…И не говорите:
что нам есть? или что пить? или во что
одеться?
потому что всего этого ищут
язычники(Мф. 6, 31–32)
Видишь ли, как Он опять,
и притом гораздо сильнее, нежели прежде,
обличает слушателей и показывает притом,
что Он не заповедует ничего трудного и
неудобоисполнимого? Подобно тому как
тогда, когда Он говорил: если любите
любящих вас, то ничего великого не
делаете,— и язычники то же творят (см.:
Мф. 5, 46–47)... Если нам должно превзойти
книжников и фарисеев, то чего мы будем
достойны, когда не только не превосходим
их, но и пребываем в слабости язычников
и ревнуем их малодушию? На этом обличении
Христос, однако, не остановился, но,
после того как тронул, пробудил, сильно
укорил Своих слушателей, с другой
стороны, утешает их, говоря: Отец ваш
Небесный знает, что вы имеете нужду во
всем этом (Мф. 6, 32).
Не сказал: знает Бог,
но: знает Отец, чтобы таким образом
возбудить в них большое упование. В
самом деле, если Бог есть Отец, и притом
Отец всеведущий и попечительный, то не
может Он презреть сынов, находящихся в
бедах, когда даже и люди, будучи отцами,
не делают этого. Вместе с тем Христос
приводит и другое доказательство. Какое
же? Что вы имеете нужду во всем этом.
Смысл этих слов Его такой: излишне ли
это, чтобы Бог мог пренебрегать этим?
Он даже и излишним не пренебрегает, как,
например, красотой в цветах, а тут —
необходимое.
Таким образом, что тебя
побуждает заботиться, то, по-моему,
должно отвлекать тебя от такой
заботливости. Если ты скажешь: мне потому
должно заботиться о пище и одежде, что
они нужны, то я, напротив, скажу: по
тому-то самому, что они необходимы, ты
и не должен заботиться. Если бы они были
и излишни, то и тогда надлежало бы не
отчаиваться, но с твердым упованием
ожидать подаяния их; а раз они необходимы,
то и сомневаться об этом не следует.
Какой отец не захочет доставить
необходимого своим детям? Так и поэтому
уже Бог непременно подаст нужное.[7–1–21–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |