Фреска, расположенная перед началом лестницы, изображает явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию. Вся судьба лаврской обители в продолжении веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы, писал митрополит Филарет (Дроздов). [1] Матерь Божия благословляет преподобного Сергия и обещает ему Свое покровительство. «Не скорби больше об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его...», – так сказала старцу Богородица, явившаяся в окружении апостолов Петра и Иоанна [2]. Лик прп. Сергия, который стоит на коленях перед Пречистой Девой, светится благоговейной радостью, а его келейный ученик, прп. Михей, распростершись ниц, не смеет поднять головы в присутствии чудесных посетителей. Ступени сеней кельи преподобного на фреске отражают ступени лестницы домового храма, и у вошедшего создается впечатление непосредственного присутствия на месте описываемых событий.
Преподобный Сергий, видя благословение Божие над лаврской обителью, усердно молился о своей братии, и Господь утешил его пророческим видением. Подвижник увидел множество прекрасных птиц, которые летали не только по всему монастырю, но и вокруг ограды, и услышал таинственный голос: «Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно они будут украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!» [3]. Птицы летали не только по всему монастырю, но и вокруг ограды: перед нами с высоты птичьего полета открывается вид на кельи и колокольни, церкви и соборы белокаменной Москвы.
Поднявшись выше, мы оказываемся у порога другой монашеской кельи и вновь видим преподобного Сергия – спустя пять столетий после его блаженной кончины. Прп. Сергий утешает митрополита Московского Филарета (Дроздова) в момент сильного душевного смущения. Келья владыки Филарета располагалась на втором этаже Митрополичьих палат, здесь он прожил 46 лет и принял блаженную кончину. Прп. Сергий явился владыке Филарету в тонком сне.
«Дверь, которую я обыкновенно запираю, тихонько отворилась, и вошел преподобный, старенький, седенький, худенький и росту среднего, в мантии без епитрахили», – рассказал митр. Филарет своему духовнику, наместнику Троице-Сергиевой Лавры, прп. Антонию (Медведеву)[4]. Владыка переживал тяжелый период, накануне он отказал императору Николаю I в просьбе освятить триумфальные ворота, установленные в честь победы над французами. Совесть подсказывала митр. Филарету против освящения ворот с языческими статуями, но вместе с тем он не желал опечалить государя. Только его духовник поддерживал решение владыки отказаться от освящения ворот, все остальные советовали не прекословить императору. Беспокойство было таким сильным, что митр. Филарет занемог. Но прп. Сергий, наклонившись к кровати, сказал владыке: «Не смущайся, все пройдет…». Действительно, государь не стал настаивать на освящении, и вопрос решился сам собой.
Преподобный Сергий был одним из самых любимых святых митрополита Филарета, и он часто обращался к нему в молитве. Вот отрывок из проповеди владыки: «Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз изречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошел бы в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горячая лучина светит чтению, но сердца молящихся горят тише и ясней свещи, и пламень их достигает до неба, и ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келии, чтобы мог я вздохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошался дождем слов его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных. Дайте мне облобызать прах её сеней, который истёрт ногами святых, через который однажды преступили стопы Царицы Небесной» [5].
Святитель Филарет известен как один из самых блистательных проповедников в истории Русской Церкви. Ректор Троицкой Лаврской семинарии, митр. Московский Платон (Левшин), говорил о своем любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски». Уже в возрасте 24 лет Филарет был назначен проповедником при Лавре, а в 30 лет был определен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и впоследствии уделял много времени укреплению духовных учебных заведений, включая Московскую духовную академию. По благословению святителя и при его непосредственном участии начинает осуществляться перевод творений святых отцов и Библии на русский язык. Богословские труды митр. Филарета очень многочисленны, среди наиболее известных –
«Краткий» и «Пространный» катехизисы, которые до сих пор служат учебной книгой Церкви, «Начертание церковной библейской истории», «Записки на книгу Бытия», «Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви», «Слова и речи». Литературными дарованиями святителя Филарета восхищался Пушкин [6], советом владыки дорожили императоры Николай I и Александр II. Вместе с тем, несмотря на природные дарования, милости монархов и всеобщее уважение митр. Филарет был очень строг к себе и вел жизнь подвижника, тщательно скрывая внутренний строй своей жизни. Он носил самую простую рясу, а убранство его кельи отличалось предельной строгостью.
Святитель привлекал к Церкви как своей проповедью и книжными трудами, так и внимательным и теплым отношением к людям. Многие говорили о нем как о редком молитвеннике. За свою строгую и собранную жизнь подвижника владыка удостоился дара прозорливости и исцелений. Благословляя, владыка исцелил четырехлетнюю девочку, которая до того времени почти не могла говорить и только плакала. Это была дочь московского купца Е., дом которого владыка Филарет удостоил своим посещением после освящения храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы 16 октября 1849 г. С этого дня девочка перестала плакать, а на следующее утро уже свободно прочитала молитву «Богородице Дево, радуйся» и стала говорить. |