Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная
ВСЕ  А - В  Г - И   К - Н   О - С    Т - Ц    Ч - Я


Абалацкая икона Божией Матери

Абалацкая икона Божией Матери (Знамение) служила предметом особого почитания в Сибири и соседних губерниях – она прославилась множеством чудес и исцелений. Во время Гражданской войны образ был перевезен вместе с детским приютом в Китай, а позже – в Австралию.

История появления этой иконы такова. В 1637 году на Абалацком погосте в 25 км. от Тобольска возводили новый храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николаю и преподобной Марии Египетской (по преданию, церковь повелели строить сама Богородица и св. Николай Чудотворец, которые неоднократно являлись некоей благочестивой вдове). Больной крестьянин Евфимий, лежавший много лет парализованным, дал обет устроить для церкви икону Знамения Божией Матери.

Евфимий заказал написать образ искуснейшему живописцу - протодиакону Софийского Тобольского собора Матвею. Все время, пока писался образ Божией Матери, Евфимий молился и к моменту, когда икона была дописана, чудесным образом исцелился.

В настоящее время чудотворный образ находится в пригороде Сиднея в православном храме городка Кабраммат.

Память иконы празднуется 2 августа по новому стилю (20 июля), а также 10 декабря (27 ноября по старому стилю).

Продолжение Продолжение материала...
 
Августовская икона Божией Матери

Празднование 1 сентября старого стиля, 14 сентября нового стиля.

Написана после явления Божией Матери в 1914 на Западном фронте над Августовским лесом в Восточной Польше.

…7–8 сентября, накануне огромного и весьма кровопролитного сражения нашего с немцами, окончившегося разгромом нами германской армии, мы удостоились особого небесного видения. Наш отряд только что расположился на бивуаке. Было 11 часов ночи; прибегает к поручику Р. рядовой солдат и говорит: «Ваше высокоблагородие, идите». Поручик пошел и вдруг увидел Божию Матерь на небе с Иисусом Христом на руках, одною рукою указывающую на запад. Все нижние чины видели это, упали на колени и молятся. Видевшие еще долгое время любовались этим чудным видением, которое изменилось затем в большой крест и исчезло».

На другой день эти именно войска и одержали главным образом блестящую победу…


Продолжение Продолжение материала...
 
Акафистная - Хилендарская икона Божией Матери

Акафистная - Хилендарская икона Божией Матери.

Чудотворная икона в Хилендарском соборном иконостасе получила название Акафистной, потому что пред нею читан был акафист во время пожара в 1837 г. — и она осталась невредимою.

Празднование установлено 12 января старого стиля, 25 января нового.

Продолжение Продолжение материала...
 
Акафистная Зографская (Предвозвестительница)

Празднование 23 октября (10 октября по старому стилю).

В XIII веке на св. Афонской горе в затворе проводил подвижническую жизнь один старец. Он имел благочестивый обычай ежедневно и по нескольку раз прочитывать акафист перед образом Богородицы.

Однажды старец, читая акафист и немолчно повторяя слово «радуйся», вдруг услышал голос, исходивший от иконы:

— Радуйся и ты, старец Божий! Не бойся, иди поскорее в монастырь и объяви братии и игумену, что монастырю угрожает опасность от врагов, которые уже близко. Кто слаб в духе терпения, пусть скрывается, пока пройдет искушение; но ищущие страдальческих венцов пусть остаются.

Старец немедленно оставил келью и поспешил в обитель. Едва он вступил в монастырские ворота, как его взору представилась та келейная икона, перед которой он только что читал акафист. Невидимая чудесная сила перенесла ее сюда из кельи подвижника.

Старец пал перед образом с благоговейной молитвой и с пречистым образом на руках явился к игумену. Братия, узнав о предстоящей опасности, сильно встревожилась. Более малодушные из иноков поспешили скрыться в горы и пропасти, а двадцать шесть сильных духом иноков, в числе которых был и сам настоятель, остались в обители. Старец, получивший небесное откровение, также остался вместе с ними, будучи для них утешителем в предстоящем испытании.

Продолжение Продолжение материала...
 
Албазинская икона Божией Матери "Слово плоть бысть"
Албазинская икона Божией Матери в новом Благовещенском кафедральном соборе

Празднование 22 марта нового стиля (9 марта старого).

Албазинская икона Божией Матери "Слово плоть бысть" - великая святыня Приамурья. Называется так по русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

В 1665 году пришел на Амур старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю - чудотворную икону Божией Матери "Слово плоть бысть", именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году блаженный старец основал в урочище Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала святая икона в последующие годы.

Много раз осаждалась крепость китайскими войсками, несколько раз сгорала и восстанавливалась, и всегда чудотворный образ помогал и поддерживал защитников крепости.

Продолжение Продолжение материала...
 
Александрийская икона Божией Матери

Празднование 1 сентября, 14 сентября.

Исторических сведений об этой иконе не сохранилось; время ее явления неизвестно. Изображения имеются лишь на поздних гравюрах и минейных иконах, в частности на иконе «Минея годовая с чудотворными иконами Богоматери» 2-й пол. XIX в. (ГТГ), а также на аналогичной иконе XIX в. из монастыря Симонопетра на Афоне.

На Александрийской иконе Богоматерь представлена с младенцем, сидящим на Ее правой руке (дексиократуса), младенец благословляет правой рукой, в левой - держит свиток.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Андрониковская икона Божией Матери

Андрониковская икона Божией Матери - родовая святыня греческого императора Андроника III. В 1347 году он подарил икону Монемвасийской обители в Морее. Отсюда образ прислан в 1839 году в Россию. В 1877 году святая икона поставлена в храме Казанского женского монастыря, близ города Вышний Волочек.

Празднование в честь иконы 14 мая (1 мая старого стиля) и 4 ноября (22 октября старого стиля).

Продолжение Продолжение материала...
 
Антиохийская икона Божией Матери

Антиохийская икона Божией Матери.

На иконе Богородица изображена с сидящим на Ее левой стороне и поддерживаемым Ее обеими руками Богомладенцем. Младенец обращен к предстоящим, правой рукой благословляет, левая рука без свитка.

Время и место явления этой иконы неизвестны. В "Росписи святым иконам Божией Матери" помечено: "Антиохийская лета 580"; эта же дата появляется и на некоторых гравюрах. Известна лишь по поздним гравюрам и минейным иконам.

Дни празднования: 5 апреля (23 марта по старому стилю), 10 июня (28 мая по старому стилю).

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Арапетская (Аравийская) икона Божией Матери

Это один из тех образов, о котором не сохранилось никаких достоверных сведений - ни о месте, ни о времени явления. Хотя, в некоторых преданиях ее появление связывают с проповедью апостола Фомы в Индии в I веке.

Икону также называют Аравийской или "О, Всепетая Мати". Это связано с тем, что край «муарового» мафория Богородицы украшен каймой с текстом строфы 13-го кондака Великого Акафиста на церковно-славянском языке: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуиа».

Память иконы празднуется 19 сентября по новому стилю (6 сентября по старому стилю).

Продолжение Продолжение материала...
 
Ахтырская икона Божией Матери

Празднование установлено в день явления: 15 июля нового стиля - 2 июля старого стиля.

Ахтырская икона Божией матери стала известна с 1739 года. В  церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в городе Ахтырке был священником Даниил Васильев, человек добродетельный и благочестивый.

Однажды он косил траву и увидел в траве икону Божией Матери, молящейся пред распятием Господа Иисуса и блистающей неизреченным светом. Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице и внес ее в дом. В продолжение трех лет эта икона находилась в доме священника. Через три года, в праздник Покрова, священник вошел в ту комнату и так же неожиданно, как в первый раз, был поражен сильным светом от иконы. Явление это повторялось много раз, но он молился и никому не говорил о том. Однажды он увидел в тонком сне Божию Матерь, повелевающую обретенную им икону очистить от пыли и, омыв чистою водою, накрыть ее покрывалом...

Продолжение Продолжение материала...
 
Ацкурская икона Божией Матери

Память иконе Божией Матери "Ацкурская" установлена 28 августа (15 августа по старому стилю).

Ацкурская икона Божией Матери находится в Геелати, недалеко от Кутаиси. Существует две версии обретения чудотворной иконы Богородицы. По одной из них, икона Богородицы принесена в Грузию святым апостолом Андреем Первозванным, по другой – Андреем Первозванным и апостолом Симоном. Но согласно всем источникам, Ацкурский образ – нерукотворный. Благословляя апостолов в путь в далёкую Иверию (современную Грузию), Богородица попросила принести Ей кусок доски. Умыв Своё лицо Божия Матерь приложилась к доске, и на ней изобразился лик Богородицы с Сыном на руках. 

С этим образом апостолы отправились проповедовать Евангелие в Иверию. Однажды апостолы присели отдохнуть, и на том месте, где они положили икону, забил святой источник. Этот источник в Андриасцкаро не пересыхает и по сей день. 

По преданию, в городе Ацкур апостолы воскресили умершего сына царствующей вдовы, приложив к нему чудотворную икону Божией Матери. Когда апостолам настало время покинуть Иверию, к ним обратились жители с просьбой оставить икону Богородицы в стране. Апостолы попросили принести равную по размерам доску, положили её на икону, и образ полностью скопировался на принесённую доску.

Продолжение Продолжение материала...
 
Ачаирская икона Божией Матери

Празднование иконе установлено 2 августа старого стиля, 15 августа нового стиля.

Ачаирская икона Божией Матери была написана в 2002 году омским иконописцем Геннадием Адаевым по благословению митрополита Омского Феодосия. Образ является списком с Ахтырской иконы Божией Матери, которой патриарх Алексий II благословил Ачаирский Крестовый монастырь. По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла празднование в честь Ачаирской иконы Божией Матери было установлено 2 августа.

В середнике - поясной образ Пресвятой Девы и изображение Спасителя, распятого на Кресте; на полях – ростовые изображения Омских новомучеников; в нижней части - храмы Ачаирского Крестового монастыря.

Продолжение Продолжение материала...
 
Балыкинская икона Божией Матери

В селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской епархии в церкви святителя Николая находилась свято чтимая икона Богоматери, от имени слободы наименованная Балыкинскою.

Икона написана на холсте, а холст приклеен на доску. Величина иконы в вышину 5 четвертей, в ширину 15 вершков. На серебряной вызолоченной ризе иконы надпись: «1811 г., июня 24, коштом графини Анны Ивановны Безбородко переделана и вызлащена».

О явлении сей иконы существует следующее предание: икона находилась в доме пана Дульского, значкового товарища Стародубского полка. Во время шведской войны, когда шведы шли мимо г. Стародуба, на иконе заметны были слезы из глаз Божией Матери, увидев которые, пан Дульский дал обет поставить св. икону в храм, как только таковой будет строиться.

В скором времени он узнал, что в селе Балыкине в это именно время строится храм, и, убедившись в бедности Балыкинского прихода, обещался передать сюда св. икону, но медлил исполнением своего обета. Ему во сне явилась Пресвятая Богородица и приказала немедленно передать икону в Балыкиискую церковь; но Дульский и после этого все еще медлил. Вторично явилась ему во сне Пресвятая Богородица и, под угрозою наказания, приказала отдать икону в Балыкинский храм; после этого пан Дульский поспешил передать св. икону в Балыкино. Это было в 1711 году 4 августа.

От сей благодатной иконы было много чудесных исцелений, и к ней приходят богомольцы во множестве.

Точный список с чудотворной иконы Балыкинской Божией Матери находится в Орловском Введенском женском монастыре. Эта икона прославилась в 1858 году исцелением бесноватой женщины. Празднество чудотворной Балыкинской иконы совершается 30 июня (13 июля) и в 10-ю пятницу по Пасхе.

Продолжение Продолжение материала...
 
Барловская икона Божией Матери или "Блаженное Чрево"
список XVI века образа Блаженное Чрево, Оружейная палатафото иконы Блаженное Чрево 1910 год

"Блаженное чрево" или Барградская, Барловская, Барбарская чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Празднуется 26 декабря старого стиля - 8 января нового, в день всех святых.

Явление чудотворного образа последовало в 1392 г. Это икона находилась в Московском Благовещенском соборе.

Приведен список, который является точным повторением чудотворной иконы «Богоматери Бардовской» из Московского Кремля. Сейчас находится в собрании Оружейной палаты.

Чудотворный образ находился в Благовещенском соборе Московского Кремля и назывался по евангельским словам: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк. 11:27). В сборнике начала XVIII века указано, что икона была принесена из «Бара града Римския области» в 1392 году . Её считали образом стоявшим на гробнице с мощами Николая Чудотворца и почитали сделанной из «чудных разных многих древес». В описях собора икона в XIX веке называется «Барловская», или «Барградская», то есть происходящая из города Бари. В конце , икону украсили драгоценным окладом. В XVI веке был создан новый золотой оклад, который был утрачен в 1812 году при захвате французами Москвы. Его заменили серебряным окладом, который был изъят в 1920-е годы в ходе компании по изъятию церковных ценностей. Сам оригинал иконы находился в Благовещенском соборе до 1924 года, после этого его судьба неизвестна. В Оружейной палате хранится список  XVI века в окладе XIV века.

Продолжение Продолжение материала...
 
Барская икона Божией Матери

В далекие времена, до нашествия татар на Россию, город Бар назывался Ровом, по имени реки. Он претерпел многие бедствия от нашествий сначала татар, а затем - поляков, которые и переименовали город в Бар. Город был возвращен России в конце XVIII века. Вскоре и католический Барский монастырь с его древнею святынею, чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, был передан в ведение православного духовенства. А икона до сих пор почитается и православными, и католиками.

Память иконы празднуется 13 октября по новому стилю.

Продолжение Продолжение материала...
 
Белыничская икона Божией Матери

Образ был принесен иноками предположительно в XIII в. в Белыничи (Беларусь) и поставлен в Илиинском храме, где чудесным образом просиял во время всенощного бдения.

В 1596 г. храм был обращен в униатский, а затем разрушен.

Икона перешла к католикам и была поставлена в костеле Белыничского католического монастыря. При этом, она продолжала и по сей день продолжает почитаться, как католиками, так и православными.

В 1832 году монастырь был упразднен, и костел действовал как приходский храм. В 1876 году он и икона были переданы православным.

Память празднуется 25 апреля по новому стилю.

Продолжение Продолжение материала...
 
Белыничская икона Божией Матери

Белыничская икона Божией Матери - одна из святынь Белорусской земли. Праздник иконы ― 25(12) апреля.

В местечке Белыничах в Белоруси, в церкви мужского монастыря, находилась чудотворная икона Божией Матери. Эта благоговейно чтимая икона в древности была достоянием православного храма, но во время унии оказалась в польском костеле и была особо чтимою святынею как для католиков, так и для православных. Но в 1876 году католический костел был закрыт и здание его вместе с чудотворною иконою передано православному ведомству. В том же году, 12 апреля, была совершена первая Божественная Литургия при многочисленном стечении богомольцев — православных и римо-католиков. Для белорусов это было великою радостью, и в то же время созрела в православном населении мысль учредить православный монастырь в зданиях закрытого в 1832 году римо-католического монастыря. Позже здесь учредили православный монастырь.

Продолжение Продолжение материала...
 
Беседная икона Божией Матери

Икона изображает явление Богородицы пономарю Георгию Юрышу. Согласно преданию, Богородица явилась, когда Георгий заканчивал постройку храма на месте обретения Тихвинской иконы Божией Матери. Богоматерь указала Георгию ставить деревянный крест, а не металлический, как это планировалось. Вместе с Богородицей явился Николай Чудотворец, пообещавший дать маловерным знамение.

Несмотря на явление, было решено ставить крест металлический. И тут случилось чудо: рабочий, который принялся его устанавливать, был сброшен порывом ветра с колокольни, однако не погиб - ветер совершенно невредимым опустил его на землю. Только после этого на храм был водружен деревянный крест.

В 1515 году великим князем Василиием III на месте явления иконы был основан Беседный монастырь.

Память иконе празднуется 27 августа по новому стилю.

Продолжение Продолжение материала...
 
Благовещение

БЛАГОВЕЩЕНИЕ - МОСКОВСКАЯ.

Празднование в день Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии архангелом Гавриилом в лето 5508 от сотворения мира повсеместно утверждено в III веке по Рождестве Христовом (25 марта старого стиля, 7 апреля нового).

В Московском Кремле, в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе, находилась явленная чудотворная икона Благовещения.

Эта икона явилась в царствование Иоанна Грозного одному невинному узнику в Кремлевской башне и освободила его от казни. Императрица Анна Иоанновна при вступлении на престол в 1731 году соорудила храм во имя Благовещения, в честь сей чудотворной иконы, так, чтобы внешняя сторона башни, на внутренней стороне которой находилась явленная икона, находилась внутри новой церкви. Церковь по-старомосковски именовалась «Благовещенская, что на Житном дворе». Дозорная площадка под шатром башни была превращена в звонницу с 7 колоколами, а над шатром вместо флюгера был установлен православный крест. Башня стала называться «Благовещенская». Благовещенская церковь на Житном дворе была снесена в 1932 году, придел в Благовещенской башне упразднён, а крест над шатром заменён флюгером. Явленная икона на стене башни пропала.

Продолжение Продолжение материала...
 
Бла­го­дат­ное Небо, икона Божией Матери

Икона Пресвятой Богородицы Благодатное небо, иконостас Архангельского собора Московского КремляПразд­но­ва­ние иконе установлено 19 марта нового стиля (6 мар­та старого стиля) и в Неде­лю Всех свя­тых.

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Бла­го­дат­ное Небо», на­хо­дит­ся в ико­но­ста­се Мос­ков­ско­го Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра Крем­ля по ле­вую сто­ро­ну от цар­ских врат.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, дер­жа­щая на ру­ках Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, изо­бра­же­на в пол­ный рост и в окру­же­нии яр­ко-крас­ной ман­дор­лы с ис­хо­дя­щи­ми от нее си­я­ю­щи­ми лу­ча­ми. Этот об­раз име­ет так­же на­име­но­ва­ние «Что Тя на­ре­чем?», про­ис­хо­дя­щее из тек­ста Бо­го­ро­дич­на 1-го ча­са, на­чер­тан­но­го по краю си­я­ния, ис­хо­дя­ще­го от Бо­жи­ей Ма­те­ри: «Что Тя на­ре­чем, о Бла­го­дат­ная? Небо, яко вос­си­я­ла еси Солн­це Прав­ды; рай, яко про­зяб­ла еси нетле­ния; Де­ву, яко пре­бы­ла еси нетлен­на; Чи­стую Ма­терь, яко име­ла еси на свя­тых Тво­их объ­я­ти­ях Сы­на, всех Бо­га. То­го мо­ли спа­сти­ся ду­шам на­шим».

Ико­но­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, под но­га­ми Ко­то­рой пер­во­на­чаль­но был изо­бра­жен лун­ный серп, ил­лю­стри­ру­ет сло­ва От­кро­ве­ния Иоан­на Бо­го­сло­ва: И яви­лось на небе ве­ли­кое зна­ме­ние: же­на, об­ле­чен­ная в солн­це; под но­га­ми ее лу­на, и на гла­ве ее ве­нец из две­на­дца­ти звезд... И ро­ди­ла она мла­ден­ца му­же­ско­го по­ла, ко­то­ро­му над­ле­жит па­сти все на­ро­ды жез­лом же­лез­ным; и вос­хи­ще­но бы­ло ди­тя ее к Бо­гу и пре­сто­лу Его.


Продолжение Продолжение материала...
 
Боголюбская Зимаровская икона Божией матери

Боголюбская Зимаровская икона Божией матери. Празд­но­ва­ние иконе установлено 25 марта старого стиля (6 апреля нового стиля) и в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери - 1 июля (18 июня старого стиля).

Эта икона находилась в селе Зимарове Рязанской области. Названа икона по наименованию села. Представляет собой список Владимирской Боголюбской иконы Божией Матери, одной из древнейших чудотворных икон России. Предание говорит, что в бедственное для России время татарского ига доска, на которой изображена икона, была расколота татарами на две половины и брошена в кустарник. Составленные вместе, половинки срослись, но так, что одна половина осталась выше другой. На месте чудесного события был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Так как икона Божьей Матери была найдена в день Благовещения, существует местночтимый праздник иконе Боголюбской-Зимаровской, совершаемый в праздник Благовещения 7 апреля (25 марта по старому стилю).

Продолжение Продолжение материала...
 
Боголюбская икона Божией Матери

Празд­но­ва­ние Боголюбской иконе Божией Матери установлено 18 июня старого стиля (1 июля нового стиля).

По преданию, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода, князю Андрею Юрьевичу в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире.

Было это так:  в семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

На месте явления Богородицы князь основал свою резиденцию (ныне село Боголюбово), и повелел написать особую икону, изображающую его видение. Боголюбская икона, подобно Владимирской иконе, отличается мягким, возвышенным, «трогательным» письмом.

Продолжение Продолжение материала...
 
Богородско-Уфимская икона Пресвятой Богородицы

 Память иконы празднуется 19 июля (6 июля по старому стилю)

Икона является списком с Казанской иконы Божией Матери. По преданию, явилась в 1621 году близ села Богородского (ныне Калининский район г. Уфы). На месте явления иконы забил целебный родник, над которым вскоре была построена надкладезная часовня, а рядом воздвигнут Богородский храм.

В 1933 году после закрытия Богородского храма чудотворный образ был реквизирован, а именование Богородско-Уфимской иконы изъято из общероссийского списка икон. В 1944 году была разрушена часовня над целебным родником, а в 1953 – и сам источник. Возрождение Богородского храма началось с 1990 года после возвращения его верующим.

В 1993 году разрушенные источник и надкладезная часовня были восстановлены и стали составной частью историко-архитектурного ансамбля уфимского Богородского храма. С этого же года Богородско-Уфимская икона по благословению Святейшего Патриарха Алексия II вновь включена в список чтимых чудотворных икон Русской Православной Церкви.

Продолжение Продолжение материала...
 
Борколабовская икона Божией Матери

По легенде ее принес в 1659 в Борколабовский женский монастырь князь Семен Пожарский – когда возвращался из похода в Польшу. Причем, оставил ее вынужденно, поскольку лошади, которые везли обоз с иконой, остановились у стен монастыря и отказывались сдвинуться с места. Эта история является легендой, поскольку князь Семен Пожарский к тому времени уже погиб в татарском плену, и никаких боевых действий в Белоруссии (а по легенде, икона вывезена именно оттуда) не велось.

В Борколабовской обители икона прославилась многими чудесами. Во многих храмах находились старинные списки, в надписях на которых упоминалось о чудотворности образа. По некоторым сведениям, в икону были вложены частицы мощей преподобной Евфросинии Полоцкой и Лонгина Сотника. Сейчас белорусская святыня пребывает в Свято-Воскресенском храме г. Быхова Могилевской области.

Память празднуется 24 июля по новому стилю.

Продолжение Продолжение материала...
 
В скорбех и печалех Утешение - икона Божией Матери.

Празднование иконе совершается 19 ноября (по старому стилю), 2 декабря по новому стилю.

«В скорбех и печалех Утешение» — чудотворная икона Божией Матери, была келейной святыней основателя русского Андреевского скита на Афоне иеросхимонаха Виссариона, а ранее принадлежала бывшему Константинопольскому Патриарху Афанасию III. Замечательное византийское письмо и все иконографические черты указывают на многовековую древность этой иконы. Сейчас местонахождение этой иконы неизвестно.

Перед кончиной в 1862 г. игумен  Виссарион(Толмачев) передал икону братии Андреевского скита с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех».

 Икона была устроена в виде створчатого складня размерами 40 на 31 см. Богородице предстоят святые: св. великомученики Георгий и Димитрий Солунский на конях; святители Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский, чудотворцы, Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов, преподобные Антоний, Евфимий, Онуфрий, Савва Освященный. В этой иконе хранились частицы св. мощей: иервомученика архидиакона Стефана, преподобного Григория Синаита, преподобномученика Михаила; из числа избиенных в обители св. Саввы Освященного — новых преподобномучени- ков Игнатия, Евфимия и Акакия Афонских.

Икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение» неоднократно находилась в России и прославилась многочисленными чудотворениями и благодатными исцелениями страждущих душевными и телесными болезнями. По усердию благочестивых жертвователей св. икона была украшена несколькими ризами, из коих одна золотая, с драгоценными камнями.

В 1863 году иеромонах Паисий прибыл с Афона для сбора пожертвований в г. Слободской Вятской губернии и привёз с собой данный образ Богородицы. В 1890 г. икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию с будущим игуменом скита иером. Иосифом. 3 марта икону торжественно встретили в Одессе, 16 марта - в Ростове-на-Дону, затем в Новочеркасске, в Москве, на афонском подворье скита в Санкт-Петербурге. В местах остановок служились молебны при стечении огромного количества верующих. В 1890-1891 гг. иером. Иосифом в Санкт-Петербурге зафиксировано 21 исцеление от различных недугов. С 17 сентября по 2 октября икона находилась в Угличе и его окрестностях, и здесь от нее также совершались исцеления. 6 февраля 1915 г. на петроградском подворье Андреевского скита митрополит Петроградский Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы русскому воинству.

В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список с иконы, сделанный в 1890 г. Икона не имеет отдельной гимнографии и в богослужении иконе используются тропарь, кондак и акафист иконе Божией Матери «Утоли Моя Печали».

Продолжение Продолжение материала...
 
Ватопедская ("Отрада или Утешение") икона Божией Матери

День празднования: 3 февраля (21 января по старому стилю). 

Икона, называемая Отрада, или Утешение, находится на Афоне в Благовещенском храме Ватопедского монастыря, устроенного в царствование Константина Великого. Здесь в 395 году во время сильной бури упал из корабля в море и был спасен царевич Аркадий, сын Феодосия Великого.

От этого и произошло название Ватопед, т. е. куст отрока. Император Феодосии, в память избавления сына своего, распространил и обогатил монастырь. Алтарь соборного храма устроен на том месте, где найден царевич. На освящение этого храма приехал сам Аркадий с патриархом Константинопольским Нектарием.

 Чудотворная икона Божией Матери Отрада, или Утешение, находится в стенной нише при правом клиросе, в приделе, посвященном Ее имени. Об этой иконе сохраняется следующее сказание.

Продолжение Продолжение материала...
 
Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых

Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря нового стиля, 21 ноября старого стиля) - праздник,  которому посвящено множество чудотворных икон, прославленных по всему миру. В честь Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых освящаются храмы и монастыри.

Так и Введенский Владычний монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем, по особому изволению Божией Матери — святитель Алексий услышал глас, исходящий от Ее иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова», среди дремучего соснового бора на правом берегу реки Нары, и то событие земной жизни Пресвятой Богородицы — преславное Ее Введение во храм, — в честь которого предстояло воздвигнуть монастырь.

В 1377 году по распоряжению святителя Алексия для Серпуховского Владычнего монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная.

В настоящее время икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых» хранится в краеведческом музее, в монастыре находится чудотворный список с иконы.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Верхнетагильская икона Божией Матери "Знамение"

День празднования: 10 декабря (27 ноября по старому стилю).

Икона находится в храме иконы Божией Матери "Знамение" города Верхний Тагил. По преданию, была принесена в один из уральских горных заводов несколькими бурлаками, которые до этого проживали в скиту вместе с монахами. Однако они разорили и разграбили обитель. Нагруженные добычей бурлаки покидали скит, но вдруг услышали от иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» голос, требующий забрать образ из разорённого скита. Испуганные грабители взяли икону и отнесли в город.

Икона являла чудеса в Невьянском заводе, а затем, когда в Верхнетагильском заводе была построена церковь, была перенесена туда. Каменный Знаменский храм, освящённый в 1876 году, существует и доныне. В годы советской власти не закрывался.

Чудотворный образ Божией Матери «Знамение» находится у левого клироса на аналое под стеклом. Торцевая часть иконы опалена огнём пожара, случившегося в 1861 году. Сам образ огнём не повреждён.Также, как у Царскосельской, у Верхнетагильской иконы с правой стороны от лика Божией Матери изображен херувим, а с левой – серафим. В алтаре Верхнетагильской Знаменской церкви хранится рукопись, содержащая запись устного предания о явлении и чудесах Верхнетагильской чудотворной иконы Божией Матери “Знамение”.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Взыграние младенца

Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» явилась 7 ноября (по старому стилю) 1795 года в восемнадцати верстах от Москвы, при деревне Гремячевой, в древнем Николо-Угрешском монастыре, основанном Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380 году, на месте обретения другой иконы — Николая Чудотворца. («Это всё согрело сердце моё», - сказал Дмитрий Донской, отсюда - Угрешский).

«Взыграние Младенца» — русская икона древнего письма, писанная с греческого образца. В Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней. Иконы Богоматери того же имени имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе. Богоматерь на этой иконе изображена с сидящим на Ее руках Богомладенцем, прильнувшим Своей щекой к Ее щеке. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» – одна из самых любимых икон на Руси. Издревле считалось, что она отвечает за полноту материнства, поэтому перед этой иконой молились женщины, желающие иметь детей. Также в православном христианстве было принято перед родами служить молебен с акафистами Божией Матери в честь Ее икон «Взыграние Младенца» и «В родах помощница».

Память иконы празднуется 7 ноября ст стиля - 20 ноября нового стиля.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1615/ © Calend.ru

Продолжение Продолжение материала...
 
Взыскание погибших

Память иконы празднуется 18 февраля нового стиля (5 февраля ст стиля).

Возможно, происхождение название иконы связано с повестью «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (VII век): молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших».

О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели и несколько преданий.

Продолжение Продолжение материала...
 
Византийская икона Божией Матери

Празднование совершается 7 апреля и 14 мая по новому стилю - 1 мая (по старому стилю). По преданию икона была явлена 7 апреля 732 года. История её неизвестна, в Россию она была принесена из Рима и перед ней молился Пётр I в благодарность о победе в Полтавской битве.

Византийская икона относится к иконописному типу Одигитрия. Богородица изображена поколенно, на её левой руке изображён младенец Иисус. Его голова повёрнута от Богородицы вправо, правая рука благословляет, а левой он касается Богородицы. В руках Девы Марии, обнимающей Богомладенца, скипетр и держава. Головы Марии и Иисуса увенчаны коронами. Данная иконография, по мнению Н. П. Кондакова является влиянием на греческую живопись итальянского искусства и может быть датирована XVI веком. В русской иконописи царские регалии в руках Богородицы появляются на иконах с XVII века. Гравированное изображение Византийской иконы, выполненное Г. П. Тепчегорским было включено в свод чудотворных икон, составленный в 1715—1716 годах. Известные клейма с изображением Византийской иконы на иконах конца XVIII века (например, «Явленные иконы Богородицы», конец XVIII — начало XIX века, Череповецкое музейное объединение).

Продолжение Продолжение материала...
 
Виленская икона Божией Матери

По преданию, икона написана евангелистом Лукой и долгое время была родовой святыней византийских императоров. По наиболее распространенной версии в 1472 году икону привезла в Москву царевна София Палеолог, ставшая супругой великого князя Московского Ивана III.

В 1495 году великий князь Московский Иоанн III благословил иконой дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где и получила свое название – Виленская. Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе в Вильне над ее гробницей.

После заключения Брестской унии икона перешла к униатам. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь, который только 1839 году вместе с Виленской иконой был возвращен православным. С этого времени Виленский образ Богородицы заменил собой для обители утраченную икону Остробрамскую.

В Первую мировую войну, в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками, чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь. Впоследствии икона исчезла, и судьба ее неизвестна.

Память празднуется 27 апреля по новому стилю и 28 февраля (15 февраля старого стиля) в честь перенесения в Вильно.

Продолжение Продолжение материала...
 
Виленская Остробрамская икона Божией Матери

Празднование 26 декабря старого стиля (8 января нового), 14 апреля (27 апреля нового) в день памяти трех литовских мучеников.

По наиболее известному преданию, икона была привезена в Вильно из Херсонеса (Корсуни) великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов против татар и подарена им своей первой супруге Марии. Вторая его жена, Иулиания, передала её в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильно на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре князя Ольгерда - святые Антоний, Иоанн и Евстафий, икона именовалась в то время «Корсунская».

В апреле 1498 года в виду опасности нашествия татар произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, названной «Острые ворота» (по-польски «Остра Брама»), с часовней. В эту часовню и была помещена Корсунская икона, ликом ко входящим в город. С этого времени прежнее название иконы стало постепенно заменяться новым: Островоротная или Остробрамская. Когда в 1495 году невеста великого князя литовского Александра, дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии, то эта икона привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта.

В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь поневоле отошел к униатам. Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 году была водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан.

Продолжение Продолжение материала...
 
Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери

Три раза в год Церковь совершает празднество Владимирской иконе Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью Отечества от врагов: 3 июня нового стиля (21 мая старого стиля), 6 июля (23 июня) и 26 августа.

Празднество чудотворному Владимирскому образу Пре­святой Богородицы 26 августа (8 сентября нового стиля) установлено повелением великого князя Василия Димитриевича по благословению Московского патриарха Киприана в память избавления Москвы от Тамерлана в 1393 году помощью и заступлением Богоматери. В этот день бывал в Москве крестный ход с иконою Владимирскою из Успенского собора в Сретенский монастырь, который и был построен на месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы.

В память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г  установлено  празднество 6 июля  - 23 июня старого стиля.

Икона эта, по преданию, написана св. евангелистом Лукою на доске того стола, на котором трапезовал Господь Иисус Христос с Пречистою Матерью и Иосифом праведным. Православные цари благоговейно чтили праздники и крестные ходы, установленные в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. При общественных бедствиях святители с молитвою обращались к Влади­мирской иконе Божией Матери, Сама Богоматерь, по словам летописи, соблюдала не только свой образ, но и всю Церковь, и весь мир, покрывая и защищая его.

Продолжение Продолжение материала...
 
Владимирская-Ростовская икона Божией Матери

День празднования: 28 августа (15 августа по старому стилю). 

О происхождении чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, которая находилась в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого, в житии преподобного Алипия Печерского рассказывается следующее.
Некий благочестивый киевлянин, построивший в Киевском Подоле церковь, пожелал украсить ее семью большими иконами, написанными преподобным Алипием–иконописцем. Он обратился к двум монахам Киево-Печерского монастыря с просьбой поспособствовать ему в этом благом деле. Когда эти два инока согласились договориться с иконописцем, заказчик дал им серебра и подготовленные для икон доски. Однако иноки деньги оставили себе, а преподобному Алипию ничего не сказали. Несколько раз от имени Алипия монахи требовали от заказчика денег и, наконец, сказали, что печерский иконописец отказывается писать иконы. Тогда киевлянин явился с жалобой на Алипия к игумену монастыря преподобному Никону. Призванный для ответа Алипий уверял, что ему ничего не известно о заказе, но игумен не поверил и приказал принести приготовленные для икон доски. Когда же доски были принесены, то все с удивлением увидели на них святые образы. Столь чудесное событие послужило явным доказательством невиновности преподобного Алипия-иконописца и изобличило клеветников.

Продолжение Продолжение материала...
 
Влахернская икона Божией Матери

Икона выполнена в редкой технике воскомастики и по преданию создана самим евангелистом Лукой.

В Россию Влахернская икона перенесена в 1654 году, а до этого считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. С ней связана и такая история: в 626 году во время осады города персами, аварами и славянами патриарх Сергий обошел с ней стены Константинополя и враги отступили, поскольку увидели на стене города Богородицу.

В Россию она была перевезена в качестве подарка царю Алексею Михайловичу - и стала почитаться как заступница против вражеских нашествий. Хранилась в Успенском соборе Кремля, а сейчас входит в музейный фонд Кремля.

Существуют три списка этого образа. Один из них хранился в Высокопетровском монастыре Москвы, а сейчас находится в московской церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове.

Память празднуется 20 июля по новому стилю.

Продолжение Продолжение материала...
 
Вододательница

Об этой иконе никаких сведений не сохранилось.

Память иконы празднуется 24 октября по новому стилю.

Другие иконы Пресвятой Богородицы >>   

 
Вододательница - икона Божией Матери

Фрагмент иконы НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ СО 120 ЧУДОТВОРНЫМИ ИКОНАМИ БОГОМАТЕРИПразднование 11 октября, 24 октября нового стиля.

Исторических сведений об этой иконе не сохранилось; время ее явления неизвестно.


Продолжение Продолжение материала...
 
Волоколамская икона Божией Матери

Празднование 3 марта старого , 16 марта нового стиля.

«Некий вельможа от палат царских был весьма славен и богат», – так начинается Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы в Иосифо-Волоколамский монастырь. «Имея великую веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу… он дал обет, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой». Предание гласит, что это был  Григорий Бельский или кроваво известный всей Руси Малюта Скуратов, приспешник Ивана Грозного. В конце жизни он покаялся и много молился  «со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил».

Волоколамская икона Божией Матери - список с Владимирской иконы Московского Успенского собора. Икона была привезена из Звенигорода в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 года, на 2-й неделе Великого поста и торжественно встречена игуменом Леонидом (1563 - 1566; 1568 - 1573) со всей монастырской братией.  

Отличительной особенностью ее является изображение на полях святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских, с 1578 года эта икона отмечена как чудотворная.


Продолжение Продолжение материала...
 
Вос­пи­та­ние - икона Божией Матери

День празднования: 18 марта нового стиля (5 марта по старому стилю).

На иконе, име­ну­е­мой «Вос­пи­та­ние», Бо­жия Ма­терь изо­бра­жа­ет­ся с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, си­дя­щим на Ее ле­вой ру­ке. Пра­вая ру­ка Хри­ста про­стер­та вверх к ли­ку Пре­чи­стой Де­вы. До 1917 го­да свя­той об­раз по­ме­щал­ся в Ка­зан­ском со­бо­ре на Крас­ной пло­ща­ди, но по­сле его раз­ру­ше­ния был уте­рян, сей­час там на­хо­дит­ся спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, про­сла­вив­ший­ся по всей Рос­сии сво­и­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми. На­зва­ние ико­ны го­во­рит са­мо за се­бя. Пе­ред ней ро­ди­те­ли мо­лят­ся за сво­их де­тей, про­ся у Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы взять их под Ее по­кров, по­слать им ра­зум и на­пол­нить серд­це пре­муд­ро­стью. Так­же до на­ших дней до­шла и крат­кая мо­лит­ва это­му об­ра­зу: «Вру­чаю ди­тя мое все­це­ло Гос­по­ду мо­е­му Иису­су Хри­сту и Тво­е­му, Пре­чи­стая, небес­но­му по­кро­ви­тель­ству».

Продолжение Продолжение материала...
 
Всеблаженная икона Пресвятой Богородицы

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всеблаженная», или «Памакариста», прислана в 1905 году Святейшим Патриархом Константинопольским Иоакимом III в благословение и утешение граду Казани после святотатственного похищения из соборного храма Казанского Богородичного женского монастыря чудотворной иконы Божией Матери в ночь с 28 на 29 июня 1904 года. Эта икона – точный список с находившейся в Константинопольском патриаршем храме особо чтимой иконы Богоматери «Всеблаженной», единственной древней святыни, уцелевшей в Константинополе, в храме во имя святого великомученика Георгия, после многочисленных разграблений.

Святой образ был написан на деревянной доске в традициях древне-греческой иконописи. На обратной стороне – написанные на греческом языке слова: «Иоаким, Божиею милостию архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский патриарх, преосвященнейшему и честнейшему митрополиту Петербургскому и Ладожскому и предстоятелю Святейшего Синода российского, господину Антонию. Преосвященнейший о Христе собрат! И мы до глубины сердца были поражены страшным и неслыханным святотатственным похищением святой Казанской иконы Богоматери. Поэтому, желая с своей стороны доставить благочестивым христианам некоторое утешение в невознаградимой утрате, мы приказали написать настоящий верный во всем по виду и по размеру список с иконы Богоматери «Всеблаженной», находящейся в почитаемом всеми у нас патриаршем храме св. великомученика Георгия Победоносца, единственной, оставшейся у нас от различных разграблений, и издревле почитаемой иконы патриаршего храма; каковой список и посылаем для поставления, если соблаговолите, вместо похищенного, священного и почитаемого сокровища.

Господь же Спаситель наш молитвами Своей Матери да осеняет и охраняет благочестивый народ свой всякой благодатию и милостию.

Написано в патриархии 29 мая 1905 года».

Празднование в честь иконы Божией Матери «Памакаристы» 1 сентября(14 сентября нового стиля) было установлено патриархом Иоакимом. По примеру церкви Константинопольской и празднование иконе Пресвятой Богородицы «Всеблаженной», находящейся в Казанской Богородичной женской обители, было установлено также в этот день.

Продолжение Продолжение материала...
 
Всеблаженная икона Пресвятой Богородицы

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всеблаженная», или «Памакариста», прислана в 1905 году Святейшим Патриархом Константинопольским Иоакимом III в благословение и утешение граду Казани после святотатственного похищения из соборного храма Казанского Богородичного женского монастыря чудотворной иконы Божией Матери в ночь с 28 на 29 июня 1904 года. Эта икона – точный список с находившейся в Константинопольском патриаршем храме особо чтимой иконы Богоматери «Всеблаженной», единственной древней святыни, уцелевшей в Константинополе, в храме во имя святого великомученика Георгия, после многочисленных разграблений.

Святой образ был написан на деревянной доске в традициях древне-греческой иконописи. На обратной стороне – написанные на греческом языке слова: «Иоаким, Божиею милостию архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский патриарх, преосвященнейшему и честнейшему митрополиту Петербургскому и Ладожскому и предстоятелю Святейшего Синода российского, господину Антонию. Преосвященнейший о Христе собрат! И мы до глубины сердца были поражены страшным и неслыханным святотатственным похищением святой Казанской иконы Богоматери. Поэтому, желая с своей стороны доставить благочестивым христианам некоторое утешение в невознаградимой утрате, мы приказали написать настоящий верный во всем по виду и по размеру список с иконы Богоматери «Всеблаженной», находящейся в почитаемом всеми у нас патриаршем храме св. великомученика Георгия Победоносца, единственной, оставшейся у нас от различных разграблений, и издревле почитаемой иконы патриаршего храма; каковой список и посылаем для поставления, если соблаговолите, вместо похищенного, священного и почитаемого сокровища.

Господь же Спаситель наш молитвами Своей Матери да осеняет и охраняет благочестивый народ свой всякой благодатию и милостию.

Написано в патриархии 29 мая 1905 года».

Празднование в честь иконы Божией Матери «Памакаристы» 1 сентября(14 сентября нового стиля) было установлено патриархом Иоакимом. По примеру церкви Константинопольской и празднование иконе Пресвятой Богородицы «Всеблаженной», находящейся в Казанской Богородичной женской обители, было установлено также в этот день.

Продолжение Продолжение материала...
 
ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО БОЖИЕ

Память иконы отмечается 28 августа нового стиля (15 августа старого стиля).

На иконе изображен круг, концентрически слагающийся из четырех, различной величины, или трех кругов.

Круг первый, центральный и самый меньший, с четырьмя исходящими из него лучами к краям последнего круга: здесь изображен Иисус Христос Эммануил, благословляющий обеими руками или, скорее, десницей, а в левой держит свиток; кругом головы нимб крещатый с надписью. Лучи, исходящие от круга с Иисусом Христом, кончаются вне большого круга, пред изображениями четырех евангелис­тов или их символов.

Круг второй, больший, представляет собою как бы лицо человека, на котором помещены 4 глаза, один нос и одни уста. Надпись на окружности: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем».


Продолжение Продолжение материала...
 
Всех скорбящих Радость

Память образа празднуется 6 ноября по новому стилю (24 октября по старому стилю).

Одна из наиболее почитаемых на Руси чудотворных икон. Известна во многих списках.

Икона прославилась в 1688 году. Родная сестра патриарха Иоакима (1674-1690) Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: "Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый "Всех скорбящих Радость". Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни". Евфимия, узнав, что такая икона, действительно, есть в Москве, в храме Преображения на Ордынке, исполнила повеление Пресвятой Богородицы - и исцелилась.

Продолжение Продолжение материала...
 
Всех скорбящих Радость (с грошиками)

День празднования: 5 августа (23 июля по старому стилю).

Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками) прославилась в 1888 году в Петербурге, когда во время страшной грозы молния ударила в часовню, но находившаяся в ней святая икона Царицы Небесной осталась невредимой; к ней лишь прилепились мелкие медные монеты (грошики), лежавшие перед иконой. На месте часовни в 1898 году была построена церковь.

После этого у иконы произошло несколько исцелений неизлечимо больных. Впоследствии на месте часовни был построен храм в честь прославившейся иконы.

После революции Скорбящинский храм был закрыт, а затем взорван.

Чудотворная икона хранилась в семье верующих, а после Великой Отечественной войны была передана ими в Свято-Троицкий храм, называемый в народе «Кулич и Пасха», в котором возобновились богослужения. После того как была возрождена Скорбященская часовня, ставшая подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) вернулся на своё историческое место.

В настоящее время храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками), подворье Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря, восстанавливается.

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Вутиванская икона Божией Матери

Икона, про которую достоверно не известно ничего – не сохранилось даже преданий. Изображение в основном известно по гравюрам и иконам XVIII-XIX вв. Одну, из которых мы и приводим – из московского Елоховского собора.

Память празднуется 15 мая по новому стилю.

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї