Поистине,
страшен тот суд, неизбежно наказание,
нестерпимы
мучения
Если же ты и здесь не
хочешь понести наказания, то сам себя
осуждай и требуй сам у себя отчета…
Если будешь поступать так, постепенно
простираясь на пути к совершенству, то
достигнешь и венца. Но спросишь: как
требовать от самого себя отчета? Восплачь,
восстенай горько, смиряй, изнуряй себя
и вспоминай о каждом твоем прегрешении;
это немалое мучение для души. Кто испытал
сердечное сокрушение, тот знает, что
душа больше всего этим мучится; кто
вспоминал о грехах своих, тот знает
скорбь, происходящую отсюда. Вот почему
и Бог за такое раскаяние в награду
полагает оправдание, говоря: говори ты,
чтоб оправдаться (Ис. 43, 26).
Немалым, истинно немалым
средством к исправлению служит то,
чтобы, сознавши все грехи свои, непрестанно
представлять и размышлять о них. Кто
это делает, тот в такое придет сокрушение,
что признает себя недостойным и жить.
А кто так рассуждает, тот будет мягче
всякого воска. И не только осуждай себя
за блуд, прелюбодеяние и другие грехи,
которые всеми признаются за тяжкие, но
собери в уме своем и тайные наветы,
клеветы, злословие, тщеславие, зависть
и все тому подобное. И эти пороки немалое
понесут наказание. И клеветник ввергнется
в геенну; и упивающийся вином не будет
иметь места в Царстве Небесном; и не
любящий ближнего так оскорбляет Бога,
что и мученичеством своим не бывает
угоден Ему. И тот, кто нерадит о домашних
своих, отвергся веры; и тот, кто бедных
презирает, в огонь ввергается. Итак, не
считай эти пороки маловажными, но все
собери в уме своем и напиши их, как в
книге. Если ты напишешь, то Бог сотрет
их. Если же ты не напишешь, то Бог впишет
их и потребует твоего наказания. Лучше
же нам самим вписать их и видеть
изглаженными Богом, нежели, забывая о
них, заставлять Самого Бога представить
их перед глазами нашими в день судный.[7–1–41–4]
из календаря "Год со святителем Иоанном Златоустом"
|