Продолжение Продолжение материала...
 
Курская Коренная икона Пресвятой Богороди­цы

В 1295 году, в день Рождества Богородицы, один охотник на берегу реки Тускары неподалеку от разоренного татарами Курска нашел у корня дерева икону Знамения Божией Матери. В ту же минуту из земли забил источник воды.

Это первое чудо от иконы скоро дошло  рыльского князя Василия Шемяки. Князь приказал немедленно принести икону в Рыльск. Все жители Рыльска устремились навстречу обре­тенной иконе Пресвятой Богородицы; один Шемяка, уклонился от торжественной встречи и в то же время был наказан слепотою. Он осознал свою вину, принес покаяние и моление пред иконою и снова получил зрение. В благодарность он соорудил в Рыльске храм во имя Рождества Богородицы. Икона была поставлена в новом храме, и тогда же установлен был празд­ник явления Курской иконы 8 сентября (21 сентября нового стиля).

Но икона неоднократно возвращалась на прежнее место в пустыни при корне дерева. Жители Рыльска решились соорудить часовню на месте обретения и поставили в ней чудотворную икону, а для отправления молебнов назначен был из Рыльска священник, который почти всегда там и жил. В 1383 году татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. По преданию, через некоторое время священник, отец Боголюб, выкупленный из плена, нашёл расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они срослись.

Дни памяти иконы:

8 марта (21 марта нового стиля) — в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курске в 1898 году;

9-я пятница по Пасхе — ежегодный крестный ход с иконой из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь;

8 сентября (21 сентября нового стиля) — в память обре́тения иконы в 1295 году в день Рождества Пресвятой Богородицы;

27 ноября (10 декабря нового стиля) — праздник иконы Божией Матери «Знамение»

Продолжение Продолжение материала...
 
Леньковская икона "Спасение утопающих" и Новгород-Северская икона Божией Матери
Икона Пресвятой Богородицы Спасительница Утопающих (Леньковская)

Недалеко от города Новгород-Северска в Черниговской губернии на реке Десне находилось село Леньков, там был храм во имя Собора Пресвятой Богородицы. Во время польского нашествия с. Леньков и его церковь были опустошены захватчиками, затем во второй половине XVII столетия все селение было перенесено на новое место, построен новый храм, посвященный св. Архистратигу Михаилу. Предание гласит, что в этот храм из прежней Богородичной церкви была перенесена чудотворная икона Божией Матери.

История явления и прославления этого образа такая: против горы, на которой впоследствии выстроена была церковь, на реке Десне был очень опасный водоворот. Даже опытные пловцы с большими затруднениями могли переплыть это место. Часто случалось, что в этот водоворот попадали огромные нагруженные баржи, и даже они тонули. 

И вот на этом опасном месте однажды обретена была икона Божией Матери, приплывшая к берегу реки. Благоговейные верующие взяли образ и поставили на горе, против гибельного места. Через некоторое время на этом месте возник Богородичный храм. С тех пор пловцы по реке Десне обыкновенно останавливались у села Леньков, сходили на берег и заходили в Леньковский храм. После усердной молитвы перед образом Богоматери они бросали между собой жребий, кому оставаться на барже и плыть с ней через опасный водоворот. Остальные же его товарищи шли пешком по берегу реки до конца страшного места. И благоволение Божией Матери снизошло на опасное место, замечено было, что со времени явления иконы Богоматери несчастия с пловцами стали случаться редко, а впоследствии и совершенно прекратились.

Икона Богоматери, получившая название «Спасительницы утопающих» была старинная: лик Предвечного Младенца трудно было рассмотреть. Размеры ее: 10 вершков в вышину и 6 в ширину. Верующие украсили этот образ серебряной ризой. Среди всего окрестного населения Леньковская икона пользовалась большим почитанием, привлекая на поклонение Пречистой Деве множество паломников, в особенности тех, которым приходится часто вручать себя во власть водной стихии. (По книге "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]).

Память другой Новгород-Северской иконы Божией Матери также празднуется 20 декабря старого стиля, 2 января нового.

Явление иконы относится к 1301 году. Икона находилась в Новгороде-Северском Черниговской епархии.  Иногда эту икону ошибочно называют Леньковской, но это разные иконы.

Продолжение Продолжение материала...
 
Леснинская икона Пресвятой Богородицы

Леснинская икона Божией Матери была обнаружена в праздник Воздвижения Креста Господня в 1683 году пастухом в ветвях грушевого дерева и перенесена в ближайшую православную церковь деревни Буковичей, недалеко от села Лесны. Когда слава о чудесно явившейся иконе разнеслась по всей окрестности, то католическое духовенство решило использовать икону для распространения католичества. Они силой отняли икону у жителей Буковичей в 1686 году и поставили в Леснинском костеле. В начале XVIII века монахи католического ордена основали в Лесне большой костел и монастырь, в котором находилась чудотворная икона. В 1863 году монахи ордена приняли участие в польском восстании, и, по распоряжению русского правительства, монастырь был закрыт и обращен в православный приход. От иконы совершалось множество чудотворений. В настоящее время икона Леснинская Пресвятой Богородицы находится во Франции.

Празднование Леснинской иконе Божией Матери совершается 21 сентября(8 сентября), 27 сентября(14 сентября) и в День Святой Троицы.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Лиддская или Римская икона Божией Матери
Сказания о Римской-Лиддской иконе Богоматери Смоленского собора Новодевичьего монастыря

Празднование совершается 25 марта по новому стилю (12 марта старого стиля). Икона относится к типу "Одигитрия", особенность этой иконы — в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

Происхождения икона нерукотворного. Святые апостолы Петр и Иоанн Богослов, перед уходом  в отдаленные страны для проповеди слова Божия, благовествовали в местах, ближайших к Иерусалиму. Когда они обратили к христианской вере множество народа в городе Лидде, названном впоследствии Диосполем, тогда соорудили здесь храм во имя Пресвятой Девы Марии. Они молили Богоматерь посетить и Своим пришествием освятить и благословить сей храм, посвященный Ее имени. Пречистая Дева отвечала им: «Идите и радуйтесь; там и Я с вами буду». Прибывши в Лидду в созданный ими храм, св. апостолы увидели на одном столпе образ Богоматери, видимо начертанный не человеческою рукою, но силою Божиею и представлявший истинное подобие святого лика и честных одежд Владычицы. Святые апостолы с благоговением поклонились нерукотворенному образу и возблагодарили Господа. Потом Сама Богоматерь посетила Лиддский храм и даровала образу своему благодать и силу чудотворения. В честь явления этого образа с древних времен установлено празднование 12 марта.

Продолжение Продолжение материала...
 
Люблинская икона Божией Матери

Пречистый образ Люблинской Богоматери находится в городе Люблине, в городском Спасо-Преображенском соборе.

Пожертвована сюда эта икона ревнителями православия на Волыни князьями Острожскими Константином и Иваном. Предание возводит историю этого образа ко временам жизни первоучителей славянских святых Кирилла и Мефодия, утверждая, что святые братья принесли эту икону с собой в Моравию в IX веке, а отсюда уже ученики их, спасавшиеся от преследования немецких католических миссионеров, перенесли Люблинскую икону Божией Матери в Россию.

Этот образ пользуется великим почитанием среди всего западного православного населения. О нем сложены целые песнопения, содержащиеся в так называемых богогласниках, т. е. сборниках песней религиозно-нравственного содержания, очень распространенных на западе России.

Празднование иконе установлено 14 октября нового стиля(1 октября старого стиля).

Продолжение Продолжение материала...
 
Макарьевская икона Божией Матери "Одигитрия"

Память иконы установлена 30 сентября нового стиля (17 сентября старого).

Макарьевская икона Божией Матери "Одигитрия" явилась в княжение Василия Васильевича Темного (1425 - 1462) преподобному Макарию Унженскому, чудотворцу, подвизавшемуся на пустынных берегах реки Унжи.

17 сентября 1442 года около трех часов утра, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, келлию его вдруг озарил неведомый свет. Преподобный смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами келлии он услышал ангельское пение: "Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!" Со страхом и изумлением вышел преподобный из своей келлии и на северо-западном небосклоне увидел икону Богоматери, окруженную светозарным сиянием. Икона приближалась к келлии подвижника. Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: "Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичской стране твердое ограждение и заступление!" Он с благоговением взял икону и поставил в своей келлии, почему она и стала называться "Келейною". Позже ученики преподобного дали ей наименование "Макарьевской". На месте явления святой иконы позже (в 1439 г.) был основан Макарьево-Унженский мужской монастырь. С иконы Божией Матери Макарьевской был сделан список, который прославился, как и подлинная икона.

Продолжение Продолжение материала...
 
Максимовская икона Божией Матери
 border=

Максимовская икона изображает Пресвятую Богородицу во весь рост и пред Нею на коленях стоящего митрополита Максима и принимающего из пречистых Ее рук омофор.

Икона украшена была серебряною чеканную и позолоченною ризою с жемчужным убрусом. На иконе находится надпись: «Сей святый и чудотворный образ Пресвятая Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299) по видению Максима митрополита Владимирского и всея России чудотворца, родом грека, по пришествию его из Киева во Владимир, когда он от путнаго шествия в келий своей мало уснув, абие видит, аки яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руке Предвечного Младенца и глаголя: «Рабе мой, Максим, добре пришел еси семо посетити град мой, — и подаде ему омофор, глаголя, — прими сей омофор и паси во граде моем словесныя овцы». Он же прием, возбудися от сна, и в келий никого не виде, а омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на много час, абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат, и положиша в него той омофор и прославися сие чудо по всей русской земле и в Палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим».

Омофор хранился в том же соборе, в золотом ковчеге 112 лет; но при нашествии на Владимир царевича Талыча, в 1412 году, 30 июля, омофор и другие соборные драгоценности были спрятаны ключарем собора Патрикием. Татары замучали его, но тайну не раскрыли.

Икона Божией матери Максимовская находится во Владимиро-Суздальском музее.

Продолжение Продолжение материала...
 
Мателикийская икона Пресвятой Богородицы
Мателинская икона из четырехчастной иконы. Россия, ок. 1860. Частное собрание

Время явления иконы 991 год.

Празднование в честь иконы совершается 29 мая старого стиля (11 июня по новому стилю).

Другие иконы Пресвятой Богородицы >>

 
Мелетинская икона Божией Матери

МЕЛЕТИНСКАЯ

Время явления и место сей иконы неизвестны.

 
Ме­жец­кая икона Божией Матери

Ме­жец­кая икона Божией  Матери

Ме­жец­кая, или Ме­жит­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яви­лась около Ки­е­ва в 1492 го­ду и про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми. Бо­жия Ма­терь изо­бра­жа­ет­ся на ней с ко­ро­ной на гла­ве и с Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке.

Память празднуется 11 марта нового стиля(26 февраля старого стиля).

 
Продолжение Продолжение материала...
 
Милостивая-Киккская икона Божией Матери

Память иконы празднуется 12 ноября старого стиля (25 ноября нового стиля ) и 26 декабря старого стиля (8 января нового стиля).

Из трех икон Пресвятой Богородицы, написанных св. апостолом и евангелистом Лукою, одна называется Одигитриею, или Путеводительницею; на ней изображена Пресвятая Дева с Предвечным Младен­цем на левой руке, другие же две называются Милостивыми, на них изображена Божия Матерь умоляющею Сына и Бога Своего о спасении рода христианского.

На одной из икон Богородица написана одна, без Единородного Сына, на другой же Богородица изображена держащею Сына Своего с правой стороны и называется для различия от первой — Милостивою-Киккскою, от горы Киккос, находящейся на северо-западной стороне острова Кипра. На серебряной ризе, сделанной для иконы в 1576 году, надпись по-гречески: "Киккотиса" - "Киккиотянка". Эти три иконы были посланы святым евангелистом Лукою в Египет к благочестивым христианам, научившимся иноческому житью у евангелиста Марка.

 Икона Милостивая, после названная Киккскою, долгое время оставалась в Египте, но в 980 г. во время возникших там смятений ее перевезли в Константинополь.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Минская Икона Божией Матери

Память иконы празднуется 26 августа по новому стилю (13 августа по старому).

По церковному преданию, авторство иконы восходит к святому апостолу и евангелисту Луке. Эта работа выполнялась им в I в. от Рождества Христова, по просьбе собратьев-апостолов и других христиан. Сказав, что благодать Божия будет с иконой беспрестанно, Дева Мария благословила изображение и напутствовала его как зримый знак своего постоянного и благодатного присутствия среди людей. Икона, обретённая в Минске, первоначально многие годы находилась в Византии, затем в византийском г. Корсунь.

 Согласно преданию, из Корсуни икона была привезена в Киев и находилась в храме Успения Пресвятой Богородицы, или Десятинном, возведённом в конце Х в. Протоиерей Павел Афонский, написавший статью об иконе к 400-летию её обретения, высказал предположение, что икону перенёс в Киев великий князь киевский Владимир Святославович после венчания с византийской царевной Анной и своего крещения в Корсуни в 988 году. 

 Предание сообщает, что за два дня до Успения Пресвятой Богородицы, в 1500 году, лик святой явился жителям Минска «то ли по воде, то ли против воды чудесным образом или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замок встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровождённый» (дата по старому стилю).

Продолжение Продолжение материала...
 
Мирожская икона Пресвятой Богородицы

В Пскове, около реки Мирожи, находится Спасский мужской монастырь, основанный в 1156 г. В нем была чудотворная икона Знамения Богородицы Мирожской. Пресвятая Богородица изображена на ней во весь рост стоящею; по правую руку в молитвенном виде изображен благоверный князь Псковский Довмонт, в св. Крещении Тимофей, а по левую в том же виде супруга его, княгиня Мария Дмитриевна. Икона прославилась в 1567 году 24 сентября чудесным излиянием слез и другими чудотворениями во время морового поветрия, бывшего в Пскове при царе Иоанне IV Васильевиче. С тех пор в честь Мирожской иконы Богородицы составлена особенная церковная служба, которая и напечатана в 1666 г.

Сейчас икона находится в Псковском музее, а в Мирожском монастыре - список.

Память иконы совершается 24 сентября старого стиля - 7 октября нового стиля.

Продолжение Продолжение материала...
 
Млекопитательница - икона Божией Матери

Празднование иконе Млекопитательница осуществляется 12 января старого стиля, 25 января нового.

Икона находилась на Афоне, в церкви при Карейской келье, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Первоначально эта икона находилась в лавре Саввы Освященного, в 18 верстах от Иерусалима. Святой основатель единственной лавры на Востоке при кончине своей предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва, и что чудотворная икона Богородицы — Млекопитательница — будет дарована ему от лавры в благословение.

Святой Савва мирно перешел ко Господу в VI веке. Его предсказание исполнилось более чем через шесть веков: в XIII веке прибыл в Палестину св. Савва Сербский; ему было передано пророческое завещание св. Саввы Освященного, и лавра благословила его иконою Богоматери- Млекопитательницы. Возвращаясь в Сербию, св. Савва передал ее в собственность своего Хилендарского монастыря. Замечательно, что, вопреки общему обыкновению, святая икона была поставлена св. Саввою местного в иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется икона или Святой Троицы или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери. И сейчас чудотворный образ находится в церкви при Карейской келье («Типикарнице») св. Саввы Сербского в Карее.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Моздокская икона Божией Матери

Празднование на Преполовение Пятидесятницы в день явления, 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы.

Моздокская икона была писана при дворе святой царицы Тамары, по преданию иконописец приготовлялся к своему труду сорокадневным постом и молитвами. Святая царица Тамара Грузинская, дочь осетинской княгини и жена осетинского князя, проявляла особую заботливость об утверждении христианства между новопросвещенными осетинами и подарила храму около осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе эту икону Божией Матери. Икона прославилась чудесными знамениями, церковь, в которой она стояла, три раза горела, но святую икону каждый раз находили на горе неподалеку от церкви. Это чудесное спасение иконы Божией Матери от огня послужило первой причиной её чествования как чудотворной.

Продолжение Продолжение материала...
 
Молченская икона Божией Матери

День празднования 7 мая (24 апреля по старому стилю).

Молченская чудотворная икона находилась в Молченской Софрониевой пустыни. Была перенесена сюда из Путивля в 1635 году, при строителе Софрониевой пустыни Серапионе, от сумского атамана Лукиана Константинова, по особому повелению Самой Богоматери.

На большом круглом серебряном киоте, в котором она помещалась, вычеканена была об этом надпись. Икона находилась над царскими вратами, откуда, при пении соборных акафистов, она торжественно опускалась на шелковых шнурах.

В изображении св. иконы есть нечто символическое: одежда Пресвятой Богородицы словно соткана из темных облаков; на правом плече — лик полной луны, на голове сверх покрывала — лик солнца; на груди — большая радуга; на правой руке — Предвечный Младенец, а в левой руке — лестница, особенное милосердие Царицы Небесной является ко всем отходящим в жизнь вечную.

Точный список с чудотворной иконы 1742 г. Находится в ГИМ.

Продолжение Продолжение материала...
 
Муромская икона Божией Матери

Празднество иконе установлено 12-го апреля (25 апреля нового стиля) 1810 года указом св. синода по прошению жителей Мурома

Святая икона, называемая Муромскою, принесена из Киева в Муром св. князем Константином Муромским в начале XII века. Константин долго старался убедить языческий народ принять христианскую веру: идолопоклонники не только не изъявляли на то согласия, но хотели убить его. Благоверный князь, усердно помолился Богу и вышел к ним с иконою Богоматери. Язычники, невидимо пораженные ужасом, тотчас переменили мысли и сами просили крещения.

В конце XIII века святой Василий спасся от злоумышленников, прибегнув к помощи и заступничеству Богородицы. Святитель Василий просил отсрочить смерть его до утра...

Продолжение Продолжение материала...
 
Нарвская Икона Божией Матери

Нарвская икона является списком (копией) Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Прославилась в 1558 году, когда во время Ливонской войны русские войска подступили к городу Нарва. В одном из домов, где раньше жили русские купцы, пьяные немцы заметили оставленную икону Божией Матери. Ругаясь над святыней, они бросили её в огонь под котлы, где варилось пиво. Пламя отпрянуло от котла и охватило кровлю дома. В ту же минуту налетела буря, и пожар распространился по всему городу.

Воспользовавшись смятением, русские войска пошли на приступ и взяли город. Икона Пресвятой Богородицы, а с нею и икона Святителя Николая Чудотворца были найдены среди пепла невредимыми.

До 1940 года образ находился в крепостном Успенском соборе. После его закрытия икону перенесли в храм Иверской монашеской общины близ Ивангорода, где она находилась в течение войны. Во время наступления советской армии в 1944 году церковные ценности Нарвы и Ивангорода, в том числе и Нарвскую икону, отправили в Пюхтицкий монастырь. Дальнейшая их судьба неизвестна.

В настоящее время в Нарве в Воскресенском соборе находится чтимый список чудотворной иконы.

Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников [2011].

Память иконы празднуется 27 августа нового стиля (14 августа старого стиля).

 
Продолжение Продолжение материала...
 
Недреманное Око Спасово

Недреманное Око Спасово. Дни празднования: 11 июня (29 мая по старому стилю).

В Сборнике древнерусского искусства находится описание древней, весьма замечательной иконы Недреманное Око Спасово. На этой иконе изображен Иисус Христос в виде глубоко задумавшегося Младенца, возлежащего и опирающегося на одну руку. Перед Ним стоят с одной стороны ангел и с другой — Божия Матерь; над главою Его два Серафима держат орудия страданий: крест, копье и трость; вверху всего — благословляющая десница Господа Саваофа и от Него исходящий на Младенца Иисуса — Дух Святой в виде голубя.

Существует еще и другая икона Недреманное Око, несколько отличающаяся от вышеописанной. На ней изображен отрок Иисус Христос, лежащий на одре; с левой стороны приближается к Нему с выражением материнской любви Пресвятая Богородица; направо ангел показывает Ему орудия страстей: крест, копье и трость с губкою, которые держит в руке. Над Божественным Отроком парит еще ангел, осеняя Его рипидою. Спаситель, по человечеству в юном возрасте, как Бог прозревает те страдания и крест, которыми Он должен искупить человечество.

Продолжение Продолжение материала...
 
Недремлющее Око - икона Божией Матери

Рыбинская икона Недремлющее окоРыбинская икона Недремлющее око День празднования иконы Пресвятой Богородицы «Недремлющее Око» 11 июня по новому стилю (29 мая по старому стилю).

Известно две иконы с таким названием. Рыбинская икона была келейной святыней протоиерея Спасо-Преображенского собора Родиона Тимофеевича Путятина. После его смерти дочь передала икону в храм Богоявления. Во время гонений святыня была сохранена верующими и передана архиепископу Костромскому и Галичскому Кассиану (Ярославскому). В 1990 году, перед своей кончиной, он передал святыню архиепископу Костромскому и Галичскому Александру. Владыка передал икону в Рыбинск во время посещения города Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в 1997 году.

Во время реставрации собора икона находилась в Казанском храме г. Рыбинска, а в 2012 году она торжественно была перенесена в кафедральный Спасо-Преображенский собор, где находится и сейчас.

Углическая икона была пожертвована Богоявленскому монастырю г. Углич в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой.

Продолжение Продолжение материала...
 
Неопалимая купина

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА Неопалимою Купиною называют Божию Матерь и нередко изображают Ее окруженною огненным сиянием. Прообраз Божией Матери видел пророк Моисей в купине, которая горела и не сгорала. Купина горит и не сгорает, Дева рождает и пребывает Пречистою Девою. Празднование этому образу Божией Матери установлено 4 сентября старого стиля (17 сентября нового), ради памяти святого пророка Моисея, удостоившегося в купине горящей и несгораемой провидеть спасение рода человеческого Сыном Божиим, неопально воплотившимся от Пречистой Девы и целосохранившим Ее приснодевство.

Икона символически раскрывает сразу несколько аспектов почитания Божией Матери на основе ветхозаветных прообразов воплощения Христа.

Продолжение Продолжение материала...
 
Нерушимая стена - икона Божией матери

Название Нерушимая стена заимствовано из акафиста Божией Матери «Радуйся, царствия нерушимая стено».

В Софийском соборе Киева под сводом горнего места есть мозаичное изображение Богородицы, получившее наименование «Нерушимая стена». Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками стоящей на золотом четырёхугольном камне. По дуге полусвода чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται· βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ. — Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра».

В продолжение более 800 лет именно эта стена с этой мозаикой никогда не подвергалась разрушению, в отличие от остальной части собора. В честь иконы в 2001 году был основан женский монастырь в городе Апшеронске.

Образ почитается чудотворным, празднование в Православной церкви совершается в Неделю Всех Святых.

Продолжение Продолжение материала...
 
Неувядаемый Цвет

Неувядаемый Цвет, 1691 годНеувядаемый Цвет, в Храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» («Благоуханный Цвет») — один из почитаемых образов Пресвятой Богородицы. Его создание относят к XVII в на Афоне (по другим источникам, место создания — Константинополь). Литературной основой образа являются тексты византийских акафистов,
в которых Богородица и Христос сравниваются с неувядаемыми и
благоуханными цветами. 

Иконы «Богоматерь Неувядаемый Цвет» чрезвычайно разнообразны, при этом на них обязательно есть цветы, в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь.

Снимок с чудотворной иконы, именуемой «Неувя­даемый цвет», находился в Московском Алексеевском монастыре и в Успенской церкви на Могильцах близ Пречистенских ворот.

Редкой иконографии образ находится в Саратове, в Храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

 Празднование в честь иконы совершается 16 (3) апреля стиля и 13 января (31 декабря).

Продолжение Продолжение материала...
 
Неугасимая свеча или Вратарница (Углическая) - икона Божией Матери

Богоматерь на  иконе изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой руке. Образ этот находился в Алексеевском мужском монастыре г. Углича Ярославской губернии.

До 1894 года икона пребывала в кладовой обители. 23 июня этого года из Петербурга прибыл в обитель один больной купец. Явившись к настоятелю, он подробно рассказал о своей болезни и о том, что ему явилась во сне Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Ее икона, и помолиться перед ней, обещая ему исцеление. Настоятель велел разыскать эту икону. Его повеление было исполнено, и икона с великим торжеством была перенесена в Успенский храм монастыря. Когда больной купец помолился перед ней, то в скором времени совершенно выздоровел. В благодарность за полученное исцеление он обложил икону серебряной вызолоченной ризой.

Образ Пресвятой Богородицы "Неугасимая свеча огня невещесвенного" и сейчас находится в Алексеевском Углическом монастыре, возрожденном как женский, в Успенской церкви прозванной "Дивная".  С 6 июля 2010 года по местам подвигов Углических святых совершается крестный ход с иконой Неугасимая свеча.

Продолжение Продолжение материала...
 
Неупиваемая чаша - икона Божией Матери

 Празднование иконе совершается 5 мая по старому стилю(18 мая нового стиля).

Неупиваемая чаша — икона Пресвятой Богородицы, происходящая из Введенского Владычного монастыря Серпухова. Известна с 1878 года и почитается как чудотворная. Иконографический тип — Оранта. Пресвятая Богородица изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющий обеими руками. Молящиеся перед этим образом могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании. Первоначальный явленный образ был утерян в 1929 году. Существующие ныне два почитаемых чудотворными списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычном монастырях.

Продолжение Продолжение материала...
 
Нечаянная Радость - икона Божией Матери

Дни памяти  - 14 мая (1 мая старого стиля), 3 июня (21 мая старого стиля), 22 декабря нового стиля (9 декабря старого стиля).
На иконе изображен рассказ, который описан Димитрием Ростовским в его сочинении «Руно орошенное» (1683 год). История, записанная святителем, рассказывает, что некий человек имел обычай каждый день молиться перед иконой Богородицы, а потом идти на замышленное им злое дело. Но однажды во время молитвы он «видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». В страхе человек спросил Деву Марию о язвах и ранах Богомладенца и получил ответ, что грешники вновь и вновь распинают Иисуса Христа и заставляют её скорбеть от их дел. Грешник настойчиво просил Богородицу помиловать его и помолиться об этом её сыну, но дважды Иисус отвергал её моление. Затем ради молитв Матери помиловал его. Человек поцеловал раны Иисуса и очнулся. С тех пор он исправился.

До революции 1917 года наиболее известный чтимый список иконы «Нечаянная Радость» находился в московской церкви Неопалимой Купины в Хамовниках. Он был пожертвован в храм в 1835 году по завещанию Александры Куницыной. Другой почитаемый список находился в кремлёвской церкви Благовещения на Житном дворе.

В настоящее время почитаемые чудотворными списки иконы находятся в храме Илии Пророка в Обыденском переулке (список иконы, почитавшийся патриархом Пименом, перенесённый из церкви Благовещения на Житном дворе), в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще, в храме мучеников Адриана и Натальи в Бабушкине,в храме Вознесения Господня на Гороховом поле,в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе, в храме Спаса Преображения на Песках.

Продолжение Продолжение материала...
 
Никейская икона Божией матери

Дни празднования: 10 июня (28 мая по старому стилю).

Икона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году. Во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: "Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель". Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным.

Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: "Бысть чрево Твое Святая Трапеза".

Продолжение Продолжение материала...
 
Новодворская икона Божией Матери

Икона Божией Матери "Новодворская" написана около 1320 года святителем Петром, будущим митрополитом Московским и всея Руси, на Волыни, в устроенном им монастыре, на реке Рате, на урочище, называемом Новый Дворец (Украина, Львовская область). Во время борьбы с унией (слиянием православного и католического вероисповеданий) местный иеромонах Иаков перенёс святую икону в черниговский Елецкий Успенский монастырь. Со временем святыня была перенесена в Новгород-Сиверский, в Спасо-Преображенский монастырь, где была чтима наряду с другой чудотворной иконой Пресвятой Богородицы – "Спасительницей Утопающих" (Леньковской). В советское время икона была утрачена, но некий иеромонах Спасо-Преображенского монастыря принес благодатный список с чудотворной иконы в г. Нежин . В 1997 г. последний хозяин передал икону в Крестовоздвиженскую церковь г. Нежина. Он несколько раз видел во сне принадлежащий ему святой образ в сиянии и слышал голос, который просил отнести икону в церковь.

В 2000 году Новодворская икона Матери Божией была помещена в киот. По благословению Высокопреосвященнейшего Антония, Митрополита Черниговского и Нежинского (2003) каждое воскресенье перед Новодворским чудотворным образом в Крестовоздвиженской церкви города Нежина служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы.

В 2004 году в освящении возрождённого Спасо-Преображенского монастыря приняли участие президенты России, Белоруссии и Украины. В Дар монастырю был передан древний список (копия) Новодворской иконы Пресвятой Богородицы. Другой чудотворный древний список Новодворской иконы чтился в Свято-Троицком женском монастыре города Курска. Этот древний образ по-прежнему находится в обители, в которой возрождается монашеская жизнь.

Дата празднования: 2 января по новому стилю(20 декабря по старому стилю).

 
Продолжение Продолжение материала...
 
Новоникитинская икона Божией Матери

Одна из древнейших икон Божией Матери. Явилась святому великомученику Никите в IV веке.

Великомученик Никита, бывший воин и ученик Феофила, епископа Готфского, еще до принятия им Крещения, увидел во сне Отрока с Крестом в руке. Проснувшись, он долго размышлял над смыслом видения. А когда позже одна девушка-христианка, по имени Иулиания, по откровению от Бога, сказала юноше, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь. К несказанному удивлению он обнаружил у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке Крест.

"Это же самое изображение я видел во сне!" - воскликнул святой Никита.

Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял святое Крещение. Вскоре началось гонение на христиан, и святой Никита в числе других исповедников принял мученический венец.

Память иконы празднуется 28 сентября нового стиля(15 сентября старого стиля)

Продолжение Продолжение материала...
 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї