История
 
Святая Пасха

Святая Пасха. Из службы Воскресения Христова.
Поет братский хор Ватопедского монастыря

Святая Гора Афон занимает видное место в Православном мире. Афон, избранный Самой Пресвятой Богородицей в удел, место особого попечения Божией Матери, уже с IX века становится крупнейшим духовным центром Византийской империи. С этого времени и до сего дня, несмотря на многочисленные нашествия иноверцев и варваров, Афон продолжает быть единственным в мире местом, где сосуществуют, сохраняя и развивая свои традиции (в том числе и литургические), несколько направлений восточного православного монашества.

В своем лучшем виде живая традиция предстает перед нами в песнопениях афонских монахов, которые считают пение частью своей духовной и литургической жизни, одновременно заботясь и о высоком уровне исполнения.

В начале XX века многие искали путей возрождения древних церковных традиций в пении и иконописи. В этом проявилось желание противодействовать тому процессу обмирщения, который распространялся в русском обществе и захватывал даже церковное искусство. Священник, композитор и исследователь церковного пения Дмитрий Васильевич Аллеманов подготовил в 1912г. план восстановления древнерусского церковного пения, включающий в себя собирание и изучение певческих рукописей, греческих и византийских трактатов. Но потрясения начала XX века отбросили саму возможность осуществления этих надежд на целое столетие.

Во вступлении к одной из работ Д. В. Аллеманова мы встречаем не потерявшее и сегодня актуальность обращение к современникам: «…знакомство с семиографией пения Греческой Церкви настоящего времени далеко не является чем-то совершенно излишним … так как Церковь эта есть мать нашей Русской Церкви не только по вере, но и потому, что от нея Русь вместе с христианством приняла и церковное пение, и первых певцов. Во всяком случае … для русских людей, так или иначе к церковному пению стоящих близко, - странно было бы не желать этого знакомства…»

 Известно, что ни византийские, ни древнерусские знаменные песнопения не могут быть точно переданы пятилинейной нотной системой и всякое переложение лишает их самого драгоценного – в многовековом опыте Церкви обретенного и с молитвой сопряженного интонирования.

Первые христианские гимны записывались буквенной нотацией, в основе которой лежал древнегреческий алфавит. Это мнение дополнительно подтверждается найденным в Египте греческим гимном Святой Троице. Это открытие было сделано оксфордским профессором Артуром Хантом (Arthur Hunt), который опубликовал этот гимн в 14-м томе издания Оксиринхских папирусов.

До XVIII века система нотной записи византийской музыки прошла целый ряд стадий (соответственно трем своим периодам: палеовизантийскому, средневизантийскому и поздневизантийскому). Но окончательный вид ей придали три великих учителя музыки: Хрисанф, митрополит Прусенский, Григорий Протопсалт и Хурмузий Хартофилакс. Митрополиту Хрисанфу принадлежат названия семи звуков звукоряда : па, ву, га, ди, ке, зо, ни. Им в 1832г. написана «Большая теория музыки» («Μέγα Θεωρητιχό»), в которой с научной точностью определены звукоряды и интервалы византийской музыки.

Новая система записи трех учителей музыки, которая была утверждена Патриархатом в 1881 году, используется по сей день и называется Новым методом (Νέα Μέθοδος).

В предлагаемой публикации Вашему вниманию предлагается образец невменного письма, которое сохраняет ныне византийская певческая традиция.

Данный диск, выпущенный по благословению Святой Горы Афон, является первым в серии записей хора Ватопедского монастыря. Диск сопровождается цветным буклетом. Также Вам предлагается электронная версия этого буклета на греческом, английском и русском языках, содержащая полные тексты и Византийскую нотацию. Это начало нового цикла записей песнопений в искусном и одухотворенном исполнении хора братии Ватопедского монастыря.

***

Святая гора Афон, тысячелетняя твердыня Православия, без всякого преувеличения явилась тем вертоградом, в котором родилось и веками взращивалось византийское церковное музыкальное и певческое искусство.

Сегодня, когда упадок монастырской жизни миновал, цветущая монашеская община Святой Горы на основании духовного опыта своих предшественников вновь созидает и воссоздает ту дивную и благодатную среду, которая в былые времена так упокоевала душу не только каждого монаха, но и каждого паломника.

В духе возрождения святогорских монастырей возобновило свою деятельность и музыкальное училище Святой Обители Ватопед, сотни лет служившее музыкальному образованию монахов. Оно даровало Обители знаменитых «мелургов» (церковных композиторов) и сохранило богатую певчеcкую традицию, которую продолжает развивать и нынешний братский хор. В этом ему помогают как музыкальные архивы Святой Обители, так и записи «псалтов» (певчих), собранные в богатой монастырской фонотеке.

Систематическое музыкальное обучение, соединяющее в себе знание письменной и опыт уставной певческой традиции, уже начало приносить свои плоды, что весьма способствовало нашему начинанию, цель которого – создание музыкальной коллекции песнопений на каждый день Страстной седмицы. Коллекция, записанная на компакт дисках, содержит все классические композиции великих мелургов, посвященные Святым Страстям. Композиции исполняются в соответствии с древним святогорским Уставом: антифонно, с канонархом, с «апихиматами» - своеобразными интонационными формулами и т.п. Записи и их издание осуществляются совместно Святой Обителью Ватопед и издательством Критского университета.

Для лучшего понимания особенностей богослужения на Святой горе необходимы два пояснения:

1) в монастырях Святой Горы действует так называемое святогорское время, имеющее прообразом «византийское время», по которому отсчет часов начинается с заходом солнца (так как в начале была тьма [ср.: Быт. 1, 1-2]), а не в полночь, как по нашему светскому времени. Таким образом все, что происходит после захода солнца, относится к следующему дню;

2) служба Воскресения Христова литургически связана с Пасхальной утреней, во время которой мы празднуем живоносное Воскресение Христа. Служба Воскресения, утреня и Божественная Пасхальная Литургия обычно совершаются в полночь Великой Субботы. Но, по древнему обычаю, в монастырях и в некоторых других местах эти службы совершаются как «панихида» (всенощное бдение) в первые утренние часы Пасхального Воскресения. Поэтому-то служба Воскресения и помещена под заглавием «Святая Пасха».

Певческое искусство на Святой Горе создается не усилиями отдельных выдающихся иеропсалтов. Певческое искусство на Святой Горе прежде всего является естественной и обычной принадлежностью повседневной монастырской жизни. Многочасовое исполнение песнопений переплетается с непрестанной молитвой, в которой оно обновляется и очищается, будучи прирожденно монашеской жизни, и в то же время ведет к ее глубочайшему опытному переживанию.

Именно потому, что исполнение церковных песнопений в первую очередь есть феномен православного богослужения, а не просто некий светский концерт, наделенный эстетическими достоинствами, мы и пришли к решению произвести музыкальную запись прямо в стенах Святой Обители. Ибо запись церковного пения в его собственной среде, каковой в полной мере является историческая святогорская Обитель Ватопед, имеет особое значение.

На Святой Горе Божественные Страсти возглашаются и воспеваются устами монахов, и это создает неповторимую умилительную атмосферу и приближает предстоящих к пониманию истины. На Святой Горе царствование Жизни и благодатная весть Воскресения усиливаются торжеством победно ликующей Весны. На Святой Горе, известной как Сад Богородицы, дни Святых Страстей приобретают иное измерение. Вот почему в этом прекрасном Саду, с его непорочной природой , в прямом и переносном смысле соблюдается «аватон» (запрет на появление на Святой Горе женщин и некоторых не достойных). Святая Гора неприступна для моря житейской суеты.

Музыкальная зрелость и высокий профессионализм братского хора Обители Ватопед явились основной причиной одобрения издательством Критского университета совместного проекта. Следует отметить и сложившуюся в Обители удивительную творческую обстановку, которая, в сочетании с простотой и гостеприимством монахов, вызвала необыкновенное воодушевление при работе над записью диска.

Мы надеемся, что замечательная атмосфера взаимного доверия, духовности и покоя, подаренная нам Святой Обителью, ощутимо сказалась и на конечном результате нашей работы.

Никос Дионисопулос,

руководитель отдела музыкальных изданий

издательства Критского университета

 
к началу