Главная
Наши контакты
Подворье сегодня
Расписание богослужений
Часто задаваемые вопросы
История подворья
Троицкая школа
Издательство
Хоровая деятельность
Интервью, статьи
Проповеди
Фотогалерея
Видеоканал на Youtube
Поиск по сайту
Изречения Святых Отцов
Святитель Филарет Московский
Иконы Пресвятой Богородицы
Жития Святых
Чтение Псалтири на Подворье
Душеполезные чтения 2018
Авторизация


Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы?
Регистрация
Главная

Пути к стяжанию Иисусовой молитвы

Разумеется, нужна борьба, и много крови должен пролить подвижник… До грехопадения молитва совершалась легко, подобно неумолкающему славословию Ангелов. Однако после падения требуется борьба и труд, посредством которых праведники в Царствии Божием возвращаются в былое состояние.

Первая и напряженная борьба — собрать человеку ум, отказаться от окружающих предметов, обстоятельств, событий, состояний, мыслей — не только дурных, но и благих. Ибо удаляющийся от Бога ум умирает и разлагается, подобно рыбе, выброшенной из моря, из воды. Об этом говорит святой Исаак Сирин: «Как случается с рыбой, лишенной воды, так и с умом, лишенным памяти о Боге и парящим в памяти о мире». Ум после грехопадения напоминает собаку, которая стремится все время бежать и необычайно проворна в беге. Он напоминает блудного сына в притче, захотевшего уйти из отцовского дома, взявшего свое имущество (желание и волю) и расточившего, промотавшего его, беспутно живуще...

Требуется значительное усилие для понуждения воли и желания к возвращению. Для этого мы и совершаем Иисусову молитву. Стараемся увидеть собственную греховность и нищету. Вспоминаем дневные падения. Испытываем различные события и грехи (однако едва касаясь их, то есть внешне) и ведем себя так, словно находимся на судилище и идет суд. Господь — на Престоле, а мы — на скамье подсудимых. Почувствовав это, начинаем вопить: «Помилуй мя!» В данном случае нужно плакать, поскольку от плача приходит правильная молитва. Отцы говорят, что тот, кто стремится к глубокой молитве и глубокому монашескому житию, должен научиться плакать и жить в непрестанном самоосуждении и самоукорении, считать себя худшим всех остальных, относиться к себе, как к грязному животному, находящемуся во мраке заблуждения и неведения. Он должен первым осудить себя, ибо таковой сподобляется благодати…

…Святой Исаак пишет: «Прежде молитвы упадем на колени, заломим руки и будем считать себя осужденными». Тогда придут мысли самоукорения. Каждый раз они могут быть новыми. Но рассматривать эти мысли необходимо не мечтательно. И тогда кающийся ум действительно сойдет в сердце, и мы станем плакать, и начнется непрерывная молитва.

Человек, запомнивший обидные слова, брошенные кем-либо в его сторону, и раздумывающий над ними, ощущает боль в сердце и тотчас начинает печалиться. То же наблюдается и с подвизающимися в молитве, но их молитвы, разумеется, не мирские и эгоистичные. Подвизающийся говорит себе: «Я причинил скорбь Христу, удалился от Божественной благодати». От таких мыслей сердце его глубоко сокрушается. Сокрушенное в покаянии (не под внешним давлением), сердце уязвляется и скорбит больше, чем страдающее тело. Это сокрушение непрерывно держит ум в памяти о Боге. И сокрушенный не в состоянии спать даже ночью. Чувствуя себя так, он словно находится среди раскаленных углей.

Итак, можно в течение четверти часа интенсивно творить молитву. И тогда весь день и ночь сердце будет помышлять об Иисусе. Это и называется непрерывной молитвой. Она может быть достигнута, повторяю, после нескольких минут напряженной молитвы со слезами, и потом ее действие в течение многих дней ощущается внутри. Нужно подчеркнуть, что чувство собственного недостоинства абсолютно необходимо для совершения Иисусовой молитвы. Наибольший успех определяется наибольшим сознанием своей греховности. Без такого сознания истинной молитвы нет. Стало быть, молитва должна соединиться со скорбью. Насколько мы сосредоточим внимание на глубинах души, настолько откроем ее тайны. Вместе с покаянием в сердце приходит Небесное Царство, и оно преобразуется в рай и небо. Только с покаянием мы обретаем зрение Царства.

Митрополит Иерофей (Влахос)

 


 
Назад Назад


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Shift+Enter
 
їїїїїї.їїїїїїї