Святая Пасха.
Из службы Воскресения Христова.
Поет братский хор Ватопедского
монастыря
Святая Гора Афон занимает
видное место в Православном мире.
Афон, избранный Самой Пресвятой
Богородицей в удел, место особого
попечения Божией Матери, уже с IX
века становится крупнейшим духовным
центром Византийской империи. С
этого времени и до сего дня,
несмотря на многочисленные нашествия
иноверцев и варваров, Афон
продолжает быть единственным в мире
местом, где сосуществуют, сохраняя и
развивая свои традиции (в том числе
и литургические), несколько
направлений восточного православного
монашества.
В своем лучшем виде живая
традиция предстает перед нами в
песнопениях афонских монахов,
которые считают пение частью своей
духовной и литургической жизни,
одновременно заботясь и о высоком
уровне исполнения.
В начале XX века многие искали
путей возрождения древних церковных
традиций в пении и иконописи. В этом
проявилось желание
противодействовать тому процессу
обмирщения, который распространялся
в русском обществе и захватывал даже
церковное искусство. Священник,
композитор и исследователь
церковного пения Дмитрий Васильевич
Аллеманов подготовил в 1912г. план
восстановления древнерусского
церковного пения, включающий в себя
собирание и изучение певческих
рукописей, греческих и византийских
трактатов. Но потрясения начала XX
века отбросили саму возможность
осуществления этих надежд на целое
столетие.
Во вступлении к одной из
работ Д. В. Аллеманова мы встречаем
не потерявшее и сегодня актуальность
обращение к современникам:
«…знакомство с семиографией пения
Греческой Церкви настоящего времени
далеко не является чем-то совершенно
излишним … так как Церковь эта есть
мать нашей Русской Церкви не только
по вере, но и потому, что от нея
Русь вместе с христианством приняла
и церковное пение, и первых певцов.
Во всяком случае … для русских
людей, так или иначе к церковному
пению стоящих близко, - странно было
бы не желать этого знакомства…»
Известно, что ни византийские,
ни древнерусские знаменные
песнопения не могут быть точно
переданы пятилинейной нотной
системой и всякое переложение лишает
их самого драгоценного – в
многовековом опыте Церкви
обретенного и с молитвой
сопряженного интонирования.
Первые христианские гимны
записывались буквенной нотацией, в
основе которой лежал древнегреческий
алфавит. Это мнение дополнительно
подтверждается найденным в Египте
греческим гимном Святой Троице. Это
открытие было сделано оксфордским
профессором Артуром Хантом (Arthur
Hunt), который опубликовал этот гимн
в 14-м томе издания Оксиринхских
папирусов.
До XVIII века система нотной
записи византийской музыки прошла
целый ряд стадий (соответственно
трем своим периодам:
палеовизантийскому,
средневизантийскому и
поздневизантийскому). Но
окончательный вид ей придали три
великих учителя музыки: Хрисанф,
митрополит Прусенский, Григорий
Протопсалт и Хурмузий Хартофилакс.
Митрополиту Хрисанфу принадлежат
названия семи звуков звукоряда : па,
ву, га, ди, ке, зо, ни. Им в 1832г.
написана «Большая теория музыки» («Μέγα
Θεωρητιχό»), в которой с научной
точностью определены звукоряды и
интервалы византийской музыки.
Новая система записи трех
учителей музыки, которая была
утверждена Патриархатом в 1881 году,
используется по сей день и
называется Новым методом (Νέα
Μέθοδος).
В предлагаемой публикации
Вашему вниманию предлагается образец
невменного письма, которое сохраняет
ныне византийская певческая
традиция.
Данный диск, выпущенный по
благословению Святой Горы Афон,
является первым в серии записей хора
Ватопедского монастыря. Диск
сопровождается цветным буклетом.
Также Вам предлагается электронная
версия этого буклета на греческом,
английском и русском языках,
содержащая полные тексты и
Византийскую нотацию. Это начало
нового цикла записей песнопений в
искусном и одухотворенном исполнении
хора братии Ватопедского монастыря.
***
Святая гора Афон, тысячелетняя
твердыня Православия, без всякого
преувеличения явилась тем
вертоградом, в котором родилось и
веками взращивалось византийское
церковное музыкальное и певческое
искусство.
Сегодня, когда упадок
монастырской жизни миновал, цветущая
монашеская община Святой Горы на
основании духовного опыта своих
предшественников вновь созидает и
воссоздает ту дивную и благодатную
среду, которая в былые времена так
упокоевала душу не только каждого
монаха, но и каждого паломника.
В духе возрождения
святогорских монастырей возобновило
свою деятельность и музыкальное
училище Святой Обители Ватопед,
сотни лет служившее музыкальному
образованию монахов. Оно даровало
Обители знаменитых «мелургов»
(церковных композиторов) и сохранило
богатую певчеcкую традицию, которую
продолжает развивать и нынешний
братский хор. В этом ему помогают
как музыкальные архивы Святой
Обители, так и записи «псалтов»
(певчих), собранные в богатой
монастырской фонотеке.
Систематическое музыкальное
обучение, соединяющее в себе знание
письменной и опыт уставной певческой
традиции, уже начало приносить свои
плоды, что весьма способствовало
нашему начинанию, цель которого –
создание музыкальной коллекции
песнопений на каждый день Страстной
седмицы. Коллекция, записанная на
компакт дисках, содержит все
классические композиции великих
мелургов, посвященные Святым
Страстям. Композиции исполняются в
соответствии с древним святогорским
Уставом: антифонно, с канонархом, с
«апихиматами» - своеобразными
интонационными формулами и т.п.
Записи и их издание осуществляются
совместно Святой Обителью Ватопед и
издательством Критского
университета.
Для лучшего понимания
особенностей богослужения на Святой
горе необходимы два пояснения:
1) в монастырях Святой Горы
действует так называемое
святогорское время, имеющее
прообразом «византийское время», по
которому отсчет часов начинается с
заходом солнца (так как в начале
была тьма [ср.: Быт. 1, 1-2]), а не
в полночь, как по нашему светскому
времени. Таким образом все, что
происходит после захода солнца,
относится к следующему дню;
2) служба Воскресения Христова
литургически связана с Пасхальной
утреней, во время которой мы
празднуем живоносное Воскресение
Христа. Служба Воскресения, утреня и
Божественная Пасхальная Литургия
обычно совершаются в полночь Великой
Субботы. Но, по древнему обычаю, в
монастырях и в некоторых других
местах эти службы совершаются как
«панихида» (всенощное бдение) в
первые утренние часы Пасхального
Воскресения. Поэтому-то служба
Воскресения и помещена под заглавием
«Святая Пасха».
Певческое искусство на Святой
Горе создается не усилиями отдельных
выдающихся иеропсалтов. Певческое
искусство на Святой Горе прежде
всего является естественной и
обычной принадлежностью повседневной
монастырской жизни. Многочасовое
исполнение песнопений переплетается
с непрестанной молитвой, в которой
оно обновляется и очищается, будучи
прирожденно монашеской жизни, и в то
же время ведет к ее глубочайшему
опытному переживанию.
Именно потому, что исполнение
церковных песнопений в первую
очередь есть феномен православного
богослужения, а не просто некий
светский концерт, наделенный
эстетическими достоинствами, мы и
пришли к решению произвести
музыкальную запись прямо в стенах
Святой Обители. Ибо запись
церковного пения в его собственной
среде, каковой в полной мере
является историческая святогорская
Обитель Ватопед, имеет особое
значение.
На Святой Горе Божественные
Страсти возглашаются и воспеваются
устами монахов, и это создает
неповторимую умилительную атмосферу
и приближает предстоящих к пониманию
истины. На Святой Горе царствование
Жизни и благодатная весть
Воскресения усиливаются торжеством
победно ликующей Весны. На Святой
Горе, известной как Сад Богородицы,
дни Святых Страстей приобретают иное
измерение. Вот почему в этом
прекрасном Саду, с его непорочной
природой , в прямом и переносном
смысле соблюдается «аватон» (запрет
на появление на Святой Горе женщин и
некоторых не достойных). Святая Гора
неприступна для моря житейской
суеты.
Музыкальная зрелость и высокий
профессионализм братского хора
Обители Ватопед явились основной
причиной одобрения издательством
Критского университета совместного
проекта. Следует отметить и
сложившуюся в Обители удивительную
творческую обстановку, которая, в
сочетании с простотой и
гостеприимством монахов, вызвала
необыкновенное воодушевление при
работе над записью диска.
Мы надеемся, что замечательная
атмосфера взаимного доверия,
духовности и покоя, подаренная нам
Святой Обителью, ощутимо сказалась и
на конечном результате нашей работы.
Никос Дионисопулос,
руководитель отдела
музыкальных изданий
издательства
Критского университета |