Каждый из нас сегодня находится в ситуации выбора князя Владимира
диакон Андрей Кураев

Интервью с диаконом Андреем Кураевым.

Три дня проходили в Киеве Торжества, посвященные 1020-летию Крещения Руси. Мы встретились с участником этого праздника диаконом Андреем Кураевым на Владимирской горке в Киеве, где больше тысячи священнослужителей из многих Поместных Православных Церквей вместе совершили праздничную литургию.

– Отец Андрей, сегодня мы все вместе празднуем 1020-летие Крещения Руси. Это первый юбилей после торжеств 1988 года, когда отмечалось Тысячелетие Крещения Руси. Скажите, почему, сейчас вспомнили об этой дате - ведь мы не праздновали ни 1010-летие, ни 1015-летие этого события?

– Знаете, это такое событие, которое вообще можно каждый год отмечать. А то, что сейчас мы отмечаем 1020-летие, на мой взгляд, означает следующее: во-первых, восстановление некоторой исторической несправедливости - ведь тогда в центре торжеств была Москва, а не Киев, где все произошло. Второе - тогда праздник был полуразрешенный советской властью, я участвовал в этих торжествах, и тогда любое место, где проходили торжества, было в три ряда перекрыто милицией, и праздник был совсем не для народа. А сейчас, за эти двадцать лет в церковную жизнь вошло много людей, для кого православие стало личной верой намного позже Торжеств 1988 года. Сейчас эти люди переживают православие как личную святыню, и воспринимают Крещение Руси, как личный праздник, событие своей биографии и истории. Для этих людей очень дорого дать возможность пережить эту радость.

Продолжение Продолжение материала...
 
Служба святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, чудотворцу

святитель ФиларетСлужба святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, чудотворцу

На малой вечерни

На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1, подобен: "Небесных чинов"

От юности пристанища немятежнаго взыскал еси,/ в многомятежнем мире пребывая, святе Филарете,/ и суеты земныя молитвою избегл еси./ Во святителех монашески пожив,/ в монасех архиерей изряден был еси,/ моли о всех, любовию блажащих тя.

Тайну явльшагося Бога проповедуя/ и священныя книги изъясняя,/ святе Филарете,/ словом Божиим насыщал еси люди алчущия,/ да познают Истину/ и уразумеют, яко благ Господь.

Годину гнева будущаго о отечестве нашем/ дарова тебе Господь предзрети, святителю Филарете,/ сего ради, скорбный плач подъем,/ веру крепку в милосердие Господне о России хранил еси,/ и ныне у Престола Божия/ усердно молишися о спасении ея.

Духом провидел еси, святителю Филарете,/ будущая Земли Российския,/ мраком объятая и браней исполненная,/ и за преумножение беззакония любве умаленная,/ темже молился еси усердно/ вере Православней непоколебимей пребывати.

Слава, глас 6: Филарета Милостиваго подражателя,/ всея Руси молитвенника,/ святых подвижников собеседника,/ сирот Серафимовых заступника,/ старцев Оптинских покровителя,/ скитов и обителей устроителя,/ учителей учителя, царей наставника,/ Ангелов сликовника во Царствии Небеснем,/ архиерея Божия Филарета досточуднаго,/ приидите, братие, восхвалим священнолепно.

И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси Лоза истинная:

На стиховне стихиры, глас 7:

Преподобным подвиги твоими уподобился еси,/ чудотворцем древним - благодатию,/ учителем вселенским - богомудрием,/ первосвятителем Московским - правлением правым,/ Филарете приснославный.

Стих: Священницы Твои облекутся в правду/ и преподобнии Твои возрадуются.

Простецем отец милосердный был еси,/ пастырем - архипастырь истинный,/ иноком - авва богомудрый,/ святителем - образ веры и благочестия,/ Филарете благоискусный.

Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/ в заповедех Его восхощет зело.

При триех земных царех святительствуя,/ единому же Царю Небесному служил еси,/ славу человеческую ни во чтоже вменяя,/ иго Христово преславно понесл еси,/ Филарете неботечный.

Слава, глас 8: Украшение Церкве Христовы/ и Российских святых похвалу,/ прославляем тя днесь, святителю Филарете,/ и молим усердно:/ яко предстоиши у Престола Небеснаго Царя/ и дерзновенное ходатайство имаши,/ моли спастися душам нашим.

И ныне, Богородичен, глас тойже, подобен: "О, преславнаго чудесе"

О, преславнаго чудесе!/ Небесе и земли Царица,/ от святых сродников наших умоляемая,/ до ныне Землю Русскую покрывает/ и лика Своего изображении милостивно обогащает./ О, Владычице Державная!/ Не престани и на будущее время/ во утверждение на Руси Православия/ милости и чудеса изливати до века. Аминь.

Тропарь, глас 4: Духа Святаго благодать стяжав: писан на велицей вечерни.

На велицей вечерни

На Господи, воззвах: стихиры, глас 6:

Днесь благодать Святаго Духа нас собра,/ с ликом Ангельским и собором Московских святителей/ праздновати память Филарета достохвальнаго,/ той бо молит дерзновенно о Церкви Российстей,/ во еже в мире и благостоянии ей быти/ и спастися душам нашим.

Ины стихиры, глас 2:

Архиерею блаженне Петре,/ подвиги и мощами твоими первопрестольный град Москву освятивый,/ прииди с нами ныне,/ да воспоим Филарета святителя,/ иже наследова ти преславно/ и явися Церкве нашея похвала и утверждение.

Лики празднующих возглави ныне, святителю Алексие,/ да воспоим Филарета достославнаго,/ иже от гроба твоего клобук приемый,/ труды многими тебе уподобися/ и явися Церкве нашея похвала и утверждение.

От Господа избранный/ и собором утвержденный/ пасти народ Московский,/ Иона благославный/ днесь славословит с нами/ премудра Филарета,/ упасша Церковь Русскую/ и ей во всем славна явльшася,/ яко похвала и утверждение.

Премудрость книжную возлюбивый/ и собор святых русских прославивый,/ святителю чудный Макарие,/ восхвали ныне труды и подвиги Филарета богомудраго,/ яко Церкве нашея похвалу и утверждение.

Пастырю добрый Филиппе,/ со дерзновением пред царем правду глаголавый,/ возрадуйся днесь с нами/ торжеству Филарета богоревниваго,/ егоже укреплял еси молитвами твоими,/ да явится Церкви нашей похвала и утверждение.

Первый от патриархов Российских,/ Иове многомолитвенный,/ призри днесь на празднество наше,/ еже творим в память Филарета,/ яко иерарха пречуднаго/ и Церкве нашея похвалы и утверждения.

Патриарший подвиг страданьми увенчавша,/ Ермогена славнаго призовем молитвенно,/ да купно с ним инаго печальника земли нашея,/ Филарета любосмиренна достойно почтим,/ яко Церкве Российския похвалу и утверждение.

Слава, глас 8: О пречудный святителю Филарете,/ аввы Сергия учениче верный,/ Лавры Троицкия усердный попечителю,/ святителя Иннокентия, апостолом равночестна, покровителю,/ преподобнаго Антония сотаинниче,/ Серафима досточуднаго почитателю/ и всех, прибегающих к тебе, крепкий заступниче,/ моли спастися душам нашим.

И ныне, Богородичен: Царь Небесный:

Таже вход. Прокимен дне. И чтения.

К Тимофею Послания святаго апостола Павла чтение (зачала 297-298; глава 3, стих 16 - глава 4, стих 8):

Чадо Тимофее!/ Всяко Писание богодухновенно и полезно есть ко учению,/ ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде,/ да совершен будет Божий человек,/ на всякое дело благое уготован./ Засвидетельствую убо аз пред Богом и Господем нашим Иисус Христом,/ хотящим судити живым и мертвым в явлении Его и Царствии Его./ Проповедуй слово,/ настой благовременне и безвременне,/ обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением./ Будет бо время,/ егда здраваго учения не послушают,/ но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом;/ и от истины слух отвратят и к баснем уклонятся./ Ты же трезвися о всем,/ злопостражди, дело сотвори благовестника,/ служение твое известно сотвори./ Аз бо уже жрен бываю/ и время моего отшествия наста./ Подвигом добрым подвизахся,/ течение скончах, веру соблюдох,/ прочее убо соблюдается мне венец правды,/ егоже воздаст ми Господь в день он, Праведный Судия,/ не токмо же мне,/ но и всем возлюбльшим явление Его.

Ко Ефесеем Послания святаго апостола Павла чтение (зачало 233; глава 6, стихи 10-17):

Братие!/ Возмогайте во Господе и в державе крепости Его:/ облецытеся во вся оружия Божия,/ яко возмощи вам стати противу кознем диавольским,/ яко несть наша брань к крови и плоти,/ но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы века сего,/ к духовом злобы поднебесным./ Сего ради приимите вся оружия Божия,/ да возможете противитися в день лют и вся содеявше стати./ Станите убо препоясани чресла ваша истиною,/ и оболкшеся в броня правды,/ и обувше нозе во уготование благовествования мира;/ над всеми же восприимше щит веры,/ в нем же возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити,/ и шлем спасения восприимите,/ и меч духовный, иже есть глагол Божий.

Ко Ефесеем Послания святаго апостола Павла чтение (зачало 232 от полу; глава 6, стихи 1-9):

Чада!/ Послушайте своих родителей о Господе,/ сие бо есть праведно./ Чти отца твоего и матерь,/ яже есть заповедь первая во обетовании,/ да благо ти будет, и будеши долголетен на земли./ И отцы, не раздражайте чад своих,/ но воспитовайте их в наказании и учении Господни./ Раби, послушайте господий своих по плоти со страхом и трепетом,/ в простоте сердца вашего, якоже и Христа,/ не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы,/ но якоже раби Христовы,/ творяще волю Божию от души,/ со благоразумием служаще, якоже Господу, а не яко человеком,/ ведяще, яко кийждо, еже аще сотворит благое,/ сие приимет от Господа, аще раб, аще свободь./ И господие, таяжде творите к ним,/ послабляюще им прещения,/ ведуще, яко и вам самим и тем Господь есть на Небесех,/ и обиновения лица несть у Него.

На литии стихиры, глас 8:

О, благоутробия Божия неизреченнаго,/ о, человеколюбия неизглаголаннаго:/ яви бо нам Господь святителя чудна, Филарета велемудреннаго,/ молитвенника и печальника,/ судию и провидца,/ книжника и ветию,/ чудотворца и праведника,/ да спасутся вси,/ иже спасения чают.

Якоже патриархом древним иногда,/ век долгий дарова ти Господь, святителю Филарете,/ еже о гресех народа плакати,/ о царех молитися,/ о славе отечества Бога хвалити,/ кормилом церковным мудро правити,/ падших воздвизати к покаянию,/ суд праведный творити,/ да спасутся вси,/ иже спасения чают.

Иже Платоновым многомудрием не прельстивыйся,/ инаго Платона, архиерея славна,/ ученик явился еси, богомудре Филарете,/ не суемудрием мирским прославився,/ но смиренномудренно Христу и людем послужил еси,/ да спасутся вси,/ иже спасения чают.

Слава, глас тойже: Яко преемник апостольский,/ во благовестии Христове добре потрудился еси, святителю,/ еже изложити слово Божие/ и писания святых отец российскою речию,/ удобь разумеваемою людьми земли нашея,/ и правила веры и благочестия начертал еси,/ верным утверждение подаваяй/ и заблуждшим путь к покаянию указуяй,/ да спасутся вси,/ иже спасения чают.

И ныне, Богородичен: Владычице, приими молитвы раб Твоих:

На стиховне стихиры, глас 2 подобен: "Доме Евфрафов"

Сосуде избранный,/ слезами омытый,/ благодати и милости,/ яко мира исполненный,/ Филарете, святителю премудрый.

Стих: Восхвалятся праведнии во славе/ и возрадуются на ложах своих.

Око умное Церкве,/ светом истины/ преславно возсиявшее,/ столпе богомыслия,/ Филарете, избранниче Христов.

Стих: Священницы Твои облекутся в правду/ и преподобнии Твои возрадуются.

Царя Небеснаго архитектон изрядный,/ царей земных поборниче,/ труба златая богословия,/ уста благочестия,/ Филарете святителю прехвальный.

Слава, глас 8: Днесь Коломна именитая,/ возрастившая тя,/ благочестием твоим хвалится,/ днесь обитель Троицы Живоначальныя,/ обретши мощи твоя, яко сокровище пребогатое, ликует,/ днесь Москва первопрестольная святительство твое величает,/ днесь Русь святая празднует светло/ честную память твою, Филарете, святителю достохвальный.

И ныне, Богородичен: Безневестная Дево:

Тропарь, глас 4: Духа Святаго благодать стяжав,/ богомудре святителю Филарете,/ истину и правду разумом просвещенным/ людем проповедал еси,/ мир и милость сердцем умиленным/ страждущим явил еси,/ яко учитель веры и страж неусыпный/ паству российскую жезлом правости сохранил еси./ Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея,/ моли даровати Церкви утверждение/ и душам нашим спасение.

На утрени

На Бог Господь: тропарь святителя, дважды. Слава, и ныне: Богородичен

По 1-м стихословии седален, глас 8:

Ныне радуется душа твоя, святителю Филарете, Господу предстоящи,/ облече бо тя в ризу спасения,/ и яко жениху возложи ти венец,/ и яко невесту украси тя добродетелей красотою,/ темже моли спастися всем нам.

Слава, и ныне, Богородичен: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,/ Ангельский собор и человеческий род,/ освященный храме и раю словесный,/ девственная похвало,/ из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть прежде век сый Бог наш:/ ложесна бо Твоя Престол сотвори и чрево Твое пространнее Небес содела./ О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

По 2-м стихословии седален, глас 3:

Измлада велию любовь стяжал еси к Богу,/ и сила Божия в немощи плоти твоея совершися, святителю Филарете,/ егда ниву Земли Русския ралом Божественных словес возделал еси,/ ныне же, яко время жатвы прииде,/ испроси нам у Бога велию милость.

Слава, и ныне, Богородичен: Божественная скиния была еси Слова,/ едина Пречистая Мати Дево,/ чистотою Ангелы превозшедшая,/ мене, паче всех персть бывша и осквернена плотскими прегрешеньми,/ очисти молитв Твоих водами,/ подающи, Чистая, велию милость.

По полиелеи седален, глас 4:

От юности руку возложь на рало Христово,/ поты и слезами многими сердце добре угобзил еси,/ клас духовный серпом смирения пожал еси/ и, плод сторичный собрав,/ пищею духовною тысящи насытил еси./ Сподоби и нас ея причастниками быти, празднующих любовию святую память твою.

Слава, и ныне, Богородичен: О Всепетая Мати!/ Усты святых прославленная,/ псалмы духовными воспетая,/ имены таинственными нареченная,/ приими от нас грешных, вопиющих Ти, Архангелов глас:/ радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.

Прокимен, глас 4: Благовестих правду в церкви велицей. Стих: Уста праведнаго каплют премудрость, и язык его возглаголет суд.

Евангелие от Иоанна, зачало 35 от полу.

По 50-м псалме стихира, глас 6: Пастырю мудрый Филарете,/ звездо светозарная,/ в Церкви Российстей возсиявшая,/ якоже иная волхвом иногда,/ приведи и нас поклонитися рождшемуся Христу Спасу/ и миро покаяния,/ ливан милосердия,/ и смирну дел благих принести Ему.

Канон святителю, глас 6

Песнь 1

Ирмос: Помощник и Покровитель/ бысть мне во спасение,/ Сей мой Бог,/ и прославлю Его,/ Бог отца моего,/ и вознесу Его,/ славно бо прославися.

Всемилостиве Господи,/ даждь мне мысль благу и настави сердце мое,/ во еже прославити дивнаго во святителех Филарета прехвальнаго.

Яко плодоносная ветвь, от благочестиваго корене и священническаго древа произшед, святе Филарете,/ благодать архиерейства достойно восприял еси./ Сего ради благодарне псаломски вопием:/ род правых благословится.

Юн разум к Божественным учением направив, премудре Филарете,/ даже до честных седин в законе Господни поучался еси день и нощь,/ сего ради плод сторичный Богу принесл еси.

Богородичен: Богородице Дево,/ якоже во успении Твоем мира не оставила еси,/ буди и нам Путеводительница во Царствие Сына Твоего и Бога нашего.

Песнь 3

Ирмос: Утверди, Господи,/ на камени заповедей Твоих/ подвигшееся сердце мое,/ яко Един свят еси и Господь.

Филарета Милостиваго имя приемь, святителю Филарете,/ сосуд добродетелей твоих милостию украсил еси,/ сего ради яко отец чадолюбивый людем российским явился еси.

Во всем последуяй Божественным отцем,/ премудрость Божию, яко наставницу, избрал еси, святителю,/ и Церкве Российския добрый пастырь быв,/ благочестию паству научил еси.

Златоусту славному силою слова подобяся,/ Бога Слова воистину возславил еси, святителю Филарете,/ темже словесными венцы тя величаем.

Богородичен: Несть пречиста, яко Ты, Дево,/ и несть грешен, яко аз, окаянный,/ темже, безнадежен сый, на Тя упование мое возлагаю.

Седален, глас 8: Ты еси пастырь добрый и учитель богомудрый,/ святителю отче Филарете,/ тобою Бог украси Церковь Свою/ и тело твое, многолетно сокровенное в земли, нетленно яви людем Своим./ Темже не престай молитися о хвалящих тя/ и чтущих память твою,/ прося оставления грехов и спасения душам нашим.

Слава, и ныне, Богородичен: Яко Всенепорочная Невеста Творца,/ яко Неискусобрачная Мати Избавителя,/ приятелище яко сущи Утешителя, Препетая,/ светлое жилище добродетелей соверши мя,/ отжени облак страстей и Вышняго причастия сподоби/ и света невечерняго молитвами Твоими.

Песнь 4

Ирмос: Услыша пророк/ пришествие Твое, Господи, и убояся,/ яко хощеши от Девы родитися/ и человеком явитися, и глаголаше:/ услышах слух Твой и убояхся,/ слава силе Твоей, Господи.

Христа Бога Помощника и Заступника присно имея в сердце твоем, святителю Филарете,/ яко древле Моисей началовождь, в бедах и искушениих люди укреплял еси/ и научал еси взывати к Нему, яко Помощнику и Заступнику.

Сугубое попечение о юных людех имел еси, святителю Филарете,/ еже быти им благочестивым, трудолюбивым и рачительно учащимся закону Господню/ и служити Церкви на похвалу и отечеству на пользу.

Любовь небесную на земли евангельски стяжавый,/ горе управил еси душу твою, преславне Филарете,/ наставляя верныя люди горняя помышляти, а не себе угождати.

Богородичен: Совета Превечнаго смотрение разумев пророк,/ тайну рождества Девы преднаписуяй, взываше:/ возвеселюся о Бозе, Спасе Моем.

Песнь 5

Ирмос: Союзом любве/ связуеми апостоли,/ владычествующему всеми себе Христу возложше,/ красны ноги очищаху,/ благовествующе всем мир.

Апостольское речение, яко сила Божия в немощи совершается,/ на тебе исполнися, святителю./ Ты бо, немощен плотию, пажить Земли Русския Божественными словесы возделал еси и многия люди ко Христу привел еси.

Благодати Святаго Духа исполнься,/ слово Божие ревностно проповедал еси/ и тайну Пресвятыя Троицы и воплощения Бога Слова преизящно изъяснил еси./ Ныне же Богу предстоя,/ молися о почитающих тя, Филарете достопамятне.

Яко зеницу ока и сокровище многоценное,/ хранити веру Православную заповедал еси нам, святителю Филарете,/ в ней бо есть утверждение Церкве и отечества благоденствие.

Богородичен: Отчую Премудрость во утробе Твоей носившая, Владычице,/ в нощи мира блуждающих к свету Христову настави и союзом любве соедини,/ яко Богородица еси и Матерь Света.

Песнь 6

Ирмос: Возопих всем сердцем моим/ к Щедрому Богу,/ и услыша мя от ада преисподняго,/ и возведе/ от тли живот мой.

Премудростию Божиею вразумляемь,/ яко Соломон мудрый, суд правый и милостивый потщался еси творити,/ да ведают людие, яко прави суть пути Господни.

Ведая горькия работы и тяготы жития земледелателей, святителю Филарете,/ потщался еси помощи российскому государю провозгласити людем чаемое свобождение.

О любы Бога Отца, распинающая,/ любы Сына, распинаемая,/ и любы Духа Святаго, торжествующая силою крестною,/ - благоговейне взывал еси, святителю Филарете.

Богородичен: О Дево Пречистая,/ Словом Божиим "да будет" отразила еси от Себе законное по естеству недоумение,/ егда Гавриил Архангел Ти предста, благовествуя рождество Еммануила,/ - благоговейне взывал еси, святителю Филарете.

Кондак, глас 2: Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия,/ добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете./ Яко пастырь праведный и исповедник непорочный,/ по святем преставлении от безбожных поругание и поношения приял еси,/ Бог же знаменьми и чудесы тя прослави/ и заступника Церкве нашея яви.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы в Вавилоне/ пещнаго пламене не убояшася,/ но посреде пламене ввержени,/ орошаеми, пояху:/ благословен еси, Господи Боже отец наших.

Якоже Елисей иногда милоть Илиину,/ клобук от гроба святителя Алексия приял еси, святителю Филарете,/ да благодать сугубую получиши, воспевая:/ благословен еси, Боже отец наших.

Аще и чтил еси царя земнаго,/ но раболепствовати пред ним не восхотел еси, святителю,/ Царю же Небесному боголепную честь воздавал еси, взывая:/ благословен еси, Боже отец наших.

Работая Господеви со страхом,/ не взирал еси на похваления и поношения, святителю Филарете,/ токмо в сердце с трепетом взывал еси к Судии Праведнейшему:/ благословен еси, Боже отец наших.

Ум чист, чувства добрая и волю благую/ яко едино во образ Троицы Святыя имея, святителю Филарете,/ Троицы единосущие прославил еси, взывая:/ благословен еси, Боже отец наших.

Богородичен: Отроковице Пречистая,/ чудесе рождества Твоего дивящеся,/ Избравшему Тя зовем:/ благословен еси, Боже отец наших.

Песнь 8

Ирмос: За законы отеческия/ блаженнии в Вавилоне юноши предбедствующе,/ царюющаго оплеваша повеление безумное/ и совокуплени, имже не сваришася огнем,/ Державствующему достойную воспеваху песнь:/ Господа пойте, дела,/ и превозносите во вся веки.

Егда благий Господь попусти поветрие губительное во граде Москве,/ тогда ты, святителю Филарете, к покаянию и молебствию народ призывал еси, взывая:/ Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.

Иже молитвами твоими исцеление обретшии,/ и спасение от смерти улучившии,/ благодарственное пение принесоша, глаголюще:/ Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.

Отцем святым подражая,/ уставы иночеству преподал еси, святе,/ да Ангелом сослужат иноков собори и с ними лики невест Христовых, взывающе:/ Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.

Богородичен: Царицу Небесе и земли, Ангелов сонмы и человеков собори,/ пойте и превозносите во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Странствия Владычня,/ и Безсмертныя Трапезы/ на Горнем месте/ высокими умы, вернии, приидите, насладимся,/ возшедша Слова от Слова научившеся,/ Егоже величаем.

Ревностию по Бозе на высоту добродетелей возшед,/ славы мира сего удалялся еси, святе,/ взыскуяй славы токмо от Христа,/ Той бо есть единый Царь мира и Спас душ наших.

Егда свершися кончина святая твоя,/ возскорбеша людие российстии, достохвальне святителю,/ ты же не оставил еси их сиры,/ дерзновенно моляся единому Царю мира и Спасу душ наших.

Торжествуйте, людие,/ святителя Филарета память чтуще,/ иже служитель дома Богородицы быв,/ прослави Ту, яко в молитвах неусыпающую Заступницу.

Богородичен: Русь Святая, ликуй ныне,/ за тя бо молит Сына Своего/ Пречистая Богородица Дева с Филаретом приснохвальным и всеми святыми твоими.

Светилен: Яко благочестия лампаду светолучну,/ ритора преизящна, пастыря милосердна, судию премудра,/ приидите, вернии, Филарета благоподателя любовию ублажим.

Слава, и ныне, Богородичен: Что Ти принесем, Благодатная,/ руки имуще осквернены?/ како воспоем Тя,/ уста имуще нечиста?/ како восхвалим Тя,/ сердце имуще лукаво?/ Обаче молитвами святителя Филарета взываем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

На хвалитех: стихиры, глас 5, подобен: "Радуйся, Живоносный Кресте"

Радуйся, святителю отче Филарете!/ Таинство Креста познавый,/ и стезею неботечною/ чрез скорби и славу мира шествовавый,/ пред цари и нищими/ слово крестное глаголал еси/ и сие неложно житием запечатлел еси,/ приемь от Господа венец и велию милость.

Радуйся, святителю отче Филарете!/ Ты Христу волею последовал еси,/ не токмо на Фаворе во славе с Ним быти желавый,/ но и на Голгофу верно восшедый,/ по смерти же поруганию телесе предан был еси/ и, яко зерцало светлое солнца истины,/ стране Российстей явился еси./ Сего ради обрел еси у Господа венец и велию милость.

Радуйся, святителю отче Филарете!/ Ты иго Христово благое добре понесл еси,/ ризу души своея исткав/ светлейшу паче риз земных./ Благодать же Божия,/ юже подвигом тайным стяжав,/ яви тя тепла молитвенника/ и даром пророчества, знаменьми и чудесы прослави тя./ Сего ради тя ублажаем.

Слава, глас 2: О Филарете славный,/ слову истины делом последуя,/ подвигом сокровенным подвизался еси,/ темже яко и апостолом иногда,/ дадеся ти власть от Христа Бога/ бесы изгоняти и немощныя целити,/ грядущая прорицати и от бед избавляти,/ сего ради убо прославльшаго тя Господа славы/ умиленною душею/ православно величаем.

И ныне, Богородичен, глас тойже: Все упование мое на Тя возлагаю,/ Мати Божия,/ сохрани мя под кровом Твоим.

На Литургии

Блаженны от канона, песнь 3-я и 6-я

 Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость,/ и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней.

Апостол ко Ефесеем, зачало 233

Аллилуйя, глас 4: Уста праведнаго поучатся премудрости. Стих: Язык его возглаголет суд.

Евангелие от Матфея, зачало 11

Причастен: В память вечную будет праведник:

 
От херсонесской купели начался путь Владимира от великого грешника к великому святому
Татьяна Яшаева

Интервью с заведующей отделом средневековой истории Национального заповедника "Херсонес Таврический" Татьяной Яшаевой.

В этом году празднование памяти святого равноапостольного князя Владимира пройдет с особенно широко. Архиерейский Собор, прошедший месяц назад в Москве, предложил руководителям России, Украины и Белоруссии сделать этот день государственным праздником. Торжества по случаю 1020-летия Крещения Руси проходят и в Москве, и в Киеве, и в Крыму, где более тысячи лет назад киевский князь стал христианином. О месте крещения самого князя Владимира и обстоятельствах, сопутствующих этому событию мы беседовали в Севастополе с заведующей отделом средневековой истории Национального заповедника "Херсонес Таврический" Татьяной Яшаевой.

– Татьяна Юсуфовна, у Херсонеса великая и величественная история. К моменту прибытия в Крым князя Владимира Херсонес уже имел долгую и славную историю. Здесь просияли многие святые: мученики, преподобные, святители. Расскажите об этом городе?

– Прежде всего Херсонес Таврический, основанный в пятом веке до Рождества Христова, непрерывно просуществовал две тысячи лет. Причем тысячу лет – как античный, и еще тысячу лет здесь был христианский средневековый город в составе Византийской империи. Но вот интересно, что славу и известность среди современников и потомков ему принесла не античная история, не оборонительные стены и не театр, а храмы и мартирии, святые, которые здесь подвизались, или те, с именами которых навечно связала город народная молва и традиция.

Продолжение Продолжение материала...
 
Выставка-ярмарка в Бресте 21-29 июня 2008 года

С 21 по 29 июня 2008 года, по благословению епископа Брестского и Кобринского Иоанна, в Бресте  была проведена 3-я духовно-просветительская выставка-ярмарка «Брест Православный», подготовленная Брестским Епархиальным управлением и выставочным обществом «Экспосервис» при содействии Брестского горисполкома.

Более 50 участников приехали в Брест из России, Украины и Беларуси. Это были монастыри (в том числе Московское подворье Троице-Сергиевой Лавры), приходы, издательства, сестричества и братства РПЦ, народные мастера и художники.

Гостям ярмарки был предложен большой выбор икон, предметов церковного обихода и храмового убранства, православной литературы, аудио-визуальной продукции для взрослых и детей, сувениров, изделий народных промыслов.

Выставке сопутствовала культурная и духовно-просветительская программа, включающая беседы, встречи со священниками, выступления церковных хоров и звонарей, музыкальных коллективов. Ежедневно проводилась акция «Задайте вопрос священнику». Для посетителей были организованы ежедневные просмотры художественных и документальных фильмов — лауреатов кинофестивалей «Покров», «Семья России», «Встреча», посвященных вопросам духовной жизни, нравственности, проблемам современной семьи. Для детей были организованы просмотры мультипликационных и художественных фильмов. В рамках выставки прошли вечера духовной поэзии и песни, презентации новых изданий и другие мероприятия.

Для посетителей ярмарки был организован «День паломника», где желающие могли узнать подробно обо всех поездках, организуемых Паломнической службой Брестской епархии, повстречаться с представителями известных монастырей и приходов России, Украины и Беларуси.

В рамках выставки прошли ставшие уже традиционными «День социального служения», «День здоровья». Впервые в Бресте состоялся «День детской книги».

Посетители узнали больше об истории Православной Церкви и о ее сегодняшней деятельности, о работе православных средств массовой информации. В рамках ярмарки также проводились мастер-классы по звонарному и декоративно-прикладному искусству, на которых опытные мастера делились с посетителями секретами своего творчества. Гостям экспозиции были представлены выставка Детской книги и фотовыставка Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря «Полоцк духовный: в прошлом и настоящем».

На выставке был представлен раздел «Трапеза», где можно было познакомиться с блюдами постной кухни, приготовленными мастерицами из православных монастырей и церковных приходов, приобрести выпечку, мед и целебные продукты пчеловодства.

Выставка «Брест Православный» — это возможность встреч и общения с единомышленниками, знакомства со святынями, участия в интересных и полезных мероприятиях.

Продолжение Продолжение материала...
 
24 июля 2008 года - 15-летие возобновления богослужений

24 июля 2008 года, в день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, исполнилось 15 лет со дня служения первой после долгих лет запустения Божественной Литургии в храме Живоначальной Троицы Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры. Эту Божественную Литургию отслужил тогда первый настоятель Подворья, ныне епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Накануне, 23 июля 2008 года, вечером, в нашем храме была отслужена Всенощная, а утром - Божественная Литургия и Молебен святой равноапостольной Ольге, а затем, в 12 часов, в домовой церкви Митрополичьих палат братией Подворья был отслужен водосвятный молебен, за которым молились сотрудники и прихожане Подворья.

Продолжение Продолжение материала...
 
Андрей Рублев расписал наш храм дивными фресками
%u0430%u0440%u0445%u0438%u043C%u0430%u043D%u0434%u0440%u0438%u0442 %u0418%u0435%u0440%u043E%u043D%u0438%u043C (%u041A%u0430%u0440%u043F%u043E%u0432) %u043D%u0430%u0441%u0442%u043E%u044F%u0442%u0435%u043B%u044C %u0423%u0441%u043F%u0435%u043D%u0441%u043A%u043E%u0433%u043E %u0441%u043E%u0431%u043E%u0440%u0430 %u0417%u0432%u0435%u043D%u0438%u0433%u043E%u0440%u043E%u0434%u0430

Интервью с архимандритом Иеронимом (Карповым), настоятелем Успенского собора Звенигорода.

Сегодня - день памяти преподобного Андрея Рублева. Величайший русский иконописец был учеником преподобного Сергия и подвизался в Троице-Сергиевой Лавре. Но с ним и его творчеством связаны многие храмы и монастыри России. Росписи Рублева можно увидеть в храмах Московского Кремля и в Успенском соборе Владимира. Есть они и в древнейшем подмосковном храме Успения на Городке под Звенигородом, с настоятелем которого нам удалось встретиться и поговорить.

– Отец Иероним, мало кто знает, что преподобный Андрей Рублев провел десять лет своей монашеской жизни в Звенигороде. И самые известные звенигородские иконы и фрески он создал здесь, в Успенском соборе на Городке. Что это за храм?

– Этот храм Успения Пресвятой Богородицы – древнейший храм Подмосковья. Он был построен великим князем Звенигородским Юрием Дмитриевичем, сыном Дмитрия Донского в то время, когда здесь были княжеские владения. Это особое место – отсюда начинался город. За эти века, слава Богу, немногое изменилось в этом храме. И несмотря на войны и лихолетья, он не был разрушен. Он пережил годы безбожия и сегодня выглядит так же, как выглядел в дни преподобного Андрея Рублева, который его расписал.

Продолжение Продолжение материала...
 
День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

Настоящий праздник Святой Троицы является престольным нашего храма Живоначальной Троицы. Накануне, в субботу вечером, было отслужено всенощное бдение с чтением Акафиста Живоначальной Троице, а в день праздника - ранняя и поздняя Божественная Литургия, после которой совершалась вечерня с коленопреклоненными молитвами.

Богослужение возглавил настоятель Подворья игумен Дионисий в сослужении братии Подворья при пении мужского хора под управлением регента Владимира Горбика.

 
"Русское богатырство"

22 июня 2008 года, в воскресенье, в актовом зале Митрополичьих палат, в рамках благотворительного духовно-просветительского цикла "Возвращение на Родину", состоялся вечер "Русское богатырство", посвященный преподобному Илие Муромцу и "Слову о полку Игореве". В вечере принимал участие художник-монументалист, иконописец и искусствовед Алексей Валерьевич Артемьев. Ведущей вечера была певица, лауреат Пушкинской премии Лина Мктрчян.

 
Празднование иконе Божией Матери "Достойно есть"

11/24 июня святая Церковь празднует иконе Божией Матери, именуемой "Достойно есть".

16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен список этой иконы, сделанный теми же изографами (насельниками афонского Никольского скита «Белозерки»), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.

Список чудотворной иконы Божией Матери, именуемой "Достойно есть", является одной из почитаемых святынь нашего храма.

С 1999 года в нашем храме совершается каждый год  в ночь с 23 на 24 июня Всенощное бдение и Божественная Литургия.

И в этом году совершено ночное богослужение, которое возглавил Настоятель подворья игумен Дионисий при пении мужского хора под управлением регента Владимира Горбика.

Продолжение Продолжение материала...
 
Весна-лето 2008 года - ремонт музейных комнат

В первой половине 2008 года были отремонтированы музейные комнаты в здании Митрополичьих палат.

 
Выставка-ярмарка в Ростове-на-Дону 28 мая - 2 июня 2008 года

С 28 мая по 2 июня 2008 года, в Ростове прошла II межрегиональная выставка-форум «Православная Русь». Ознакомиться с ее обширной экспозицией и насыщенной культурно-просветительской программой в ВЦ «ВертолЭкспо» пришли более 15 000 человек.

На церемонии официального открытия с приветственным словом к посетителям и участникам выставки обратился Архиепископ Ростовский и Новочерскасский Пантелеимон. Он назвал выставку «Православная Русь» большим событием в жизни православного сообщества донского края, подчеркнул ее важную роль в деле духовно-нравственного возрождения общества, в укреплении веры и продвижении традиционных культурных ценностей. Социальную значимость мероприятия подтвердило присутствие на открытии и высоких официальных лиц – вице-губернатора Ростовской области А. И. Бедрика, главного федерального инспектора по Ростовской области аппарата полномочного представителя президента в ЮФО С. Н. Епифанцева, председателя комитета по межнациональным вопросам, религии и казачеству Ю. Н. Сергиенко.

На пресс-конференции, состоявшейся после открытия форума, поднимались актуальные вопросы религиозной безопасности, православного образования, возможных форм сотрудничества церкви и государства. Отвечая на вопросы журналистов о выставке, ее соорганизатор, представитель ВО «РЕСТЕК» Анна Балашова, и почетный участник проекта, генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата Сергей Житенев, назвали «Православную Русь» в Ростове «самой красивой» выставкой в сравнении с аналогичными мероприятиями в других регионах...

Продолжение Продолжение материала...
 
Выставка-ярмарка в Санкт-Петербурге 14-18 мая 2008 года

14–18 мая 2008 года, в Петербурге состоялась V Всероссийская выставка-ярмарка «Пасхальный праздник»

Выставка-ярмарка "Пасхальный праздник" явилась частью церковно-общественного проекта "Православная Русь" www.pravoslav-expo.ru

Выставка "Пасхальный праздник" познакомила с жизнью Русской Православной Церкви, искусством, историей и традициями русского народа.Также позволила церковным и светским организациям установить деловые связи для обмена опытом и дальнейшего сотрудничества.

Выставка проходила в Михайловском манеже (Манежная пл., 2). В «Пасхальном празднике-2008» прияли участие около 300 экспонентов: епархии, монастыри, храмы, мастерские, издательства, паломнические службы, а также светские организации, связанные своей деятельностью с Русской Православной Церковью.

В выставке-ярмарке принимало участие Московское подворье Троице-Сергиевой Лавры.

Один из самых представительных разделов выставки-ярмарки - книжный. На нем будут представлены новые книжные издания (в т.ч. богослужебные), духовная, энциклопедическая, познавательная, детская и художественная литература церковных и светских издательств.

Также на выставке – церковные облачения и ткани, народные ремесла и промыслы, пасхальные подарки, сувениры и предметы быта.

Неотъемлемой частью выставки стали насыщенные деловая и духовно-просветительская программы, в которых участвовали священники, общественные деятели, издатели, педагоги. 2008 год пройдет под знаком празднования 100-летия преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Для осмысления его духовного наследия центральным событием выставки в этом годуявилась юбилейная экспозиция в честь этого великого святого.

Важной частью мероприятия стала программа "Благословенный север", посвященная судьбам уникальных сокровищ православной культуры: монастырей, святынь и исторических реликвий русского Севера, деяниям святых и подвижников, искусству и певческой традиции.

Выставка «Пасхальный праздник» организована ВО «Рестэк» при содействии Санкт-Петербургской епархии.

 
<< В начало < Предыдущая 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Следующая > В конец >>

Всего 743 - 756 из 958
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter