О
расслабленном
Вот расслабленный,
оставаясь в таком положении тридцать
восемь лет, видя каждый год, как другие
исцелялись, а он сам все еще одержим
болезнью, однако же не падал духом и не
отчаивался, хотя не только безотрадное
прошедшее, но и безнадежность в будущем
довольно могли поколебать его. Вот
послушай, что он говорит, и пойми великость
его страдания. Когда Христос сказал:
Хочешь ли быть здоров? — он отвечал:
Так, Господи; но не имею человека, который
опустил бы меня в купальню, когда
возмутится вода
(Ин. 5, 6, 7). Что может
быть жалостнее этих слов? Что горестнее
такого положения? Видишь ли сердце
сокрушенное от продолжительной немощи?
Видишь ли, как обуздано было в нем всякое
нетерпение? <...>
Что же Христос? Показывая,
что Он может все сделать одним словом
Своим, Он говорит: Встань, возьми постель
твою и ходи (Ин. 5, 8). Некоторые думают,
что этот расслабленный есть тот самый,
о котором упоминается в Евангелии Матфея
(9; 2–7); но это не так, что ясно из многих
обстоятельств. И во-первых, из того, что
при этом расслабленном не было никого
из прислуживающих людей. Тот имел при
себе многих людей, заботившихся о нем
и носивших его, а этот никого, потому и
говорил: Не имею человека. Во-вторых, из
самого ответа: тот ничего не говорит, а
этот рассказывает все, что его касается.
В-третьих, из времени этого случая: этот
исцелен в праздник и в субботу, а тот в
другой день. Также место того и другого
различно: тот исцелен в доме, а этот при
купели, да и способ исцеления различен:
там (Христос) сказал: Чадо, прощаются
тебе грехи твои (Мф. 9, 2), а здесь сначала
укрепляет тело, потом уже прилагает
попечение о душе; там прощение: Прощаются,
говорит, тебе грехи твои, а здесь увещание
и угроза для предостережения его на
будущее время: Не греши больше, говорит,
не греши больше. Притом и обвинения от
иудеев различны: здесь они осуждают
делание в субботу, а там обвиняют Его в
богохульстве. [8–1–37–1]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом" |