Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Изречения Святых Отцов
Изречения Святых Отцов
Отчаяние

 Не отчаивайся

 

И успехами не хвались, и при погрешностях не отчаивайся.

Прп. Ефрем Сирин

***

Согрешить - дело человеческое, отчаиваться - сатанинское.

Прп. Нил Синайский

***

Знай, что демонский помысл тот, который скажет: «Куда бежишь? Покаяния не имеешь, прощения не получишь». Прп. Исаия Отшельник

Вспоминай о правосудии Божием, да ужасайся, но не забывай и милосердия Его, чтобы тебе не придти в отчаяние.

Отчаиваться – значит самому у себя отнимать милость Божию, которую Господь каждую минуту готов подать.

Свт. Филарет Московский

***

Спасительная печаль о грехах от неумеренности становится гибельною.

Деньги потеряны – немного потеряно; время потеряно – много потеряно; дух потерян (вследствии чего и бывает отчаяние) - все потеряно.

Нерадение низвергает с неба, а отчаяние низводит в самую бездну зла.

Свт. Иоанн Златоуст

 

 
Совесть

***

Три есть суда: суд мира, суд твоей собственной совести и Суд Божией. Как не можешь избежать Суда Божия, так не избежишь суда мирского. Только тех не судит совесть, которые достигли верха добродетели или порока.

Прп. Фалаисий Ливийский

***

В совести, грехами замаранной, и великие грехи едва усматриваются, так же как в закопченном зеркале и лица и пороков своих не видит смотрящий в него.

Свт. Тихон Задонский

***

Несправедливый судия - оскверненная совесть.

Авва Евагрий Понтийский

***

Угрызения совести соразмерны в нас не с нашими проступками, но только с остающейся в нас добродетелию.

Д. Стерн

***

Весьма верно сравнивают совесть с судилищем, в котором обыкновенно хранятся законы, изъясняются их правила, судятся поступки людей, награждается добро и наказывается зло. Различие в этом сходстве только то, что совесть одна и сама производит все действия, которые в обыкновенном судилище разделены между многими частными исполнителями: она есть законовещатель, и судия, и мздовоздаятель.

Если желаешь иметь всегда душеспасительное руководство - внимай своей совести и неотложно исполняй. что она будет внушать тебе.

Прп. Марк Подвижник - Марк Пустынник (греч. Μάρκος Ερημίτης) или Марк Подвижник или Марк Аскет (IV век) — монах, автор аскетических сочинений. День памяти — 18 марта (5 марта по старому стилю), 2 июня (20 мая по старому стилю). 

***

Совесть во всех делах твоих употребляй вместо светильника, потому что она все дела твои в жизни, как худыи, так и добрые, показывает совершенно.

Совесть есть истинный учитель; слушающий ее не подвергается преткновениям.

Прп. Фалаисий Ливийский

Протоирей И. Толмачев***

Бдительная совесть - лучшая защита от порока.

Прот. И. Толмачев


 

Свт. Иоанн Златоуст***

Как малая искра, брошенная в великую бездну морскую, исчезает, так точно и всякая печаль, даже самая великая, приразившись к благой совести, легко рассеивается и тотчас исчезает.

Свт. Иоанн Златоуст

Имеющий чистую совесть, хотя одет в рубище, хотя борется с голодом, благодушнее живущих роскошно; но сознающий за собою худое, хотя обложен кучами денег, беднее всех.

Свт. Иоанн Златоуст

 

 ***

Никого так не бойся, как самого себя. Внутри нас живет необманчивый судия, коего голос для нас гораздо важнее, нежели одобрение всего мира.

"Пусть меня все хулят, - говорит святитель Тихон Задонский, - только бы меня совесть хвалила".

Избирай лучше умереть, нежели согрешить против совести.

Свт. Тихон Задонский

Лучше от одной совести утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели от совести обличаться. хотя и весь свет хвалит.

Лучше уязвленное тело иметь, нежели грехами уязвленную совесть; лучше терпеть биение тела, нежели биение совести; лучше всякие внешние беды принимать, нежели иметь эту одну внутреннюю беду.

Злая (то есть обличающая совесть) совесть стоит палача. Злая совесть паче всякой скорби оскорбляет и паче  всякого мучителя мучит человека.

Нет злейшего мучителя, как совесть злая.

Свт. Тихон Задонский

 ***

 

Совесть - истинное домашнее судилище. Преступник может избежать иногда суда человеческого, но он никогда не избежит суда своей совести.

Свт. Григорий Богослов

 
Жизнь будущего века

***

Нас ожидает иной мир, где будет все иное.

Если бы из сырой и тесной темницы вывели нас в комнату, слегка освещенную , а оттуда в чертоги, обширнейшие мира, нами обитаемого, и блистательнейшие солнца, нас освещающего,-тогда получили бы мы правильное понятие о трех жилищах, определенных человеку. эти жилища: утроба матери, мир сей и небо, нас ожидающее. Девять месяцев проводим мы в первом жилище. пятьдесят или шестьдесят лет, более или менее, во тором; а в третьем получаем истинную жизнь, потому что вступаем в вечность.

Какие великие, восхитительные явления предоставляет природа очам нашим! Как пленительно захождение солнца в громовых тучах! Какое удовольствие для духа и сердца, когда мы во время дышащей благовонием весны стоим на высоких горах и видим у ног своих чудеса возрождающегося творения!  Радуйся, радуйся, душа моя, помышляя о том времени, в которое ты взойдешь на небеса небес и узришь несравненно величественнейшие явления!

Все блага, какими человек  наслаждается в этом мире, суть только малые капли из неисчерпаемого источника радостей, вкушаемых блаженными на небеси.

Между славою настоящею и будущею такое же различие,  какое между сновидением и действительностию.

Святитель Иоанн Златоуст

 

 
о мире и жизни в мире

***

Мир сей подобен кораблю, украшенному великолепно, на который смотреть хорошо, но ездить на нем опасно.

Настоящий, падший мир похож на весьма богатые, преискусно составленные, но испорченные часы. В них есть все, что прежде было и чему надлежит быть, только гармонии нет и вечности. Посему кто захотел бы по этим часам располагать весь свой образ жизни, тому пришлось бы жить нередко наизворот.

Много цветов на дереве, да много ли дадут плодов; так и мир - много нам обещает, да мало дает.

Мир любит отводить от пути истинного, но никогда не приведет к цели, - умеет возбудить жажду, но не может насытить души, - все обещает, но под конец большею частию сам все отнимает.

Мир дает своим рабам столько тяжких владык, сколько есть нужд и прихотей, страстей и привычек.

Святитель Филарет Московский

Со времени грехопадения мир постоянно служил соблазном для людей, отводя их от истинного пути - от веры в Бога и добродетели; впрочем, это  влияние мира было неодинаково в различные периоды времени. Оно было более или менее пагубно, смотря по тому, какой дух времени был господствующим.

Наш век свободу доводит до своеволия, независимость до анархии, веротерпимость до индифферентизма, мир до военного положения, прогресс до упадка нравственности.

Нам древность говорит, что Мидас обращал в золото все одним своим прикосновением, а ныне век настал превратного превращения - лишь только золотом дотронься до кого, во что б ни захотел, вмиг обратишь его.

Страсть к искусству Иродиады сделалась (в наше время) для многих почти законом.

 Святитель Филарет Московский

Живая рыба плывет против воды, а мертвая вниз за водою. Истинный христианин идет против потока греховного века, а ложный увлекается его быстротою.

Образ мыслей и чувствований, наиболее одобряемый, нередко есть наиболее опасный.

 Святитель Филарет Московский

 ***

Самое благоразумие и рассудительность должны побуждать нас не подчиняться правилам и обычаям людей мира сего, когда эти правила и обычаи или совершенно не согласны с законами религии и нравственности, или препятствуют к тщательному их выполнению. немного в том ума, а силы воли исовсем , кажется, нет у того, кто смотрит как на непреложный закон на одобряемое большинством людей, а чрез несколько времени ими же осуждаемое.

Филарет, архиепископ Черниговский

Интересы духа времени это - те, которых не было вчера и не будет завтра.

Дух времени - дух лжи и обмана. Ныне он хвалит то, завтра другое; над правилами и мыслями, которые считал он образцовыми за пять лет перед сим, смеется он ныне, а спустя другие пять лет, если не прежде, станет смеяться над теми, от которых в восторге ныне.

Филарет, архиепископ Черниговский

 
ежедневное провождение времени

По заповеди Божьей уделяй один день из седмицы для всецелого служения Богу; в остальные же дни старайся хотя известные часы уделять от своих трудов и занятий и посвящать их молитвенной беседе с Богом, преимущественно и непременно утром, по восстании от сна, и вечером, перед сном.

Когда утром пробуждашься отсна, помысли, что Бог дает тебе день, которого ты сам себе не мог бы дать, и отдели первый час, или хотя первую четверть часа даруемого тебе дня и принеси ее в жертву Богу, в благодарной и благопросительной молитве. Чем усерднее ты это сделаешь, тем более освятишь свой день, тем крепче оградишь себя от искушений, каждый день встречающихся. Подобно сему, когда отходишь ко сну, помысли, что Бог дает тебе покой от трудов, и отыми начаток времени твоего покоя, и посвяти его Богу чистою и смиренною молитвою. Ее благоухание приблизит к тебе Ангела для охранения твоего.

 Святитель Филарет Московский

 

 

***

Утренняя молитва для человека то же, что утренняя роса для растения.

Тот во весь день бывает счастливее и покойнее, кто с надлежащим вниманием молится утром.

Ум, на что направится с утра, тем занимается весь день, как жерновный камень, мелющий в продолжение всего дня то, что всыплют в него с утра, будет ли то пшеница, будут ли плевелы. Постараемся всегда с утра  влагать пшеницу, чтобы враг не всыпал плевелов.

Проводи начинающийся день так, чтобы он мог вести тебя ко дню невечернему, а не к ночи вечной.

Когда отходишь ко сну, вспомни о смерти, которой сон есть образ и преддверие.

  Святитель Филарет Московский

 ***

В продолжение дня занимайся с усердием теми делами, какие ты должен делать по своему званию и  положению в обществе. Старайся и среди самых занятий находить хотя минуты, чтобы обращаться благоговейно мыслию и молитвою к Тому, Кто благословляет честный труд и дает успех доброму делу.

Труд и молитва, молитва и труд - вот самое должное и самое лучшее пользование даваемым нам ежедневно от Бога временем.

Молись и трудись - вот золотое правило, обнимающее всю мудрость земной жизни.

Протоиерей И. Толмачев

Кому из нас не случалось видеть и слышать, как голосистый жаворонок вьется весною над полем или вспаханною нивою и своим приятным пением часто услаждает тяжкий труд земледельца? Но не вся жизнь этого маленького пернатого проходит в пении, не все время носится он в воздушном пространстве. Нет, у него есть свой труд и забота; он спускается на землю и здесь то добывает себе пищу, то устрояет теплое гнездышко, то заботится о своей подруге или молодых птенцах своих. И опять: не все же рыться в земле, не все же хлопотать и трудиться. Птичка снова несется к небу и поет, поет свою нескончаемую песню. Вот урок и пример для тебя, человек! Трудись, где бы ты ни был поставлен в обществе: низко ли, высоко ли - трудись: это твое назначение и обязанность на земле. Но ты не для земли создан, а для неба. После труда и забот житейских возносить горе умом и сердцем, изливай пред Богом свою душу в славословии, благодарении и молитве. Молись: это твой долг, твоя слава, твое блаженство. От трудов переходи к молитве, от молитве к трудам: трудись и молись.

С Богом начинай, с Богом и оканчивай день.

Протоирей И. Толмачев

***

Кто имеет хотя искру человеческого чувства, то не должен ли стыдиться заканчивать день без хвалебной, благодарственной молитвы, когда он видит, что даже малейшая птичка воспевает хвалебную песнь Богу, прежде чем сомкнет свою голову под крылья покоя?

Святитель Амвросий Медиоланский

***

Представляй постель как-бы гробом своим и одеяло как-бы саванном.

Если во время ночи проснешься, то вспомни о Боге и помолись.

Молитва ночная, как солнце, освещает и все дневные дела.

 

 

 
обязанности родителей в отношении к детям

Ты называешься отцом детей своих по плоти: будь отец их и по духу.

Не одно рождение делает отцом, но и хорошее образование детей.

Умел ты своих детей родить, умей же и воспитаь их как должно, чтобы достойно носить имя отца.

Свт. Тихон Задонский

***

 Не ношение только во чреве делает матерью, но и доброе воспитание детей.

Первое слово о Боге должна сказать ребенку та, кому подарена была его первая улыбка.

Прот. И Рождественский

***

Мать, рождая дитя, прежде дает миру человека, а потом должна она в нем же дать небу ангела.

Нравственное состояние детей почти на всю жизнь их зависит большею частию от нравственного влияния на них матери. "Дайте нам лучших матерей, - сказал некто, - и у нас будут лучшие люди".

Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель твоит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и люди

Свт. Иоанн Златоуст

 

 

 

***

 


 

 
обязанности детей в отношении родителей

Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то мы будем поражены несоразмерностью нашего долга.

 Святитель Амвросий Медиоланский

***

 Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде нежели воспитали тебя: как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем, с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, кормила грудью, одевала, как иные ночи проводила для тебя без сна, и как неутомимо твой отец трудился, чтобы достать тебе пропитание! Радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за тот труд, который они перенесли для тебя.

 Повиновение родителям есть не только должность, но и польза наша. Мы получили через них жизнь и, повинуясь им, можем продлить ее: ибо повиновение родителям есть первая заповедь с обетованием (Еф. 6, 2).

Дети! Дорожите благословением родителей тысячекратно более, чем прочим наследством.

Святитель Филарет Московский

***

 Хвалить детей своих - значит тщеславиться; порицать отца и мать - значит порицать самого себя.

Каков ты к своим родителям, таковы дети твои к тебе будут.

Чем кто согрешает, тем по большей части и наказывается.

Бог неблагодарных к родителям сынов и дщерей часто наказывает неблагодарностью их сынов и дщерей.

Поступайте с родителями вашими так, как вы желали бы, чтобы ваши дети поступали с вами.

А. Рандю

 

 

 

***

 


 

 
Спасение души и добродетель

Петр, епископ Томский

Спасение души христианин должен считать своею главнейшею, даже единственною для себя целию, а все прочее — средствами к этой цели.

Все дела мира сего, как бы они ни казались нам важными и великими, суть как бы поделья. Самое первое и важнейшее из всех дел должно быть дело нашего спасения.

Протоиерей А Некрасов

***

Вечное спасение так нужно, что без него все ничто.

Все вещи в мире, все блага, дары счастия земного, даже все науки, искусства, художества должны  быть ценимы только в той мере, в какой они содействуют к преуспеянию в добродетели. 

Петр, епископ Томский

***

Истинно полезное есть то, что может служить к достижению вечной жизни,  а не удобств и радостей земных.

Святитель Амвросий Медиоланский

Не требуется осуждать науку или познание о вещах: знание само по себе есть добро и от Бога установлено; но всегда предполочитать ему следует добрую совесть и жизнь добродетельную.

Фома Кемпийский

 

 
о дружбе

 Лучшее стяжание - друг верный.

Авва Евагрий Понтийский

 

Искренний друг роднее всякого родственника.

Прекраснее дружбы ничего нет на свете. Она служит утехою в настоящей жизни. Что может быть выше и драгоценнее того, как когда ты имеешь кому открыть твое сердце, поделиться тайнами, поверить сокровенное? Что может быть утешительнее, как когда ты имеешь искренне преданного тебе человека, который в счастии тебе сорадуется, в несчастии состраждает, в гонениях подает тебе советы и утешение?

Святитель Амвросий Медиоланский

Печаль разделяемая слабеет, а радость разделяемая усиливается.

Вражду надлежит писать на воде, чтобы скорее исчезла, а дружбу - на меди, чтобы всегда соблюдалась твердою и непременною.

Прп. Исидор Пелусиот

 
вера и добрые дела

Филарет, архиепископ Черниговский ***

Внутренняя вера мертва без внешних дел не потому только, что, без дел нельзя судить о жизни, но и потому, что без дел невозможна самая ее жизнь так же, как нельзя животному жить без вдыхания и выдыхания воздуха.

Вера без дел мертва. Это  - вера мысли, а не сердца, а не жизни.

Филарет, архиепископ Черниговский.

***

Правая вера при порочной жизни не приносит никакой пользы.

Свт. Иоанн Златоуст

преподобный Силуан Афонский ***

Что пользы верить по христиански, а жить по язычески?

Безрассудно сомневаться в истине того учения, которое открыто Богом, запечатлено кровью бесчисленных мучеников, подтверждено чудесами и признано самими злыми духами, но несравненно безрассуднее верить истине сего учения, а жить так, как будто вовсе оно не было истинное.

Не вера на словах спасает нас, но дела, соединенные с верою.(Иак. 1, 22; Гал. 5,6)

Прот. И Толмачев

 

Свт. Филарет Московский ***

Вера без дел и дела без веры одинаково будут осуждены.

Верить только в то, что Бог есть, еще недостаточно; и бесы веруют; должно веру оправдывать делами: такой веры от нас требует Христос.

Если желаешь спасен быть верою, возлюби Того, в Кого веруешь.

Святитель Филарет Московский

Вера, чтобы ей быть спасительною, требует жизни по вере. Ибо вера без дел мертва есть (Иак. 2,26) и , следовательно, не способна довести человека до жизни вечной.

Святитель Филарет Московский

 ***

Добрые дела - душа веры; вера с добрыми делами - живая вера.

Грех и вера не могут жить вместе: с верою необходимо соединяется в то же время и добродетель.

Протоирей И Толмачев

 

***

Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать, так вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах.

Святитель Тихон Задонский

 

 
о гневе

Нет большей победы, чем победить свой гнев и негодование.

Святитель Тихон Задонский


 
Звание и обязанности Христианина

Святитель Тихон Задонский

***

Христианина не исповедание одно, но вера и нрав, вере сообразный делают истинным христианином.

Святитель Тихон Задонский

 

Свт. Филарет Московский

***

Нельзя быть христианином, не живя по-христиански.

Кто не живет по христиански, тот находится в состояния нравственного идолослужения. Он или бывает жертвою тварей, работая вместо бога богатству, боготворя чрево, или, напротив, поставляет себя идолом и требует себе в жертву всего, что земля производит.

Святитель Филарет Московский

***

Имя христианское без жизни христианской есть лицемерие.

Святитель Тихон Задонский

***

Как Иуду, имевшего зловредные мысли, намерения и предприятия, наиманования Апостола не защитило от вечного наказания; так и нас звание христианина не искупит от подобной же  казни, если мы не будем провождать жизнь по закону Христову.

Иеромонах Адриан Югский

Филарет, архиепископ Черниговский

***

Звание христианина высоко. Надо много трудиться, чтобы выполнить его.

Филарет, архиепископ Черниговский

 
о благоговейном поведении в храме

Святитель Филарет Московский

И в отношениях житейских, если известное  лицо, в определенные времена, без достаточных причин, не посещает известный дом, принимается в знак того, что это лицо не дорожит этим домом и прерывает с ним отношения.Не то же ли самое бывает, когда христианин в праздничные дни, которые назначаются Церковью для посещения храмов и участия в общественной молитве, или редко посещает, или вовсе не посещает храм Божий и не хочет участвовать в общественном богослужении? Не явный ли это со стороны его знак холодности к завету с Богом, или его нарушение?

*** 

Есть такие люди, которые храмы Божии созидают, а о душе своей небрегут.

Есть такие люди, которые преизрядно украшают святые иконы в храме, но сами ленятся молиться пред ними.

Имея усердие к созиданию храма, имейте усердие ко храму созданному.

Свт. Филарет Московский

***

Можно сказать, что не столько человек созидает и посвящает храм Богу, сколько Сам Бог дарует Свой храм человеку.

***

Есть такие люди, которые храмы Божии созидают, а о душе своей небрегут.

Есть такие люди, которые преизрядно украшают святые иконы в храме, но сами леняться молится пред ними.

Имея усердие к созиданию храма, имейте усердие ко храму созданному.

***

Когда вступаете в двери храма Божия, оставляйте позади себя все мирское и земное.

Святитель Филарет Московский.

***

Если приходишь в Божий храм, зажги прежде свечу в твоем сердце(см: Лк. 12, 35), поставь видимо другую, если можешь(см: 2 Кор. 9,7), Богу или святым Его и молись усердно, пока горят свечи.

Нередко бывает, что ясно и светло горит наша свеча пред святой иконой, только в сердце-то у нас мало теплоты и света.

Филарет, архиепископ Черниговский

Приносишь фимиам, но не приносишь молитвы; возжигаешь свечу, но не горишь духом.

Святитель Филарет Московский.

***

Христианский храм - сокровищница благодати и училище благочестия.

Филарет, архиепископ Черниговский.

 

***

Как дождь возвращает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели.

Преподобный Ефрем Сирин.

 

 


 
прощение обид и любовь к врагам
святитель Николай Японский

Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забывать его.

Святитель Амвросий Медиоланский

Преподобный Исидор Пелусиот***

Благодеяния записывай на меди, а обиды - на воде.

Преподобный Исидор Пелусиот

 

***

 Не знай ни одного врага во всем мире, хотя бы он не давал тебе ни одного друга.

Святитель Филарет Московский.

 

***

Бог заповедовал нам вражду только против змия (см: Быт. 3,15) - против человекоубийцы диавола.

Хочешь ли диаволу не уступать и противиться? - Уступай людям и не противься им, и не воздавай зла за зло.

Кто памятозлобствует на диавола, тот не злопамятен на людей: но с диаволом заключает мир, кто памятозлобствует на брата.

Преподобный Нил Синайский

 

 

 

 
о Священном Писании

***

Священное Писание для каждого из нас должно быть учебною книгою и первою настольную во всю жизнь.

Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писания для души.

Святитель Иоанн Златоуст

 

***

Как лишенный естественного света не может идти надлежащею дорогою, так и не освященный лучом Божественных Писаний принужден непрестанно погрешеть во многом, потому что бродит в глубокой тьме.

Святитель Иоанн Златоуст

***

На то, что можешь видеть, смотри своими глазами; но в рассуждении невидимого и вечного полагайся на слово Божие.

В молитве мы беседуем с Богом - в Священном Писании Бог беседует с нами.

Блаженный Августин.

  

***

Советую каждому купить Библию или по крайней мере Новый Завет! Книги эти всегда послужат вам к научению вашему.

Святитель Иоанн Златоуст

 
о Боге

***

На всем видимом написано свидетельство о Невидимом. См.: Рим. 1, 20

Небо, земля, море, весь этот мир есть великая преславная книга Божия, в которой открывается самым  безмолвием проповедуемый Бог.

Святитель Григорий Богослов

***

Один философ спросил святого Антония, который не умел ни читать ни писать: "В какой книге почерпнул ты сведение о высоких истинах, проповедуемых тобою?".

Святой Антоний, не говоря ни слова, одною рукою указал на небо, а другою - на землю.


Зрение бесчисленных чудес, видимых на небе и на земле, есть книга, которую читать может, которая днем и ночью проповедует величие Божие людям, самым ограниченным в понятиях.

Придите как-нибудь по узкой тропинке к полю, усеянному пшеницей, рассмотрите колосья; видите эту легкую кожицу(плеву), которая их обвивает, длинные ости, которые их защищают: это для того, чтобы сберечь их от губительного влияния солнца; видите эти зеленые листочки, распространяющиеся около картофеля: это для того, чтобы сохранить сырость, нужную для его совершенного утолщения; видите и ядро под скорлупою, которая его защищает. Кто так охраняет эти колосья? Кто закрыл это зерно? Кто устроил ресницы над глазом человека для защищения его от солнечного блеска? Не Бог ли, бытие разумное? Можно ли в присутствии таких доказательств отрицать Его предусмотрительность и благость?

Святитель Иннокентий Херсонский.

 
***

Прп. Иоанн ЛествичникНе говори о Боге ничего такого, что сам вздумаешь, как бы то ни представлялось истинным. Истинное слово о Боге есть только Слово Божие.

Стремясь снискать высокое ведение о Боге, человек непременно должен ходить во свете Его Откровения, чтобы, по мечтам своего воображения, не составить о Верховном Существе понятий, не достойных Его величия и святости и не подвергнуться за то строгому осуждению, какое Сам Бог изрек грешнику: вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен (Пс.49,21).

Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть.

Прп. Иоанн Лествичник ("Цветник Духовный", издательство Московского Подворья СТСЛ, 2003)

 
о грехе

***

За время нескольких десятилетий моего духовнического служения я с печалью убедился, что редки люди, уразумевшие чувством сердца подлинную природу греха. Обычно они стоят на уровне человеческой морали, и если когда и поднимаются над ним, то все же недостаточно.

архимандрит Софроний Сахаров

 

***

Из всех зол человеческих -  один грех есть настоящее зло.

Святитель Иоанн Златоуст.

 

Нет зла, нет бедствия, нет несчастия, которое было бы гибельнее греха.

Филарет, архиепископ Черниговский.

 

***

Что может быть бедственнее греха, от которого все прочие бедствия? Он разлучает человека с Богом, поставляет его во вражду с человеками, разделяет самого с собою.

***

Грех лишает душу - мира, ум - света, тело - нетления, землю - благословения, всякуб тварь - всякой доброты. Он начинает тем. что вселяет ад в человекаЮ и оканчивает тем, что человека во ад вселяет.

Святитель Филарет Московский

 

 

 
о страстях

святой праведный Иоанн Кронштадтский

***

Как хорошо побеждать страсти! После победы чувствуешь такую легкость на сердце, мир и величие духа!

св.прав. Иоанн Кронштадтский

 
об обмане

***

"Эгоизм сейчас живет и царствует. Я бы сказал, что в наше время коммерции и рекламы умение обмануть считается каким-то даром - как когда-то даром считалась кристальная честность. Выросли поколения, которые научены тому, как грабить. И это во всех отношениях безрассудно".

афонский старец Ефрем Филофейский

 

 
о вере

Памятник Иоанну Златоусту в городе Златоуст, самом высокогорном городе Урала


Какое великое благо вера! Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в безвыходное положение, когда нам угрожает смерть, когда наши обстоятельства отчаянны!

***

Якорь нужен для корабля во время бури; вера нужна человеку во время бедствий.

***

Человек без веры подобен кораблю без руля, носимому по волнам морским.

Святитель Иоанн Златоуст

***

Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни, и не только благополучие каждого из нас, но и благосостояние целых обществ.

Святитель Филарет Московский.

***

Начало ложной религии – неумение радоваться, вернее, отказ от радости. Между тем, радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться…

прот.Александр Шмеман

схиархимандрит Иоаким (Парр)

***

"Конечно же, мы хотим, чтобы все были православными. Но мы часто пытаемся передать другим религию, а нам надо давать ближним Веру. Господа можно увидеть только через нас - но только в том случае, если научимся исполнять Его заповедь и любить.

Бог это не лекция. И мы никого ничему не научим, если сами не будем жить так, как жил Христос".

схиархимандрит Иоаким (Парр)  

 
об ангеле хранителе

Паисий Святогорец"Когда человек ощущает присутствие Божие, он чувствует и присутствие ангела-хранителя, и он старается ничем не огорчить его. И тогда движения его становятся спокойными, внимательными, но вместе с тем - свободными. Такая собранность его не напрягает, она ему нравится. В его движениях ощущается духовная свобода".

Паисий Святогорец

 
О скорбях

***

Сам себя смиряй, и тогда не нужно будет, чтобы какое-либо особое бедствие смирило тебя.

Кто не хочет нести добровольных скорбей покаяния, того Промысл Божий подвергает невольным скорбям.

Прп Фалассий Ливийский

***

Смиряйся в счастии, доколе тяжкая рука Божия не смирила тебя через бедствие.

Прот П. Соколов

***

"Меня спрашивают, какая справедливость в смерти - например молодых? Я отвечаю, что никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным способом - так, чтобы спасти его душу. Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы спасти. Чтобы спасти! Но конечно, родителям и родственникам умершего трудно это принять".

Паисий Святогорец  

 

игумен Никон (Воробьев)

***

Ты пишешь, что много грустишь. Скорби в наше время это автомобили, которые привезут нас в Рай. Ничего иного не жди в этом мире. Радость и утешения сберегаются для иной - вечной - жизни. Скорбь рождает радость. А ты мужайся - и не приходи так легко в отчаяние.

Ефрем Катунакский  

 

 

 игумен Никон (Воробьев)

***

Мы потому остро воспринимаем скорби, что почти не верим словам Евангелия. Готовы поверить всякому человеку, более или менее порядочному, а вот Господу не верим и не доверяем. Это непонятно, пожалуй, рассудку, а внимание к себе показывает, что это именно так. Нужно немало внутренне потрудиться, чтобы получить живую веру в Господа и слова Его. Только при этой вере становится легко жить и переносить все тяготы жизни. Тем более, что она – коротенькая подготовка к вечности.

игумен Никон (Воробьев)

 

игумен Никон (Воробьев)

           ***

Бог дал Вам зреть себя в своей духовной неприглядности. И это есть дар Божий и чудо духовного прозрения. Надо благодарить Бога и жить надеждой, что уж если Господь вошел в жизнь Вашу, когда Вы были мрак и во мраке, то теперь, когда и Вы стремитесь Ему навстречу, но неумело и обессилены, неужели Он оставит Вас? А враг именно эти мысли всевает Вам и низлагает ими в грех отчаяния и безнадежности. И опять падение. Да не будет. Когда приступает с отчаянием враг к Вам, бегите мыслью к безграничности Божией любви и Его милосердия. А когда гордыня всплывет, вспоминайте о глубине своего падения.

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

***

Через скорби человек научится вере и любви.

архимандрит Гавриил (Ургебадзе)

 
О семье

***

"Семья, семейная среда, Богом нам данная, наиболее удобна для устроения нашего спасения. В атмосфере семьи мы можем всего лучше и удобнее бороться со своими грехами и недостатками. Ибо в семейной жизни человеку приходится каждодневно обнаруживать свое настоящее состояние, быть искренним с самим собою. Правильная жизнь в семье учит человека держать себя, изживая свое отрицательное, побеждать свои плохие стороны, укреплять свое доброе, и он каждый момент может усовершенствоваться. Это тем возможнее, что всякая победа над грехом внутри себя дает радость, утверждает силу семьи, ослабляет злой тягостные несчастья".

архиепископ Пражский Сергий (Королев)

 

***

Со слезами прошу вас - каждодневно согревайте окружающих вас. Если не всех, то хотя бы семью, куда поставил вас Господь. Трудитесь над этим, и труды вас так завлекут, что для вашего тепла станет узок круг семьи, и ваши теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться!.

св.прав. Алексий Мечев

***

архимандрит Софроний (Сахаров)Отсутствие детей в наше время считается привилегией. Для родителей дети - это мученичество. Либо же, родители творят из своих детей идолов: живут с ними всю свою жизнь и отождествляют себя с ними. Это - неправильно.

Мужчина берет в супруги женщину как помощника в их взаимном совершенствовании. А дети - это Дар Божий. Когда люди вступают в брак и Бог дарует им детей, они должны прославлять Бога. Если Бог не дает детей, они должны принять этот факт в мире и не удручаться.

архимандрит Софроний (Сахаров)

 

***

"Что такое христианский брак? Это когда жена не ожидает наперед добродетелей от мужа, чтобы потом уже показать ему свои; и когда муж не ожидает благонравия от жены прежде, чтобы потом уже заботиться о ней - потому что это уже будет не добродетель, а что-то другое; пусть каждый сам наперед исполняет свои обязанности и - все образуется".

святитель Иоанн Златоуст

митрополит Антоний Сурожский

***

Очень многие супруги не могут среди великих семейных трудностей различить добрый план Божий. Один, например, жалуется, что жена его с прихотями, другая, что муж гневливый. Но Бог знает лучше нас, как делать Свою работу. Если, например, супруг "колючий", то Бог устраивает так, чтобы супруга была мягкой по характеру, дабы "не убились". Господь всё видит, видит Он и то, что не годятся для совместной жизни два младенческих характера, потому что "уснут стоя"!

старец Паисий Святогорец

***

В первую очередь христианская семья должна быть счастливой. Это не значит, что надо потакать друг другу во всем. Но если христианская семья представляет собой картину несчастливого сочетания людей, то всякий неверующий или полуверок, глядя на нее, скажет: ну, если это - все, что Бог может сделать, то лучше без Него... И мне кажется, что в центре семьи должна быть любовь, должна быть радость, а не постоянная мука во имя какого-то идеала, часто выдуманного.

митрополит Антоний Сурожский

 

святитель Феофан Затворник***

Благослови Господи все начинания ваши. Вы семьяне. Вам нельзя не хлопотать о житейском. Это и не запрещено; напротив, повелено трудиться, чтоб иметь содержание и другим помогать. Надо только не томить себя заботою и, работая, всю надежду возложить на Бога, и все, что даст Бог излишнего, возвращать то Ему, чрез бедных, как оброк господский. Ведь спасаться не мудрено. Глаза только надо и энергию. Дело все просто. Мыслию с Богом будь и телом твори дела, кои лежат на тебе по заповеди. Вот и все! Много ли это?

святитель Феофан Затворник

 

 

Продолжение Продолжение материала...
 
о гордости

***

Никогда не говори о себе самом, о своих делах или о своих родных. А если это все же необходимо - говори, но коротко, насколько это возможно.

прп. Никодим Святогорец

 

 

Свт. Филарет Московский

 

***

Кто сам себя ставит высоко, тот себе готовит падение

Свт. Филарет Московский

 

 

архимандрит Клеопа (Илие)***

Ни к чему гордиться глубоким умом или обширными знаниями. Сами по себе они - ничто. А вот гордость, которую они могут родить - погибельна. Сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога. И пал.

Архимандрит Клеопа (Илие)

 

старец Порфирий Кавсокаливит

***

Как-то раз я говорил с одним известным психологом и он с упреком сказал, что православие способствует появлению у людей уныния и самобичевания - то есть, едва ли не понуждает их к этому. Я ответил ему:
- Да, я согласен, что некоторые люди, по своей слабости или по дурному влиянию других заражаются этим недугом. Но люди, не ходящие в церковь и не живущие с Богом, несут в себе куда более серьезную и опасную болезнь - гордыню.

старец Порфирий Кавсокаливит


***священномученик Иларион (Троицкий)

Бог попускает человеку быть в состоянии вялости, безразличия и равнодушия, если в человеке есть гордость. Ведь, если гордый человек вкусит от небесных благ, то начнет гордиться и будет думать, что заслужил это своими делами. Потом станет и другим говорить: "Подвизайтесь! Видите, чего я удостоился за свои подвиги!" - и так будет причинять другим вред. Потому Бог попускает такому человеку быть биту столько, сколько нужно, пока в нем не умрет самомнение.

старец Паисий Святогорец

***

Гордый человек обо всем рассуждает смело и самоуверенно, хотя в сущности не понимает того, что утверждает. Особенно ясно обнаруживается это в вопросах веры. Здесь все хотят быть учителями, апостолами и пророками. Здесь не смущаются даже своим полным невежеством. В других областях люди, ничего не знающие, предпочитают хоть молчать. Но в вопросах веры у нас теперь больше всего рассуждают те, кто меньше всего в этих вопросах понимает.

священномученик Иларион (Троицкий)

Продолжение Продолжение материала...
 
О болезнях

***

Болезнь - самое благоприятное время для возвращения в свое сердце, к Богу. С выздоровлением эта возможность, как правило, опять отходит в бесконечную даль.

священник Александр Ельчанинов

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

***

Надо знать одну непреложную истину, которая дана именно для нашего времени. Теперь, при оскудении духовных руководителей и при ослаблении веры верующих, Господь дал людям нелицеприятного руководителя, который и лечит, и учит, и вразумляет - это тяготы жизни – скорби и болезни. Ум людской - каверзен, сердце стало лукаво, и поэтому крайне трудно контролировать свои действия, а Господь, зная это, дал нам горькое врачество от душевных недугов - физические болезни.

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

 

***

Человек заболевает тогда, когда начинает биться с людьми и обстоятельствами. А когда человек с полным доверием предает себя Господу, то Он ниспосылает мир и покой в душу и тело человека и в результате мы снова обретаем здоровье.

старец Порфирий Кавсокаливит

 
О молитве

***

Только сердечная молитва является молитвой, ибо совершается с болезнью и приносит результаты. …

***

Кто без уважительной причины оставляет молитву и свои духовные обязанности и постоянно работает (строит пирамиды для фараона), тот удаляется от Бога, дичает и постоянно жестоко пинает своими бесчинствами своего Ангела хранителя, пока не изгонит его, и тогда управлять им начинает лукавый.

преподобный Паисий Святогорец

 

 

***

Молитва есть обязанность христиан, и обязанность первая, которую они должны исполнять.

Протоиерей И. Толмачев

 

***

Благодатию Божией мы поднимаемся утром - кто раньше, кто позже. Первое, что нам надлежит сделать это - встать на колени, поднять руки к Богу и помолиться. Сон это образ смерти. Мы спим и не знаем, где находимся, не ощущаем времени и вновь восстаем. И мы молимся утром по долгу, потому что молитва подает нам свет, и свет этот светит в течение всего дня. А дальше мы отправляемся каждый по своим делам – кто на работу, кто в школу, кто по домам

 Ефрем Филофейский

 

Порфирий Кавсокаливит

 

***

Умная молитва бывает лишь у того, кто получил благодать Божию. Нельзя творить молитву с мыслью: «Я научусь ей, я должен преуспеть в молитве, я достигну ее». Потому что, ставя молитву как цель, мы приходим к эгоизму и гордости.

Порфирий Кавсокаливит

 

 

 

 

схиархимандрит Иоаким (Парр)***

Почему нам так нелегко дается молитва? Отчего вообще все эти духовные трудности? Причина - не в том, что мы не можем обрести Бога. Дело в том, что мы даже не осознаем, Кто Он. Мы не умеем заглянуть заглянуть за пределы своих установок и условностей, которые нагромождаем по жизни.

схиархимандрит Иоаким (Парр)

 

 

святитель Феофан Затворник

***

Сила - не в словах молитвы, а в духовном настроении, преданности Богу и во всегдашнем внимании к Нему.
Молитва Иисусова есть только пособие, а не само существо дела.


***

«Если хочешь возжечь молитву в сердце своём, ходи чаще в храм Божий. Дома так не помолишься, как в храме. Есть такие, которые и дома тепло молятся, но если дома так хорошо, то насколько лучше в храме! Но бывая в храме, не телом только бывай в нём, а более духом. Мечтания разгоняй, забот не допускай, и одному делу внимай – делу молитвы. Если есть за тобой какая вина – сними с себя покаянием. Если совесть нечиста, подбавь дел самоотвержения и любви. Стоя в храме, готовься и всё время, которое будешь и вне храма, не отступать от Господа мыслью, а всегда видеть Его перед собою, чтобы не направились стопы твои с правого пути на неправый. От этого, когда придёшь в храм, тебе легче будет держать себя в нём, как должно. А от должного пребывания в храме опять-таки легче будет тебе удержать внимание пред Господом, когда будешь вне храма… И так пойдёт всё выше и выше расти твоё пребывание в Господе, а больше этого чего ещё желать?»

Святитель Феофан Затворник

преподобный Нил Синайский***

"Много раз, молясь, просил я того, что казалось мне благом, и настаивал на прошении, вместо того, чтобы позволить Богу устроить как было бы полезным для меня. И что же? Получив просимое, я оказывался в скорби, ибо дело и желаемое в конечном итоге оказывалось для меня совсем не таким, как я думал".

преподобный Нил Синайский

 

 

архимандрит Сергий (Шевич)

***

«Чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух».

свт. Григорий Палама

  
 
свт. Иоанн Кронштадский
***

«Бог долго попускает врагу искушать и теснить нас во время молитвы, чтобы сделать ее искреннее и тверже, и наконец дает нам благодать – молиться с миром, неразвлекаемо».

свт. Иоанн Кронштадский

 

***

«Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа»

прп. Силуан Афонский

 

Продолжение Продолжение материала...
 
О смирении

***

Многие получили спасение  без прорицаний и осияний, без знамений и чудес; но без смирения никто не внидет в Небесный чертог.

Преподобный Иоанн Лествичник

***

Со смирением так будь дружен, что без него не мысли не действуй не говори ничего.

Протоиерей А. Некрасов.

***

Смирение есть непременная добродетель тварей, одному Богу прилично величие

Свт. Иннокентий Херсонский

 

***

"Есть две болезненные крайности, которых нужно опасаться - чувства превосходства и чувства своей худости при видении своей греховности. Нужно различать. Одно дело смирение, и совсем другое - комплекс вины; одно дело покаяние и другое - уныние".

прп. Порфирий Кавсокаливит

 

***

Смиренномудрый не должен высказывать свое смирение на словах. Смирение на словах есть порождение гордости и собою рождает тщеславие.

прп. Варсонофий Великий

 

игумен Никон (Воробьев) ***

Если хочешь найти мир душевный — прими все случающееся с тобой, как от руки Божией - а не от человеков, бесов, обстоятельств и прочее. Ибо воистину все происходящее с нами не может прийти без воли Божией. Люди и обстоятельства — только орудия Его, часто не понимающие того, что делают."

игумен Никон (Воробьев)

 

прп.Макарий Египетский

***

"Если не будут украшать нас смиренномудрие, простота и благость, то никакой не принесет нам пользы молитвенная наружность. И все наши подвиги были напрасны и тщетны, если не находим мы в себе обильных плодов любви, мира, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения".
прп.Макарий Египетский 

 

***

Нет большего зла, чем эгоизм. Он порождает все искушения и соблазны. Горе тому, кого он опутает: он обезобразит его!.. Бейте эгоизм со всей силой. Научитесь смирению. Совершайте свои дела с сокрушением и плачем, с благоуханием смирения. Только те дела ваши получат вознаграждение, которые вы делали со смирением. Будь не упрямым, а смиренным. Не помышляй, что ты что-то из себя представляешь, ибо это гордость, а Бог гордыми гнушается. На затоптанной земле не растет трава. Так и в смиренной душе не прорастают страсть и зло. Поскольку мы недостаточны в смирении, Бог не перестанет смирять нас искушениями, доколе мы не выучим этот важнейший и спасительнейший урок.

архимандрит Ефрем Святогорец

старец Паисий Святогорец

***

Смиренный человек кроток. Но это не означает, что кто кроток, тот и смиренен. Человек может внешне казаться кротким, но внутри быть исполнен гордости и говорить о других: «Они ненормальны, нечего на них внимание обращать, пусть себе говорят!» Был один монах, которого отцы никогда не видели разгневанным и который никогда не отвечал, если ему досаждали. Поэтому однажды его спросили: «Как так, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, ты показываешь такое долготерпение?» На что он отвечал: «Мне ли обращать внимание на их недостатки…Это лающие псы». Понимаете? Он презирал других.

старец Паисий Святогорец

святитель Григорий Богослов

 

***

Смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало, при немногих и редко, и не тот, кто униженно обращается с низшими себя, но тот, кто скромно говорит о Боге, кто знает, что сказать, о чем помолчать, в чем признать свое неведение, кто уступает слово имеющему власть говорить и соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении.

святитель Григорий Богослов

 

 

Продолжение Продолжение материала...
 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї