Из беседы с
афонским пустынником об Иисусовой
молитве
Молитва «Господи Иисусе
Христе, Сыне Божий, помилуй мя», включает
два центральных момента: догматический
— признание Божественности Иисуса
Христа — и молитвенный — воззвание
о нашем спасении. Таким образом,
исповедание веры в Богочеловека связано
с признанием невозможности спасения
собственными силами.
Этим все сказано, и на
этих двух положениях основывается все
христианское подвижничество — на вере
в Богочеловека и на чувстве собственной
греховности...
С помощью молитвы мы
обретаем двойное знание. Святой Максим
говорит, что страсть гордости происходит
от двух незнаний: Божественной силы и
человеческой немощи. Это двойное незнание
формирует «расстроенное сознание».
Человек гордый несведущ, в то время как
смиренный обладает двойным знанием. Он
знает собственное бессилие и силу
Христову. Следовательно, в Иисусовой
молитве мы исповедуем силу Христову
(«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий») и
наше бессилие («помилуй мя»). И приходим
в блаженное состояние смирения. Где
смирение — там благодать Христова,
которая есть Царство Небесное…
Иисусова молитва —
величайшее знание. Ее невозможно ни
описать, ни определить точно, ибо
существует опасность быть неправильно
понятым теми, у кого нет даже малого
опыта… Можно сказать еще, что она
является совершенной формой, благодаря
которой мы имеем богословие или, лучше
сказать, боговидение. Богословие —
порождение и результат чистой молитвы,
ее желанный и благословенный плод…
Митрополит
Иерофей (Влахос)
|