Учитель благий!
что сделать мне доброго,
чтобы иметь
жизнь вечную? (Мф. 19, 16)
Некоторые обвиняют
этого юношу в том, будто он подошел к
Иисусу с хитростью и лукавством, и притом
с намерением искусить Его, но я скорее
согласен назвать его сребролюбцем и
невольником богатства, так как в этом
же самом и Христос изобличил его. Укорять
же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен:
небезопасно быть судьей того, чего мы
не знаем, и особенно судьей-обличителем.
Да и Марк отдалил такое подозрение,
когда сказал о нем: подбежал некто, пал
перед Ним на колени и спросил Его; и еще:
Иисус, взглянув на него, полюбил его
(Мк. 10, 17, 21). Отсюда видно, как велика
власть богатства. Хотя бы мы в остальных
отношениях и были добродетельны,
богатство истребляет все эти добродетели.
Вот почему и Павел справедливо назвал
его корнем всех зол: корень всех зол
есть сребролюбие (1 Тим. 6, 10).
Но почему Христос
отвечает юноше такими словами: Никто
не благ? (ст. 17). Юноша подошел к Нему как
к простому, обычному человеку и считал
Его просто учителем иудейским; Иисус и
беседует с ним как человек. И часто
говорит Он приспособительно к мнениям
обращавшихся к Нему… Итак, когда Он
сказал: Никто не благ, то этим не хотел
показать, что Он не благ. Да не будет
этого! Ведь Он не сказал: почему ты
называешь Меня благим? Я не благ,— но:
Никто не благ, то есть никто из людей.
Впрочем, Он этими словами не лишает
благости и людей, но только отличает
последнюю от благости Божьей, почему и
присовокупил: только один Бог. Не сказал:
только Отец Мой, чтобы мы знали, что Он
не открылся юноше… Но говорят: что
заставило Иисуса Христа и какую Он имел
цель так отвечать юноше? Без сомнения,
ту, чтобы постепенно вести юношу к
совершенству, отучить его от лести,
отдалить от пристрастия ко всему земному
и приблизить к Богу, возбудить в нем
желание благ будущих и, наконец, научить
его познанию истинного блага — источника
и корня всех благ, и ему-то одному
воздавать честь. Юноша показал немалое
усердие, когда задал Иисусу Христу такой
вопрос. В самом деле, тогда как одни
приближались к Иисусу с намерением
искусить Его, а другие по причине своих
собственных или чужих болезней, он
подходит к Нему и беседует о жизни
вечной.
Тучна была земля и
способна к плодородию, но множество
терния заглушало посеянное. Смотри, как
он доселе готов был к выполнению того,
что бы ни повелел Христос. Что мне делать,
говорит юноша, чтобы наследовать жизнь
вечную? Вот готовность его исполнить
повеление Учителя!.. Итак, когда Христос
сказал: Если же хочешь войти в жизнь
вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 17),— он
немедля спрашивает: Какие? И спрашивает
не для того, чтобы искушать Иисуса,—
нет, а думал, что, кроме заповедей закона,
есть еще другие, которые будут его
путеводителями в жизнь вечную. Так
сильно было его желание спастись! Но
когда Иисус пересказал ему заповеди
закона,— Все это сохранил я от юности
моей, говорит он; и на этом не останавливается,
но снова спрашивает: Чего еще недостает
мне? (Мф. 19, 20). И это тоже было знаком
сильного желания вечного спасения. Что
же Христос? Намереваясь предписать
заповедь трудную, Он сначала предлагает
награду за исполнение ее и говорит: Если
хочешь быть совершенным, пойди, продай
имение твое и раздай нищим; и будешь
иметь сокровище на небесах; и приходи
и следуй за Мною (Мф. 19, 21). [7–2–62–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |