|
 |
|
Данная программа написана на основе существующей программы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств.
Основной
целью предмета Сольфеджио является развитие музыкальных данных учащихся
(слух, память, ритм), знакомство с теоретическими основами музыкального
искусства , выявление и развитие творческих задатков учащихся.
Задачи программы:
1. Овладение элементарной теорией музыки;
2. Развитие вокально-интонационных навыков;
3. Воспитание чувства метро-ритма;
4. Гармоничное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, музыкального восприятия(слуховой анализ);
5. Воспитание творческих навыков;
Программа рассчитана на 7 – 8 лет обучения, предназначена для детей от 6 до 15-16 лет. В 8-ом классе (по решению пед. совета и желанию учащегося)
остаются наиболее одаренные, проявившие способность к управлению хором.
Посмотреть/скачать программу
|
Продолжение |

|
|
|
Предмет «Постановка голоса» в Хоровой школе является составной частью подготовки учащихся и является необходимым для выполнения в хоре поставленных задач.
Основной
целью предмета является научить детей правильно и красиво петь,
чувствовать в этом радость творчества и желание поделиться этой радостью
со своими слушателями, развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся, формирования у них вокально-исполнительских навыков и
умение применять их в хоре и сольных выступлениях.
Цели и задачи курса:
• Овладение техникой певческого дыхания.
• Правильное звукоизвлечение.
• Ясная дикция и артикуляция.
• Вокально-интонационные навыки, чистота интонирования.
• Расширение диапазона.
• Развитие музыкальности.
Программа рассчитана на 7-8 лет обучения, предназначена для детей от 8 до 15-16 лет.
Занятия проводятся индивидуально 1 учебный час в неделю, 30 часов в год. Программа
подбирается в зависимости от возраста ученика, его вокальной
подготовленности, сообразуясь с праздником или концертом, к которому
готовятся дети. |
Продолжение |

|
|
|
Основной целью программы «Церковно-хоровое пение» является приобщение детей к основам мировой и отечественной музыкальной и
духовной культуры, организация певческой деятельности мальчиков на
основе православных традиций, развитие их музыкально-эстетического
вкуса, формирования у них вокально-исполнительских умений и навыков,
популяризация церковно-певческой и образовательной деятельности школы в
целях духовно-нравственного просвещения и воспитания населения.
Отличительные особенности:
Данная программа отличается от существующих программ хоровых отделений
ДМШ тем, что имеет духовную направленность. Наряду с музыкально-хоровым
воспитанием она предполагает воспитание детей через произведения,
народные и солдатские песни, церковные песнопения в духовно-нравственных православных традициях русской культуры. Школа организована Московским
Подворьем Свято-Троице-Сергиевой Лавры и хоровая деятельность Школы является определяющей. Поэтому хор непосредственно
участвует в жизни Подворья, выступает перед священноначалием и
духовенством, посещающим Подворье, участвует (пение на клиросе) в
православном богослужении Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой
Лавры, праздниках и концертах Подворья.
Задачи программы:
1. Ознакомление детей с различными песенными и хоровыми жанрами (популярные детские песни, народные и солдатские песни, духовные песнопения и др.).
2. Овладение основными принципами хорового пения, основами хорового ансамбля
3.Усвоение вокально-интонационных навыков.
3.Техника дыхания
4.Постановка голоса
5. Культура поведения на сцене.
Программа рассчитана на 7-8 лет обучения и предназначена для детей с 6-ти лет. Программа предусматривает занятия в 1-м и 2-м классах- 60
часов в год ( в неделю 2 часа), в
3-4 классах (младшая группа) 90 часов в год (в неделю 3 часа), в 5-8
классах (старшая группа) 120 часа в год (в неделю 4 часа). |
Продолжение |

|
|
|
Данная программа основывается на существующей программе ДМШ, но имеет свои особенности. Программа
ориентирована на особенности процесса образования в данной школе.
Духовная направленность школы, имеющей перед собой цель воспитания профессиональных певцов церковного хора на
основе профессиональных традиций, обусловливает необходимость включения в программу дополнительного
раздела по истории хорового искусства на Руси как истории церковного богослужебного пения.
Цели и задачи – приобщение детей к основам мировой и отечественной культуры, воспитание
в них любви к классической и духовной музыке, формирование их
музыкального кругозора. Задача данного курса научить учащихся понимать и
разбираться в формах и средствах музыкальной выразительности,
музыкальных жанрах, ознакомление учащихся с биографией и творчеством
русских, зарубежных и советских композиторов, изучение хорового
церковного пения на Руси, его возникновения и развития.
Программа рассчитана на 4 года обучения с 4 по 7 класс (возраст детей старше 10 лет).
Посмотреть/скачать программу |
Продолжение |

|
|
|
Предмет «Хороведение» ставит своей основной целью усвоение учащимися основ, умений и навыков, необходимых
в области хорового церковного пения, ознакомление со спецификой служения регента и
требованиями, предъявляемыми к участникам и руководителю церковного
богослужебного хора. Курс «хороведение» опирается на научную систему,
заложенную П.Г.Чесноковым и разработанную другими деятелями хорового
искусства (такими как К.К.Пигров,К.Ольхов и
др.) и разделен на две части: теоретическую и специальную. В первой
части курса преподаются классические разделы хороведения (ансамбль,
строй, устройство голосового аппарата и др.). Во второй части излагается
материал, непосредственно отражающий специфику церковного
богослужебного хора в сравнении с академическим светским хоровым
коллективом.
Цели и задачи курса:
• усвоение учащимися теоретических знаний и практических навыков, непосредственно связанных с искусством хорового пения;
• овладение учащимися начальными навыками работы в хоровом коллективе;
•
усвоение учащимися главных принципов самостоятельной работы над хоровой
партитурой, развитие умения анализировать партитуру, усвоение принципов
построения репетиционной работы.
Программа имеет одногодичный курс обучения,
2 учебных часа в неделю (62 часа) и рассчитана на учащихся 15-17 лет,
проявивших желание, музыкальную одаренность и способности к управлению
хором. |
Продолжение |

|
|
|
Церковнославянский язык – это язык богослужения Русской Православной
Церкви, язык молитвы славянских народов. Духовность и жизнеспособность народа
непосредственно связаны с языком. Изучение церковнославянского языка особенно
актуально сегодня. Язык, на котором молились наши предки, писали талантливые
древнерусские писатели, который обогащал и держал на должном уровне разговорный
язык. С богослужебным языком знакомится каждый молящийся и посещающий храм
человек. Особо необходимо изучение церковнославянского языка тем, кто готовится к клиросному
и алтарному служению. Для этого нужны систематические занятия по практическому
освоению языка. Нужно знать основы Православия, уметь читать священные для
православных книги, понимать суть молитв и богослужения, праздников и традиций.
Цель курса: изучение церковного языка для сознательного участия в
богослужении.
Задачи:
· обучение церковному
чтению для подготовки к клиросному служению;
· приобретение навыков
осмысленного восприятия текстов молитв;
· сформировать навык
грамотного уставного чтения, осмысленного восприятия богослужебных текстов;
Работа по программе рассчитана на II года обучения. В связи с особенностями возраста и подготовленности детей возможны изменения по усмотрению
преподавателя: перестановка тем уроков, расширение или сужение некоторых тем. Необходимое условие работы по программе - регулярность занятий.
Длительность уроков 45 минут.
В течении 2-х лет обучения учащиеся знакомятся с тем, как устроилась славянская азбука, изучают буквы, надстрочные знаки (ударения, придыхания, титло), пунктуацию,
числа, грамматику церковнославянского языка. Предлагаются для
чтения и грамматического разбора богослужебные тексты. Учащиеся подробно знакомятся с избранным утренними молитвами, избранными вечерними молитвами, изучают молитвы
из Последования ко Святому Причащению, молитву Ефрема Сирина, тропари, кондаки,
величания (по выбору учителя).
К концу обучения учащиеся должны уметь читать и понимать основные богослужебные тексты, применять на письме правила церковнославянского языка.
Посмотреть/скачать программу
|
|
В результате изучения курса «История Церкви» учащиеся
должны освоить историческую, церковно-историческую терминологию, а также
получить фактические знания по истории Христианской Церкви, истории и истории
Русской Православной Церкви. Уметь производить сравнительно-исторический анализ
истории Русской Православной Церкви и истории Вселенской Православной Церкви,
получить представление о роли и месте истории Русской Православной Церкви как
составной части истории Вселенской Православной Церкви и отечественной истории.
Данный курс рассчитан на I год обучения.
В течении учебного года учащиеся
знакомятся с историей раннехристианской Церкви: апостольским периодом,
гонениями против Церкви и христианства, периодом Вселенских Соборов. Получают
представление о развитии христианского богослужения, а также взаимоотношений
между Церковью и государством. Знакомятся с духовно-нравственными идеалами
христианских подвижников и их воплощением в жизни святых.
Во втором полугодии учащиеся изучают Историю Русской Православной
Церкви: распространение христианства на Руси до св. Владимира, Крещение Руси,
домонгольский период, монгольский период, распространение монастырей и
монашества на Руси, историю святости русского народа, учреждение автокефалии и
затем патриаршества, историю взаимоотношений Церкви и государства, синодальный
период, возобновление патриаршества и гонения на Церковь.
Посмотреть/скачать программу |
|
Данный курс «Литургика» направлен на ознакомление учащихся с
основами устава Богослужений Русской Православной Церкви.
Само изучение Богослужения базируется на изучении
основополагающих схем, а именно вседневной вечерни, вседневной утрени, вечерни
и утрени в составе Всенощного бдения, сравнительной схемы часов и Божественной
Литургии, а в дальнейшем рассматривается взаимозаменяемость частей этих схем и
изучение изменяемых частей Богослужения. Изучение курса «Литургики» для учащегося должно быть
напрямую связано с посещением Богослужений. И на самих занятиях необходимо по
возможности уделять время практике по составлению Богослужений, решению
литургических задач.
Построение курса обусловлено спецификой задач, поставленных
перед учащимися каждого года обучения. На
I году обучения основной упор делается на освоение теоретических знаний,
общее знакомство и изучение Православного богослужения. Учащийся должен
разбираться в богослужебных книгах и понимать, как они используются в
богослужении. А также знать последование Божественной Литургии. Учащийся должен изучить последование и особенности совершения богослужения в двунадесятые и великие праздники.
На II году обучения основной задачей является углубление
полученных знаний. В течение этого года изучается великопостное богослужение и
богослужение Страстной седмицы, а также Пасхальное богослужение и чинопоследования Таинств и обрядов Русской Православной
Церкви. При этом, важным моментом является практическое наблюдение и участие в
изучаемых Богослужениях. Одной из основополагающих задач данного курса нужно
считать воспитание должного отношения к традициям Русской Православной Церкви,
воспитание церковного человека - служителя Ее, любящего Ее Богослужение, не
мыслящего без Него свою жизнь. И это воспитание должно осуществляться на всех
этапах обучения.
Посмотреть/скачать программу |
Продолжение |

|
|
|
“Наставь
юношу при начале пути его, он не уклонится от него, когда и состареет” (Притч.
22,6)
Священная история Ветхого и Нового Завета
— это совокупность исторических повествований, извлеченных из книг Священного
Писания Ветхого и Нового Завета.
Курс «Священная история Ветхого и Нового
Завета» изучает историю отношений между Богом и людьми. Эта история разделяется
на несколько периодов. I-й период - до Воплощения на земле Господа нашего
Иисуса Христа. Тогда основанием отношений между Богом и людьми служила вера в
будущего Примирителя. II-й период составляет историю этих отношений во время
земной жизни Христа Спасителя. III-й период включает в себя дальнейшую судьбу
Христовой Церкви как общества, никогда не прерывающего своих взаимоотношений с
Богом и находящегося с Ним в постоянном теснейшем общении. Таким образом,
Священная история Ветхого и Нового Завета органично переходит в Церковную
историю.
Изучение «Священной истории Ветхого и
Нового Завета» (в дальнейшем «Священная история» или «Библейская история») должно
проводиться в несколько этапов, в зависимости от возраста учащихся. Таким
образом, курс имеет нелинейную спиралевидную структуру.
Настоящая программа рассчитана на пять
лет и построена по концентрическому принципу, суть которого в том, что основная
идея, или тема, являющаяся стержнем всего пятилетнего курса, раскрывается
каждый год в новом аспекте. Эта тема — спасение человечества и каждого из нас
через искупительную жертву и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Каждый
год имеет свою тематику, но она обязательно связана с этой заглавной темой.
Воспитательная задача нашей хоровой школы
— приблизить своих воспитанников к литургической жизни Церкви и ее благодатному
святоотеческому наследию. Эту задачу в начальной стадии ставит настоящий курс
Библейской истории.
Цель изучения данного курса двоякая:
познавательная и воспитательная. Изучение Священной истории дает возможность
познания Богооткровенных истин и показывает историю уяснения их во вселенском
сознании Церкви. Изучение Священной истории воспитывает в человеке твердую веру
в Бога и направляет его к жизни, согласной с истинной верой.
Посмотреть/скачать программу
|
|
|
|
|
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter |
|
 |