Сретение
Владимирской иконы Божией Матери в
Москве
В 1395 г. на восточной
границе Московской Руси появился новый
грозный враг — Тамерлан, «властитель
мира», «железный хромец», как его называли
современники. Угроза нового разорения,
еще более страшного и жестокого, чем
нашествие Бату-хана, заслонила все
житейские заботы и попечения. Пост и
молитва стали основным деланием людей
без различия рода и звания.
Великий князь Василий
Дмитриевич собрал войско и выступил с
ним на берег Оки за Коломной, поджидая
Тамерлана. Готовясь сразиться с
иноверными, князь Василий вспомнил о
том, как святой благоверный великий
князь Андрей Боголюбский шел в поход
против волжских булгар, как молился
перед Владимирской иконой, которую
несли перед войском, как было явлено
знамение помощи Царицы Небесной. Он
написал митрополиту Киприану письмо с
повелением принести в Москву чудотворный
образ.
В день Успения Пресвятой
Богородицы владимирское духовенство
передало в руки почетной депутации
духовенства московского великую святыню
своего города. Плакали и стенали
владимирцы, провожая икону в дальний
путь, в глубине души надеясь, наверное,
на то, что не пойдет Владычица из Своего
избранного града, из Своего дома, как
часто называли Успенский собор. Чуда
не случилось, икона шла путями Промысла
Божия в новый стольный град Руси. Но на
все времена сохранилось за этой иконой
название Владимирской — в память о
Владимире, стольном граде Государства
Российского, выстоявшем в тяжелые
времена монголо-татарского ига…
…Десять дней Владимирская
икона шествовала по Руси. По сторонам
дороги стояли на коленях люди и в слезной
молитве просили заступления Пресвятой
Богородицы. Москвичи вышли за городские
стены, на Кучково поле, и ждали прибытия
святыни. Завидев издали приближающуюся
процессию, все пали на колени и в молитве,
которая творилась «единеми усты и единем
сердцем», излили свою скорбь и свое
упование, словно Сама Владычица Богородица
шествовала к ним. Слезы были у всех на
глазах, но в этих слезах уже не было
безнадежного отчаяния — в них было
предчувствие радости избавления.
А между тем, разорив и
разграбив Елец, Тамерлан остановился
на берегу Дона и две недели простоял
там, не отдавая приказа двигаться дальше.
А в тот самый час, когда москвичи встречали
Владимирскую икону, Тамерлан задремал
в своем шатре. Пробудился он в страхе и
недоумении и тут же приказал созвать
своих мудрейших советников и рассказал
им о видении, которое сильно напугало
его. Он видел высокую гору, с горы
спускались к нему святители с золотыми
жезлами, а над ними на воздухе в
неизреченном свете стояла величественная
Жена, тьмы Ангелов окружали Ее, в их
руках сверкали огненные мечи. Разом
подняв их, они устремились на Тамерлана
— и он очнулся от своего сна. Мудрецы
сказали ему, что он видел Матерь
христианского Бога, Заступницу русских,
что сила Ее неодолима. Тамерлан приказал
повернуть свои войска в степь. И монголы,
и русские были одинаково изумлены таким
решением, а летописец свой рассказ
заканчивает короткой, но очень емкой
фразой: «И бежал Тамерлан, гонимый силою
Пресвятой Девы».
Великий князь Василий
Дмитриевич повелел основать монастырь
в честь Сретения Владимирской иконы
Пресвятой Богородицы на том самом месте,
где москвичи встретили святыню. В память
об этом событии было установлено
празднование в честь Сретения Владимирской
иконы Божией Матери в Москве.
Архимандрит
Кирилл (Павлов)
|