Начало 1990-х годов сегодня часто называют временем церковного возрождения, эпохой второго Крещения Руси. Это время уже принадлежит истории Церкви. Но хотя история эта – совсем недавняя, уже многое забывается: события, имена, причины произошедшего… Сегодняшние прихожане в большинстве своем уже не догадываются, какой ценой совершалось это возрождение, каких усилий требовало от духовенства и мирян.
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в 1990-е годы был настоятелем Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве. В его задачи входило, прежде всего, возвращение Церкви исторического Подворья и его восстановление. Говоря о том времени, мы попросили владыку и провести параллели с сегодняшним днем, ответить на вопросы, которые часто можно услышать сегодня. Зачем строить храмы? Не упустила ли Церковь чего-то важного, занимаясь массовым строительством? Изменились ли за 20 лет люди, их отношение к Церкви, духовный настрой?
1990-е: радость и катастрофа
– Владыка, какими остались в памяти 1990-е годы? Как воспринималось происходящее в стране, какие изменения ощущались в церковной жизни?
– 1990-е годы, конечно, особое время в истории нашей Церкви. Без преувеличения можно сказать, самое удивительное за более чем тысячелетие ее существования в России. Тогда, образно говоря, пали цепи, которые сдерживали все проявления церковной жизни. Может быть, со стороны, для тех, кто в храм не ходил, это было и не очень заметно, но для нас, людей, которые тогда уже были в Церкви, это было время совершенно необычное и неожиданное.
Ведь надо помнить, что наша Церковь пришла к возрождению 1990-х еле живой. Даже количественно она была совершенно крохотной, и, тем не менее, у нее хватило сил для того, чтобы принять очень большое количество новых людей. Это было благом, но породило и множество проблем, такая резкая смена поколений не проходит бесследно. Представьте себе, что в Церкви находилась какая-то часть нашего народа – и вдруг она не удвоилась и даже не удесятерилась, а увеличилась в сотни раз. И люди, которые вошли в Церковь, – это в основном неофиты, которые не воспитывались в традиции, а получили порой лишь какие-то поверхностные, случайные знания о церковной жизни, о вере, о Боге. Они принесли с собой огромное количество тех болезней, которыми болеет общество, и вместо того, чтобы бороться с ними, попытались эти болезни «воцерковить», оставить им место в своей церковной жизни. К сожалению, в этом истоки наших сегодняшних проблем. |