Иоанн Златоуст:
О будущем Суде
Многие из находящихся
среди нас людей, будучи пленены плотию
и порабощены обстоятельствами настоящей
жизни, полагают, что затем ничего не
будет, и, ссылаясь на Божие человеколюбие,
говорят, что нет ни наказания, ни мучения.
Так вот, если Бог человеколюбив, каков
Он и есть действительно, то всенепременно
Он и праведен; если же праведен, то каким
образом не было бы справедливо, чтобы
подвергнут был наказанию тот, кто,
насладившись сначала тысячью благ,
потом совершил достойное наказания и
не сделался лучше ни от угроз, ни от
благодеяний? Ведь если вникнешь в правду,
то (найдешь, что) по силе правды нам
скорее следовало бы с самого начала и
тотчас же быть наказанными, и
даже было бы человеколюбиво, если бы мы
потерпели и то, чего не случилось.
Если кто обижает ни в
чем не повинного, то по закону правды
несет ответственность; а если кто не
только обижает, но каждодневно своими
поступками огорчает благодетеля,
оказавшего тысячи благодеяний единственно
по своему побуждению, а не в воздаяние
за полученное добро, то какого он будет
достоин снисхождения? Как, скажи мне,
ты не страшишься, произнося такую
дерзость и утверждая, что «Бог человеколюбив
и не наказывает»? А если накажет, то,
по-твоему, окажется уже нечеловеколюбивым?
Почему же, скажи мне, ты, согрешая, не
желал бы быть наказанным? Разве Он не
предупредил тебя обо всем? Разве не
угрожал? Разве не вспомоществовал? Разве
не совершил многого для твоего спасения?
Если злые не наказываются, то иной, быть
может, скажет, что и добрые не увенчиваются;
в таком случае где будет человеколюбие
и праведность Божии?
Итак, люди, не обманывайте
себя, прельщаемые диаволом, потому что
все это его (диавола) мысли. Если и судьи,
господа и учителя добрых награждают, а
дурных наказывают, то как было бы
сообразно, если бы у Бога совершалось
наоборот, если бы добрые и злые
удостаивались одного и того же? Когда
бы уже злые и отстали от зла? <...> [12–2–25]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|