Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная arrow Святитель Филарет Московский arrow Хроника жизни arrow 1782 - 1821 гг.
  • 1782 год

  • 26 декабря (8 января по н.ст.) в городе Коломне в пять часов утра родился Василий Михайлович Дроздов. Родители: диакон Коломенского кафедрального собора и учитель Коломенской духовной семинарии Михаил Федорович Дроздов, Евдокия Никитична Дроздова.
  • 1783 год

  • 1 января - крещен в память св.Василия Великого в Богоявленской церкви. Восприемники: соборный ключарь Петр Васильев, бабушка по матери Доминика Прокофьевна.
  • - хиротония Михаила Дроздова во иерея и назначение в церковь Троицы на Репне в Ямской слободе.
  • 27 февраля – переезд семьи иерея Михаила Дроздова в свой дом в Ямской слободе г.Коломны (доклады,14).
  • 1791 год

  • 20 декабря - Василий Дроздов поступил в Коломенскую духовную семинарию.
  • 1797 год

  • - преобразование духовных семинарий в Санкт-Петербурге и Казани в Духовные академии.
  • 1798 год

  • 31 октября – издание первого устава Духовных академий.
  • 1799 год

  • - упразднение Коломенской епархии, присоединение ее к Московской епархии; назначение епископа Коломенского Мефодия в Тулу и перевод Коломенской семинарии в Тулу.

  • 1800 год

  • март – Василий Дроздов впервые приезжает с отцом в Москву, а затем в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
  • 5 марта – подача прошения от имени коломенского иерея Михаила Федоровича Дроздова к правлению Свято-Троицкой семинарии о зачислении Василия Дроздова студентом в философский класс. Начало обучения в семинарии (курсы богословия, истории, греческого и еврейского языков).
  • Ноябрь – написание четверостишия на греческом языке, обращенного к митрополиту Платону.
  • - назначение иерея Михаила Дроздова настоятелем Успенского собора в г.Коломне.
  • 1801 год

  • 1 марта – убийство императора Павла I.
  • начало апреля – в окрестностях Сергиева Посада возникла страшная буря со снегом.
  • 22 мая – отмена телесного наказания по суду для священников и диаконов.
  • 25 ноября – посещение императором Александром I Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Свято-Троицкой и Вифанской семинарий.
  • конец декабря – посещение родных в Коломне.
  • 1802 год

  • - назначение старшим по уходу за больными в семинарской больнице.
  • начало апреля – по представлению ректора семинарии архимандрита Евграфа Василий Дроздов посвящен в стихарь. Начало проповеднической деятельности.
  • конец сентября – начало изучения курса медицины.
  • 1803 год

  • 3 марта – кончина в лавре коломенского друга Андрея Саксина.
  • август – окончание обучения в семинарии. В отзыве ректора семинарии о Василии Дроздове и Матфее Знаменском говорится: «И по прилежанию и по остроте ума, как в других науках, так и преимущественно в поэзии, они, без сомнения, лучше всех. Отличаются особенною скромностью».
  • 25 сентября – возможно произнесение слова в память преподобного Сергия.
  • Ноябрь – митрополит Платон (Левшин) назначил Василия Дроздова учителем греческого и еврейского языков в семинарии с получением жалованья в год по 160 рублей.
  • 1804 год

  • август – посещение родных в Коломне.
  • 4 ноября – первое дошедшее стихотворение Василия Дроздова «Послание отцу ко дню именин»:
          …Пусть будет подо мной Пегасом стул сосновый,
          Позвольте издали к Вам ямбами скакать
          И мысли рифмою свободною сковать…
          Да радости одни Всегда приносят Вам грядущи Ваши дни.
          Да кротки небеса моленьям Вашим внемлят,
          И бури жизненны спокойства не колеблят.
          Вот сердце Вам мое! Желаний вот предмет!
          В Коломне ясный день – и в Лавре тучи нет…

  • 1806 год

  • 12 января – произнесение слова в день освобождения Свято-Троицкой Сергиевой лавры от нашествия врагов.
  • Весна – произнесение слова в Великий Пяток. Митрополит Платон на тексте проповеди написал: «Прекрасно, учитель греческого и еврейского языка! Прекрасно! Заметь: прекрасно, так как мы знаем тебя за первого из проповедников в Лаврской Семинарии!».
  • Февраль – митрополит Платон предложил Василию Дроздову избрать иноческий путь.
  • 30 августа – назначение Василия Дроздова учителем поэзии с жалованьем по 250 рублей в год, а также назначение проповедником при лавре.
  • 5 июля – возможно произнесение слова в день обретения мощей преподобного Сергия.
  • 8 сентября – возможно произнесение слова в праздник Рождества Богородицы.
  • октябрь – возможно произнесение слова в неделю 19 по Пятидесятнице.
  • Декабрь – возможно произнесение слова в неделю 28 по пятидесятнице.
  • 1807 год

  • март – возможно произнесение слова в неделю мясопустную.
  • Лето - посещение родных в Коломне.
  • 27 октября – письмо к отцу.
  • ноябрь – написание стихотворения «Старость», обращенного к митрополиту Платону.
  • 1808 год

  • январь – назначение учителем высшего красноречия и риторики с оставлением в должности учителя поэзии. «Мне трудно, - писал Василий Дроздов отцу, - потому что в одни часы оба класса и много людей: но я был бы непотребный раб, если бы не старался оправдать доверие Милостивейшего Архипастыря».
  • 26 июня – император Александр I утвердил проект о преобразовании духовных школ и учреждении Комиссии духовных училищ.
  • Июль – Василий Дроздов подает прошение на имя митрополита Платона: «Обучаясь, а потом обучая под архипастырским вашего высокопреосвященства покровительством, я научился. По крайней мере, находить в учении удовольствие и пользу в уединении. Сие расположило меня к званию монашескому. Я тщательно испытал себя в сем расположении в течение почти пяти лет, проведенных мною в должности учительской. И ныне, ваше высокопреосвященство, милостивейшего архипастыря и отца, всепокорнейше прошу вашим архипастырским благословением совершить мое желание, удостоив меня монашеского звания».
  • 23 августа – произнесение слова на освящение храма Святой Троицы в Махрищенском монастыре.
  • 16 ноября – в Трапезной церкви лавры Василий Дроздов пострижен наместником Симеоном в монашество с именем Филарета в честь Филарета Милостивого.
  • 21 ноября – в церкви Сошествия Святого Духа рукоположен митрополитом Платоном в сан иеродиакона.
    - декабрь – вызов Комиссией духовных училищ иеродиакона Филарета (Дроздова), а также Симеона Платонова и Федора Александрова в Санкт-Петербург.
  • 29 декабря – отъезд иеродиакона Филарета из лавры.
  • 1809 год

  • 1 марта – назначение иеродиакона Филарета учителем риторики в Духовной семинарии, затем бакалавром философии и инспектором семинарии.
  • 28 марта – иеродиакон Филарет рукоположен во иеромонаха.
  • 9 августа – назначен ректором учрежденного при семинарии Духовного уездного училища с оставлением имеющихся обязанностей.
  • 1810 год

  • 8 февраля – переведен в Духовную академию бакалавром богословских наук, читает курс Церковной истории.
  • 25 марта – произнесение слова в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
  • 1811 год

  • 5 января – письмо к другу, священнику Григорию Пономареву: «К здешней жизни я не довольно привык и вряд ли когда привыкну более. Вообрази себе место, где более языков, нежели душ; где надежда по большей части в передних, а опасение повсюду; где множество покорных слуг, а быть доброжелателем считается неучтивым; где роскошь слишком много требует, а природа почти во всем отказывает: ты согласишься, что в такой стихии свободно дышать могут только те, которые в ней или для нее родились. Впрочем, есть люди, которых расположением я сердечно утешаюсь». 
  • весна – произнесение слова в день Пасхи.
  • Май-июль – проведение ревизии Санкт-Петербургских духовных училищ.
  • Июнь – представление иеромонахом Филаретом в Комиссию духовных училищ плана курса Церковной истории.
  • Июль – произнесение слова в день Пятидесятницы.
  • Сентябрь – произнесение слова в неделю четвертую по Пятидесятнице.
  • 17 сентября – произнесение слова по освящении в Казанской соборной церкви Санкт-Петербурга придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
  • 3 октября – произнесение слова при отпевании графа А.С.Строганова.
  • 5 ноября – произнесение слова по случаю поминовения графа А.С.Строганова.
  • 25 декабря – произнесение слова на праздник Рождества Христова.
  • - написание по желанию императрицы Елизаветы Алексеевны сочинения «Изложение различий между Восточною и Западною Церковью в учении веры».
  • 1812 год

  • 17 января – произнес слово в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры при отпевании графа П.В.Завадовского. В своих проповедях святитель Филарет «будил мысль, взывал к разуму, требовал внимания к своему мнению. По сути своей Филарет не был народным проповедником, да, видимо, и не хотел им быть. На простого крестьянина в сельской церкви (где, Филарету, правда, случалось проповедовать лишь изредка) его проповедь, может быть, и производила впечатление, но вряд ли внутренне трогала, потому что была обращена не к чувству, а к разуму; Филарет хотел, чтобы верующие задумались над теми вопросами, которые были подняты в проповеди. При этом исключались всякие личные эмоции проповедника в связи с обсуждавшейся темой. Филарет всегда говорил от имени Церкви – спокойно, немного академично, строго и отчетливо, не переступая в то же время той грани, за которой от слушателя уже не требовалось ответное умственное усилие… Его постоянной особенностью было постоянное обращение к догматическим темам».
  • в начале года по поручению Комиссии Духовных училищ архимандрит Филарет образовал из выпускников Санкт—Петербургской Духовной семинарии класс чтения Священного Писания и Святых Отцов для их подготовки к священнослужительской должности.
  • 11 марта – архимандрит Филарет назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и профессором богословских наук.
  • 27 марта – архимандрит Филарет определен (постановлением Синода, высочайшим указом) настоятелем Юрьевского монастыря вблизи Новгорода. Обитель, отнесенная к монастырям первого класса, была основана в 1030 г. князем Ярославом Мудрым (в крещении Георгием), неизменно находилась под покровительством великих князей, а потом московских царей.
  • - произнес слово в Великий Пяток в Большой дворцовой церкви Зимнего дворца в присутствии всей царской семьи.
  • 10 апреля – архимандрит Филарет указом митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) назначен присутствующим в Санкт-Петербургской консистории.
  • - работа над толкованием Книги Бытия.
  • 12 июня – вторжение французской армии в Россию, начало Отечественной войны.
  • 1 октября – освятил домовую церковь во имя Святой Живоначальной Троицы в доме князя А.Н.Голицына и произнес проповедь.
  • 21 октября – в домовой Свято-Троицкой церкви князя А.Н.Голицына произнес слово о молитве Господней.
  • 11 ноября – кончина митрополита Платона (Левшина).
  • 30 ноября – архимандрит Филарет совершил богослужение в домовом храме князя А.Н.Голицына в присутствии императора Александра I.
  • в начале декабря архимандрит Филарет сильно простужен.
  • 6 декабря – император Александр I утвердил доклад князя А.Н.Голицына об учреждении в Санкт-Петербурге Библейского общества. «Многие лица, не сомневаясь в значущей пользе, от такового учреждения проистекать имеющей, изъявили желание видеть в сей столице Библейское общество и принять в оном деятельное участие, - писал князь А.Н.Голицын. - Оставляя неприкосновенным издание книг Священного писания на славянском языке для исповедующих Греко-российскую веру, принадлежащее в особенности ведомству Святейшего Синода, я нахожу означенный проект действительно полезным, как для распространения в России чтения Ветхого и Нового Завета на разных других языках между обитателями иностранных исповеданий, так и потому, что недостаточные люди могут покупать сию книгу за дешевую цену, а бедные будут получать ее безденежно». В 1812 г. у Голицына пробудилась склонность к мистике, он был охвачен идеей некоего универсального нового христианства надконфессионального типа. Библейское общество было создано в Великобритании в 1804 г. с целью распространения Священного Писания на разных языках, имело отделения в германских государствах, Швейцарии, Америке, Индии. В марте 1812 г. Общество прислало в Санкт-Петербург пастора Джона Патерсона.
  • 25 декабря – Манифест Александра I об общем молебствии по случаю окончательного изгнания французской армии из отечества.
  • в конце декабря архимандрит Филарет принимает участие в литургии и молебне в Казанском соборе по случаю изгнания французской армии из пределов России.
  • 27 декабря – в домовой Свято-Троицкой церкви князя А.Н.Голицына произнес слово на Рождество Христово.
  • - по просьбе А.Н.Оленина написал «Опыт объяснения Псалма 67».
  • 1813 год

  • 11 января – первое заседание Санкт-Петербургского Библейского общества, избран комитет общества, председателем которого стал обер-прокурор Святейшего Синода князь А.Н.Голицын.
  • весна – произнесение в Троицком соборе Александро-Невской лавры слова в Великий Пяток.
  • 13 июня – произнесение в Казанском соборе слова пред погребением тела фельдмаршала князя М.И.Кутузова.
  • 29 июня – за неусыпные труды по званию ректора и профессора богословских наук в Духовной академии, назидательные и красноречивые поучения о истинах веры награжден орденом св.Владимира 2-й степени.
  • Июль-сентябрь – по поручению Комиссии духовных училищ инспектировал постановку учебной части в Санкт-Петербургской духовной семинарии.
  • Сентябрь-октябрь – написание критического исследования об изданной книге французского философа Ансильона «Эстетические рассуждения».
  • 1814 год

  • 2 января – выступление с речью на торжествах открытия Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге.
  • 18 января – произнесение в Троицкой домовой церкви князя А.Н.Голицына слова в воспоминание войны 1812 года.
  • Апрель – составление нескольких проектов об улучшении постановки обучения в духовных учебных заведениях, о преобразовании Московской Духовной академии и пр.
  • 18 мая – произнесение в Троицкой домовой церкви князя А.Н.Голицына слова в день Сошествия Святого Духа.
  • 29 мая – письмо к министру народного просвещения, графу А.К.Разумовскому, просившему просмотреть третий сборник «Трудов Общества любителей российской словесности», с возражением против показа в одной из статей пророка Давида лишь как стихотворца. Автор «совсем уничтожает в нем пророка», «описывает его как творца пастушеских, героических и печальных од, в то время как Давид «в отношении к духу псалмов был орудием токмо Св.Духа».
  • 13 августа – удостоен ученой степени доктора богословия. Произнес программную речь на академической конференции в Санкт-Петербургской Духовной академии.
  • 27 августа – получил высочайший рескрипт с изъявлением благодарности за успешный первый выпуск преобразованной Духовной академии, отличные труды и способность к образованию юношества, награжден пожизненным пенсионом по 1500 рублей в год.
  • 30 августа – архимандрит Филарет утвержден постоянным членом Комиссии духовных училищ.
  • 4 сентября – указом императора Санкт-Петербургскому Библейскому обществу повелено именоваться Российским Библейским Обществом. Одним из 12 директоров Общества избран архимандрит Филарет, которому было поручено наблюдение за подготовкой стереотипного издания Славянской Библии.
  • 15 сентября – произнесение слова на день коронации Александра I.
  • 13 ноября – беседа по освящении Казанского домового храма графа В.П.Кочубея.
  • 21 ноября – произнесение слова в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  • Ноябрь – произнесение слова в неделю двадцать четвертую.
  • 23 декабря – утверждение Святейшим Синодом составленного архимандритом Филаретом особого чина молебствия 25 декабря «за избавление Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык».
  • 26 декабря – произнесение в Большой Дворцовой церкви Зимнего дворца в присутствии царской семьи слова на праздник Рождества Христова. «Бедственное ослепление людей, прельщенных миром, увеличивается тем, что слепые слепых же избирают вождями себе, или дают влещи себя множеству, на которое опираясь десницею и шуйцею мнят быть безопасны от падения… Итак, вотще стараются некоторые утончать любовь к миру, вместо того, чтобы отсекать ее, и, вместо того, чтобы побеждать оную любовию к Богу, надеются примирить одну с другою…». Проповедь вызвала неудовольствие вдовствующей императрицы Марии Федоровны, и с тех пор Филарета не приглашали проповедовать в Дворцовой церкви.
  • - выступил в роли посредника между Г.Р.Державиным и духовной цензурой, запретившей публикацию его стихотворения «Христос».
  • - составление «Обозрения богословских наук в отношении преподавания их в высших духовных училищах», разосланного Комиссией духовных училищ в качестве методического указания, программы изучения богословия.
  • 1815 год

  • весна – произнесение в Троицком соборе Александро-Неской лавры слова в Великий Пяток.
  • Июнь-июль – по поручению Комиссии духовных училищ ревизовал деятельность Московской Духовной академии и семи семинарий: Новгородской, Тверской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Спасо-Вифанской и Московской, а также некоторых уездных и приходских училищ; посещение г.Коломны.
  • 26 сентября - подписание в Париже Акта о Священном Союзе, объединившем монархических правителей Европы. Из Высочайшего манифеста: «Познав из опыта и бедственных для всего света последствий, что ход прежних политических в Европе между державами отношений не имел основанием тех истинных начал, на коих премудрость Божия в откровении своем утвердила покой и благоденствие народов, приступили мы… к поставлению… союза, в котором обязуемся мы взаимно, как между собою, так и в отношении к подданным нашим, принять единственным ведущим к оному средством правило, почерпнутое из словес и учения Спасителя нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить аки братья, не во вражде и злобе, но в мире и любви».
  • - выход в свет книги «Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-Российской Церкви», написанной по просьбе князя А.Н.Голицына.
  • 1 декабря – выход в свет книги «Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие» с посвящением императору Александру Павловичу (Бытия).
  • 1816 год

  • 18 января – смерть протоиерея Михаила Федоровича Дроздова.
  • - выход в свет первого стереотипного издания Нового Завета, к 1823 г. вышло более десяти изданий.
  • 28 февраля – князь А.Н.Голицын предложил Святейшему Синоду рассмотреть пожелание императора Александра I о переводе Библии на русский язык.
  • 16 марта – Комиссия духовных училищ по поручению Святейшего Синода рассмотрела вопрос о переводе Библии на русский язык и решила: «поручить дело сие ректору Санкт-Петербургской Духовной академии о.архимандриту Филарету с прочими членами академии…». Сам архимандрит Филарет взялся за перевод Евангелия от Иоанна.
  • Март - указом Святейшего Синода архимандрит Филарет определен настоятелем Московского ставропигиального Новоспасского монастыря с оставлением в должности ректора Санкт-Петербургской Духовной академии.
  • 8 апреля – высочайшим рескриптом за успешное обозрение Санкт-Петербургского и Московского учебных округов и за ревностное служение архимандриту Филарету изъявлена «совершенная признательность», пожалован панагиею, украшенной бриллиантами.
    весна – произнесение в Троицком соборе Александро-Невской лавры слова в Великий Пяток.
  • 2 июня – по высочайшему повелению назначен членом Комитета по рассмотрению производства в Финляндских судах дел о людях духовного звания.
  • 16 июля – высочайше утвержден членом Совета Императорского Человеколюбивого Общества. В письме к князю А.Н.Голицыну написал: «Приемля с должным послушанием возлагаемую на меня обязанность, если сколько возмогу успеть в ее исполнении и послужить делу человеколюбия, приму то за дар общего Человеколюбца».
  • 30 июля – произнесение слова по освящении Воскресенского домового храма графа А.К.Разумовского.
  • - выход в свет книги «Начертание Церковно-Библейской истории в пользу юношества».
  • 1817 год

  • 3 марта – назначен членом Строительного комитета при Санкт-Петербургской Духовной академии.
  • 7 апреля – назначен членом Главного правления училищ.
  • весна – произнесение в Троицком соборе Александро-Невской лавры слова в Великий Пяток.
  • 27 мая – произнесение слова по освящении храма во имя праведной Елизаветы при сиротском Санкт-Петербургском училище.
  • Июнь – архимандрит Филарет присутствует на выпускных экзаменах в Царскосельском Лицее.
  • 5 июля – произнесение слова перед погребением графа П.А.Строганова.
  • Июль – проведение полной ревизии Санкт-Петербургской семинарии.
  • 23 июля – именным высочайшим указом архимандриту Филарету повелено быть викарием Санкт-Петербургской епархии с саном епископа Ревельского и с оставлением в должности Ректора академии и настоятеля Новоспасского монастыря.
  • 5 августа – в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан в сан епископа. В хиротонии приняли участие митрополит Новгородский Амвросий (Подобедов), архиеписокп Чернигоский Михаил (Десницкий), архиепископ тверской Серафим (Глаголевский).
  • 12 сентября – закладка в Москве на Воробьевых горах храма Христа Спасителя по проекту А.Л.Витберга.
  • 24 октября – учреждение Министерства духовных дел и народного просвещения (в котором Святейший Синод оказался подчиненным одному из четырех отделений Департамента духовных дел) во главе с князем А.Н.Голицыным, упраздненного 15 мая 1824 г.
  • - завершен перевод на русский язык и редактирование четырех Евангелий.
  • 1818 год

  • 20 января – произнесение слова перед приведением к присяге Санкт-Петербургского дворянства и граждан для избрания судей.
  • 18 февраля – обер-прокурором Святейшего Синода назначен князь П.С.Мещерский.
  • 21 мая – кончина митрополита Новгородского Амвросия (Подобедова).
  • 26 августа – за новые труды, за заслуги перед Церковью и Отечеством награжден орденом св.Анны 1-й степени.
  • 12 декабря – одна из бесед епископа Филарета с американским квакером Стефаном Грелье де Мобилье, разъяснение значения св.Евхаристии для Христианина; предоставление ему и другим членам группы квакеров рекомендательных писем к лицам, «известным ему своей духовностью», которых квакеры намеревались посетить по дороге в Одессу. По их мнению, «Филарет – человек очень ученый и знакомый с древними и восточными языками; тем не менее, он отличается большим смирением и считается человеком благочестивым и истинно духовным. Судя по всему, что мы сами могли заметить, и что нам приходилось о нем слышать, мы думаем, что он заслуживает такого мнения о себе. Филарет сказал нам, что изучение древних языков может способствовать плотскому разумению слова Божия, но что только один Дух Божий может даровать человеку разумение предметов Божественных, ибо они могут быть усвояемы только духовно».
  • - Российским Библейским Обществом напечатан перевод Евангелия на русский язык параллельно со славянским текстом. Переведены и подготовлены к печати Деяния апостольские.
  • - в 1816 г. выход в свет перевода книги Штиллинга «Победная Повесть или истолкование Апокалипсиса», в возражение которому Сергей Смирнов написал книгу «Вопль жены, облеченной в солнце». Архимандрит Иннокентий (Смирнов) в качестве цензора хотел пропустить эту книгу, но епископ Филарет отговорил его, чтобы «не произвести напрасного волнения», с чем был согласен митрополит Михаил (Десницкий).
  • - выход в свет книги Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души» с обличением «нового мистицизма», одобренной архимандритом Иннокентием (Смирновым). Епископ Филарет пытался защитить друга от обвинений князя А.Н.Голицына.
  • 1819 год

  • 15 марта – именным высочайшим указом епископу Филарету повелено быть Архиепископом Тверским и членом Святейшего Синода.
  • Июль – присутствовал на экзаменах в Санкт-Петербургской Духовной академии.
  • 20 июля – объявлена высочайшая благодарность за составление проекта поощрительного учреждения при Санкт-Петербурской Духовной академии.
  • - по предложению архиепископа Филарета запрещено распространение книги «О должностях человека и гражданина» (1782) на том основании, что «изложена по философским началам, всегда слабым».
  • - при Главном правлении училищ напечатаны таблицы чтения из Священного Писания, составленные по ланкастерской системе епископом Филаретом.
  • 1820 год

  • 15 марта – на заседании Святейшего Синода настоял на обязательности катехизических поучений священниками в сельских церквах.
  • 24 марта – кончина первоприсутствующего в Святейшем Синоде митрополита Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого).
  • Май-июль – объезд Тверской епархии. Написание духовных стихов.
  • Июнь – произнесение слова в неделю третью по пятидесятнице.
  • Июнь – по решению князя А.Н.Голицына при Главном управлении училищ создан комитет для составления учебных пособий по ланкастерской системе, членом которого стал епископ Филарет.
  • 18 июля – произнесение слова по освящении соборного Христо-Рождественского храма в Тверском Рождественском монастыре.
  • 6 августа – произнесение в Тверском кафедральном Преображенском соборе слова на праздник Преображения Господня.
  • 26 сентября – именным высочайшим указом архиепископу Филарету повелено быть архиепископом Ярославским.
  • Сентябрь – направление приветственного послания к Ярославской пастве.
  • 1821 год

  • 21 января – хиротония Афанасия (Телятьева) во епископа Дмитровского, служил викарием в Московской епархии до 1824 г.
  • 3 июля – именным высочайшим указом архиепископу Филарету повелено быть архиепископом Московским и Свято-Троицкие лавры архимандритом с присутствием в Московской Синодальной конторе.
  • 11 июля – письмо графу С.П.Потемкину: «Сохрани меня Бог, чтобы я, как говорите, отвергал вас, то есть, Москву. Я отвергал сам себя. Но отречение мое не помогло. Жребий, который мне выходил и который я опять хотел положить в урну, вынут рукою, от которой уже нельзя не принять его. Теперь не отвергните меня вы».
  • 19 июля – ответное письмо архиепископа Филарета к членам Московской духовной консистории.
  • 2 августа – ответ архиепископа Филарета князю А.Н.Голицыну с изложением принципов перевода Псалтири на русский язык.
  • 13 августа – прибытие архиепископа Филарета в Москву.
  • 14 августа – произнесение в Успенском соборе Московского Кремля слова при вступлении в управление Московской епархией: «Итак, единая для нас надежда мира с Богом есть милость Бога мира, по которой он не только не хощет мстить нам за греховную против Него вражду, но и хощет нас освободить от порабощающих нас сею враждою врагов Его и наших; не только не взыскует от нас невозможного с нашей стороны удовлетворения Его правосудию, но и приемлет на Себя удовлетворение оному за нас ходатайством и крестным подвигом Единородного Сына Своего; признает нас достойными наслаждаться миром Его, превосходящим всяк ум (Филипп., 4:7), как скоро мы признаем собственное недостоинство и утверждаем надежду нашу в Его милосердии… С нашей стороны вера, молитва и смирение открывают в нас ток горнему источнику благодати…».
  • 21 августа – император Александр I одобрил написанное архиепископом Филаретом предисловие к русской Псалтири и предложил подписать его также членам Святейшего Синода.
  • Август – начало служения на Троицком подворье в Москве А.П.Святославского писцом, затем секретарем митрополита Филарета до своей кончины в 1856 г.
  • 11 сентября - после одобрения членами Святейшего Синода предложенных архиепископом Филаретом принципов перевода псалтири на русский язык он писал князю А.Н.Голицыну: «Благодарение Богу, со дня на день пространнее отверзающему дверь Своего слова для народа, не могущего входить в сие святилище чрез узкие и запутанные ходы ученого изыскания» (Цит.по: чистович,37).
  • 15 сентября – произнесение в Успенском соборе Московского Кремля слова в день коронации императора Александра I.
  • 25 сентября – произнесение в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры слова на память преподобного Сергия.
  • Октябрь – распоряжение архиепископа Филарета о начале капитального ремонта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
  • 8 ноября – произнесение в Архангельском соборе Московского Кремля слова в день собора святого архистратига Михаила.
  • 8 декабря – мнение архиепископа Филарета о бумагах доктора философии Д.Годеля, представленных императору, в частности, о «Толковании по симфонии В.и Н.Заветов о событии грядущего».
  • 12 декабря – произнесение в Мариинской церкви императорского вдовьего дома слова.
  • 25 декабря – произнесение в Чудовом монастыре слова на праздник Рождества Христова.
  • - рассмотрение по поручению Святейшего Синода «Толкования по симфонии Ветхого и Нового Завета» неизвестного автора и предложение воздержаться от публикации книги.
  • - кончина деда, протоиерея Никиты Афанасьевича Филиппова.


 

Смотрите также:

1782-1821 гг.

1822-1831 гг.

1832-1841 гг.

1842-1854 гг.

1855-1867 гг.

 


 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї