Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Интернет-магазин
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная

О Божественной литургии: «Благословенно Царство…»

Как начинается Божественная литургия? «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Почему именно это возглашает иерей? Что он этим хочет сказать? Перед нами Христос открывает изумительное зрелище. Перед нами Христос отверзает Свое Царство… Осознание этих слов приходит к священнику на проскомидии (начальная часть литургии, на которой приготавливаются вино и хлеб для освящения). Это состояние, близкое к ослеплению, подобно тому, которое испытал апостол Павел на пути в Дамаск, увидев Христа (Деян. 9, 3–9). Духовными очами видит иерей, совершающий проскомидию, ослепительный свет Христов. Поэтому из переполненной восторгом груди его вырывается: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Слава Твоя, Христе мой, исполняет вселенную.

Вы видели, как наряжают невесту для свадебной фотографии, когда ее огромная фата заполняет всю комнату, а подол платья покрывает пол? Это делают для того, чтобы всем продемонстрировать славу и красоту девушки. Так и Церковь Христова в час литургии заполняет все пространство пред нашими очами...

Поэтому, когда священник произносит: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», он забывает себя, свой дом, забывает мир — все то, что видит, и прилепляется сердцем и помышлением к тому, что в этот час постигает: к тайнам невидимым, которые ему открывает Христос. Опытно чувствуя славу Небесного Царя Христа, он с дрожащими коленями, с душой, которая вот-вот прогнется под тяжестью ответственности, с глазами, погруженными в Таинство Царства Небесного, произносит с трепетом: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…». И вот, перед нами — вся Церковь. Перед нами — Истина, явственно и мистически — Христос! Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их,— говорит Христос… (Мф. 18, 20)...

 

...Таким образом, что есть литургия, которую мы служим? Вы видели, как на белом киноэкране некая фигура, появившись вдали, сперва кажется точкой, но, постепенно приближаясь, увеличивается и в конце концов становится хорошо различимой. Так и на литургии. Перед нашими глазами шаг за шагом открывается Христос и Его Царство.

Тогда Христос учил, и по Его слову хромые вставали и ходили, слепые прозревали, мертвые восставали от гробов. Сейчас, в час литургии, все это снова предстает перед нашим мысленным взором. Мы это не просто воображаем, но на самом деле посреди нас ходит, посреди нас обитает Он — Учитель, Пророк, Чудотворец. В этот час Он перед нами — Христос распятый, воскресший, вознесшийся. Все то, что мы видим в храме: паникадило, священника, святой престол, Евангелие, Честные Дары, малый и великий входы,— все это знаки присутствия Христова.

Следовательно, во время литургии мы продолжаем дело Христово. Каждый раз вновь и вновь приходит к нам и Он Сам. Это говорится и в молитве: «Иже горе со Отцем седяй, и зде с нами невидимо пребываяй» (священническая молитва перед раздроблением Агнца). Он — наверху, на небесах и в то же время незримо соприсутствует здесь. Поэтому священник перед приобщением Святых Таин обращается к Нему: «И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь…». Кто имеет духовное зрение, тот ощутит, что перед ним — Сам Христос. Как ты поступишь, если увидишь перед собой человека, которого любишь? Ты бросишься к нему.

Литургия — это движение, бросок, попытка прикоснуться ко Христу, ухватиться за край Его хитона… На литургии молится Сам Учитель, Христос. Он каждого из нас призывает по имени. Глаза тех, которые это чувствуют, сияют, а сами они живут радостью Христовой...

Таким образом, христианин, отправляющийся на литургию, должен осознавать, что идет на встречу с Самим Христом, и иметь намерение к Нему прикоснуться…

…Вы, наверное, видели, как во время солнечного затмения на улицах стоят дети и взрослые и неотрывно смотрят в бинокли, стараясь разглядеть солнце. Так и на литургии. Наш взгляд и наше сердце приковываются к Тому, Кто восседает на Небесном троне. Наша жизнь сосредоточена вокруг Христа. И лишь одно имеет для каждого истинное значение — это Царство небесное. Тогда что же — оставим семью, работу, детей и побежим на литургию? Нет, дорогие мои. Задумайтесь, сколь велики любовь и премудрость Бога. Все наши повседневные житейские попечения могут войти в Царство Небесное, вернее, стать теми мостиками, которые приведут нас туда. Во всем может найти выражение наша любовь к Богу. Доброе отношение к жене, заботу о детях, ежедневный изнурительный труд, работу, борьбу, слезы, скорби, которые переживаешь втайне,— все это ты принесешь на воскресную литургию и оставишь в Царстве Небесном. Бог освятит тебя и даст силы прожить следующую неделю. Все наши дела имеют ценность у Христа, но не стоит забывать, что целью и конечной остановкой для нас является Царство Божие, и душа наша жаждет прежде всего Бога. Он — наш маяк, небеса — наше Отечество. И именно это мы имеем в виду, когда говорим «Аминь»: «Да, Отче мой Небесный, я принимаю все, что Ты говоришь мне. Я положил начало своему шествию. Я вступил на тот путь, который приведет меня на небо. И я не остановлюсь, пока не достигну того места, где живешь Ты».

Во время литургии мы отправляемся в путешествие в Царство Христа и одновременно уже в этом Царстве пребываем. Христос возвел нас на небо или, лучше сказать, небеса опустил на Церковь. Все блага, наше спасение, святость, смирение, таланты Он даром подает нам в Церкви.

Архимандрит Эмилиан

 

 

 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї